Статья на тему "Развитие мелкой моторики как условие подготовки руки старшего дошкольника к письму"
статья (старшая, подготовительная группа)
В статье рассмотрены проблемы развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста. Материал для воспитателей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_kak_uslovie_podgotovki_ruki_starshego_doshkolnika_k_pismu.docx | 344.12 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
на тему
Развитие мелкой моторики как условие подготовки руки старшего дошкольника к письму.
Работу выполнила: Баранова Ирина Геннадьевна
г. Санкт-Петербург
2021
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «КРУПНАЯ И МЕЛКАЯ МОТОРИКА» 5
1.3.ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 7
2.1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ 9
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
5. ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………23
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Как говорил В. А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» [5]: «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Одной из задач дошкольного образования является подготовка ребенка к поступлению в первый класс. Многие родители стараются научить ребенка до школы читать, считать, писать. А в школе начинаются проблемы. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур: быстро устают рука и глаза, теряется рабочая строчка; а самое неприятное, когда сформирован неправильный навык написания букв и учителям приходится переучивать детей. У многих отмечается недостаточная координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его рук и пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепление подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития крупных и мелких мышц рук.
Как воспитатель в настоящем времени, а в прошлом – учитель начальных классов, я вижу, что проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста, остаётся актуальной и сегодня.
1.2 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «КРУПНАЯ И МЕЛКАЯ МОТОРИКА»
Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Развитие также в целом движется сверху вниз. Первое, что обычно ребенок учится контролировать — это движения глаз. Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Неправильно говорящий ребенок – неправильно пишет и неправильно запоминает. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
1.3 ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Мелкая моторика развивается с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития». И. П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Именно близость моторной и речевых зон навели ученых на мысль, что тренировка мелкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Поэтому, крайне необходимо серьезно подойти к предупреждению и коррекции слабых мышц мелкой моторики. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Все это повышает работоспособность коры головного мозга, активизируют мыслительную деятельность.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой [2], мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
В книге И.Е. Светловой [4] «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. Формирование и развитие двигательных и психических механизмов, влияющих на общее интеллектуальное развитие ребенка» показано, как можно занять ребенка интересным и полезным делом, развивая при этом его познавательные способности. Предлагаемые автором книги игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, речь и словарный запас. Автор настаивает на необходимости развития механизмов, без которых невозможно овладение письмом, на создании условий накопления ребенком практического двигательного опыта, на развитии навыков ручной умелости. И. Е. Светлова пишет: «Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм на развитие мелкой моторики, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения»
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
В своей работе я опираюсь на Федеральный государственный образовательный стандарт [1]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что Стандарт направлен на решение задач, две из которых: «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования)».
Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает требования к результатам освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров, согласно которым на этапе завершения дошкольного образования «ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
«Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования».
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия, вот некоторые из них: «уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)».
Соответственно, разрабатывая Рабочую Программу, я планирую работу по развитию крупной и мелкой моторики во всех видах деятельности по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретного возраста.
2.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель моей работы: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики, необходимые для подготовки руки старшего дошкольника к письму.
В процессе развития мелкой моторики решаются следующие задачи: совершенствуется зрительно-двигательная координация, ориентировка в пространстве и микропространстве, укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки.
Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей, совершенствовать мелкую моторику через сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные игры. Мелкую моторику развивают рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей; все виды гимнастик – пальчиковые, глазные, артикуляционные, комплексы утренней и бодрящей гимнастики. Для развития точной ручной координации важно, чтобы дошкольник постоянно занимался разнообразными видами ручной деятельности во всех видах непрерывной и совместной деятельности, а также режимных моментах. А так как основным видом деятельности дошкольников является игра, задания носят игровой характер. Необходимо также повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр и упражнений для детей.
При подборе игровых упражнений на развитие мелкой моторики с сопутствующим развитием речи я придерживаюсь следующих принципов:
наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей; развивающий характер обучения; систематичность и последовательность.
2.3 ФОРМЫ РАБОТЫ
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.
В своей педагогической работе я использую следующие виды деятельности на развитие мелкой моторики у детей:
- Составление фигур из счетных палочек.
В работе с дошкольниками я использую счетные палочки. Цель: развивают ручную умелость, ловкость, координацию, речь, мышление, воображение, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помогут детям овладеть конструктивными навыками. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как ее сложить.
2) Использование прищепок
Прищепки – прекрасный способ тренировать щипковый захват у детей. Кроме того, система заданий, направленная на развитие речи, делает упражнения с прищепками интересными, познавательными. Необходимо иметь 50 – 70 прищепок разного цвета, фигуры из картона (желтый круг – солнышко, цветок – без лепестков; фигура ежика без иголок, дерево без листьев). На этом этапе работы ребенок прикрепляет прищепки к одной из фигур для получения образа. Найти прищепке «домик» нужного цвета. Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, по краю которых наклеены цветные полоски; набор цветных прищепок. Дети берут по одному стаканчику, на котором наклеены цветные полоски, и крепят прищепки на стаканчик нужного цвета.
3) Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры
Пальчиковые игры дают возможность развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
И. Малюкова рекомендует использовать пальчиковые игры как элемент игрового самомассажа, так как массаж является мощным биологическим стимулятором, воздействующим на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные способности работоспособность мышц массируемой кисти руки, а так же на пластичность суставов и связок.
Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов [7].
4) Использование сухого бассейна
Сухой бассейн представляет собой пластиковую коробку, наполненную крупой. Разработаны задания, позволяющие развивать мелкую моторику рук в форме игры и попутно развивать речь детей. Можно рисовать на крупе прямые или извилистые дорожки. Шагать по ней пальчиками. Найти спрятанную игрушку и наощупь определить, что это. Нарисовать на крупе букву или цифру.
5) Нанизывание
Величину нанизываемых предметов нужно варьировать в зависимости от возраста ребёнка. Чем он старше, тем успешнее он будет справляться с более мелкими деталями. Материал для нанизывания используется самый разнообразный: пуговицы с крупными и мелкими дырочками, макароны, разрезанные на части трубочки для сока. Учу детей брать бусины двумя пальцами или щепотью, другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. На другом конце шнура можно сделать бант или узел, чтобы бусины не скатывались. В настоящее время в продаже есть разнообразные игрушки, в основу действий с которыми положен принцип нанизывания.
6) Шнуровка
Шнуровка – это продергивание шнурка в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов, в которых сделаны отверстия-дырочки. Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской, а объемной; яблоки с дырочками, в которые «проползает червячок»; ботинок, который надо зашнуровать; кусок сыра с дырками и др.
7) Игра с пазлами
Пазлы – в переводе с английского «головоломка», «затруднение». Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей. В таких играх необходимо плотно соединять детали друг с другом, что требует определенного уровня развития ловкости рук.
8) Вдавливание деталей в пластилин
Полезно вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина для развития силы рук. Это могут быть бусины, детали мозаики, камушки или ракушки. Можно использовать фасоль, горох, семечки подсолнуха.
9) Сортировка круп
Детям предлагаются перемешанные в одной коробке крупы, и малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь определенным принципом (по размеру, цвету, форме). Необходимо следить, чтобы ребенок брал по одной штучке, захватывая ее щепотью или двумя пальцами.
10) Опускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком
Для этого нужно подобрать сосуд с узким горлышком (можно использовать небольшую пластиковую бутылку) и мелкие предметы – это могут быть камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики. Предлагается малышу опускать их в бутылочку. Необходимо следить, чтобы ребенок брал по одной детали, обратите его внимание на то, что бутылочку нужно поддерживать второй рукой. По окончании работы детям нравится закрыть бутылку крышкой и погреметь содержимым.
11) Мозаики
В своей работе использую разнообразные виды мозаик – с шестигранными пластинками, круглые, напольные. Предлагайте малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет»), затем покажите, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием станет выполнение изображений – цветы, травка, солнышко, зверушки и др.
12) Раскручивание и закручивание крышек
В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Необходимо подобрать разнообразные коробки, банки и бутылки с крышками. Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала можно предложить ребенку открывать коробки и бутылки, затем закрывать (что сложнее). Чтобы малышу было интереснее играть, можно прятать внутрь интересные предметы.
13) Функциональные застежки
Советую начинать с расстегивания пуговиц, кнопок, молний и крючков. Навыки очень полезны для развития навыков самообслуживания, когда ребёнка учат раздеваться и одеваться, так и в игре, используя специальные дидактические игрушки – куклы, в деталях одежды которых используются разные виды застежек. Можно изготовить своими силами (например, зайчик, у которого лапки пристегиваются при помощи пуговиц или кнопок).
14) Самомассаж
С помощью массажа развивается ловкость движений пальцев и кистей рук. Возможны движения вперед-назад, в стороны, круговые движения.
Для этой цели хорошо использовать шарики Су-Джок: они укалывают детские ладошки, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
15) Определение наощупь
Детям предлагается определить наощупь сколько фасоли в мешочках: много, мало, одна, ни одной. При перебирании пальчиками фасоли, у ребенка улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, а в целом этот вид деятельности доставляет ребенку положительные эмоции и приятные ощущения.
16) Рисование и лепка
На своих занятиях я стараюсь использовать нетрадиционные приёмы рисования и лепки, которые непосредственно влияют на развитие мелкой моторики. Очень нравятся детям «рисование» фасолью, пальчиками, приемы пластилинографии.
Все вышеперечисленные составляющие компоненты способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей и в целом речевому развитию. Данный вид работы – мобильная структура, в которую можно вносить изменения, дополнения, исправления. Ее можно использовать для детей с нарушениями речи и для детей с нормальным уровнем речевого развития; в детском саду и в домашних условиях. При проведении данной работы очень важно соблюдать технику безопасности.
17) Пальчиковый театр
Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, способствует развитию мелкой моторики, т.к. в ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Инсценировка различных сказок, потешек, прибауток при помощи фигурок пальчикового театра способствует:
- развитию мелкой моторики рук, так как нужна точная, скоординированная работа пальчиков;
- развивается способность к концентрации внимания, т.е. ребёнок старается не пропустить «выступление» своего героя;
- заучивая реплики героев, ребенок тренирует память и речь;
- театральные постановки развивают фантазию и воображение;
- обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
- развивается пространственное мышление в процессе перемещения персонажей в пространстве;
- развиваются артистические и творческие способности, ребёнок приобретает уверенность в себе.
18) «Коврики»
«Коврики» для развития мелкой моторики рук и изучения цвета.
19) Развитие графических навыков «Приложение А»
Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, непрерывная образовательная деятельность проводится на листах с крупной клеткой. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких точных движений, а также создаёт благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.
Цель: развитие графических навыков, путём преодоления недоразвития моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребёнка.
Задачи: совершенствовать навыки выполнения пальчиковых гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи; формировать мелкую моторику, умение слушать, запоминать, выполнять действия на основании словесной и зрительной инструкции; совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости, определения пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями, а так же умения различать правую и левую стороны.
Учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку. Учить детей рисовать прямые линии, квадраты, прямоугольники по точкам и без них.
2.4 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Я же в свою очередь, при взаимодействии с родителями использую папки-передвижки, регулярно провожу индивидуальные беседы: рекомендую родителям давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия формируют ручную умелость, предлагаю ознакомиться с консультациями для родителей «Приложение Б». Также родители принимают активное участие в изготовлении поделок совместно с детьми. Понимание родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранит не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навыки письма.
3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сказать следующее: преодолевать трудности письма (неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки и глаза, специфические особенности двигательной сферы) необходимо начинать задолго до поступления в школу. Упражнения по развитию мелкой моторики приносят огромную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус; в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому, я, в своей работе, развитию мелкой моторики уделяю большое внимание.
4 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее по тексту – ФГОС ДО)
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – СПб. 1998. – 192.
- Малюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С. 79-82.
- Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. / И.Е. Светлова. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 272 с.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Издание четвертое. Издательство Киев 1973.
- Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005
.
5 ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А.
ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Задание "Штриховка"
Нарисуйте контурную картинку, например, фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.
Задание "Обведи рисунок"
Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
Задание "Соедини по точкам"
Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.
Задание "Нарисуй фигуры"
Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую, другую маленькую дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.
Задание "Графический диктант". Ребенку дается следующая инструкция: "Слушай внимательно и проводи линии под диктовку. Одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо» и т. д." Узоры могут быть различными.
Приложение Б.
Консультация для родителей: «Первые шаги в освоении письма»
- Как правильно сидеть при письме?
- Парта, стол, за которым сидит ребенок, и стул должны соответствовать его росту. Спина должна быть прямой, плечи на одной высоте. Грудь не касается стола. Ноги согнуты под прямым углом, опираются стопой на пол или подставку.
- Как расположить тетрадь?
- Положение тетради отражается на почерке и посадке пишущего. Наклонное положение тетради способствует написанию букв с наклоном.
- Не следует низко наклоняться над тетрадью.
- Как правильно держать ручку?
- Выбор ручки имеет значение для выработки каллиграфии. Остановите выбор на простой ученической ручке длиной 15см. Она не должна быть короткой, толстой или очень длинной.
- Научите ребенка правильно держать ручку. Переучивать всегда сложнее. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца около 2см. Указательный палец не должен прогибаться в первом суставе, это говорит об излишнем напряжении. Ручка удерживается большим, указательным и средним пальцами. Ее следует держать на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает ручку слева, а указательный - сверху. Безымянный палец и мизинец внутри ладони. Конец ручки должен быть направлен в плечо пишущего.
- Длительность графических упражнений не должна превышать 5 -6 мин. Не торопите ребенка. У каждого ребенка свой темп письма.
- Положение руки, характер ее движений; положение бумаги, тетради, карандаша.
- Известно, что на первоначальном этапе обучения письму детей прежде всего затрудняет техника письма, умение правильно и четко изображать письменные знаки. Дети должны научиться произвольно управлять движениями пишущей ручки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. В ходе обучения формируются такие важные качества движений, как координированность, точность, гибкость руки, ритмичность. Совершенствование движений руки связно с развитием произвольного внимания, двигательной памяти, пространственных и зрительных представлений.
Консультация для родителей: «Развитие движения руки при рисовании и письме»
Специфика положения руки, бумаги, карандаша при рисовании | Характер движения руки, положения тетради, карандаша при письме. |
Локоть и кисть правой руки находится на весу Кисть повернута боком или книзу. Положение не фиксировано Пальцы сравнительно далеко от отточенного конца карандаша Бумага лежит прямо, ровно от края стола Линии ведут ровно вверх и вниз, можно туда и обратно. Более широкий размах руки в сочетании с ограниченными движениями. | Локоть и кисть правой руки лежат на столе Кисть повернута книзу с опорой на мизинец. Пальцы довольно близко к отточенному концу карандаша Тетрадь лежит с наклоном, угол направлен в середину груди пишущего. Линии ведут вниз с нажимом, вверх без нажима, обратно движение не проводится. |
Консультация для родителей: «Практические рекомендации для родителей»
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
- Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть «пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. (» Этот лабиринт в замке Снежной Королевы, он из льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет»).
- Обведение любых вкладышей из серии «рамки и вкладыши Монтессори» полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы, так что штриховать придется и вам.
- Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов.
- Пришивание настоящей пуговицы настоящей иголкой вполне под силу 6- летнему ребенку, под Вашим наблюдением, конечно.
- Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.
- Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты — как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.
- Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги — задание на тренировку руки и на аккуратность.
- Лепить из пластилина, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток. Если пластилин по какой-то причине вас пугает можно изготовить для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата.
- Вот рецепт: мука — соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго хранится в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.
- Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы, или еще что-нибудь. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму».
Консультация содержит рекомендации, направленые на развитие мелкой моторики рук у детей, которая необходима для развития речи, а так же подготовки рук к письму....
Подготовка руки старших дошкольников к письму
Подготовка руки старших дошкольников к письму...
Презентация «Мелкая моторика как средство подготовки руки к письму»
Цель:Формирование подготовки руки к письму дошкольников посредством технических способностей мелкой моторики рук....
Исследование на тему: «Развитие мелкой моторики как условие подготовки руки старшего дошкольника к письму»
В виду возрастных особенностей детей, становление двигательных функций, развитие тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации продолжается до 5-6 летнего возраста. Своевременная выработка у де...
Развитие мелкой моторики детей, как подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования.
Мастер – классдля педагогов, родителей и детей подготовительной группы...
Развитие мелкой моторики как условие подготовки руки старшего дошкольника к письму в доо
Важность развития мелкой моторики рук при подготовки руки старшего дошкольника к письму...