Методическая разработка к ИОМ Смитюх Н.Н. «Технология работы по развитию графо-моторных навыков, как эффективный способ подготовки руки у дошкольников к письму»
методическая разработка
Занятия графическими диктантами требуют от дошкольника сосредоточенности, внимания, усидчивости. Но, в отличие от привычных школьных диктантов, упражнения проводятся в игровой форме: с предварительным описанием изображаемого объекта, загадками, стихотворениями, потешками, чистоговорками, пальчиковой гимнастикой. Поэтому графические диктанты из сложного занятия превращаются в увлекательную игру. Шести-семилетки должны оперировать понятиями «точка», «клетка», различать углы и стороны клетки и называть их, иначе рисовать под диктовку определенный образ будет сложно.Занятия графическими диктантами требуют от дошкольника сосредоточенности, внимания, усидчивости. Но, в отличие от привычных школьных диктантов, упражнения проводятся в игровой форме: с предварительным описанием изображаемого объекта, загадками, стихотворениями, потешками, чистоговорками, пальчиковой гимнастикой. Поэтому графические диктанты из сложного занятия превращаются в увлекательную игру. Шести-семилетки должны оперировать понятиями «точка», «клетка», различать углы и стороны клетки и называть их, иначе рисовать под диктовку определенный образ будет сложно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom.docx | 790.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология работы по развитию графо-моторных навыков, как эффективный способ подготовки руки у дошкольников к письму»
Пояснительная записка
Одним из базовых качеств, входящим в структуру психологической готовности ребенка к обучению в школе является графический навык. Благодаря этому навыку дошкольник способен овладеть особой формой речи – письмом. Большинство учителей сталкивается с трудностями обучения письму дошкольников: детям трудно держать карандаш, у них наблюдается сниженный или повышенный мышечный тонус рук, это свидетельствует о том, что у них недостаточно сформирован графический навык. Графо-моторные навыки необходимы ребенку в повседневной жизни для выполнения различных бытовых, учебных действий, для того чтобы ребенок мог самостоятельно одеваться, играть с любимыми игрушками, рисовать, конструировать, писать. По мнению В.А. Сухомлинского, от мастерства детской руки зависит ум ребенка, так как основа способностей таланта детей – на кончиках пальцев.
Почему так важно развивать графические умения у детей уже в дошкольном возрасте? Какие трудности могут возникнуть при недостаточном развитии пространственных представлений и графических умений ребенка в процессе обучения в школе?
Из-за того, что ребенку трудно различить, как располагаются в пространстве отдельные элементы букв, цифр и запомнить их конфигурацию, у него нарушается графическая деятельность, он может писать некоторые буквы и цифры в зеркальном отображении. При письме нарушается высота, ширина и наклон буквы, что сказывается на качестве и скорости письма. Нередко у ребенка возникают трудности при овладении чтением и счетом.
Многие родители считают, что ребенок «будет стараться» и со временем «подтянется», проблемы исчезнут, ребенок станет лучше учиться. Однако ученые доказали, что с возрастом эти трудности сами по себе не проходят, а только усиливаются и ведут к новым проблемам в обучении ребенка. Поэтому важно помнить, что именно дошкольный возраст — это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире.
В развитии современной системы образования на всех его уровнях можно выделить определенные тенденции. Они обусловлены процессами, происходящими в обществе. При этом глобальные изменения в подходах к школьному образованию влекут за собой столь же серьезные изменения и на дошкольной образовательной ступени.
Графические навыки, по определению Т. С. Комаровой, — это определенные привычные положения и движения пишущей (рисующей) руки, позволяющие изображать знаки и их соединения.
Н. В. Кватч выделяет следующие проблемы, затрудняющие успешное обучение в школе при несформированности графических навыков:
‒ Нечеткая ориентация на листе (вверх-вниз, вправо-влево, цент-края, диагональное направление), неумение компоновать элементы композиции на листе ведут к непониманию закономерностей компоновки текста на листе.
‒ Слабое чувство вертикали и горизонтали ведет к смещению текстовой строки вниз или вверх, к разному наклону букв.
‒ Неразвитое чувство масштабности приводит к разнице размера букв на письме.
‒ Регуляция нажима на пишущий инструмент зависит от мышечного тонуса кисти рук. Слишком зажатая рука или расслабленная приводят к быстрой утомляемости ребенка, к излишнему напряжению в работе и притуплению внимания.
Кроме того, отмечают физиологи, у ребенка 6–7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Еще несовершенна нервная регуляция движений, чем во многом объясняются недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу. При выполнении движений основной контроль в этом возрасте принадлежит зрению, причем в процессе движений не просто фиксируется поле деятельности, а прослеживается все движение от начала до конца. Поэтому, отмечает М. М. Безруких, дети так тщательно, с таким старанием выводят буквы, срисовывают рисунки, так трудно им бывает провести даже несколько строго параллельных линий, трудно на глаз определить величину букв. Им гораздо легче писать крупные буквы, рисовать большие узоры, чем пытаться писать в узкой строке. Развитие графо-моторных навыков играет огромное развитие в формировании личности ребенка. Эти умения позволят детям не сталкиваться с возможными сложностями при письме в школе, а также с общей успеваемостью.
В этом вопросе особая роль отводится родителям, которые должны полноценно заниматься со своим ребенком, уделяя внимание его комплексному развитию: мелкой и общей моторике, умению понимать условие задачи, пространственному представлению и т.д.
В своей работе я использую различные упражнения и задания для развития графо-моторных навыков.
Упражнения и игры на развитие графо-моторных навыков
Для развития графо-моторных навыков используются различные методики: пальчиковая гимнастика (во время занятий можно проговаривать стишки, а сами пальцы можно сделать «героями» сказок), массаж ладоней при помощи су-джок мячиков, перебирание круп и других мелких предметов и т.д.
Помимо этого, проводятся различные игры на развитие графомоторных навыков.
Упражнения на развитие статической координации движений.
«Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.
«Буквы» — изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.
«Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.
Упражнения на развитие динамической координации движений.
«Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т. д.
«Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).
«Посчитай-ка» — сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).
Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.
«Кулак — ребро — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.
«Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).
«Барабанщик» — один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.
Упражнения на развитие координированных графических движений.
«Трудные виражи» — на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом — домик или гараж. Педагог говорит: «Ты — водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен». Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог.
Упражнения с предметами
— составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);
— составление цепочки из 6—10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;
— нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой — мелких бусин, бисера;
— сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);
— застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
— завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
— доставание бусин ложкой из стакана;
— складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;
— продевание нитки в иголку;
— стирание ластиком нарисованных предметов;
— кáпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
— надевание и снимание колечка (массаж пальца);
— прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
— перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;
— нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;
— катание мячей-ежиков (с шипами).
Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» — пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.
Формообразующие движения (работа с пластилином) — скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.
с крючком пытается подцепить пластмассовых рыбок со специальным отверстием.
Упражнения для расслабления рук.
Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется чувство ритма.
Имитационные движения для кистей рук
— мытье рук перед едой
— стряхивание воды с кисти
— полоскание белья
— надевание перчаток
— поглаживание кошки
— пальчики танцуют
Игры для развития точности движений пальцев рук
Игра «Возьми и положи».
Цель: Учить слушать, понимать и действовать согласно речевой инструкции педагога. Следить за движением рук и под контролем зрения направлять руку к предмету захватывая его. Учимся действиям хватания и перемещения предметов.
Оборудование: бутылка с диаметром горлышка чуть больше диаметра крышки; крышки разных цветов.
Ребенку предлагается по инструкции взрослого взять из корзины крышку определенного цвета и выполнить действия с ней, т.е. поместить в бутылку.
Игра «Рыбалка».
Цель: Развивать зрительно- двигательную координацию, тонкую моторику рук, сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
Оборудование: 2 таза (один с водой), крышки разного цвета, сачок.
Ребенку предлагается сначала бросить крышки в таз с водой, а потом выловить их сачком и положить в пустой таз.
Игра «Накорми Ёжика»
Цель: Учимся действиям точного захвата и перемещения предметов кистью руки.
Оборудование: бутылка с диаметром горлышка чуть больше диаметра крышки; крышки разных цветов.
Ребенку предлагается по инструкции взрослого взять из корзины крышку и выполнить действия с ней, т.е поместить в бутылку.
Игра «Спрячь крышку»
Цель: Развивать координационные действия рук; учить действиям хватания и ощупывания предметов.
Оборудование: крышки разного цвета.
1 вариант: Ребёнку предлагается спрятать сначала одну крышку в ладошку, а затем две (три)/много. Обратить внимание ребенка на то, что много крышек не помещается в ладошке, а одну можно спрятать.
2 вариант: Ребёнку предлагается спрятать сначала одну крышку между ладонями, а затем две (три)/много. Обратить внимание ребенка на то, что одна крышка помещается в ладошке, а много спрятать сложно.
Игра «Пошагаем»
Цель: Развивать координированные движения пальцев рук;
Оборудование: дорожки разной формы из крышек разного цвета.
Вариант 1: «Шагаем» по дрожкам, нажимая указательным пальцем на каждую крышку на дорожке
Вариант 2: «Шагаем» по дорожке указательным и средним пальцем руки последовательно.
Упражнения с мячиком Су-Джок
Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
«Ловкие пальчики»
Я вам шарик покажу.
Двумя пальцами держу.
(Удерживать двумя одноименными пальцами обеих рук: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.)
« Колючий ежик»
Гладь мои ладошки, ежик!
Ты колючий, ну и что же?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
(Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальчиками до колючек)
«Семья»
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка. (массаж кольцом начиная с большого пальца)
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья! (сжимать и разжимать кольцо в ладони)
«Штриховка»
«Продолжи узор»
«Рисование по клеточкам»
«Лабиринты»
Список использованной литература:
Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками - развиваем речь» Москва, 2008.
Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006.
Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва: «Росмэн», 2008.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Новоторцева Н.В. Обучение письму в детском саду/Н.В.Новоторцева-Ярославль: ООО «Академия развития»,2012 (Педагогам ДОУ)
Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.-М.: Эксмо-Пресс,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию графо-моторных навыков у детей 5-7 лет
В статье представлен практический опыт работы по развитию мелкой моторики у детей. Освящены этапы формирования графического навыка, самоконтроля у детей, описаны игры и упражнения по развитию па...
опыт работы "РОЛЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК В ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПИСЬМУ"
В данном опыте работы предлагается материал по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нерв...
Статья на тему "Развитие мелкой моторики как условие подготовки руки старшего дошкольника к письму"
В статье рассмотрены проблемы развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста. Материал для воспитателей и родителей....
Исследование на тему: «Развитие мелкой моторики как условие подготовки руки старшего дошкольника к письму»
В виду возрастных особенностей детей, становление двигательных функций, развитие тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации продолжается до 5-6 летнего возраста. Своевременная выработка у де...
Развитие мелкой моторики как условие подготовки руки старшего дошкольника к письму в доо
Важность развития мелкой моторики рук при подготовки руки старшего дошкольника к письму...
Индивидуальный образовательный маршрут "Технологии работы по развитию графо-моторных навыков, как эффективному способу подготовки руки к письму"
Испытываю трудности в освоении технологии работы по развитию графо-моторных навыков, как эффективному способу подготовки руки у дошкольников к письму....
Перспективный план работы по развитию графо-моторных навыков у старших дошкольников
В перспективный план по месяцам внесены дидактические игры и упражнения, графические задания, задания по рисованию для развития функций: подвижности кистей и пальцев рук, пространственного ориентирова...