Семинар для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"
консультация по обучению грамоте по теме

Чепурина Любовь Вячеславовна

Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи. Известный российский психолог Р. С. Немов настаивает на том, что научение детей грамоте можно и необходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст и сделать обязанностью дошкольного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

ЧЕПУРИНА ЛЮБОВЬ ВЯЧЕСЛАВОВНА

В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением иностранного языка негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.

Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи. Известный российский психолог Р. С. Немов настаивает на том, что научение детей грамоте можно и необходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст и сделать обязанностью дошкольного обучения.1

Еще в прошлом веке такие российские ученые, как JI. С. Выготский, Л. И. Божович, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, признавали возможность обучения грамоте дошкольников.

       В соответствии с Парциальной программой по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста (автор Нищева Н.В.) начинать обучение дошкольников грамоте можно как в три-четыре, так и в пять-шесть лет. Процесс обучения грамоте условно делится на четыре периода. Трем периодам обучения грамоте предшествует предварительный добукварный период. Для работы по подготовке детей к обучению грамоте в добукварный период в соответствии с программой используются задания тетради «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников». В первый период обучения грамоте проводится 16 занятий, во второй — 21 занятие, в третий — 18 занятий. Продолжительность каждого занятия 25—30 минут.

Обучение грамоте в соответствии с программой осуществляется с учетом следующих условий:

  • ребенок должен быть психологически готов к обучению грамоте, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика;
  • обучение следует проводить с использованием игровых методик, ориентируясь на игру как на основную форму деятельности дошкольника, так именно игра наиболее доступна, понятна и интересна дошкольникам, именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности, только в игре можно «как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму», о чем писал еще К. Д. Ушинский;
  • обучение должно проходить на эмоциональном фоне, без какого бы то ни было давления, насилия, выражения взрослым своего недовольства и разочарования, если ребенок в чем-то не оправдал ожиданий;
  • процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков, в связи с чем следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления детей с буквами русского алфавита.

          В соответствии с данной программой звуки позднего онтогенеза и соответствующие им буквы изучаются в последнюю очередь. Программа предлагает следующую последовательность изучения букв: А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Г, Ф, В, X, Ы, С, 3, Ш, Ж, Э, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.

          В основе обучения грамоте в соответствии с данной программой лежит звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научить ребенка читать, его приводят к пониманию того, что речь рождается из слова. Дошкольник усваивает звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки и, наоборот, объединение звуков в слоги, слогов — в слова, слов в предложения                                                                                                                                                  

          Впервые обоснование звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте сделал К. Д. Ушинский в 1864 году в книге «Родное слово». Именно он разработал конкретные методические приемы выполнения специальных упражнений для подготовки детей к усвоению грамоты на основе этого метода.

                  1 Немов Р.С. Психология. – М., «П», 1995, с. 280.

          В начале XX века Н. Ф. Бунаков, Д. И. Тихомиров, В. А. Флеров вносили различные изменения в звуковой аналитико-синтетический метод. Работа над усовершенствованием метода ведется и в настоящее время.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

   Одной из важнейших задач подготовительного добукварного периода является развитие зрительного и слухового внимания и восприятия дошкольника.

   Для развития зрительного восприятия и внимания ребенку предлагаются следующие игровые упражнения и задания:

  • сложить из палочек, карандашей, фломастеров, цветных брусочков строительного конструктора, палочек Кюизенера по образцу и описанию треугольник, квадрат, стул, кроватку, дерево, елочку, домик, лесенку;
  • сложить из разноцветных картонных или пластмассовых геометрических фигур разного размера домик, грузовик, снеговика, мишку, кошку и другие изображения;

   (При выполнении этого задания можно закрепить знание ребенком названий геометрических фигур, поупражнять его в узнавании и различении цветов, в ориентировке на плоскости. Он должен усвоить понятия вверху, внизу, слева, справа. Можно научить его в игровой форме употреблять предлоги: на, в, у, из, с. под, над, перед, из-за, из-под.)

  • складывать разрезные сначала предметные, а потом сюжетные картинки (с разными видами разреза: вертикальным, горизонтальным, диагональным, фигурным) из частей;
  • складывать предметные и сюжетные картинки, изображенные на кубиках;
  • собирать сначала простые, а потом более сложные пазлы;
  • складывать мозаику;
  • собирать разнообразные сборные игрушки; собирать различные поделки из конструкторов типа Lego, Duplo.                                                              

   Занимаясь развитием слухового восприятия и внимания, ребенку предлагают следующие задания:

  • не видя, с какими предметами вы производите действия, отличить стук молоточка от звона ложки в стакане, шуршание сминаемой бумаги от шума пересыпаемой из стакана в стакан крупы, погремушку от игрушки-пищалки и т. п.;
  • отвернувшись, показать, в какой части комнаты вы играете на дудочке, звените колокольчиком или пищите игрушкой-пищалкой;
  • находить по звуку спрятанный в помещении звенящий будильник или любую звучащую механическую игрушку;
  • познакомив ребенка с гласными звуками [а], [у], [и], [о] и подобрав соответствующие картинки (паровозик гудит: «У-у-у!» Девочка укачивает куклу: А-а-а!» Мишка рычит: «О-о-о!» Лошадка ржет: «И-и-и!»), предложите ему сначала спеть эти звуки вместе с игрушками, а потом угадывать эти звуки и показывать соответствующие картинки, когда вы произносите эти звуки, прикрыв рот листком бумаги;
  • обратив внимание ребенка на артикуляцию гласных звуков (покажите, что рот широко открыт, когда вы поете звук [а]; губы вытянуты трубочкой, когда вы поете звук [у]; губы округлены при пении звука [о] и растянуты в улыбку при пении звука [и]), научите ребенка узнавать эти звуки по беззвучной артикуляции.

В это время следует сформировать у ребенка такие понятия, как звук, гласный звук[1].

   Не менее важной задачей подготовительного периода является развитие связной речи ребенка.

   Взрослые предлагают ребенку почаще рассказывать о том, чем он занимался в детском саду, что видел на прогулке, почему ему понравился новый мультфильм. Если он не ходит в детский сад, пусть рассказывает пришедшему с работы папе о том, как прошел день. Взрослые показывают ребенку пример, рассказывают ему о том, чем занимались, где бывали.

   В это время необходимо научить ребенка составлять предложения по картинкам:

  1. - Девочка сидит.
  2. - Мальчик идет.
  3. - Дети поливают цветы.
  4. - Рыбак ловит рыбу удочкой.

   У ребенка формируются такие понятия, как слово, предложение. Ребенку объясняют, что он научился составлять предложения, что предложения состоят из слов, что количество слов в предложении может быть разным. Ребенка тренируют в определении количества слов в предложении, в составлении предложений с заданным количеством слов.

   Далее следует объяснить ребенку, что слова можно делить на части, слоги. Покажите, как это делается. Предложите отхлопать, протопать или отстучать слоги в словах сначала вслед за вами, потом вместе с вами, затем самостоятельно: ма-ма, па-па, да-ча, ли-са, во-да, ма-ши-на, до-ро-га, ра-ке-та, у-сы, о-са, дом, кот. Попробуйте вместе с ребенком составлять слова из данных слогов:

- Если сказать РЕ, а потом КА, что получится?

- Какое слово получится из слогов РО и СА?

- Составь слово из слогов КА, РЕ, ТА.

   Подготовку ребенка к обучению грамоте невозможно представить без развития тонкой моторики и навыков ориентировки на плоскости. Необходимо проверить, правильно ли ребенок держит карандаш, умеет ли закрашивать изображения разного размера и сложности, не выходя за контур, может ли проводить прямые и волнистые, вертикальные и горизонтальные линии, рисовать различные геометрические фигуры. Стоит научить ребенка работать в тетради в крупную клетку, видеть строку, выполнять обводку клеточек, рисовать в клеточках различные фигурки (круги, треугольники), писать палочки.

   Когда ребенок освоит слоговой анализ и синтез, можно переходить к звуковому анализу и синтезу. Работа над звуковым анализом и синтезом проводится параллельно с обучением грамоте. Ребенка знакомят с буквой и соответствующим ей гласным звуком или буквой и соответствующим ей пока только твердым согласным звуком. Какие задания предлагаются ребенку в этот период работы?

   Покажите, что из двух звуков [у] и [а] получается плач маленького ребенка «уа», из звуков [а] и [у] получается крик заблудившихся в лесу детей «ау», из звуков [и] и [а] получается песенка ослика «иа». Подберите соответствующие картинки, поупражняйте малыша в различении этих слияний гласных звуков. Предложите ему такие задания:

            -  Если я спою [а], а потом [у], что получится?

            - Я пою «иа». Какой звук я пою сначала, а какой потом? (И т. п.)

   (Здесь тоже не помешают картинки.)

   Потренируйте ребенка в выделении гласных звуков из начала слова в ударной позиции:

- Какой звук я тяну в начале слов: аист, утка, ослик, иглы?

- С какого звука начинаются имена Аня, Алик, Алла, Ася?

- Вспомни имя девочки, которое начинается со звука [о]. (И т. п.)

   А сможет ли ребенок выделить гласные звуки из начала слова, если они находятся в безударной позиции?

- Какой звук начинает слова арбуз, индюк, улитка?

- Какие слова, начинающиеся с этих звуков, ты можешь вспомнить?

   На этом этапе закрепляются представления о гласных звуках, вводится обозначение гласных звуков: красный кружок (квадратик).

   Затем следует начать работу по выделению конечных согласных из коротких слов: кот, мак, дом, суп. И сразу же дать представление о согласном звуке, объяснить, что согласные звуки нельзя петь, потому что во рту обязательно ель преграда для прохождения воздуха, но некоторые из них можно тянуть: [с], [ж], [р]. Можно дать обозначение пока только твердых согласных звуков: синий кружок (квадратик). На этом этапе целесообразно поупражнять ребенка в составлении и анализе закрытых слогов: [ам], [уп], [ок], [ит]. Для этой работы можно использовать вырезанные из картона красные и синие кружки (квадратики):

            - Я произнесу сначала [а], а потом [т]. Какой слог получился? Правильно, [ат]. Давай обозначим звуки этого слога кружками (квадратиками). Какой кружок (квадратик) ты положишь первым? Правильно, красный. Почему? Правильно, звук [а] — гласный, обозначается красным кружком (квадратиком). Какой кружок (квадратик) ты положишь потом? Правильно, синий, потому что звук [т] — согласный.

   В следующий период работы следует научить ребенка выделять согласные звуки из начала и середины слова. Произносите тот звук, который должен выбить ребенок, акцентированно, тяните его:

- Мммак. Какой звук слышится в начале слова? Правильно, звук [м].

- Нннос. Какой звук первый в этом слове? Правильно, звук [н].

- Марррка. Какой звук я тяну в середине слова? Правильно, звук [р].

   Далее следует дать ребенку представление о том, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими: [б] и [б’], [т] и [т’], [с] и [с’] и т. п. Поупражнять детей в узнавании и различении твердых и мягких согласных звуков. Вводится обозначение мягких согласных звуков: зеленый кружок (квадратик). Можно предложить ребенку следующие задания.

- Я буду произносить слог с твердым звуком, а ты — с мягким. Например: ка-кя, мо-мё, ны-ни.

- Послушай слова кот и кит. Одинаково ли звучит в них первый звук? Нет, неодинаково. В первом слове звук [к] — твердый, а во втором слове звук [к’] — мягкий. Так же и в следующей паре слов: в слове бык первый звук [б] — твердый, а в слове бита [б’] — мягкий.

   Следует поупражнять ребенка в различении слов с начальными твердыми и мягкими согласными. Для игрового упражнения можно использовать цветовые сигналы синего и зеленого цветов: шары, флажки, кубики, шарики и т. п. Взрослый произносит ряд слов (мак, Миша, нос, нитка, пенка, пуля, бочка, бинт, кошка, кепка, вода, висок), а ребенок поднимает сигнал соответствующего цвета. Или предложить ребенку подниматься на носочки, если он слышит в начале слова твердый согласный, или приседать, если он слышит в начале слова мягкий согласный.

            Далее целесообразно научить ребенка определять место любого заданного звука в слове (начало, середина, конец). Например, предлагать такие задания.

- Рассмотри картинки (мак, сумка, сом). Произнеси их названия, подумай, в какой части каждого из этих слов (в начале, в середине или в конце) находится звук [м]. Раскрась в полосках под каждой картинкой квадрат, соответствующий началу, середине или концу слова.                                                                                                                                  

            - Рассмотри картинки (кот, носок, банка). Произнеси их названия, определи, в какой части каждого из этих слов (в начале, в середине, в конце) находится звук [к]. Положи картинку под соответствующую схему.

  Теперь важно научить ребенка определять количество и порядок звуков в слове, составлять звуковые схемы слов, подбирать слова с заданным количеством звуков, различать звонкие и глухие согласные.

   Используя на этом этапе работы «Играйку. Грамотейку», входящую в методический комплект к парциальной программе, вы сможете показать дошкольнику каждую новую букву, объяснить, что буква может быть заглавной (большой) и строчной (маленькой), подберете с ребенком картинки, в названии которых новая буква пишется в начале, составите слоги и слова из изученных уже букв.

   Не торопитесь переходить к изучению новой буквы и делайте это только тогда, когда ребенок хорошо запомнил все предыдущие, легко составляет и читает слоги и слова с ними. Пусть малыш не только составляет слоги и слова из букв разрезной азбуки, но и пишет их в тетради, альбоме, на доске карандашами, фломастерами, красками, цветными мелками. Подготовьте поднос с тонким слоем манки или сухого песка. Пусть ребенок упражняется в печатании букв, слогов, слов по манке или песку. Помогите ребенку, если он хочет слепить буквы из пластилина, вырезать из бумаги. Ведь из них тоже можно составить слоги и слова. Пишите с малышом новые буквы в воздухе, на запотевшем стекле или зеркале, мелом на асфальте, прутиком на дорожке в парке. Успехов и терпения вам!

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  2. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб.:    

            ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

  1. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте № 1. — СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2014.
  2. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте № 2. — СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2014.
  3. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте № 3. — СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2014.
  4. Нищева Н. В. Играйка. Грамотейка. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  5. Нищева Н. В. Играйка. Различайка. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  6. Нищева Н. В. Играйка. Читайка. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  7. Нищева Н. В. Прописи для дошкольников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  8. Денисова Т. В. Книга для чтения к обучающему пособию «Мой букварь».


[1] Упражнения подготовительного периода представлены в пособии Нищевой Н.В. «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников». — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева

Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт...

«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...

семинар для воспитателей по обучению грамоте детей дошкольного возраста

повышение методической компетентности педагогов ДОО...