"В мире звуков и букв"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Руфина Юлия Анатольевна

Конспект итоговой НОД по логопедии с включением ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итоговой НОД по логопедии в подготовительной к школе группе (ФГОС)

Цели:                                                                 

Образовательные: Продолжать совершенствовать практические умения и навыки детей:

- закрепить навыки пользования исправленной речью, правильно произносить звуки;
- развивать умения на слух выделять согласные и гласные звуки из слов, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;
- совершенствовать знание графического образа букв.

Коррекционно – развивающие:
— совершенствование умений выполнять звукобуквенный анализ и синтез;
— совершенствовать лексико – грамматический строй речи;
— продолжать развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.
Коррекционно – воспитательные:
— закрепить у детей умение слушать друг друга, выполнять задания по речевой инструкции;
— совершенствовать навыки коммуникативного общения;
— стимулировать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Захожу в группу и начинаю разглядывать красочную азбуку, дети постепенно все присоединяются ко мне и мы дружно обсуждаем, как называются буквы и на что они могут быть похожи. На одной из страниц складываю стопкой картинки и когда до этой страницы доходим, всё высыпается на пол. Картинок ровно столько, сколько детей.

Л: Ой, здесь какие-то картинки, они что-нибудь означают? А вот, кстати, и записка, наверное, её сюда положили школьники, чтобы проверить ваши знания!

«Попробуйте составить звуковой анализ слов, которые вы видите на картинках, мы в школе очень часто делаем такие задания. Если вы справитесь с этим, значить вам тоже уже можно идти в школу».

Л: Ну что же, придётся вам доказать школьникам, что вы тоже можете справиться с такими заданиями, которые выполняют они в школе.

2. Звуковой анализ слов.

Дети рассаживаются за столы, я раздаю им цветные карандаши (коробочки с символами звуков). Они составляют звуковую схему слова. Я хожу, проверяю правильность выполнения задания, и раздаю звездочки за правильно самостоятельно выполненные задания.

Л: Ну вот, все справились с заданиями, теперь школьники не смогут сказать про вас, что вы ещё маленькие и ничего не умеете. Кто мне скажет, из чего вы составляли схему слова? (из звуков) А что такое звук? (то, что мы слышим и произносим) Правильно.

3. Верные помощники – буквы.

Отгадайте загадку:

Черные птички на белой страничке                                                

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).        

Л: Что такое буква? (то, что мы видим и пишем) А вы сможете по описанию догадаться, о какой букве идёт речь?

Букву «пэ» перевернули,
Справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце,
Получилась буква...

Ответ: Буква Ц

С этой буквой веселей!
Ну и как не улыбнуться -
Повисеть могу на ней,
А еще и подтянуться!

Ответ: Буква П

«Пэ» в другую букву можно
Очень быстро превратить -
Перекладинку немножко
Надо только опустить!

Ответ: Буква Н

Если маленькой чертой
Букву «о» перечеркнем,
Потеряем букву «о»,
Но другую мы найдем!

Ответ: Буква Ф

Взяли «эн» и справа ножку
Растянули мы немножко,
Да свернули буквой «о»-
Ну, и что произошло?

Ответ: Буква Ю

Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь букву...

Ответ: Буква У

Эта буква, как жучок,
Растопырила шесть ног,
И, конечно, знаешь ты,
Что за ней не ходит «ы»!

Ответ: Буква Ж

Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква ...

Ответ: Буква Ы

Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву ...

Ответ: Буква О

4. Игра «Сломанные буквы».

Л: Ну тогда, у меня для вас следующее задание, вам нужно будет починить сломанную букву. Попробуете? Тогда держите конвертики. У каждого из вас в конвертике есть детали одной буквы. Вам нужно будет правильно их сложить и получить букву. Тем, кто справиться с заданием, я дам готовую букву.

Дети собирают буквы. Получают готовые буквы за правильно собранные.

Л: У кого-то из вас получились буквы, которые обозначают гласные звуки, а у кого-то – согласные. Кто знает, какие звуки можно назвать гласными? (которые тянутся, поются) Какие звуки называют согласными? (у которых есть препятствие во рту и их нельзя тянуть) Назовите гласные звуки? Согласные?

Л: А сейчас вы должны будете разделиться на две команды: на команду гласных и команду согласных. На ковре стоят два стола: на одном столе красный кружок, на другом – синий и зелёный. Каждая буква, обозначающая гласный звук подойдёт к столу с красным кружком, согласный – с синим, зелёным кружком.

Дети делятся на две команды и подходят к столам на ковре.

5. Дидактическая игра «Зашифрованное слово».

Л: Что вы видите у себя на столе? (буквы, картинки) Послушайте следующую загадку:

Звук я к звуку подберу                                                                        

И его произнесу                                                                                

Если буквы в ряд сложу                                                                

То его потом прочту…(слово).

Л: Интересно, а вы сможете составить и прочитать слово?

Л: Правильно. Значит следующим заданием для вас, будет составить слово, а как, я вам сейчас расскажу. На доске прикреплен листок, на котором в определённом порядке расположены картинки. Вам необходимо произнести названия этих картинок, найти первый звук в словах и приклеить соответствующую этому звуку – букву. У каждой команды зашифровано слово из 5 букв. Чтобы справиться с заданием, нужно работать дружно, и не мешать другой команде криками.

Л: Итак, приступим. Начали!

У первой команды слово УРОКИ.            У второй команды слово ШКОЛА.

Вот вы и справились ещё с одним заданием, и получили два слова, связанные с вашим будущим.

6. Подведение итогов.

Л: Если будешь много знать, то получишь в школе …, а если будешь знать едва, то получишь в школе …. Конечно, это надо всегда помнить, ведь учение – это свет, а не учение – тьма.

Л: А сейчас я предлагаю вам оценить свои знания. Кто считает, что сегодня хорошо работал, правильно выполнял задания и ни разу не ошибся – возьмите у меня с подноса квадратики картона зелёного цвета, кто считает, что не всегда у него получилось правильно выполнять задания или ему требовалась помощь, возьмите квадратики картона жёлтого цвета, а кто не стравился совсем хотя бы с одним заданием – возьмите квадратик картона красного цвета. С чем можно сравнить ваши оценочные карточки? Правильно, с сигналами светофора. Что означает зелёный цвет? Правильно, путь свободен,  с вашими знаниями дорога открыта везде. Жёлтый цвет, что означает? Правильно, приготовились, если немного подучить, можно будет двигаться вперёд. И красный сигнал светофора, что означает? Правильно, движение запрещено. С такими минимальными знаниями, далеко не уйдёшь, нужно догонять остальных.

Л: Присаживайтесь на свои места. Ваши карточки – это не просто оценки. Это основа для медальона.

7. Изготовление волшебного медальона.

Логопед. Ребята, вы знаете, что такое медальон?

Дети отвечают.

Логопед. Медальон – это ювелирное украшение, которое человек может получить в подарок или сделать сам. Давайте и вы сделаете медальон и украсите его первой буквой своего имени. Медальоны носят на шее, поэтому к нему вы прикрепим ленточку. Но этим вы займётесь, когда у вас выдастся свободное время, с Ириной Николаевной или Ниной Марковной.

Логопед. Ребята, а вы можете назвать первый звук своего имени?

Дети отвечают.

Логопед. Начнем мы нашу работу с формы-основы. Обратите внимание на ваши картонные заготовки. На обратной стороне нарисован треугольник и круг. Заготовка может быть треугольная, квадратная, круглая. Затем приклеиваем букву, вырезанную из самоклеящейся плёнки, делаем петельку из ленты, которую подарил логопед.

Дети выполняют работу. После выполнения дети рассматривают медальоны, называют буквы, имена и слова, начинающиеся с этой буквы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1

Слайд 4

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ 2

Слайд 5

Ц П Н Ф У Ю Ж Ы О

Слайд 7

3

Слайд 9

4 ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ

Слайд 10

В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект учителя-логопеда "В мире звуков и букв"

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того ...

ПРОЕКТ «В МИРЕ ЗВУКОВ И БУКВ».

Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать выделять...

"В мире звуков и букв"

Занятие в старшей группе...

Педагогический долгосрочный проект «В мире звуков и букв»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «ТОПОЛЕК» №1      Педагогический проект«В мире звуков и букв»...

Проект в подготовительной группе "В мире звуков и букв".

Проект в подготовительной группе "В мире звуков и букв"....

Проект моя первая буква «В мире звуков и букв».

Проект моя первая буква «В мире звуков и букв»....