Семинар для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"
консультация по обучению грамоте по теме
Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи. Известный российский психолог Р. С. Немов настаивает на том, что научение детей грамоте можно и необходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст и сделать обязанностью дошкольного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.21 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
ЧЕПУРИНА ЛЮБОВЬ ВЯЧЕСЛАВОВНА
В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением иностранного языка негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.
Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи. Известный российский психолог Р. С. Немов настаивает на том, что научение детей грамоте можно и необходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст и сделать обязанностью дошкольного обучения.1
Еще в прошлом веке такие российские ученые, как JI. С. Выготский, Л. И. Божович, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, признавали возможность обучения грамоте дошкольников.
В соответствии с Парциальной программой по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста (автор Нищева Н.В.) начинать обучение дошкольников грамоте можно как в три-четыре, так и в пять-шесть лет. Процесс обучения грамоте условно делится на четыре периода. Трем периодам обучения грамоте предшествует предварительный добукварный период. Для работы по подготовке детей к обучению грамоте в добукварный период в соответствии с программой используются задания тетради «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников». В первый период обучения грамоте проводится 16 занятий, во второй — 21 занятие, в третий — 18 занятий. Продолжительность каждого занятия 25—30 минут.
Обучение грамоте в соответствии с программой осуществляется с учетом следующих условий:
- ребенок должен быть психологически готов к обучению грамоте, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика;
- обучение следует проводить с использованием игровых методик, ориентируясь на игру как на основную форму деятельности дошкольника, так именно игра наиболее доступна, понятна и интересна дошкольникам, именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности, только в игре можно «как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму», о чем писал еще К. Д. Ушинский;
- обучение должно проходить на эмоциональном фоне, без какого бы то ни было давления, насилия, выражения взрослым своего недовольства и разочарования, если ребенок в чем-то не оправдал ожиданий;
- процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков, в связи с чем следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления детей с буквами русского алфавита.
В соответствии с данной программой звуки позднего онтогенеза и соответствующие им буквы изучаются в последнюю очередь. Программа предлагает следующую последовательность изучения букв: А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Г, Ф, В, X, Ы, С, 3, Ш, Ж, Э, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
В основе обучения грамоте в соответствии с данной программой лежит звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научить ребенка читать, его приводят к пониманию того, что речь рождается из слова. Дошкольник усваивает звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки и, наоборот, объединение звуков в слоги, слогов — в слова, слов в предложения
Впервые обоснование звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте сделал К. Д. Ушинский в 1864 году в книге «Родное слово». Именно он разработал конкретные методические приемы выполнения специальных упражнений для подготовки детей к усвоению грамоты на основе этого метода.
1 Немов Р.С. Психология. – М., «П», 1995, с. 280.
В начале XX века Н. Ф. Бунаков, Д. И. Тихомиров, В. А. Флеров вносили различные изменения в звуковой аналитико-синтетический метод. Работа над усовершенствованием метода ведется и в настоящее время.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Одной из важнейших задач подготовительного добукварного периода является развитие зрительного и слухового внимания и восприятия дошкольника.
Для развития зрительного восприятия и внимания ребенку предлагаются следующие игровые упражнения и задания:
- сложить из палочек, карандашей, фломастеров, цветных брусочков строительного конструктора, палочек Кюизенера по образцу и описанию треугольник, квадрат, стул, кроватку, дерево, елочку, домик, лесенку;
- сложить из разноцветных картонных или пластмассовых геометрических фигур разного размера домик, грузовик, снеговика, мишку, кошку и другие изображения;
(При выполнении этого задания можно закрепить знание ребенком названий геометрических фигур, поупражнять его в узнавании и различении цветов, в ориентировке на плоскости. Он должен усвоить понятия вверху, внизу, слева, справа. Можно научить его в игровой форме употреблять предлоги: на, в, у, из, с. под, над, перед, из-за, из-под.)
- складывать разрезные сначала предметные, а потом сюжетные картинки (с разными видами разреза: вертикальным, горизонтальным, диагональным, фигурным) из частей;
- складывать предметные и сюжетные картинки, изображенные на кубиках;
- собирать сначала простые, а потом более сложные пазлы;
- складывать мозаику;
- собирать разнообразные сборные игрушки; собирать различные поделки из конструкторов типа Lego, Duplo.
Занимаясь развитием слухового восприятия и внимания, ребенку предлагают следующие задания:
- не видя, с какими предметами вы производите действия, отличить стук молоточка от звона ложки в стакане, шуршание сминаемой бумаги от шума пересыпаемой из стакана в стакан крупы, погремушку от игрушки-пищалки и т. п.;
- отвернувшись, показать, в какой части комнаты вы играете на дудочке, звените колокольчиком или пищите игрушкой-пищалкой;
- находить по звуку спрятанный в помещении звенящий будильник или любую звучащую механическую игрушку;
- познакомив ребенка с гласными звуками [а], [у], [и], [о] и подобрав соответствующие картинки (паровозик гудит: «У-у-у!» Девочка укачивает куклу: А-а-а!» Мишка рычит: «О-о-о!» Лошадка ржет: «И-и-и!»), предложите ему сначала спеть эти звуки вместе с игрушками, а потом угадывать эти звуки и показывать соответствующие картинки, когда вы произносите эти звуки, прикрыв рот листком бумаги;
- обратив внимание ребенка на артикуляцию гласных звуков (покажите, что рот широко открыт, когда вы поете звук [а]; губы вытянуты трубочкой, когда вы поете звук [у]; губы округлены при пении звука [о] и растянуты в улыбку при пении звука [и]), научите ребенка узнавать эти звуки по беззвучной артикуляции.
В это время следует сформировать у ребенка такие понятия, как звук, гласный звук[1].
Не менее важной задачей подготовительного периода является развитие связной речи ребенка.
Взрослые предлагают ребенку почаще рассказывать о том, чем он занимался в детском саду, что видел на прогулке, почему ему понравился новый мультфильм. Если он не ходит в детский сад, пусть рассказывает пришедшему с работы папе о том, как прошел день. Взрослые показывают ребенку пример, рассказывают ему о том, чем занимались, где бывали.
В это время необходимо научить ребенка составлять предложения по картинкам:
- - Девочка сидит.
- - Мальчик идет.
- - Дети поливают цветы.
- - Рыбак ловит рыбу удочкой.
У ребенка формируются такие понятия, как слово, предложение. Ребенку объясняют, что он научился составлять предложения, что предложения состоят из слов, что количество слов в предложении может быть разным. Ребенка тренируют в определении количества слов в предложении, в составлении предложений с заданным количеством слов.
Далее следует объяснить ребенку, что слова можно делить на части, слоги. Покажите, как это делается. Предложите отхлопать, протопать или отстучать слоги в словах сначала вслед за вами, потом вместе с вами, затем самостоятельно: ма-ма, па-па, да-ча, ли-са, во-да, ма-ши-на, до-ро-га, ра-ке-та, у-сы, о-са, дом, кот. Попробуйте вместе с ребенком составлять слова из данных слогов:
- Если сказать РЕ, а потом КА, что получится?
- Какое слово получится из слогов РО и СА?
- Составь слово из слогов КА, РЕ, ТА.
Подготовку ребенка к обучению грамоте невозможно представить без развития тонкой моторики и навыков ориентировки на плоскости. Необходимо проверить, правильно ли ребенок держит карандаш, умеет ли закрашивать изображения разного размера и сложности, не выходя за контур, может ли проводить прямые и волнистые, вертикальные и горизонтальные линии, рисовать различные геометрические фигуры. Стоит научить ребенка работать в тетради в крупную клетку, видеть строку, выполнять обводку клеточек, рисовать в клеточках различные фигурки (круги, треугольники), писать палочки.
Когда ребенок освоит слоговой анализ и синтез, можно переходить к звуковому анализу и синтезу. Работа над звуковым анализом и синтезом проводится параллельно с обучением грамоте. Ребенка знакомят с буквой и соответствующим ей гласным звуком или буквой и соответствующим ей пока только твердым согласным звуком. Какие задания предлагаются ребенку в этот период работы?
Покажите, что из двух звуков [у] и [а] получается плач маленького ребенка «уа», из звуков [а] и [у] получается крик заблудившихся в лесу детей «ау», из звуков [и] и [а] получается песенка ослика «иа». Подберите соответствующие картинки, поупражняйте малыша в различении этих слияний гласных звуков. Предложите ему такие задания:
- Если я спою [а], а потом [у], что получится?
- Я пою «иа». Какой звук я пою сначала, а какой потом? (И т. п.)
(Здесь тоже не помешают картинки.)
Потренируйте ребенка в выделении гласных звуков из начала слова в ударной позиции:
- Какой звук я тяну в начале слов: аист, утка, ослик, иглы?
- С какого звука начинаются имена Аня, Алик, Алла, Ася?
- Вспомни имя девочки, которое начинается со звука [о]. (И т. п.)
А сможет ли ребенок выделить гласные звуки из начала слова, если они находятся в безударной позиции?
- Какой звук начинает слова арбуз, индюк, улитка?
- Какие слова, начинающиеся с этих звуков, ты можешь вспомнить?
На этом этапе закрепляются представления о гласных звуках, вводится обозначение гласных звуков: красный кружок (квадратик).
Затем следует начать работу по выделению конечных согласных из коротких слов: кот, мак, дом, суп. И сразу же дать представление о согласном звуке, объяснить, что согласные звуки нельзя петь, потому что во рту обязательно ель преграда для прохождения воздуха, но некоторые из них можно тянуть: [с], [ж], [р]. Можно дать обозначение пока только твердых согласных звуков: синий кружок (квадратик). На этом этапе целесообразно поупражнять ребенка в составлении и анализе закрытых слогов: [ам], [уп], [ок], [ит]. Для этой работы можно использовать вырезанные из картона красные и синие кружки (квадратики):
- Я произнесу сначала [а], а потом [т]. Какой слог получился? Правильно, [ат]. Давай обозначим звуки этого слога кружками (квадратиками). Какой кружок (квадратик) ты положишь первым? Правильно, красный. Почему? Правильно, звук [а] — гласный, обозначается красным кружком (квадратиком). Какой кружок (квадратик) ты положишь потом? Правильно, синий, потому что звук [т] — согласный.
В следующий период работы следует научить ребенка выделять согласные звуки из начала и середины слова. Произносите тот звук, который должен выбить ребенок, акцентированно, тяните его:
- Мммак. Какой звук слышится в начале слова? Правильно, звук [м].
- Нннос. Какой звук первый в этом слове? Правильно, звук [н].
- Марррка. Какой звук я тяну в середине слова? Правильно, звук [р].
Далее следует дать ребенку представление о том, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими: [б] и [б’], [т] и [т’], [с] и [с’] и т. п. Поупражнять детей в узнавании и различении твердых и мягких согласных звуков. Вводится обозначение мягких согласных звуков: зеленый кружок (квадратик). Можно предложить ребенку следующие задания.
- Я буду произносить слог с твердым звуком, а ты — с мягким. Например: ка-кя, мо-мё, ны-ни.
- Послушай слова кот и кит. Одинаково ли звучит в них первый звук? Нет, неодинаково. В первом слове звук [к] — твердый, а во втором слове звук [к’] — мягкий. Так же и в следующей паре слов: в слове бык первый звук [б] — твердый, а в слове бита [б’] — мягкий.
Следует поупражнять ребенка в различении слов с начальными твердыми и мягкими согласными. Для игрового упражнения можно использовать цветовые сигналы синего и зеленого цветов: шары, флажки, кубики, шарики и т. п. Взрослый произносит ряд слов (мак, Миша, нос, нитка, пенка, пуля, бочка, бинт, кошка, кепка, вода, висок), а ребенок поднимает сигнал соответствующего цвета. Или предложить ребенку подниматься на носочки, если он слышит в начале слова твердый согласный, или приседать, если он слышит в начале слова мягкий согласный.
Далее целесообразно научить ребенка определять место любого заданного звука в слове (начало, середина, конец). Например, предлагать такие задания.
- Рассмотри картинки (мак, сумка, сом). Произнеси их названия, подумай, в какой части каждого из этих слов (в начале, в середине или в конце) находится звук [м]. Раскрась в полосках под каждой картинкой квадрат, соответствующий началу, середине или концу слова.
- Рассмотри картинки (кот, носок, банка). Произнеси их названия, определи, в какой части каждого из этих слов (в начале, в середине, в конце) находится звук [к]. Положи картинку под соответствующую схему.
Теперь важно научить ребенка определять количество и порядок звуков в слове, составлять звуковые схемы слов, подбирать слова с заданным количеством звуков, различать звонкие и глухие согласные.
Используя на этом этапе работы «Играйку. Грамотейку», входящую в методический комплект к парциальной программе, вы сможете показать дошкольнику каждую новую букву, объяснить, что буква может быть заглавной (большой) и строчной (маленькой), подберете с ребенком картинки, в названии которых новая буква пишется в начале, составите слоги и слова из изученных уже букв.
Не торопитесь переходить к изучению новой буквы и делайте это только тогда, когда ребенок хорошо запомнил все предыдущие, легко составляет и читает слоги и слова с ними. Пусть малыш не только составляет слоги и слова из букв разрезной азбуки, но и пишет их в тетради, альбоме, на доске карандашами, фломастерами, красками, цветными мелками. Подготовьте поднос с тонким слоем манки или сухого песка. Пусть ребенок упражняется в печатании букв, слогов, слов по манке или песку. Помогите ребенку, если он хочет слепить буквы из пластилина, вырезать из бумаги. Ведь из них тоже можно составить слоги и слова. Пишите с малышом новые буквы в воздухе, на запотевшем стекле или зеркале, мелом на асфальте, прутиком на дорожке в парке. Успехов и терпения вам!
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
- Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
- Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте № 1. — СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2014.
- Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте № 2. — СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2014.
- Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте № 3. — СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2014.
- Нищева Н. В. Играйка. Грамотейка. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
- Нищева Н. В. Играйка. Различайка. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Нищева Н. В. Играйка. Читайка. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Нищева Н. В. Прописи для дошкольников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
- Денисова Т. В. Книга для чтения к обучающему пособию «Мой букварь».
[1] Упражнения подготовительного периода представлены в пособии Нищевой Н.В. «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников». — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева
Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт...
«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...

семинар для воспитателей по обучению грамоте детей дошкольного возраста
повышение методической компетентности педагогов ДОО...