Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе " Звук и буква Ш"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III уровня по теме «Звук и буква Ш».
Чечулина Л.П.
учитель-логопед МБДОУ
д/с №63 “Веснушки”, г. Брянск
ЦЕЛИ. Закрепить навыки различения и четкого произношения звука «ш» в словах и фразах. Учить определять позицию звука «ш» в слове, согласовывать притяжательные местоимения «мой», «моя» с существительными; подбирать рифмы к словам. Учить выделять в слове гласные звуки, определять ударный звук, делить слова на слоги. Учить звуко-слоговому анализу слов, составлению схем слов. Закрепить правило правописания «ши», упражнять детей в чтении слов со слогом «ши». Учить составлять слова из слогов (Д/и «Собери слово»). Развивать пространственное мышление, комбинаторные способности ума, способствовать закреплению зрительного образа букв («Игры с буквами»). Работать над предложением, учить составлять схемы предложений с предлогами «в», «на». Упражнять в чтении предложений. Развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление. Использовать физминутку для снятия усталости и напряжения, внесения эмоционального заряда, совершенствования общей моторики.
ОБОРУДОВАНИЕ. Наглядные пособия: «У мартышки день рождения», «Узнай слово», «Составь слово». Волшебный экран для игры «Буквы рассыпались». Карточки для чтения слов и предложений. Наборы для составления схем слов и предложений.
ХОД 3АНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Логопед. Садится тот, кто назовёт ударный звук в словах: душ, наш, кошка,
башмаки, мышка, пушка, уши, малыш; шуба мешок, подушка.
Какой звук повторяется во всех этих словах?
Дети. Звук «ш».
II.Сообщение темы.
Логопед. Сегодня на занятии мы будем повторять звук и букву «ш». Дайте характеристику звука «ш».
Дети. Согласный, твердый, глухой.
Логопед. Придумайте слова со звуком «ш». Как называется домик в котором живет звук «ш»?
Дети. Буква «ш».
Логопед. Из каких элементов состоит буква «ш». Покажите с помощью пальчиков букву «ш». Чем звук отличается от буквы?
Дети. Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем
III. Определение места звука «ш» в слове.
У мартышки день рождения. Все подарки она повесила на пальму. Назовите подарки, в названии которых звук «ш» слышится в начале слова, в конце слова в середине слова.
Дети. Шар, шуба, камыш, ландыш, подушка , лягушка, мишка, шишка.
IV. Согласование притяжательных местоимений с существительными.
Логопед. Стала мартышка рассматривать подарки и спрашивает: «Теперь это будет "мой" шуба? "моя" шар?» Научим мартышку правильно использовать слова.
О каких еще подарках можно сказать "мой", "моя"?
V. Подбор рифмы к словам.
Логопед. Найдите на картинках рифмующиеся слова.
Дети. Камыш-ландыш, мишка-шишка, подушка-лягушка.
VI. Д/и «Измени слово».
Логопед. Замените первый звук в слове на звук «ш» и назовите новое слово.
тапка - шапка дар-шар
топот-шепот губы-шубы
мышка-шишка Гарик-шарик
VII. Д/и игра “Узнай слово”.
Логопед. Узнайте слова по гласным звукам на картинках.
Ы-А (мышка). У-А (груша). О-А (кошка). У-У-А (кукушка). У-А-А (рубашка).
VIII. Звуко-слоговой анализ слов. Составление схем слов.
I ряд II ряд
кошка машина
Выкладывание слова «машина» из букв.
Повторение правила: «ШИ» пиши с буквой «И».
IX. Чтение слов со слогом «ШИ» по таблице.
М
X. Д/и «Составь слово».
Логопед. На шариках написаны слоги. Подберите шарики по цвету и составьте слова.
Наташа кошка мыши
XI. Физминутка.
На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкультпривет.
XII. Игры с буквами.
1. «Буквы рассыпались».
Логопед. На карточках были написаны буквы но они рассыпались. Отгадайте, какая буква была написана.
К Ш М
2. «Допиши буквы и прочитай слово».
Логопед. Шалунья-резинка стерла часть букв. Попробуйте восстановить буквы и прочитайте слова.
3. «Слово спряталось».
Логопед. Буквы модницы любят смотреться в зеркало. Обведи неправильно написанные буквы в кружок и прочитай спрятавшееся слово.
XIII.Составление предложений с предлогами «в», «на».
Кушетка, отдыхать, на, дедушка.
Шкаф, вешать в Миша, шуба.
Составление детьми схем этих предложений на доске.
XIV. Д/и «Подбери слово».
Прочитайте слова. Добавьте нужное слово, чтобы получилось предложение.
Маша------------------------------------кашу
моет пилит ест
Маша ест кашу.
XV. Чтение предложений по таблице.
Вот Паша. У Паши машина.
Паша возит машину.
XVI. Итог занятия.
Логопед оценивает работу детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"
Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».
Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и опред...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"
Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква М".
Знакомство с буквой М. Характеристика звука. Игры со звуками....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К....
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква К"
Тема: Звук и буква К . Цели: Коррекционно - образовательные:-познакомить со звуками Кь, К, способом его...
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква Ш" закрепление
Конспект по обучению грамоте "Звук и буква ш"...