Подготовка руки старших дошкольников к письму
консультация по обучению грамоте ( группа) на тему

Батырова Татьяна Михайловна

Подготовка руки старших дошкольников к письму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_ruki_starshih_doshkolnikov_k_pismu.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Подготовка руки старших дошкольников к письму»

Участники: воспитатели группы, преподаватель по изобразительной деятельности, родители.

Части собрания:

1. Вводная часть (5-7 мин).

Представление воспитателем темы и участников собрания.

Экскурсия по выставке рабочих тетрадей и продуктов детской деятельности.

2. Оcновная часть (30-35 мин).

Выступление воспитателя группы на тему «Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной  к школе группы», сопровождаемое плакатами с ключевыми тезисами и словами по теме выступления, показом схем пальчиковых игр (10-15мин).

Проведение преподавателем изобразительной деятельности практикума с родителями по освоению ими приемов развития мелкой моторики с помощью глины, пластилина и бумаги (10-15 мин).

Представление выставки дидактических игр по развитию мелкой моторики (5 мин).

Коллективное решение родителями кроссворда по теме собрания (5 мин). Примерный перечень слов, которые необходимо угадать: моторика, рука, зрение, мозг, координация, соотнесение, письмо, школа.

3. Разное (7-10 мин).

Обзор педагогической литературы по теме собрания.

Обсуждение вопросов содержания детей в детском саду, проведение досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.

4. Подведение итогов (3-5 мин).

Количественная оценка родителями пользы родительского собрания.

Выдача родителям буклетов по теме собрания.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: без квалифицированной помощи специалистов семье обойтись сложно.

 Уровень развития мелкой моторики ― один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

Если ребенок много и с удовольствием строит и конструирует по чертежам, выкладывает мозаичные узоры или панно в соответствии с образцами, срисовывает изображение различных предметов или целые картины, то у него постепенно совершенствуется зрительно-моторная координация, формируется умение точно воспроизводить графические образцы.

Развитию зрительно-моторных координаций способствуют разнообразные подражательные и копирующие движения: имитация зрительно воспринимаемых движений другого человека, согласованные действия, срисовывание, обведение, дорисовывание и т.д. Например, при выполнении задания «Письмо в воздухе» ребенок «прописывает» в воздухе рукой буквы, цифры и целые слова.

Для подготовки руки к письму можно предложить детям работу по раскрашиванию рисунков (штриховку).

Способствуют зрительно-моторной координации задания, в которых надо определить, что нарисовано, соединив все точки.

Одним из эффективных приемов является так называемый «зрительный диктант».

При знакомстве, рассматривании и  составлении орнаментов дети практически познают приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, над, под, между, посередине, с краю и т.д.), учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, справа налево, прямо, наклонно, посередине), овладевают умениями измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина)

Пальчиковый игротренинг.

Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, проволокой). Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.

Вырезывание ножницами. Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые).

Изобразительная деятельность. В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). Здесь вырабатываются умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими). Развиваются разнообразные действия рук, координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Не случайно педагоги отмечают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеют техникой рисунка, легче выучиваются писать.

Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Работа с бумагой. Оригами. Плетение. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, оригами. Оригами – древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги.

Занятия, упражнения и игры с использованием детской продуктивной деятельности: сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; вышивание цветной тесьмой по деревянной пластине с проделанными на равном расстоянии отверстиями; ниткопись – вид художественной деятельности, произведения которой создаются с помощью уложенных на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, образующих контур изображения.; пластилинография, когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета.

Специальные физические упражнения. Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) и других предметов, игрушек на занятиях физической культурой и вне занятий с детьми (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры на прогулке) открывают педагогу широкие возможности для выработки у дошкольников координированных движений всех звеньев руки и тренировки мелких мышц руки.

• игры с палочками,

 • игры с шариками,

 • самомассаж пальчиков,

 • массаж пальчиков массажером.

• контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);

 • дорисовка (по принципу симметрии);

 • волшебные узоры,

 • лабиринты.

• работа с пластилином,

 • работа с бумагой,

• знакомство с тетрадью;

 • ориентировка в пространстве листа;

 • графические диктанты;

 • копирование (по точкам, на кальку).

Одной из главных проблем обучения детей с 6 лет, обозначенных ими, является подготовка руки ребенка к письму.

Это связано с психофизиологическими особенностями 5−6 -летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны.

Согласно данным психологов и физиологов, у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Именно поэтому данному направлению необходимо уделить самое пристальное внимание заинтересованным  родителям, которые имеют возможность заниматься с ребенком индивидуально, в любом темпе, который соответствует темпераменту малыша.

Для этого, прежде  всего,  в семье необходимо создать условия.

Все значимые  для подготовки руки умения  можно сформировать, если ребенок активно будет заниматься  лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием. Значит,  в каждом доме должен быть уголок, где старший дошкольник сможет ежедневно  заниматься изобразительной деятельностью, где будут в наличии все необходимые для детского творчества материалы.

На что будем обращать внимание?

Психологи отмечают, что у детей пяти − шести лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх − низ, ближе − дальше, под − над, около − внутри и т. д. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля и развития мелкой моторики мышц руки. Все вышеперечисленное мы сможем сформировать, занимаясь не подготовкой к школе, а интересным каждому малышу процессом творчества и игрой. Задания, направленные на развитие пространственных отношений, могут даваться в виде занимательных рисунков, отдельные элементы которых расположены вверху, внизу, в середине листа, слева, справа друг от друга и т.д.

Никогда не запугивать детей трудностью и сложностью заданий − это сразу ставит барьеры в мыслительном процессе ребенка.

Рекомендует обучение строить на ассоциациях: на что похоже /буква, знак и другое/, поиграть с ними, представить вместе с малышом, что вы их трогаете.  Много интересного и удивительного даже для педагогов-ветеранов предлагает автор. Некоторые из игр-упражнений мы предлагаем родителям в фото-приложении к этой статье.

Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму, предлагаем родителям использовать  систему упражнений, позволяющую каждому ребенку постепенно, без перегрузки, подготовиться к этому роду деятельности. Выполняйте эти упражнения ежедневно, и, разовьется и укрепится рука малыша, станет лучше координация движений. Это -

застегивание и расстегивание пуговиц;

завязывание и развязывание лент;

плетение из ниток;

завязывание узелков;

перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора;

всасывание пипеткой воды из стакана;

пересыпание мелких круп и т. д.

Для подготовки руки к письму можно предложить детям такой вид деятельности, как занимательное рисование по клеточкам /фото-приложение/, а также  раскрашивание рисунков (штриховку). Она является средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Здесь можно освоить  четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений:

раскрашивание короткими частыми штрихами;

раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка);

штриховку длинными параллельными отрезками.

Ребенок, выполняя работу по штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку штриховка не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче — на выполнении гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования. Соблюдение их − залог сохранения здоровья будущего первоклассника.

Рекомендации для родителей

Посадка при письме.

Положение рук при письме.

Положение кисти пишущей руки.

Положение ручки.

Положение тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка руки ребёнка к обучению письму

Подготовка руки ребёнка к обучению письму...

Подготовка руки ребенка для обучения письму

Подготовка руки ребенка к письму. Консультация для родителей и воспитателей...

Статья на тему "Развитие мелкой моторики как условие подготовки руки старшего дошкольника к письму"

В статье рассмотрены проблемы развития мелкой моторики и координации пальцев рук  детей дошкольного возраста. Материал для воспитателей и  родителей....

Исследование на тему: «Развитие мелкой моторики как условие подготовки руки старшего дошкольника к письму»

В виду возрастных особенностей детей, становление двигательных функций, развитие тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации продолжается до 5-6 летнего возраста. Своевременная выработка у де...

Значение подготовки старших дошкольников к письму.

В данной статье раскрыта важность подготовки старших дошкольников к письму. Приведены четыре состовляющие успешной  работы для подготовки к овладению навыками письма....

Развитие мелкой моторики как условие подготовки руки старшего дошкольника к письму в доо

Важность развития мелкой моторики рук при подготовки руки старшего дошкольника к письму...

Методическая разработка к ИОМ Смитюх Н.Н. «Технология работы по развитию графо-моторных навыков, как эффективный способ подготовки руки у дошкольников к письму»

Занятия графическими диктантами требуют от дошкольника сосредоточенности, внимания, усидчивости. Но, в отличие от привычных школьных диктантов, упражнения проводятся в игровой форме: с предварите...