«Мир звуков»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Занятие в игровой форме дает детям возможность закрепить звуковой анализ слова. Дает возможность формировать умения работать в малых группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_obucheniyu_gramr.docx | 356.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад Комбинированного вида № 5 «Колосок»
Воспитатель
Ходакова Аксана Валерьевна
«Мир звуков»
Цель: Развивать у дошкольников интерес к обучению грамоте.
Задачи:
- Закреплять навыки деления слов на слоги;
- Продолжать учить пользоваться схемой слова и фишками;
- Расширять знания о гласных и согласных звуков;
- Развивать сообразительность, смекалку, находчивость;
- Формировать умение работать в малых группах, договариваться между собой.
Оборудование: Картинки-рыбки с иллюстрациями, фишки, схемы слов, ведерки 9 шт, массажные мячики, кольца Луллии 3 шт, фишки для поощрения, кубик с гранями трех цветов
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята заканчивайте свою игру и я вам предлагаю поиграть всем вместе. Согласны? Мы сегодня с вами вспомним, что мы знаем о мире звуков.
- Скажите, пожалуйста, какие звуки вы знаете? (гласные, согласные)
Чем отличаются они друг от друга? (гласные - поются, согласные - нет)
А, что вы знаете про согласные звуки, какие они бывают? (согласные звуки бывают: твердые и мягкие)
- И вот сейчас мы с вами поиграем в «Теремок» (стоят стулья в кругу). Мы будем идти по кругу и говорить такую фразу «Стоит в поле теремок-теремок, он не низок не высок, а в теремке живут слова, которые начинаются на гласный звук». Как только мы её закончим, ваша задача будет придумывать слова, начинающиеся на гласный звук. Тот, кто назовет правильно, садится на стульчик в кругу.
Деление на три группы при помощи стульев. Там на них цветные квадраты-красные, синие и зеленые.
- Ребята, обратите внимание на стульчики. На спинках их есть квадратики. Они вам, что нибудь напоминают? (мы такими квадратиками обозначаем звуки в словах). Правильно это наши помощники при написании слов.
И еще они нам помогли разделиться на группы, для того чтоб нам немножко посоревноваться в своих знаниях «В мире звуков». Сейчас, какого цвета квадратик на стуле за такой стол и садитесь.
- И так ребята первое игра «Найди звук в слове».
Положите красный квадрат в каждой схеме слова там, где слышится звук «И», в названии каждого предмета (санки, пилка, бочки, лимон, индюк).
- Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Индюк. Нам с вами надо зашифровать это слово.
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки – красным;
твердые согласные – синим;
мягкие согласные – зеленым».
(Схему дети составляют самостоятельно - одну для всех, чья команда быстрее выполнит, после чего производится проверка).
«Ребята, сколько гласных звуков в слове?
Согласных твердых?
А согласные мягкие звуки есть в нем?»
- Сейчас следующая игра «Веселая рыбалка». У каждой рыбки на обратной стороне есть картинка, вам надо определить на какой звук начинается слово и положить рыбку в одно из ведерок.
(Дети раскладывают рыб в красное, синее и зеленое ведерки, чья группа сделает задание правильно и быстрее).
- Мне поможет проверят правильность выполнения раскладывания рыб один член каждой команды. Ой, работа была тяжелой, поэтому предлагаю немножко отвлечься и поиграть мячиками.
Физкультминутка - упражнение «Мячик» (использ. массажные мячики)
Мячик, мячик, наш дружок.
Колкий, колкий, колкий бок.
Крепко мячики сжимаем,
Наши мышцы напрягаем.
Чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда.
С мячиком мы поиграем,
И в ладошках покатаем.
Вращать мячик, удерживая его подушечками пальцев по кругу.
Обхватить мячик ладонями,
ритмично сжимать
и разжимать их, удерживая мяч.
Положить мячик между ладонями и вращать его.
Воспитатель: Ребята, мы с вами немножко отвлеклись, давайте играть дальше со звуками. Игра называется «Верно - неверно». Предлагаю послушать утверждения и сделать самостоятельно выбор, т.е. согласиться или опровергнуть утверждение: «Да, это верно!» или «Нет, это не верно!» Например:
— слово «кот» начинается с гласного звука;
— в слове «лиса» два слога;
— слово «рысь» начинается с твёрдого согласного звука;
— гласный звук обозначается синей фишкой;
— согласный мягкий обозначается зелёной фишкой;
— звук [о] согласный, его нельзя пропеть;
— слово «малина» состоит из трёх слогов;
— слово «часы» начинается с согласного звука [ш].
- Молодцы! Дальше у вас лежит круг. Возьмите его и переверните. Вы эту игру знаете, а сейчас мы посмотрим, кто быстрее справиться с заданием. У каждого стола лежит конверт с заданием. Ваша задача: найти такую картинку на круге и соотнести первый звук слова и схему слова. (Дети берут кольцо Луллия и должны соотнести звук на малом круге с картинками, расположенными на внешнем круге и со схемой слова на третьем круге).
- А следующее задание мы сделаем на ковре. Игра «Я знаю...» Предлагаю детям бросить кубик. Тот цвет, который окажется на верхней части грани, будет, значим в игре. Если выпадет красный цвет, то вы должны говорить:
«Я знаю три гласных звуков: [а], [о], [и], [у], [ы]».
Если выпадает синий,
«Я знаю три твердых согласных звуков: [т], [п], [к], [р], [ш]».
«Я знаю три мягких согласных звуков: [л,], [м,], [н,], [б,], [т,]». (Два раза каждой группе).
«Скажите, пожалуйста, вам понравилось сегодня выполнять задания?
Что больше всего понравилось?
С выполнением, какого задания у вас возникли трудности?
Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии. Вы все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...