Внеурочная деятельность "Играем и читам"
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия имени Ф.К. Салманова
Рассмотрена и рекомендована Утверждаю
к утверждению Научно- Директор МБОУ гимназии
методическим советом имени Ф.К. Салманова
Протокол от __ __ 2015г. № ___ _________________ Г.В. Мисюля
Приказ №_____ от__ __ 2015г.
Дополнительная образовательная программа
«Играем и читаем»
на 2015 - 2016 учебный год
Разработчик:
Учитель-логопед
Д.С. Копосова
Пояснительная записка
Компилятивная дополнительная образовательная программа развития речи и подготовки к обучению грамоте «Играем и читаем» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки, фонетических рассказов и сказок Н. Созоновой, Е. Кунициной, уроков логопеда О.И. Крупенчук.
Программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.
Основной целью обучения по данной программе является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием - звуко-слоговой анализ слов. Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой предупреждение ошибок в чтении и письме. Работа по звуко-слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи.
Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (использовать в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).
Особое внимание педагога уделяется развитию фонематического слуха детей.
Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Задачи курса:
1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
2. Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения.
3. Развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
4. Знакомство с книжной культурой. Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (в том числе рассказов и сказок).
5. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
6. Развития грамматического строя речи.
7. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
8. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
9. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Содержание компилятивной программы курса развития речи и подготовки к обучению грамоте «Играем и читаем» учитывает возрастные и психологические особенности детей 5,5 – 6,5 лет, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут, 6 занятий в месяц, всего 48 занятий в год.
Реализация содержания компилятивной программы возможна на основании учебно-методического комплекта авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой «По дороге к Азбуке» (ч. 3,4), комплекта тетрадей Н.Созоновой, Е. Кунициной и прописей О.И. Крупенчук.
Содержание программы курса «Играем и читаем»
(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)
1. Лексическая и грамматическая работа (7 часов):
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи (11 часов):
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный пересказ текста по зрительной опоре;
- составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (20 часов):
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
4. Обучение звуко-слоговому анализу (10 часов):
звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
В результате работы по программе курса дети смогут:
- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
- отвечать на вопросы педагога;
- подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять звук в начале слова;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и называть буквы русского алфавита;
- соединять звуки в слоги;
- соединять слоги в слова;
- хорошо владеть устной речью;
- может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
- может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения;
- у ребенка складываются предпосылки грамотности;
Календарно-тематическое
планирование курса «Играем и читаем»
(развитие речи и подготовка к обучению грамоте) № п/п | Тема занятия | Кол. часов |
1. | Звуки. Буквы. Слова короткие, слова длинные. | 1 |
2. | Звук [А]. Знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением. | 2 |
3. | Звук [У]. Акустические характеристики, выделение в слове гласных звуков. | 2 |
4. | Звук [М]. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные | 3 |
5. | Звук [К]. Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные | 3 |
6. | Звук [О]. Выделение звука конце и середине слова. | 2 |
7. | Звук [С]. Конструирование словосочетаний и предложений. | 3 |
8. | Звук [Л]. Понятие «слог», звуковой анализ слогов. | 3 |
9. | Звук [П]. Обучение ответам на вопросы. | 3 |
10. | Знакомство с классификацией звуков: твердые и мягкие согласные. Звук [И]. | 2 |
11. | Звук [Ш]. Соотнесение букв и звуков. Гласные и согласные звуки. | 3 |
12. | Звук [Т]. Составление слогов с помощью условных звуковых обозначений. | 3 |
13. | Звук [Х]. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке. | 3 |
14. | Звук [З]. Выделение в слове твёрдых и мягких согласных звуков. | 3 |
15. | Звук [Б]. Составление рассказа-описания. | 3 |
16. | Звук [Ж']. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных обозначений. | 3 |
17. | Звук [Н]. Акустические характеристики, выделение в слове согласных звуков. | 3 |
18. | Я с буквами дружу! Составление рассказа по картинке. | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей и учителей: "Художественно-эстетическое направление в внеурочной деятельности МОУ "Начальная школа-детский сад № 78"
В данной публикации воспитатель-руководитель ИЗОстудии делится опытом работы с дошкольниками и учащимися начальной школы по кружковой деятельности в МОУ "Начальная школа-д...
Рабочая программа внеурочной деятельност по социально-творческому направлению «Родник»
Актуальность программы. В последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а...
Рабочая программа внеурочной деятельности внеурочной деятельности
В основу программы «Родник» положены следующие принципы: - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенц...
«Формирование творческих способностей у детей интернатных учреждений во внеурочное время».
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого под...
Занятие по внеурочной деятельности "Тайна синего моря"
Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги и ознакомлению с окружающим миром на тему:«Тайна синего моря» Задачи:Учить конструировать рыбок в технике оригамирасширять...
Проект "PRОчтение - Читаем везде, читаем всегда , читаем вместе "
В рамках регионального проекта PROчтение , для привлечения детей и родителей к чтению художественной литературы в группе были проведенны ряд мероприятий направленных на выполне...
План родительского собрания, на тему: "Читать? Зачем читать? Что читать?"
Родительское собрание «Читать?Зачем читать?Что читать?»...