Занятие по обучению грамоте "Знакомство с буквой и звуком К
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Перевозчикова Альбина Акрамовна

Занятие по обучению грамоте "Знакомство с буквой и звуком К

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_k.docx261.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовск детский сад №80 «Светлячок»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Звук и буква К

Воспитатель:

Перевозчикова Альбина Акрамовна

г.Нижневартовск

«Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки»

Задачи:

  1. Закреплять правильное произношение звуков к, кь.
  2. Продолжать учить условно обозначать согласные звуки; различать твердый и мягкий согласные звуки к; называть и находить букву К среди других букв.
  3. Упражнять в чтении слогов.
  4. Развивать у детей внимание, память, фонематическое восприятие,  зрительное и тактильно-двигательное восприятие, мышление, мелкую моторику.
  5. Воспитывать положительное отношение к коммуникативно-познавательной деятельности.

Оборудование:

Картинки (корова, кошка, мальчик, девочка), сигнальные карточки синего и зеленого цвета по количеству детей, демонстрационные буквы, азбука-плакат, палочки для выкладывания буквы, тарелки, щитки, кассы букв, тетради, карандаши

Словарь: буква, звук, согласный, твердый, мягкий, глухой

Ход НОД

Этапы НОД

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Орг.момент

Дид.игра «Отгадай загадку»

Основная часть

1. Беседа с детьми

2.Характеристика звука К

3.Дид.игра «Поймай звук»

4. Дид.игра «Придумай имя»

5.Дид.игра «Твердый-мягкий»

Физминутка 

Пальчиковая игра «Моя семья»

6.Характеристика буквы К.

1)Нахождение буквы М среди других букв

2)Выкладывание буквы К из палочек

7.Составление и чтение слогов.

8. Работа в тетрадях

Итог НОД

Загадывание загадок. Картинки-отгадки вывешиваются на доску.

Голодная пасется, сытая жует,

Всем ребятам молоко дает.

(Корова)

Без расчески причесался и Умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады.

(Кот)

- Кто изображен на картинках?

- Произнесите слово КОРОВА. 

- Какой первый звук в слове корова? (К)

- Произнесите слово КОТ.

- Какой первый звук в слове кот? (К)

- Мы с вами, ребята, будем сегодня знакомиться со звуком и буквой К.

- Ребята, произнесите звук К.

- Это гласный или согласный звук? (Согласный. Когда мы его произносим, воздух встречает преграду – язык «горкой»)

- Звук К звонкий или глухой? (Глухой. Если положить руку на горло и произнести этот звук, можно почувствовать, что горло не «дрожит»).

- Произнесите еще раз слово КОТ. Звук К слышится мягко или твердо? (Твердо)

- Квадратами какого цвета мы обозначаем твердые звуки? (Квадратами синего цвета).

- А теперь произнесите ласково - кисонька.

- Звук К слышится мягко или твердо? (Мягко)

- Квадратами какого цвета мы обозначаем мягкие звуки? (Квадратами зеленого цвета)

Вывешиваю на доску квадраты синего и зеленого цвета.

- А теперь я буду произносить разные слова, а вы будете «ловить» только те, в которых есть звук К.

Слова: корова, медведь, Катя, лес, кукла, машина, Костя.

- К нам в гости пришли друзья.

Вывешиваю на доску картинки: мальчик и девочка.

- Давайте придумаем детям имена. Имена мальчика и девочки начинаются со звука К.

Имена: Катя, Ксюша, Коля, Костя, Кирилл.

- Ребята, Катя и Коля очень любят учиться, давайте покажем им, как мы умеем выполнять задания.

- У вас на столах сигнальные карточки синего и зеленого цвета. 

- Твердые звуки мы квадратами какого цвета обозначаем? (Квадратами синего цвета)

- Мягкие звуки мы квадратами какого цвета обозначаем? (Квадратами зеленого цвета)

- Возьмите в одну руку синий квадрат, в другую зеленый. Я буду называть слова, если вы услышите твердый звук К, вы поднимаете синюю карточку, если мягкий – зеленую.

Слова: кошка, Кирилл, камень, Кеша, киска, корова, Катя

- Катя и Коля брат и сестра. Они очень дружные. А у вас есть братья и сестры? Вы с ними дружно живете? Молодцы, значит у вас дружная семья.

- 1, 2, 3, 4, 5

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папа, 

Этот пальчик мама,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья.

- Ребята, Катя и Коля скоро пойдут в школу в 1 класс. Они уже знают буквы. А вы?

На доске вывешаны буквы М, Н, В, К.

- Найдите среди этих букв ту букву, которой обозначается звук К. 

- А теперь найдите букву К в азбуке.

- Рассмотрите внимательно букву К. На что она похожа? 

- Из чего можно выложить букву К? (Из палочек)

- Возьмите палочки и выложите букву К.

- Положите перед собой щитки. Откройте кассы букв, покажите К.

На верхнюю полоску щитка положите букву К, справа от нее положите букву А.

- Прочитайте, что получилось? (КА)

- Что это – слог или слово? (Слог, часть слова)

На доске схема для чтения слогов (КА, КО, КУ, КЫ). Дети читают слоги, затем составляют их самостоятельно.

Раскрашивание буквы К.

- С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает?

Хвалю детей, прощаемся с гостями.

Дети отгадывают загадки

Отвечают на вопросы

Произносят слова и выделяют звук К в начале слова

Произносят

Дети отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Дети хлопают в ладоши, если в слове слышат звук К

Придумывают имена для мальчика и девочки

Дети отвечают на вопросы и берут в руки сигнальные карточки синего и зеленого цвета

Выполняют пальчиковую гимнастику

Находят букву К 

Находят букву К в азбуке

Из палочек на досках выкладывают букву К

На щитках составляют из букв слоги, читают их

Отвечают на вопросы

Выполняют задание в тетрадях

Отвечают на вопросы

Дети прощаются с гостями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"

Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....

Конспект занятия по обучению грамоте " Полет на луну" - Звуки Л-Ль. Буква Л

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте, лексической теме "Космос" с использованием ИКТ технологии...

Занятие по обучению грамоте в логопедической группе. Звук и буква о.

Занятия по обучению грамоте  в старшей группе. Занятие проводила в игровой форме. Детям очень нравятся такие путешествия, сказки!...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе " Звук и буква Ш"

Занятие проводилось в группе для детей с ОНР 3 уровня...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и опред...