Подготовка руки ребёнка к обучению письму
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) по теме

 

Подготовка руки ребёнка к обучению письму

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_podgotovka_ruki.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1.                   Департамент образования г. Москвы

           Московский гуманитарный педагогический институт

          кафедра педагогики и методики дошкольного образования

                                             ДОКЛАД

            «Подготовка руки ребёнка к обучению письму»

по предмету «Физическое воспитание и развитие дошкольников»

       на основе методического пособия С.О.Филипповой

     «Влияние специальных физических упражнений на    

       эффективность формирования графических навыков»      

     

                                                                    Выполнила:

                                                                    студентка гр. 11/171 зд

                                                                    Кошкина О.В.

                                                                    Проверила:

                                                                    Прищепа С.С.

                                  Москва 2011.

  1. Введение
  2. Обучение письму в свете оптимизации учебного процесса
  3. Роль физических упражнений в подготовке дошкольников к овладению графикой письма.
  4. Подготовка детей к овладению графикой письма средствами физической культуры в дошкольном учреждении.
  5. Упражненеия ,игры, эстафеты способствующие подготовке дошкольников к овладению графикой письма.
  6. Тестирование.

         

                                           

                         

    Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом- часть проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом становиться всё актуальнее. Задача обучения дошкольников письму не имеет однозначного решения.Одни методисты против обучения письму в подготовительных группах, мотивируя это недостаточной готовностью организма ребёнка к данному виду деятельности. Другие, наоборот, считают, что множество сложностей можно избежать, готовя детей к школе, при целенаправленной подготовительной работе.

      Различны методы и средства: одни рекомендуют использовать рисование , лепку, другие- штриховку контуров. Появились технологии,предлагающие использование модифицированных школьных прописей.         Двигательный акт письма требует тонкой координации движений, длительной фиксации суставов,связан со значительной статической нагрузкой, а в детском возрасте мышцы слабые, несовершенна нервная регуляция движений, низкая выносливость к статике.

        Увлечённые идеей научить ребёнка писать в дошкольном возрасте, педагоги и родители не всегда замечают, какую цену приходиться платить за это:

-плохая осанка

-слабое зрение

-плохой почерк

-нежелание учиться.

    С.О.Филиппова предлагает использовать физические упражнения для развития качеств, определяющих успешность овладения детьми графикой письма.

           Сотрудниками факкультета физической культура Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена были проведены исследования, в которых участвовали дети:

- занимавшиеся физическими упражнениями в дошкольном учреждении, направленными на развитие координации, пространственных представлений, чувства ритма и «ручной умелости»

-дети, посещавшие д.о.у.,где физическая культура была развита

-дети, непринимавшие участие в эксперементе на дошкольном зтапе, но обучавшиеся вместе с 1 и 2 группами.

            Результаты исследований показали ,что у детей первой группы качество письма повышалось от занятия к занятию, а у детей второй и третьей групп качество письма снижалось при переходе от написания букв к написанию слов.В дальнейшем ученики второй и третьей группы сравнялись с учениками первой группы, но сколько сил и здоровья им потребовалось!

            Анализ исследований вернул  ученых к первоначальной проблеме сохранения здоровья ребёнка при переходе к  обучению в школе.

 Обучение письму в свете оптимизации учебного процесса младших школьников

      Многие ученые и практики считают, что пребывание ребёнка в подотовительной группе детского сада и активная подготовка к систематическому обучению в школе положительно сказывается на приспособлении первоклассника к новому виду учебной деятельности-учебным занятиям и условиям их организации.С началом обучения в школе большое значение приобретает произвольное действие, к числу которых обносится письмо.

                В  современном  обществе человеку  необходимо много заниматься: лекции, конспекты, и.т.д. Возникает потребность в разборчивом,      быстром письме. По скорости оценивается степень сформированности этого навыка. Быстро научиться скоро и красиво писать невозможно.Требуется ряд лет,т.к. этот навык формируется медленно. Наблюдения показали,что стремление быстро и красиво писать способствует повышению грамотности.Следовательно чистописание связано с орфографией.

           Л.С.Выготский говорил о психологическом своеобразии письменной речи не «как привычки руки и пальцев но как действительно нового и сложного вида речи».Понимание её как средства творческой деятельности позволяет рассматривать процесс усвоения письма в тесной связи с процессом формирования личности.  Готовность ребёнка к школе определяется тесной взаимосвязью:

-между тонкой двигательной координацией и уровнем умственной работоспособности.

-между степенью готовности к овладению графическими навыками и школьной зрелостью

-между качеством письма и всей учебной деятельностью учеников.

       

                   Характеристика письма как учебного предмета.

    Овладение письмом является наиболее сложным видом учебной деятельности младших школьников и чем меньше возраст, тем труднее ребёнку приходится на уроках письма. Исследования, проводившиеся С.О. Филипповой показали,что 70 %  детей , поступивших в школу с 7 лет и 85% детей, поступивших с 6 лет назвали предметом, вызывавшим наибольшие затруднения письмо, так как необходимо «держать» сразу несколько задач:

-правильное положение тетради во время письма,

-правильно держать ручку,

-прпвильно написать букву или слово.

          С  появлением  требований орфографически грамотного письма, ослабевает контроль за графической стороной письма. Если дети умеют читать, то они  легко осуществляют звуко-буквенный анализ слов и орфография не вызывает затруднений. Наоборот, ученик, испытывающий трудности во время диктовки при звуко-буквенном агализе слова , спешит и выполняет задание небрежно,т.к. ему не хватает времени на усовершенствование графики письма.    

              Нельзя не учитывать также, что обучение графике письма связано с  формированием у детей двигательного навыка. Поэтому опора на закономерности формирования двигательных навыков письма очень важна, с тем,чтобы процесс письма был удобен для пишущего.

    Психофизиологические особенности формирования графических навыков.

        Психологические навыки письма обносятся к сенсорным навыкам. Но, в от личие от большинства сенсомоторных навыков, связанных с трудовой деятельностью (шитьё, вязание,выпиливание),либо спортивную деятельность: катание на коньках, игры в мяч, и т. д.,графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи .Они формируются  совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи.

     Почерк -это устойчивое индивидуальное образование. По почерку возможна индефикация личности человека. П.Л.Горфункель пишет: «Сейчас мы можем говорить , что письмо не простой акт, опирающийся на узкоограниченный участок мозга, а сложный процесс, в осуществлении которого принимает участие ряд функционально взаимосвязанных зон коры головного мозга».

     Височные области левого полушария связаны со слуховым анализом в процессе письма, их поражеие вызывает нарушение пмсьма. Связанным по слуху, но мало сказывается при списывании.

         Затылочная область связана со зрительной организацией процесса письма. Её поражение ведёт к пространственным нарушениям.

         Теменная часть головы является коркрвым аппаратом, анализирующем ощущенеия идущие от поверхности кожи и мышц (и ,следовательно,позволяющие оценить положение тела во время письма), она имеет большое значение для обеспечения тонких и чётких движений.

         Соблюдение чередования в нужной последовательности букв, связано с премоторной областью коры и сохранением моторного образа слова.

            Лобные доли — моторный центр речи -связаны с сохранением замысла пи письме.

             К школьному возрасту у ребёнка ещё не все участки коры головного мозга хорощо развиты, особенно лобные доли и это тоже затрудняет процесс обучения письму.

                         Письмо и здоровье начинающих учеников.     

      Как уже отмечалось ранее, начальный этап формирования навыков сопряжён с большими трудностями. У ребёнка может нарушаться осанка, деформируется грудная клетна,  задерживается дыхание, кровообращение, нарушается работа сердца и других органов, большая нагрузка ложится на глаза.   Как следствие:

-снижается роботоспособность,

-возникают головные боли,

-раздражительность.

        Процесс овладея письмом тесно связан с нормами гигиены. Необходимо подобрать правильно мебель, освещённость. Обращать внимание на то, что длительность неприрывного письма у дошкольников -5 минут, 1 клас - 8-10 мин. Проводить короткие упражнени-разминки.

                              Из истории обучения чистописания.       

     Обучение письму было очень сложным. Применялся, в основном, метод переписывания. При Петре1 был упрощён шрифт. Русские стали писать общеупотребительным европейским шрифтом по образцу латинских букв.

        Всвязи с историческими изменениями общества претерпели изменения и методы обучения детей чистописинию. К.Д.Ушинский предложил обучать письму, совместно с чтением, на базе чтения ,т.е. осмысленно.  

          В систнме обучения письму распространились такие методы как:

-копировальный

-линейный

-ритмический

-генетический

-метод Карстера.

В разные годы отдавалось предпочтение одному из них.

Копировальный метод-обведение букв, напечатанных в специальных тетрадях(точками, бледными чернилами) или написанные карандашом учителем.  

Линейный метод берёт своё начало в далёком прошлом.Буквы и слова можно было писать , пользуясь вспомогательной сеткой,определяющей высоту буквы,наклон,расстояние между элементами и т.д.

Генетический способ -буквы изучаются в порядке от графически простиой до более сложной.

Тактический или ритмический метод- письмо под счёт, в одинаковом для всех учащихся темпе-ритме.

Метод Карстера -обучение письму, путём прописывания спец. упр.для развития движений руки: пальцев ,кисти, предплечья.

        В практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного себя не оправдал. Наилучшие результаты всегда достигались путём разумного сочетания этих способов на определённых этапах обучения письму.

   Взляды современных методистов на проблему начального обучения письму.

      Наиболее остро  стоит проблема обучения письму детей 6-летнего возраста:

-недостаточно развита мелкая мускулатура руки,

-несовершенна координация движений,

-неокончившееся окостенение кисти.

      Дети этого возраста могут успешно осваивать чтение, но медленное развитие письма тормозит усвоение ребёнком грамоты. Если обучение письму идёт вместе с обучением чтению, то ребёнок быстрее и легче учится читать, закрепляя усвоенное на уроках письма .Но ребёнок пишет медленно , что либо он почти ничего не закрепит из читаемого, либо ,если торопить, он портит формирующийся почерк. Это противтречие побудило методистов США, Франци, и др.искать решение этой проблемы.Так в США было введено письмо печатными буквами (манускрипт), но это тоже не привело к хорошим результатам. Качество письма не улучшалось, а кроме того возник вопрос: когда переходить на курсив?   В Чехословакии сначала обучают крупными буквами, а затем мелкими В Польше -обучение чтению на рукописном шрифте. В Болгарии- сначала обучают чтению и одновременно ведётся подготовка к письму. Она включает в себя письмо элементов букв, упражнения для развития пальцев.

     Хотя в этих поисках много рационального, проблема обучению детей 5-6 лет пока не решена. Остаются открытыми вопросы зрительного и тактильного образа буквы, о подготовке моторики до и во время обучению письму.

       Большинство методистов нашей страны придерживаются мнения, что на дошкольном этапе необходимо активно осуществлять подготовку детей к овладению письмом, используя различные средства, а собственно обучение письму начинать с поступлением ребёнка в школу, когда он физически и психологически будет готов к овладению этим наиболее сложным видом труда.

   В этой связи вызывает опасение появление прописей для детей 5-летнего возраста, т.к. Практика занятий  графическими упражнениями в этом возрасте только 1-3 минуты.

                                Опыт Марии Монтессори.

           Работая в Доме ребёнка, на основе своего метода и, проанализировав имеющиеся методики М.Монтессори пришла к выводу,что подготовка к письму, путём многократных написаний палочек неэффективна. Она разработала собственную методику, основанную на формировании «мускульного» образа буквы, т.е выработке у ребёнка навыка производить двигательные действия, соответствующие написанию рукописной буквы. В своей книге «Метод научной педагогики» она писала:

  «Если ребёнок научится писать печатное Д, то после, когда ему надо будет писать рукописное Д, разве он не будет делать усилий, чтобы забыть печатное Д. Разве не проще начинать учить писать сразу рукописным шрифтом.Прежде чем учить ребёнка писать, обычно считают нужным научить его сначала писать палочки.Это спорно т.к. буквы обычно закруглены...Мы должны облегчить детям работу, мы должны избавить их от всяких ненужных усилий....Необходимо готовить движения, выработать механизм, путём повторяющихся упражнений...Я заказала набор скорописных букв, они были вырезанны из доски. К каждой букве имелась картинка, изображающая предмет, название которого начиналось с этой же буквы...Показывая детям как накладывать подвижные буквы на буквы,изображённые на картоне, я заставляла их по многу раз ощупывать эти буквы в направлении письма.То же самое они делали  и с буквами на картинке. Таким образом , дети выполняли все движения, нужные для написания буквы.

    Когда дети делали все характерные движения для письма, ощупывая буквы руками, они механически упражняли свои психомоторные пути и закрепляли мускульные воспоминания для каждой буквы. Оставалось подготовить механизм, необходимый для того, чобы держать и водить пером по бумаге. Для этого я первое упражнение несколько видоизменила: ребёнок уже  ощупывал букву не одним указательным пальцем правой руки, а  двумя- указательным и средним и обводил буквы деревянной палочкой, ка при письме.

       Для того, чтобы дети могли ощупывать буквы я вырезала их из наждачной бумаги и наклеила их на гладкий картон. Эти  буквы напоминали предметы, применявшиеся у нас при упражнении в тактильном чувстве. Только сделав это я поняла насколько полезнее эти простые вещи. Наждачные буквы дают руководство пальцам, теперь не только зрение , но и осязание прямо учавствуют в изучении письма. Этот опыт дал очень хорошие результаты.

           Проблема обучению письму в связи с интенсификацией процесса  обучения на современном этапе.

          Последние годы изменился образ школы, изменились требования к образованию.В наиболее сложном положении оказаоись маленкие ученики:

-поступление в школу-новый момент жизни ребёнка.Длительные учебные занятия, снижение двигательной активности и т. д.

-перечень учебных предметов пополнился, следовательно увеличилась нагрузка.

-при поступлении во многие школы требованием выступает умение читать, хотя писать многие не умеют.  Методики чтения и письма неразрывны, хотя некоторые учителя сокращают подготовительный период прописей.

-увеличение объёма информации не соответствует уровню сформированности навыков чтения и письма для его усвоения.Изменение сложившейся ситуации может вестись в трёх направленияхкачественная подготовка детей к школе,

-создание взаимодействия дошкольного учреждения и школы.Что обеспечит переемственность образования.

-перестройка учебного процесса на основе оптимизации жиснедеятельности детей с целью сохранения их здоровья

 

       Подготовка детей к обучению письму в дошкольных учреждениях.

        Подготовка детей к школе - важнейшая задача дошкольного образовательного учреждения.

           Дошкольный возраст-лучшее время для запуска всех человеческих способностей. Л.Н.Толстой: «От пятилетнего ребёнка до меня- один шаг,а от новорождённого до пятилетнего-страшное расстояние».

                 Под руководством воспитателя дети осваивают простейшие действия всех дисциплин начальной школы- рисуют, лепят, учат стихи, выполняют физические упражнения. Вместе с тем подготовка к письму осуществляется косвенно, через другие занятия. В.М.Лыков рекомендует при подготовке детей к письму использовать лепку, аппликацию, рисование. Но движения, совершаемые в процессе письма отличаются от движений при рисовании, другие приёмы держания карандаша и т. д. « К сожалению использование физических упражнений для подготовки детей к письму в учебно-методической литературе и на практике обнаружить не удалось, а между тем физическое воспитание располагает большими возможностями.»-пишет С.О.Филлипова.

              Роль физических упражнений в подготовке дошкольников к овладению графикой письма.

       Что же нужно ребёнку для успешного овладения графикой письма:

-очень важно развитие движения пальцев и кисти руки.

-развитие пространственного представления,т.к. Письмо требует не только соблюдения одинаковой высоты букв при письме, но и постоянных расстояний  между элементами букв и между буквами, также расстояние между словами на строке.

-координация движений,

-ритмичность письма, т.к. Она освобождает мышцы от излишнего напряжения, рука меньше устаёт.

                                   Координация движений.

     Координация движений — это согласование работы всех мышц тела, в результате чего движения оказываются размеренными, пластичными, экономичными и при этом незаметно, что отдельные мышцы(антагонистические) действуют противоположно.

      Цельное движение, даже самое простое, представляет собой  сложные сочетания ряда рефлексов, сливающихся в один сложный двигательный рефлекс.Наличие обратной связи,т.е. Сигнализации, поступающей в кору головного мозга во время движения, позволяет вести контроль за его выполнением и управлять им. Ещё И.М.Сеченов указывал на решающую роль движения руки и глаза в познани окружающей действительности.Также он первым указал , что « мышечное чувство» не только усиливает все другие ощущения, но и объединяет их. Мышечному чувству он отводил главную роль в деле координации движений.

        Роли координации движений в процессе письма была посвящена часть исследований Е.В.Гурьянова, который отмечал, что существенной характеристикой письма начинающих является неумение координировать движения звеньев пишущей руки-пальцев, кисти, предплечья, о неодходимости снять излишнюю мышечную напряжённость.

          Микеланджело: «Циркуль в глазах, а не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает.

Развитию координации движений способствует применение различных физических упражнений. Развивается координация наиболее успешно в детском возрасте и сохраняется долгое время. Физическое воспитание обладает значительным потенциалом в развитии системы «глаз-рука». Особенно полезны в этом отношении игры с мячом, обручем, палкой и другими предметами.

                              Пространственные представления.

  Любое ощущение обладает рядом характеристик, среди которых поимимо его качества, интенсивности, длительности необходимо назвать пространственный компонент.

     Восприятие пространства является сложным полифункциональным процессом. Зрительно-пространственные различеия предметов обеспечиваются полем зрения, остротой зрения, глазомером.В результате своих исследований Б.Г.Аненьев установил, что поле зрения связано с умственным развитием и работоспособностью человека.  Пространственное зрение- зрение измерительное.

    О.И.Галкина отмечает,что только при определённом уровне развития у детей пространственных представлений им доступно дальнейшее усвоение знаний и умений по различным предметам. Различение пространства у ребёнка складывается постепенно. Дети сначала обладевают различением направлений по вертикальной оси (вверх-вниз) и по горизонтальной  оси (спереди-сзди). Более трудно дети различают правую и левую сторону. Вначале у ребёнка формируется различение правого и левого направления в собственном теле. На этой основе потом формируется ориентировка в пространстве, требующей закрепления сложной системы связей между движением и словом- «схемы тела».

     И.Н.Садовникова подчёркивает, что созревание  «телесной схемы» сопряжено с установлением латеризации(функциональной ассиметрии в деятельности парных сенсорных органов -выделение ведущей руки, ведущего глаза, ведущего уха). Процесс латеризации является показателем нормальной деятельности обоих полушарий головного мозга, признаком того, что установилась доминанта одного из полушарий. Процесс «дифференизации собственноготела» завершается к 6 годам.

          Дети, поступающие в школу не всегда различают пространственные признаки между известными им предметами. С поступлением в школу начинается новый этам приобретения знаний, умений, навыков, в том числе и в области освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с  развитием пространственного различения их формы, положения, величины. А с началом письма под диктовку- и с представлением о пространстранственных признаках графем. Поэтому важно, чтобы дети в дошкольном возрасте на физкультурных занятиях упражнялись в различении  направлений по сторонам собственного тела. На таких занятиях требуется быстрое определение право-лево, переключение с одного направления при ходьбе на другое, в играх, поворотах и т. д. На физкультурных занятиях дети постоянно сталкиваются с необходимостью измерительных действий. Многие авторы рекомендуют развивать глазомер ребёнка, путём разнообразных упражнений.

                                          Чувство ритма.

   

            Чувство ритма- способность, которая проявляется при воспроизведении ритмически органозованных элементов временного ряда. Существуют данные о наличии ритмических способностей у всех детей.Так, например, во время сосания груди матери наблюдаются ритмические движения сжимания и разжимания пальцев рук.  М.М.Кольцовой было даказано, что у дети, у которых эти движения были более энергичными и постоянными, значительно раньше вырабатывали условные рефлексы, чем дети, у которых ритмические движения пальцев рук были слабы.

    Возникновение слогообразования у детей на 8-м месяце жизни также всегда связано с ритмическими движениями. Ребёнок издаёт звук и взмахивает руками, подпрыгивает. К.Д.Ушинский указывал, что одним из компонентов хорошего почерка является ритмичность движений пальцев руки в процессе письма.

      Анализ письма первоклассников, проведённый М.М.Безруких, показал, что у детей с задержкой психического развития наблюдается разброс как по времени  выполнения движений так и по продолжитеьности и чередованию микропауз. Дети здоровые, но к моменту поступления в школу, отнесённые к гуппе неготовых, также имели нарушения ритмической структуры письма.

      Исследование показало, что ритмическое чувство развиваемо. Значительный вклад могут внести физкультурные занятия, так как многие упражнения цикличны(хотьба, бег,и др.)Подсчёт, выполняемый при проведении упр., тоже способствует развитию чувсва ритма.

                                            Ручная умелость.

        Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: игра на различных инструментах, письмо, рисование, речь и др., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка.

            М.М.Кольцов обращает внимание, что в двигательной проекции различных частей тела в прецентральной области коры головного мозга более чем треть площади занимает проекция кисти руки. Мелкие мышцы каждой фаланги всех пельцев имеют отдельное представительство, в то время как крупные мышечные группы рук, ног и туловища представленны суммарно. Кроме того проекции движения кисти и речевые зоны расположенны в непосредственной близости. Учёные доказали, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, т.к. является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Была выявлена взаимосвязь развития движения пальцев и речевого развития.

         При движении пальцев рук  учёные отмечают, что 2-ой, 3-й, 4-й и 5-й пальцы имеют два общих сгибателя, а также общий разгибатель. Собственные мышцы,причём только разгибатели, имеют лишь 5-й и 2-йпальцы. Встаёт вопрос:каким образом осуществляется изолированное движение одним из пальцев.   И.М.Сеченов доказал, что такое движение может осуществляться при возбуждении антагонистов, которые удерживают от сгибания другие пальцы.

          Тренировка пальцев рук повышает согласлванность в работе мышц, даёт выполнить сложные движения одним или несколькими пальцами.

            В современном обществе 95% людей являются правшами, 5%-левши и амбидекстры, т.е. те, которые пользуются правой и левой руками одинакого хорошо. На ранних стадиях развития ребёнка обе руки действуют равномерно, только к 18-тимесячному возрасту одна рука становится более пассивной по сравнению с другой. Недопустима  «переделка» левшей в правшей, так как развитие функций обеих рук обеспечивает развитие центров речи в обоих полушариях, даёт преимущества в интелектуальном развитии. Среди выдающихся людей много левшей, точнее амбидекстров.

         Рассматривая движения рук при письме, многие исследователи отмечают, что письмо, выполняемое движениями пальцев, экономичнее и целесообразнее.

          Исследования, проведённые Е.Н.Соколовой показали, что детям, в возрасте 4-7 лет легче осуществлять сгибание и разгибание большого и указательного пальцев, чем вращательные движения пальцев.

                  Поэтому важно развивать руку ребёнка в дошкольный период.

Для развития ручной умелости могут быть успешно использованы упражнения и игры с пальчиками, сопровождаемые чтение стихов-потешек. Одновременно  на благоприятно-эмоциональном фоне дети  учатся тренировать пальцы и умению слушать и понимать содержание потешек, улавливают ритм речи.

      Развитие ручной умелости может развивать на различных занятиях: рисование, лепка и т.д., однако из-за слабого развития мелких мышц  кисти у детей графические действия быстро приводят к утомлению. В этих условиях возрастает роль физкультуры. Тренировка мышц должна носить игровой характер большей частью: подвижные игры с потешками, перекладывание мелких предметов в эстафетах,броски и ловля мяча).

            Различные виды деятельности требуют участия как правой так и левой рук. Однако на занятиях рисования, графической подготовке большое внимание уделяется одной руке. Тогда как на физкультурном занятии задействованы обе руки.

          Таким образом в дошколном возрасте не только можно, но и нужно развивать у ребёнка координацию, пространственное представлении, чувство ритма, ручную умелость.

            Специально подобранные упражнения будут способствовать совершенствованию у ребёнка координации движений, научат ориентироваться в пространстве, разовьют ручную умелость и чувство ритма.

      Подготовка детей к школе, успешное решение  этой задачи возможно лишь при взаимодействии всех педагогв дошкольного учреждения.Лишь их совместные усилия способны создать систему, гармонично воздействующую на личность ребёнка и подготовку его к будующей деятельности.

      Методика использования физических упражнений для эффективной подготовки дошкольников к овладению графикой письма.

         

Основой физкультурных занятий должен служить материал программы, используемой в дошкольном учрежднии: «Детство», «Старт». Однако при подготовке дошкольников в овладению графикой письма можно использовать хорошо известные в педагогической практике упражнения, но изменять способ их выполнения, с целью акцентировать  воздействие на развитие координации движений, пространственные представления, чувство ритма и ручной умелости.Например: выполняя упр. ходьба с закрытыми глазами, дети могут идти не по прямой, а по кругу- так, чтобы вернуться в исходную точку.Выполняя прыжки в глубину — перед приземлением сделать поворот или хлопнуть в ладоши, или поймать брошенный мяч.

        Необходимо предусмотреть постепенность усложнения упражнений. Например: броски мяча в  «окно», в качестве окна  сначала используется обруч большого диаметра, затем более маленького.

       В целях оптимизации процесса можно рекомендовать следующие организационные мероприятия:

-включение занятий физическими упражнениями в систему подготовки дошкольников к овладению графикой письма.

-осуществлять переемственность содержания физкультурных зантий и других видов образовательно-воспитательной деятельности детей, обеспечивающих развитие координаци, и т. д.

-организация условий для самостоятельной двигательной активности детей, способствующей подготовке к овладению графикой письма,

-соблюдение методических требований: регулярность занятий, хорошая подготовка мест и доброкачественный инвентарь, соблюдение техники безопасности,

-включение в занятие большого колличества игр, эстафет, соревнований для повышения активности детей,

-использование музыки для улучшения эмоционального состояния детей и развития чувства ритма и формы,

-обеспечение высокой плотности занятий, путём деления на группы и на команды, применять поточный метод организации,

-подбор уровня сложности с учётом индивидуального подхода к физическому здоровью детей,

-изменения объёма и интенсивности упражнений,

-обеспечение эффективности каждого упражнения по следующим показателям:

-интерес детей,

-доступность для большинства детей,

-включение индивидуальной деятельности каждого ребёнка в групповые игры и эстафеты,

-чёткость оценки действия каждого ребёнка и команды в целом.

                            Планирование учебного процесса.

-В каждое занятие целесообразно включать упр. для пальчиков, эстафеты с мелкими предметами, игры с потешками,

-в 50%  всех занятий нужно вводить общеразвивающие упражнения в форме ритмической гимнастики,

-почти все виды ходьбы и бега, включаемые в занятия, могут иметь двигательные задания, направленные на развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма.

-значительную часть времени необходимо отводить на выполнение упражнений и игр с предметам,

  1. упражнения в бросек и ловле ¾ занятий,
  2. эстафеты с переставляемыми  предметами с акцентом на точность составляемых фигур.

                   Упражнения на координацию движений.

-бег наперегонки из разных исходных положений: стоя на коленях, сидя по-турецки, лёжа на спине.

-бег, с изменеиями направления по сигналу,

-челночный бег с 3,4,5 кубиками, длина одного отрезка- 4-5 метров.

-прыжки с одной ноги на другую по кружкам (слалом)

-спрыгивание с повышенной опоры-прыжки в глубину, в круг, с хлопком, с поворотом, с хлопком во время полёта, с хопком и приземлением в круг.

-пробегание через катящийся обруч

-школа мяча П.Ф.Лесгафта.

-балансирование гимнастической палкой на ладони правой и левой рук,

-прокатывание мяча в воротики,

-прокатывание мяча по гимнастической скамейке,

-встреча мяча

-броски мяча в окно

-броски мяча в горизонтальную мишень(в корзину),

-метание в вертикальную мишень

-набрасывание колец.

Игры «день и ночь», «удочка» «охотники и утки» «охотники и зайцы», «змейка»(с кеглями).

Эстафеты:

-перемени предмет,

-хокеисты,(прокатывание мяча с помощью палки)

-футболисты(прокатывание мяча ногами)

-баскетболисты(отбивание мяча от пола)

  1. «посадка картошки».

                           Пространственные представления.

-ходьба спиной вперёд,

-ходьба с закрытыми глазами,

-ходьба до заданной точки с закрытыми глазами,

-Игры:

-«найди своё место»,

  1. «следопыт»,

Эстафеты: с гимнастическими палками, с обручами, «Солнышко», с кубиками, «найди цифре место».

                                 Чувство ритма.

-ходьба под счёт, под бубен, под метроном с изменением темпа,

-ходьба с хлопками на заданный ритм:

++++,+-+-,++--,+++-.

-прыжки через длинную скакалку,

-прыжки через длинную скакалку со сменой задания, вдвоём, с поворотами, на одной ноге.

-прыжки через короткую скакалку с заданием: в быстром темпе, со скрестным положением рук,

-бег со скакалкой

-ритмическая гимнастика,

-игры: «Паровоз»,

-эстафеты.

                                    Ручная умелость.

Упражнения « для пальчиков»

-пальчики « здороваются»,

-руки  «здороваются»,

           «оса»,

  1. «маленькая волна»,
  2. «большая волна»,
  3. «муравейник»,
  4. «дельфин»,
  5. «хвост рыбки»,
  6. «моторчик»,
  7. «прятки»,
  8. «улитка»,
  9. «фонарики»,
  10. «собачка»,
  11. «лягушка»,
  12. «змея».

Упражненя с сопровождением речетатива: «Сидит белка на тележке», «Пальчик, пальчик, где ты был.

Упражнения с предметами: с лентами, с мячами.

Игры: «Космонавты», «Дельфины» «Совушка».

Эстафеты: «Составь слово».

                                         Тестирование.

Тестирование в зале и в группе.

Определение графической подготовленности по тесту «Речка».

Важным и элементами движений  при выполнении графического упражнения «Речка» являются темп и ритм.

   На бланке проводятся две извилистые линии. Перед началом задания детям  объясняется техника выполнения. Обращается внимание на точность нанесения линий, не искривляя их и не заводя за  «берега  речки». Руклвлдитель показывает штриховку на доске, затем дети пробуют нанести штриховку- «мостики» в начале  «реки».

       По сигналу дети должны сделать 20( для детей 6 лет) и 30 (для 7 лет)- штрихов- «мостиков», соединяя линии - «берега речки».Эти штрихи чертятся сверху вниз по вертикальным линиям клеток тетрадного листа, при этом каждый штрих должен наносится в  определённом темпе(через 2-1.5 секунды) под удар метронома. С отсчёта 20(30) ударов даётся команда закончить работу. Оценивается тест по 5-тибальной шкале.

-5 баллов- задание выполнено полностью, допускается невыполнение одной линии,

-4 балла-задание выполнено без ошибок, но на ¾.

-3 балла- задание выполнено полностью, но с большими искажениями,

-2-задание выполнено полностью, но с очень большими искажениями

-1- задание выполнено не полностью и с ошибками.

       Исследования показали, что тест «Речка» действительно отражает уровень владения графикой письма.

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка руки ребёнка к письму

Формирование навыка письма - действительно сложная задача, для решения которой требуется соблюдение многих условий, тщательная отработка множества приёмов.   Ребёнку трудно удерживать вниман...

Подготовка руки ребёнка к письму

Цел:. предложить родителям конкретные рекомендации и советы как правильно подготовить руку шестилетки  к письму....

Буклет Подготовка руки ребёнка к письму

Информация буклета предназначена для родителей, которые хотят помочь своему ребёнку развить графические навыки и, тем самым, подготовить основу для формирования у него одного из сложнейших умений - кр...

Подготовка руки ребенка для обучения письму

Подготовка руки ребенка к письму. Консультация для родителей и воспитателей...


 

Комментарии

Гагулина Ирина Николаевна

Подготовка детей к обучению письму в дошкольных учреждениях.
Подготовка детей к школе - важнейшая задача дошкольного образовательного учреждения.
Дошкольный возраст-лучшее время для запуска всех человеческих способностей. Л.Н.Толстой: «От пятилетнего ребёнка до меня- один шаг,а от новорождённого до пятилетнего-страшное расстояние».
Под руководством воспитателя дети осваивают простейшие действия всех дисциплин начальной школы- рисуют, лепят, учат стихи, выполняют физические упражнения. Вместе с тем подготовка к письму осуществляется косвенно, через другие занятия. В.М.Лыков рекомендует при подготовке детей к письму использовать лепку, аппликацию, рисование. Но движения, совершаемые в процессе письма отличаются от движений при рисовании, другие приёмы держания карандаша и т. д. « К сожалению использование физических упражнений для подготовки детей к письму в учебно-методической литературе и на практике обнаружить не удалось, а между тем физическое воспитание располагает большими возможностями.»-пишет С.О.Филлипова.
Роль физических упражнений в подготовке дошкольников к овладению графикой письма.
Что же нужно ребёнку для успешного овладения графикой письма:
-очень важно развитие движения пальцев и кисти руки.
-развитие пространственного представления,т.к. Письмо требует не только соблюдения одинаковой высоты букв при письме, но и постоянных расстояний между элементами букв и между буквами, также расстояние между словами на строке.
-координация движений,
-ритмичность письма, т.к. Она освобождает мышцы от излишнего напряжения, рука меньше устаёт.