семинар для воспитателей по обучению грамоте детей дошкольного возраста
материал

Маркова Светлана Петровна

повышение методической компетентности педагогов ДОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Логопедический тренинг для воспитателей

«Обучение грамоте старших дошкольников

 в рамках реализации основной образовательной программы».

Цель тренинга: повышение методической компетентности педагогов,  уточнение представлений педагогов о процессе подготовки детей к обучению грамоте.

Ход выступления:

- Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, в соответствии задачам и методам обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.

-Как вы считаете, необходимо ли обучение грамоте детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении и почему?

(Требования начальной школы стали выше. Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе. Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой. Увеличивается число детей с фонетико-фонематическим нарушениями речи, с ОНР)

Чтобы предотвратить многие проблемы обучения в школе, мы начинаем готовить детей к О.Г. в детском саду, даем детям основные, базовые навыки грамоты.

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются научить ребенка  запомнить буквы, а когда ему скажут: “Послушай, как поют птички, как тикают часики!”, когда играем с малышами в игру «Молчанка» (Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы молчать и тихонько слушать звуки)

 Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям сложно усвоить такие понятия, как «звук», «буква»,  «слог», «слово», «предложение».  На помощь приходят различные приемы и методы, основанные чаще всего на игровых технологиях.

 Существует 3 основных компонента развития речи, участвующих в  процессе обучения грамоте:

1 Сформированность звуковой стороны речи;

2. Сформированность фонематического восприятия;

3. Сформированность звукового анализа и синтеза слов.

I. Сформированность звуковой стороны речи,

т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков в соответствии с онтогенезом (таблица)

Методы и приемы:

  1. Сказка о язычке знакомит с артикуляционным аппаратом

+Артикуляционная гимнастика (Дайте название арт. упр., которое я покажу)

2.   Работа над речевым дыханием (Упр. «Шарик», «Собачка»)

3.  С раннего возраста -  Игры на звукоподражание,  для отработки звуков («звуковые кубики», «переключалки»)

4.  В старшем возрасте – разъясняем  особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи (используют зеркало!)

 Я использую таблички  для артикуляционной характеристики звуков.

II. Сформированность фонематического восприятия,

т. е. умение слушать, слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка

  1. Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Громко - тихо", "Кто сказал?": 
  • сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
  • затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
  • узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек)

  1. Игра «Да – нет». Правильно ли я говорю?
  2. Упр. «Повторяй-ка»: Слушай, слушай не зевай, точно так же повторяй!
  • МА – на,  на –ма, ты – ти.
  • Па-ба, та-да,
  • Па-па-ба, ба-па-ба
  1. Игра «Поймай звук ладошками»:

Звук /З/- «комарик»,  из ряда других звуков; слогов, слов.

(стол, забор, шкаф, ваза, …)

  1. Назови повторяющийся звук. Какой звук произносится во всех словах?

(карандаш,  мешок, шуба, душ,– [Ш]).

  1. Игра «Замени звук» - в подготовит.гр., как профилактика акустической дисграфии.  

 Например, нужно заменить первый звук  на [ч] (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел – меч)

III. Сформированность звукового анализа и синтеза слов

Ступени обучения:

  1. Начинаем с  изучения гласных звуков (артикуляция гласных, игры с гласными звуками)

+ 6- гласных букв.

На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, закрепляют понятия: первый, последний, середина, между.  Выделяют  ударный гласный в начале, в конце, в середине слова.

Учат слова, начинающиеся на гласные звуки –

В старшем возрасте учатся определять место звука в слове и начинают с гласных.

  • дается  фигурка птички, змейки, где голова  указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова.  
  • Звуковая  линейка с 3 окошками. Звуковая линейка с цифрами.
  • Звуковые  дорожки

Игра с логодомиком: «Рассели в домике предметы с гласным  звуком».

Выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия;

  1. Следующая ступень в обучении – это знакомство с согласными звуками. 

Закрепляем  изолированное произношение  согласного, озвучивая картинки-символы: "мычим", "пыхтим", "свистим" и т.д.(символы Ткаченко)

Сравниваем гласные и согласные звуки, находим различия в артикуляции.

Знакомим  со Звуковичками  (даем  характеристику  звука:  согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий) 

Дети учатся:

- выделять звук в ряду других звуков,

 -- выделять слог с заданным звуком в ряду других слогов,

- определять наличие или отсутствие звука в слове,

-выделять сначала начальный согласный, затем последний (игра «Туда – обратно»)

Заучивают слова, начинающиеся на данный согл. звук (букву)

  1. Дифференциация  звуков
  • по звонкости-глухости (опираясь на слуховое восприятие и тактильные ощущения (игры «Звонкий – глухой»),
  • твердости и мягкости («Камень – вата»),
  • Игры с оппозиционными звуками,  которые дети часто путают - звуки с разной артикуляцией: с-ш, з-ж, л-р  («Повторяй-ка», «Заменяй-ка»).

  1. Закрепляется навык определения места заданного согласного звука в слове.

  1.  Дети обучаются производить полный звуко-слоговой  анализ  и синтез слов. Осваивают способ слияния звуков в слоги и слова  (берем слова, написание и произношение которых не расходится.)

Существует много приемов работы со схемой слова:

Звуковой анализ слова:

Короткое слово

Длинное слово

  • Произнести слово медленно, четко, так, чтобы был слышен каждый звук (мммаааккк)
  • Выделить голосом и назвать первый звук в слове (мммак). Какой это звук?

(/М/-согласный, твердый)

  • Произнести слово медленно, выделить голосом, «пропеть» следующий звук (мааак). Какой это звук? (/А/- гласный)
  • Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (маккк). Какой это звук? (/К/-согласный, твердый)
  • Назови звуки по порядку. Сколько всего звуков?

  • назвать количество слогов слове (прохлопать, посчитать);
  • назвать слоги  по-порядку;
  • почему в слове столько слогов?
  • назовать  гласные  по-порядку;
  • назвать первый звук, последний, третий, т.д.
  • на звуковой линейке выложить кол-во звуков в слове.

Синтез слова:

- Я загадала слово, но  назову тебе его по  звукам, какое слово должно получиться?   (С.У.П.).  Здесь особенно широко используется прием  Дружные звуки («живые звуки»)

- Я назову слово по слогам, а ты произнеси целиком, слитно, быстро. (1-ма, 2-ши, 3-на).

-Поменяй слоги местами, какое слово получится? (ма-зи)

  1. Параллельно,  с изучением звука,  знакомим с буквой.

Закрепляем  связь звука с его графическим образом.

Правило! Методика обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. 

Подбираем слова на заданную букву так,  чтобы написание не расходилось с произношением. (слово  «обезьяна», на букву О - вводит ребенка в заблуждение)

Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии рекомендую следующие игровые задания:

- покажи букву руками, жестами.

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т. п.

-Угадай  букву на ощупь.

- Назови  букву,  написанную на спине ребенка.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

-Буква сломалась.

- Буквоежкины проделки.

  1. Методика  чтения:
  • обратные слоги (ам,  ум, ом);
  • прямые слоги  (мА, му, мо );
  • односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);
  • двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);
  • односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..);
  • двусложные со стечением (скала);
  • трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина).

  1. Чтение  предложения с проведением анализа:

- Что ты прочитал?

 - Сколько всего слов в предложении?

- Назови первое слово, второе,  …последнее.

- Повтори предложение целиком.

 - Как зовут ….(О чем говорится в предложении?)

Литература:

Алтухова Н.Г. Научись слышать  звуки. СПб «Лань», 1999.

Жукова О.С. Малыш учится говорить. М. «АСТ», 2022

Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста.

М. «Творческий Центр», 2010.

Максимовская С.В. Песенки гласных звуков». Логопедический альбом. СПб «Детство-пресс», 2021.

Пожеленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.

Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия», М.»Гном и Д», 1999.

Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. М.: ЮНВЕС,2001.

Туманова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М. «Просвещение», 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Семинар для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"

Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно вос...

Методическое пособие для воспитателей доу, родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста "Школа Буквознайки"

Авторское методическое пособие учителя - логопеда Максимовой И.В Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, р...

Методическое пособие для воспитателей ДОУ по обучению грамоте детей дошкольного возраста «БУКВОЗНАЙКА»

Пояснительная записка Главное — заинтересовать! Чтение - это сложный психический процесс, он на равных началах включает в себя, наряду с готовностью звукового анализа речи, словесную и нагля...

Мастер класс для воспитателей массовых групп: Основные особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста.

1.      Оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по подготовке детей к обучению грамоте в каждой возрастной группе дошкольно-образовательного учреждения.2....

Консультация для воспитателей и родителей «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста».

Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоте. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционально...

Консультация для воспитателей. «Структура образовательной деятельности по обучению грамоте детей дошкольного возраста».

В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются: возросшие требования школ, а особенно гимназий и лице...