семинар для воспитателей по обучению грамоте детей дошкольного возраста
материал
повышение методической компетентности педагогов ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар для воспитателей ДОО по обучению грамоте детей дошкольного возраста | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический тренинг для воспитателей
«Обучение грамоте старших дошкольников
в рамках реализации основной образовательной программы».
Цель тренинга: повышение методической компетентности педагогов, уточнение представлений педагогов о процессе подготовки детей к обучению грамоте.
Ход выступления:
- Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, в соответствии задачам и методам обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.
-Как вы считаете, необходимо ли обучение грамоте детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении и почему?
(Требования начальной школы стали выше. Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе. Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой. Увеличивается число детей с фонетико-фонематическим нарушениями речи, с ОНР)
Чтобы предотвратить многие проблемы обучения в школе, мы начинаем готовить детей к О.Г. в детском саду, даем детям основные, базовые навыки грамоты.
Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются научить ребенка запомнить буквы, а когда ему скажут: “Послушай, как поют птички, как тикают часики!”, когда играем с малышами в игру «Молчанка» (Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы молчать и тихонько слушать звуки)
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям сложно усвоить такие понятия, как «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение». На помощь приходят различные приемы и методы, основанные чаще всего на игровых технологиях.
Существует 3 основных компонента развития речи, участвующих в процессе обучения грамоте:
1 Сформированность звуковой стороны речи;
2. Сформированность фонематического восприятия;
3. Сформированность звукового анализа и синтеза слов.
I. Сформированность звуковой стороны речи,
т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков в соответствии с онтогенезом (таблица)
Методы и приемы:
- Сказка о язычке знакомит с артикуляционным аппаратом
+Артикуляционная гимнастика (Дайте название арт. упр., которое я покажу)
2. Работа над речевым дыханием (Упр. «Шарик», «Собачка»)
3. С раннего возраста - Игры на звукоподражание, для отработки звуков («звуковые кубики», «переключалки»)
4. В старшем возрасте – разъясняем особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи (используют зеркало!)
Я использую таблички для артикуляционной характеристики звуков.
II. Сформированность фонематического восприятия,
т. е. умение слушать, слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка
- Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Громко - тихо", "Кто сказал?":
- сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
- затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
- узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек)
- Игра «Да – нет». Правильно ли я говорю?
- Упр. «Повторяй-ка»: Слушай, слушай не зевай, точно так же повторяй!
- МА – на, на –ма, ты – ти.
- Па-ба, та-да,
- Па-па-ба, ба-па-ба
- Игра «Поймай звук ладошками»:
Звук /З/- «комарик», из ряда других звуков; слогов, слов.
(стол, забор, шкаф, ваза, …)
- Назови повторяющийся звук. Какой звук произносится во всех словах?
(карандаш, мешок, шуба, душ,– [Ш]).
- Игра «Замени звук» - в подготовит.гр., как профилактика акустической дисграфии.
Например, нужно заменить первый звук на [ч] (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел – меч)
III. Сформированность звукового анализа и синтеза слов
Ступени обучения:
- Начинаем с изучения гласных звуков (артикуляция гласных, игры с гласными звуками)
+ 6- гласных букв.
На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, закрепляют понятия: первый, последний, середина, между. Выделяют ударный гласный в начале, в конце, в середине слова.
Учат слова, начинающиеся на гласные звуки –
В старшем возрасте учатся определять место звука в слове и начинают с гласных.
- дается фигурка птички, змейки, где голова указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова.
- Звуковая линейка с 3 окошками. Звуковая линейка с цифрами.
- Звуковые дорожки
Игра с логодомиком: «Рассели в домике предметы с гласным звуком».
Выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия;
- Следующая ступень в обучении – это знакомство с согласными звуками.
Закрепляем изолированное произношение согласного, озвучивая картинки-символы: "мычим", "пыхтим", "свистим" и т.д.(символы Ткаченко)
Сравниваем гласные и согласные звуки, находим различия в артикуляции.
Знакомим со Звуковичками (даем характеристику звука: согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий)
Дети учатся:
- выделять звук в ряду других звуков,
-- выделять слог с заданным звуком в ряду других слогов,
- определять наличие или отсутствие звука в слове,
-выделять сначала начальный согласный, затем последний (игра «Туда – обратно»)
Заучивают слова, начинающиеся на данный согл. звук (букву)
- Дифференциация звуков
- по звонкости-глухости (опираясь на слуховое восприятие и тактильные ощущения (игры «Звонкий – глухой»),
- твердости и мягкости («Камень – вата»),
- Игры с оппозиционными звуками, которые дети часто путают - звуки с разной артикуляцией: с-ш, з-ж, л-р («Повторяй-ка», «Заменяй-ка»).
- Закрепляется навык определения места заданного согласного звука в слове.
- Дети обучаются производить полный звуко-слоговой анализ и синтез слов. Осваивают способ слияния звуков в слоги и слова (берем слова, написание и произношение которых не расходится.)
Существует много приемов работы со схемой слова:
Звуковой анализ слова:
Короткое слово | Длинное слово |
(/М/-согласный, твердый)
|
|
Синтез слова:
- Я загадала слово, но назову тебе его по звукам, какое слово должно получиться? (С.У.П.). Здесь особенно широко используется прием Дружные звуки («живые звуки»)
- Я назову слово по слогам, а ты произнеси целиком, слитно, быстро. (1-ма, 2-ши, 3-на).
-Поменяй слоги местами, какое слово получится? (ма-зи)
- Параллельно, с изучением звука, знакомим с буквой.
Закрепляем связь звука с его графическим образом.
Правило! Методика обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к….
Подбираем слова на заданную букву так, чтобы написание не расходилось с произношением. (слово «обезьяна», на букву О - вводит ребенка в заблуждение)
Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии рекомендую следующие игровые задания:
- покажи букву руками, жестами.
- «На что похожа буква?»
- В ряду букв обвести в круг заданную букву.
- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т. п.
-Угадай букву на ощупь.
- Назови букву, написанную на спине ребенка.
- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
-Буква сломалась.
- Буквоежкины проделки.
- Методика чтения:
- обратные слоги (ам, ум, ом);
- прямые слоги (мА, му, мо );
- односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);
- двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);
- односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..);
- двусложные со стечением (скала);
- трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина).
- Чтение предложения с проведением анализа:
- Что ты прочитал?
- Сколько всего слов в предложении?
- Назови первое слово, второе, …последнее.
- Повтори предложение целиком.
- Как зовут ….(О чем говорится в предложении?)
Литература:
Алтухова Н.Г. Научись слышать звуки. СПб «Лань», 1999.
Жукова О.С. Малыш учится говорить. М. «АСТ», 2022
Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста.
М. «Творческий Центр», 2010.
Максимовская С.В. Песенки гласных звуков». Логопедический альбом. СПб «Детство-пресс», 2021.
Пожеленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.
Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия», М.»Гном и Д», 1999.
Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. М.: ЮНВЕС,2001.
Туманова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М. «Просвещение», 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Семинар для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"
Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно вос...
Методическое пособие для воспитателей доу, родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста "Школа Буквознайки"
Авторское методическое пособие учителя - логопеда Максимовой И.В Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, р...
Методическое пособие для воспитателей ДОУ по обучению грамоте детей дошкольного возраста «БУКВОЗНАЙКА»
Пояснительная записка Главное — заинтересовать! Чтение - это сложный психический процесс, он на равных началах включает в себя, наряду с готовностью звукового анализа речи, словесную и нагля...
Мастер класс для воспитателей массовых групп: Основные особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста.
1. Оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по подготовке детей к обучению грамоте в каждой возрастной группе дошкольно-образовательного учреждения.2....
Консультация для воспитателей и родителей «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста».
Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоте. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционально...
Консультация для воспитателей. «Структура образовательной деятельности по обучению грамоте детей дошкольного возраста».
В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются: возросшие требования школ, а особенно гимназий и лице...