Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе " Звук и буква Ш"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Чечулина Людмила Петровна

Занятие проводилось в группе для детей с ОНР 3 уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III уровня по теме «Звук и буква Ш».

                                                            Чечулина Л.П.

                                                                                учитель-логопед МБДОУ

д/с №63 “Веснушки”,  г. Брянск

ЦЕЛИ. Закрепить навыки различения и четкого произношения звука «ш» в словах и фразах. Учить определять позицию звука «ш» в слове, согласовывать притяжательные местоимения «мой», «моя» с существительными; подбирать рифмы к словам. Учить выделять в слове гласные звуки, определять ударный звук, делить слова на слоги. Учить звуко-слоговому анализу слов, составлению схем слов. Закрепить правило правописания «ши», упражнять детей в чтении слов со слогом «ши». Учить составлять слова из слогов (Д/и «Собери слово»). Развивать пространственное мышление, комбинаторные способности ума, способствовать закреплению зрительного образа букв («Игры с буквами»). Работать над предложением, учить составлять схемы предложений с предлогами «в», «на». Упражнять в чтении предложений. Развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление. Использовать физминутку для снятия усталости и напряжения, внесения эмоционального заряда, совершенствования общей моторики.

ОБОРУДОВАНИЕ. Наглядные пособия: «У мартышки день рождения», «Узнай слово», «Составь слово». Волшебный экран для игры «Буквы рассыпались». Карточки для чтения слов и предложений. Наборы для составления схем слов и предложений.

ХОД 3АНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Логопед. Садится тот, кто назовёт ударный звук в словах: душ, наш, кошка,

башмаки, мышка, пушка, уши, малыш; шуба мешок, подушка.

 Какой звук повторяется во всех этих словах?

Дети. Звук «ш».

II.Сообщение темы.

Логопед. Сегодня на занятии мы будем повторять звук и букву «ш». Дайте характеристику звука «ш».

Дети. Согласный, твердый, глухой.

Логопед. Придумайте слова со звуком «ш». Как называется домик в котором живет звук «ш»?

Дети. Буква «ш».

Логопед. Из каких элементов состоит буква «ш». Покажите с помощью пальчиков букву «ш». Чем звук отличается от буквы?

 Дети. Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем

III. Определение места звука «ш» в слове.

У мартышки день рождения. Все подарки она повесила на пальму. Назовите подарки, в названии которых звук «ш» слышится в начале слова, в конце слова в середине слова.

Дети. Шар, шуба, камыш, ландыш, подушка , лягушка, мишка, шишка.

IV. Согласование притяжательных местоимений с существительными.  

Логопед. Стала мартышка рассматривать подарки и спрашивает: «Теперь это будет "мой" шуба? "моя" шар?»  Научим мартышку правильно использовать слова.

О каких еще подарках можно сказать "мой",  "моя"?

V. Подбор рифмы к словам.

Логопед. Найдите на картинках рифмующиеся слова.

Дети. Камыш-ландыш, мишка-шишка, подушка-лягушка.

VI. Д/и «Измени слово».

Логопед. Замените первый звук в слове на звук «ш» и назовите новое слово.
             тапка - шапка        дар-шар

топот-шепот        губы-шубы

мышка-шишка        Гарик-шарик

VII. Д/и игра “Узнай слово”.

Логопед. Узнайте слова по гласным звукам на картинках.

Ы-А (мышка). У-А (груша). О-А (кошка). У-У-А (кукушка). У-А-А (рубашка).

VIII. Звуко-слоговой анализ слов. Составление схем слов.
I ряд        II ряд

кошка        машина

Выкладывание слова «машина» из букв.

Повторение правила: «ШИ» пиши с буквой «И».

IX. Чтение слов со слогом «ШИ» по таблице.

М

X. Д/и «Составь слово».

Логопед. На шариках написаны слоги. Подберите шарики по цвету и составьте слова.

                 Наташа                                    кошка                                  мыши

XI. Физминутка.

На болоте две подружки, две зеленые лягушки

 Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Ножками топали, ручками хлопали

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкультпривет.

XII. Игры с буквами.

1. «Буквы рассыпались».

Логопед. На карточках были написаны буквы но они рассыпались. Отгадайте, какая буква была написана.

К                    Ш                      М

2. «Допиши буквы и прочитай слово».

Логопед. Шалунья-резинка стерла часть букв. Попробуйте восстановить буквы и прочитайте слова.

3. «Слово спряталось».

Логопед. Буквы модницы любят смотреться в зеркало. Обведи неправильно    написанные буквы в кружок и прочитай спрятавшееся слово.

XIII.Составление предложений с предлогами «в», «на».

Кушетка, отдыхать, на, дедушка.

Шкаф, вешать в Миша, шуба.

Составление детьми схем этих предложений на доске.

XIV. Д/и «Подбери слово».

Прочитайте слова. Добавьте нужное слово, чтобы получилось предложение.

Маша------------------------------------кашу

            моет      пилит      ест

Маша ест кашу.

XV. Чтение предложений по таблице.

Вот Паша. У Паши машина.

Паша возит машину.

XVI. Итог занятия.

Логопед оценивает работу детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"

Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква М".

Знакомство с буквой М. Характеристика звука. Игры со звуками....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К....

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква К"

Тема:  Звук и буква К . Цели: Коррекционно - образовательные:-познакомить    со    звуками Кь,    К,    способом  его...