«Мир звуков»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Занятие в игровой форме дает детям возможность закрепить звуковой анализ слова. Дает возможность формировать умения работать в малых группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 356.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад Комбинированного вида № 5 «Колосок»
Воспитатель
Ходакова Аксана Валерьевна
«Мир звуков»
Цель: Развивать у дошкольников интерес к обучению грамоте.
Задачи:
- Закреплять навыки деления слов на слоги;
- Продолжать учить пользоваться схемой слова и фишками;
- Расширять знания о гласных и согласных звуков;
- Развивать сообразительность, смекалку, находчивость;
- Формировать умение работать в малых группах, договариваться между собой.
Оборудование: Картинки-рыбки с иллюстрациями, фишки, схемы слов, ведерки 9 шт, массажные мячики, кольца Луллии 3 шт, фишки для поощрения, кубик с гранями трех цветов
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята заканчивайте свою игру и я вам предлагаю поиграть всем вместе. Согласны? Мы сегодня с вами вспомним, что мы знаем о мире звуков.
- Скажите, пожалуйста, какие звуки вы знаете? (гласные, согласные)
Чем отличаются они друг от друга? (гласные - поются, согласные - нет)
А, что вы знаете про согласные звуки, какие они бывают? (согласные звуки бывают: твердые и мягкие)
- И вот сейчас мы с вами поиграем в «Теремок» (стоят стулья в кругу). Мы будем идти по кругу и говорить такую фразу «Стоит в поле теремок-теремок, он не низок не высок, а в теремке живут слова, которые начинаются на гласный звук». Как только мы её закончим, ваша задача будет придумывать слова, начинающиеся на гласный звук. Тот, кто назовет правильно, садится на стульчик в кругу.
Деление на три группы при помощи стульев. Там на них цветные квадраты-красные, синие и зеленые.
- Ребята, обратите внимание на стульчики. На спинках их есть квадратики. Они вам, что нибудь напоминают? (мы такими квадратиками обозначаем звуки в словах). Правильно это наши помощники при написании слов.
И еще они нам помогли разделиться на группы, для того чтоб нам немножко посоревноваться в своих знаниях «В мире звуков». Сейчас, какого цвета квадратик на стуле за такой стол и садитесь.
- И так ребята первое игра «Найди звук в слове».
Положите красный квадрат в каждой схеме слова там, где слышится звук «И», в названии каждого предмета (санки, пилка, бочки, лимон, индюк).
- Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Индюк. Нам с вами надо зашифровать это слово.
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки – красным;
твердые согласные – синим;
мягкие согласные – зеленым».
(Схему дети составляют самостоятельно - одну для всех, чья команда быстрее выполнит, после чего производится проверка).
«Ребята, сколько гласных звуков в слове?
Согласных твердых?
А согласные мягкие звуки есть в нем?»
- Сейчас следующая игра «Веселая рыбалка». У каждой рыбки на обратной стороне есть картинка, вам надо определить на какой звук начинается слово и положить рыбку в одно из ведерок.
(Дети раскладывают рыб в красное, синее и зеленое ведерки, чья группа сделает задание правильно и быстрее).
- Мне поможет проверят правильность выполнения раскладывания рыб один член каждой команды. Ой, работа была тяжелой, поэтому предлагаю немножко отвлечься и поиграть мячиками.
Физкультминутка - упражнение «Мячик» (использ. массажные мячики)
Мячик, мячик, наш дружок.
Колкий, колкий, колкий бок.
Крепко мячики сжимаем,
Наши мышцы напрягаем.
Чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда.
С мячиком мы поиграем,
И в ладошках покатаем.
Вращать мячик, удерживая его подушечками пальцев по кругу.
Обхватить мячик ладонями,
ритмично сжимать
и разжимать их, удерживая мяч.
Положить мячик между ладонями и вращать его.
Воспитатель: Ребята, мы с вами немножко отвлеклись, давайте играть дальше со звуками. Игра называется «Верно - неверно». Предлагаю послушать утверждения и сделать самостоятельно выбор, т.е. согласиться или опровергнуть утверждение: «Да, это верно!» или «Нет, это не верно!» Например:
— слово «кот» начинается с гласного звука;
— в слове «лиса» два слога;
— слово «рысь» начинается с твёрдого согласного звука;
— гласный звук обозначается синей фишкой;
— согласный мягкий обозначается зелёной фишкой;
— звук [о] согласный, его нельзя пропеть;
— слово «малина» состоит из трёх слогов;
— слово «часы» начинается с согласного звука [ш].
- Молодцы! Дальше у вас лежит круг. Возьмите его и переверните. Вы эту игру знаете, а сейчас мы посмотрим, кто быстрее справиться с заданием. У каждого стола лежит конверт с заданием. Ваша задача: найти такую картинку на круге и соотнести первый звук слова и схему слова. (Дети берут кольцо Луллия и должны соотнести звук на малом круге с картинками, расположенными на внешнем круге и со схемой слова на третьем круге).
- А следующее задание мы сделаем на ковре. Игра «Я знаю...» Предлагаю детям бросить кубик. Тот цвет, который окажется на верхней части грани, будет, значим в игре. Если выпадет красный цвет, то вы должны говорить:
«Я знаю три гласных звуков: [а], [о], [и], [у], [ы]».
Если выпадает синий,
«Я знаю три твердых согласных звуков: [т], [п], [к], [р], [ш]».
«Я знаю три мягких согласных звуков: [л,], [м,], [н,], [б,], [т,]». (Два раза каждой группе).
«Скажите, пожалуйста, вам понравилось сегодня выполнять задания?
Что больше всего понравилось?
С выполнением, какого задания у вас возникли трудности?
Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии. Вы все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/02/picture-305534-1380666605.jpg)
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/13/picture-802005-1468411058.jpg)
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/22/picture-1033109-1524413358.jpg)
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/11/picture-697862-1460401779.jpg)
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/16/picture-1227563-1584365187.jpg)
Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...