Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе "Схема слова. Звук и буква "Н"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Сидорова Ольга Николаевна

Дети в увлекательной форме знакомятся со схемой слова. Через различные формы работы учатся подбирать слова с заданным звуком, определять место звука в слове. В конспекте используются интерактивные технологии АНО "Планета Детства", г. Тольятти, в авторской обработке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_shema_slova.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе

«Схема слова. Звук и буква «Н»

Автор – Сидорова О.Н.

Задачи:

  1. Познакомить детей с графическим изображением слова – схемой.
  2. Учить детей самостоятельно добывать информацию у взрослых, из познавательной литературы.
  3. Познакомить с согласным звуком и буквой «Н».
  4. Упражнять в подборе слов с заданным звуком; определять место звука в слове.
  5. Воспитывать потребность в совершении добрых дел.

Демонстрационный материал: картинки «нарцисс», «нос», «наушники», «нож», «ножницы»; письмо с буквой «Н»; буква «Н»; схема (в письме); чистый конверт.

Раздаточный материал: рабочий лист № 7; фишки; полоски; карандаши (фломастеры); буквы («Н», «И», «Т», «К», «И»), картинки.

Логика образовательной деятельности.

Игра «Внимание».

Детям предлагается запомнить порядок следования картинок на доске. После этого картинки убирают. Дети в парах раскладывают правильную последовательность.

Играют два раза.

Педагог: Что общего у всех этих слов? Правильно, они начинаются со звука [Н]. Звук [Н] какой? Обозначается… Кто знает, как выглядит буква «Н»? В русском языке очень много слов с этим звуком.

Интерактивная технология «Хоровод».

- А какие это слова узнаем в хороводе. Называйте слова со звуком [Н] и передавайте друг другу мяч. Молодцы!

- Вы знаете много слов со звуком [Н]. Они находятся в разных позициях.

Интерактивная технология «Карусель».

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 – мотивационный

Вы любите кататься на карусели?

Но сегодня вы будете не только кататься, но и определять место звука [Н] в словах.

Включаются в деятельность, предложенную воспитателем.

2 – организационный

Для этого вам необходимо договориться, кто с кем в паре будет играть, кто будет во внутреннем круге (карусель), а кто во внешнем (дети).

Договариваются. Вспоминают правила сотрудничества: дослушивать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку.

3 – деятельностный

Дети – «карусель» возьмите картинку. Дети во внешнем круге возьмите карточки «место звука».

Те дети, у кого картинка, четко произносят слово, голосом выделяя звук [Н].

Те дети, кто катается на карусели, определите, где находится звук [Н] в слове (в начале, в середине или в конце), и поднимите соответствующую карточку.

А теперь меняемся местами.

Разбирают карточки. Образуют два круга.

Дети активно взаимодействуют друг с другом. Определяют место звука в слове и соответственно поднимают карточку.

Меняются местами. Игра продолжается.

4 – итоговый

Вам понравилась наша карусель? «Катаясь», вы закрепили умение определять, где находится звук [Н] в слове.

Педагог: Сегодня в почтовом ящике я обнаружила письмо с буквой «Н». Как вы думаете от кого оно? Наверное, Незнайка опять просит нас помочь ему. Кто хочет помочь Незнайке?

- В письме только какие-то странные знаки (схема слова). Как вы думаете, что это? Как же нам узнать, что это? Действительно, можно прочитать в умной книге или спросить у других взрослых, например, у воспитателя соседней группы. Как мы с вами поступим. Как нужно вести себя в другой группе? Вежливо поздороваться, спросить разрешения («не могли бы нам помочь», «помогите нам, пожалуйста», «мы нуждаемся в вашей помощи»), потом внимательно выслушать ответ.

Дети в другой группе спрашивают у воспитателя.

Воспитатель соседней группы: это схема слова. Черточки обозначают части слова. Вот в этом слове три части. Какое это может быть слово? А что обозначают кружочки вы, наверное, догадались сами.

В группе.

Педагог: Вы бы хотели научиться составлять схему слова? Посмотрите на рабочий лист.

Звуковой анализ слова «нитки» с использованием букв. (см. другие конспекты).

- Сколько частей в слове «нитки»? Нарисуйте две палочки вот так (показ). Теперь нарисуйте кружочки, как мы только что делали с вами. И не забудьте подписать картинку, используя правильный карандаш.

- Что же мы ответим Незнайке?

Дети диктуют ответ, воспитатель записывает и запечатывает в конверт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Этикет от «А» до «Я» - «Страна вежливых слов»

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Этикет от «А» до «Я» -  «Страна вежливых слов». Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Социализация...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Добрые слова»

: Уточнить и расширить знания детей о вежливых словах и словах-приветствиях. Учить понимать моральный смысл действий и поступков, разрешать простейшие житейские проблемы. Развивать разговорную речь, р...

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Путешествие в страну звуков» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»Задачи: Закрепить различение гласных и с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Добрые слова для друга" (старшая группа)

Тема: Добрые слова для другаОбразовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие, социальнокоммуникативное развитие.Тема: Добрые слова для другаВ...