Речевое развитие. Путешествие в сказочную страну звука [С] и буквы С.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Проблема развития фонематического восприятия и слуха является важнейшей при подготовке дошкольников к обучению грамоте. Дети, имеющие недостатки звукопроизношения часто смешивают близкие по звучанию или артикуляции звуки. Нарушение фонематического слуха мешает ребенку овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическими основами, а так же тормозит развитие связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita.docx | 28.39 КБ |
zvuk_t.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Проблема развития фонематического восприятия и слуха является важнейшей при подготовке дошкольников к обучению грамоте. Дети, имеющие недостатки звукопроизношения часто смешивают близкие по звучанию или артикуляции звуки. Нарушение фонематического слуха мешает ребенку овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическими основами, а так же тормозит развитие связной речи.
Поэтому работа над дифференциацией звуков – значимая часть логопедических занятий. В старшем дошкольном возрасте необходимо развитие умения слышать и различать каждый звук в слове, анализировать звуковой состав слова, дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Развитие фонематического слуха детей необходимо для дальнейшего успешного обучения их чтению и письму, а так же для изучения иностранных языков.
Систематические занятия по дифференциации звуков активизируют фонематическое восприятие, способствуют развитию звукобуквенного состава слова, являются профилактикой дисграфиии и дислексиии у дошкольников, формируют мыслительные операции противопоставления и помогают ребенку контролировать свою речь.
Предлагаю авторский конспект логопедического занятия по развитию фонематического слуха у детей подготовительной группы с фонетико-фонематическими нарушениями.
Подгрупповое логопедическое занятие.
Дата проведения:
Организационная информация. | Примечание | |||
1. | Ф.И.О. педагога | Кабланова Татьяна Петровна – учитель - логопед | ||
2. | Доминирующая образовательная область | Речевое развитие | ||
3. | Вид деятельности детей | Игровая, коммуникативная, познавательная, конструирование, чтение (восприятие художественной литературы), двигательная. | ||
Методическая информация | ||||
1. | Тема образовательной деятельности | «Путешествие в страну звука (С) и буквы С. | ||
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | Словесные, наглядные, практические. | ||
3. | Интеграция образовательных областей | Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественное чтение. | ||
4. | Возрастная группа: | Подготовительная группа | ||
5. | Цель: | Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. | ||
6. | Задачи: | Коррекционно – обучающие: - учить детей точно и полно отвечать на вопросы; - упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов; - автоматизировать звук (С) в слогах, словах; Коррекционно – развивающие: - развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; - развитие логического мышления, внимания; - развитие тонких движений пальцев рук; Коррекционно-воспитательные: - формирование положительной установки на участие в занятии; - умение слушать сверстников и логопеда; - формирования взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; | ||
7. | Планируемые результаты: |
| ||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | ИКТ; Аквапарк (песок - вода); Опорные схемы – слов; Игрушки – собака, соска, стрекоза, свинка; Буква (С); Штурвалы по количеству детей; Загадки; Картинки – сом, стол, стул, нос, великан, солнце, оса, сова; Счётные палочки, шнурки, пуговицы, зеркала, влажные салфетки; СД - Познавательно – речевое развитие детей 5 – 7 лет. Интерактивные тренажёры, буква (С); Бабочки для звукового анализа; 4 – кораблика (оригами) красного цвета; 4 – кораблика (оригами) жёлтого цвета; | ||
9 | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Подготовить опорные схемы предлогов. | ||
Конспект занятия | ||||
I. | Вводная часть | I. Организационный момент. Приветствие: Учитель – логопед: Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг, Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Учитель – логопед: Давайте нашими гостями подарим улыбки и, скажем, здравствуйте. | 3 мин. | |
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации). | II. Работа по теме. Объяснение нового материала. Учитель-логопед: Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в сказочную страну, а в какую вы должны догадаться сами. Приглашает детей к столу песок - вода «Аквапарк». В песке спрятаны предметы (стрекоза, собака, стул, соска). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Объявление темы занятия. | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей. Целеполагание. | Игровое упражнение «Игрушки». Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия. Учитель - логопед: Ребята, я для вас приготовила сюрприз. Для начала опустите руки в песок и выберите по одному предмету. (Педагог предлагает детям стряхнуть песок с рук и протереть руки влажными салфетками). Расскажите, что вы выбрали? С какого звука начинаются эти слова? Дети: Я выбрала соску? Слово начинается со звука (С). (Спросить каждого ребёнка). Учитель - логопед: Ребята, вы, наверное, уже догадались, о каком звуке и букве мы сегодня будем говорить, кто мне ответит? Дети: Мы сегодня будем говорить о звуке (С) и букве (С). Учитель - логопед: Ребята, если мы с вами будем говорить сегодня о звуке (С) и букве (С) в какую сказочную страну мы с вами отправимся? Дети: В страну звука (с) и буквы (с). И тема нашего занятия? Дети: Путешествие в сказочную страну звука и буквы (С). | ||
II. | Основная часть: | Учитель – логопед: Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить, как правильно произноситься звук (С). | 10 мин. | |
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Характеристика звука (С). Учитель – логопед: Давайте произнесём звук (С) все вместе. -(В каком положении). Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук (С)? Дети: Губы в улыбке, язык стоит мостиком за нижними зубами, а зубы почти сжаты. Значит, во рту есть преграда из зубов. Как вы думаете звук (С) - гласный или согласный. Дети: Согласный. Учитель – логопед: Почему вы так думаете? Дети: Потому что его нельзя петь. Учитель – логопед: Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите: он звонкий или глухой? Дети: Глухой. Учитель – логопед: Твёрдый или мягкий? Дети: Твёрдый. Учитель – логопед: Итак, ребята, звук (С) у нас какой? Дети: Согласный, глухой, твёрдый. Учитель – логопед: Вот мы с вами вспомнили, как правильно произносится звук (с). Можно отправляться в путешествие. А на чём мы с вами отправимся. Дети: На корабле. Учитель – логопед: Взяли штурвалы и поплыли. Плывёт, плывёт кораблик. На мачте паруса. Плывёт, плывёт кораблик. На мостике штурвал. | ||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Учитель – логопед: Ребята сейчас вы ответите на мои вопросы и поймете, на какой остров мы приплыли. - Мы с вами произносим слоги, слова со звуком (С), а мы можем увидеть звуки? Дети: - Нет, мы видим и пишем буквы. Учитель – логопед: Какой же буквой обозначается звук (С) на письме? Учитель – логопед: - Давайте станем волшебниками и превратим звук (С) в букву (С). Вместе с детьми произносим стихотворение: Платье звукам надеваем, Звуки в буквы превращаем. Учитель – логопед достаёт букву (С). Учитель – логопед: Вот ребята мы всё правильно угадали и очутились на острове буквы (С). (Включить презентацию остров буквы (С)) 3. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы. Учитель – логопед: Какие предметы вы видите перед собой? Дети: Пуговицы, счётные палочки, шнурки. Учитель – логопед: Дети, какое задание мы можем выполнить с этими предметами? Дети: Выложить букву (С). Пальчиковая гимнастика. «Дом» Учитель – логопед: - Ребята, давайте выложим букву (С) из счётных палочек. | ||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | (Логопед предлагает детям выложить букву (С) при использовании счётных палочек, пуговиц, шнурков). Учитель – логопед: Молодцы, очень красивые буквы у вас получились. – Ребята, кто знает стихотворение о букве (С). Стихотворение о букве (С). Полумесяц в небе тёмном Буквой С повис над домом. 4. Упражнение на развитие внимания. Учитель – логопед: Найдите спрятанные буквы (С). (Презентация). Молодцы, справились с заданиями. Учитель – логопед: И вот мы с вами отправляемся на нашем корабле наследующий остров. Плывёт, плывёт кораблик. На мачте паруса. Плывёт, плывёт кораблик. На мостике штурвал. Учитель – логопед: Послушайте загадку и отгадайте, кто живёт на этом острове? Загадка про солнце Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все….. Учитель – логопед: Правильно солнце. Вы уже поняли, что мы приплыли, на остров где живёт солнце, посмотрите на солнце какое оно? Дети: Красивое, яркое, тёплое, и т.д. Придумайте предложение о солнце. Учитель – логопед: Молодцы и мы с ним сейчас поиграем, давайте встанем и сделаем зарядку. Физминутка: « Раз, два….» Раз, два – все вставайте, Три, четыре – приседайте, Пять, шесть – повернитесь, Семь, восемь – улыбнитесь, Девять, десять – не зевайте, Своё место занимайте. 7.Автоматизация звука в слогах и словах. Учитель – логопед: Мы ребята отправляемся дальше, и плывём по течению, а давайте с вами изобразим звук бегущей водички. Дети: сссссссс. Учитель – логопед: Молодцы. Вот мы с вами и приплыли на остров, а встречает нас: Те, с кем рядом я жужжала, Помнят - у меня есть жало И на брюшке полоса, А зовут меня …..(оса), (Презентация) Учитель – логопед: Она хочет, послушать как вы произносите слоги: са, со, су, сы, со. Дети: Произносят слоги. Учитель – логопед: Правильно молодцы. Другие осы для вас тоже приготовили игру «Доскажи словечко»: Са – са – са – летит к нам (Кто?) ….(оса). Су – су – су – мы видели (Кого?) … (осу). Сы – сы – сы – не боимся мы (Кого?) ….(осы). Су – су – су – прогоним мы (Кого?) … (осу). Са – са – са – улетела … (Кто?) (оса). Учитель – логопед: Молодцы! И мы с вами отправляемся дальше. Плывёт, плывёт кораблик. На мачте паруса. Плывёт, плывёт кораблик. На мостике штурвал. Учитель – логопед: Мы с вами приплыли в гости к тётушке Сове. (Презентация). Но прежде чем выслушать задание, давайте с вами, выполним гимнастику для глаз. (Презентация). Тётушка сова для вас приготовила игру «Составь предложение и не забудь про предлог». И дала вам подсказку в виде схем - предлогов. Учитель – логопед: Молодцы ребята и мы отправляемся дальше. Плывёт, плывёт кораблик. На мачте паруса. Плывёт, плывёт кораблик. На мостике штурвал. Учитель – логопед: Ой, ребята, на какой чудесный остров мы с вами приплыли, здесь живут красивые бабочки. (Презентация). 10. Совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове). Упражнение «Бабочка летает». Учитель – логопед раздаёт детям бабочек. Учитель – логопед: А теперь давайте поиграем с бабочками. Они помогут нам определять место звука (С) в словах. Определите место звука (С) в слове сова. Дети кладут бабочку на первый прямоугольник. Учитель – логопед: Верно. А теперь давайте определим место звука (с) в слове нос. Где же стоит звук (с) в этом слове? Дети: В конце. Для анализа детям предлагается ещё несколько слов (пёс, стол, носок). Учитель – логопед: Молодцы! Никто не сделал ни одной ошибки. | ||
III. | Заключительная часть | III. Итог. Учитель – логопед: Молодцы ребята! Наше путешествие закончилось, и мы с вами возвращаемся в наш детский сад «Сказка». Плывёт, плывёт кораблик. На мачте паруса. Плывёт, плывёт кораблик. На мостике штурвал. | 2 мин | |
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Учитель – логопед: - Давайте вспомним, где мы сегодня были? Дети: В сказочной стране звука (с) и буквы (с). Учитель – логопед: Что вам там понравилось? Что интересного вы узнали от наших героев? (Ответы детей). Учитель – логопед: Какие задания они вам давали? (Ответы детей). Учитель – логопед: На каком сказочном острове вам больше всего понравилось? - А что общего встречалось на всех островах? (Ответы детей). Учитель – логопед: Молодцы ребята сегодня вы работали замечательно. Мне было очень приятно с вами работать. Рефлексия: «Кораблик». Учитель – логопед: Ребята, а вы бы хотели получить знания о других буквах и звуках и побывать в других сказочных странах? Давайте с вами запустим кораблики в море Знаний. | ||
IV. | Дальнейшая разработка темы (развивающая среда) | Выставка материала в уголке Развитие речи. |
Предварительный просмотр:
Подгрупповое логопедическое занятие.
Организационная информация. | Примечание | |||
1. | Ф.И.О. педагога | Кабланова Татьяна Петровна – учитель - логопед | ||
2. | Доминирующая образовательная область | Речевое развитие | ||
3. | Вид деятельности детей | Игровая, коммуникативная, познавательная, конструирование, чтение (восприятие художественной литературы), двигательная. | ||
Методическая информация | ||||
1. | Тема образовательной деятельности | «Буква Т и звук Т» | ||
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | Словесные, наглядные, практические. | ||
3. | Интеграция образовательных областей | Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественное чтение. | ||
4. | Возрастная группа: | Подготовительная группа | ||
5. | Цель: | Познакомить детей со звуком «Т» и буквой «Т». | ||
6. | Задачи: | Коррекционно –образовательные: Ознакомление с буквой Т. Буква Т и звук [т]. Формирование умения находить её среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней. Коррекционно – развивающие: Развитие фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движениями, творческого воображения. Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. | ||
7. | Планируемые результаты: |
| ||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа, магнитные палочки, пластмассовые объёмные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, цветные карандаши, сюжетные картинки, пальчиковый бассейн. | ||
9 | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Подготовить опорные схемы. | ||
Конспект занятия | ||||
I. | Вводная часть | I. Организационный момент. Приветствие: Учитель – логопед: Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг, Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. | 3 мин. | |
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации). | II. Работа по теме. Объяснение нового материала. Педагог встречает детей с пальчиковым бассейном в руках и предлагает им по очереди опустить в него ладони, достать по одной букве, назвать свою букву. Дети выполняют задание. Затем педагог зачитывает двустишие: | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей. Целеполагание. | Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, какой звук я выделяла голосом. Творог из тарелки ел Танин щенок. Теперь у него на ушах весь творог. Учитель – логопед: Ребята, какой звук я выделяла голосом. Дети: Звук [т] Учитель – логопед: Верно. О каком звуке и о букве, которая его обозначает, мы сегодня будем говорить? Дети: О звуке [т] и о букве Т. Дети выполняют артикуляционную гимнастику. | ||
II. | Основная часть: | Упражнение «Будь внимательным». Развитие фонематического восприятия. Учитель – логопед: Произнесите звук [т]. Почувствуйте, как язык ударяется в верхние зубы и отскакивает от них. Как вы думаете, это гласный или согласный звук? Дети: Это согласный звук. Учитель – логопед: Почему вы так думаете? Дети: Язычок встречает преграду на своём пути. Его нельзя петь. Учитель – логопед: Верно, его нельзя петь, во рту есть преграда. Согласные звуки мы будем обозначать синими фишками. Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [т] от гласных звуков. Встаньте около стульчиков так, чтобы не мешать друг другу. Я буду говорить, а вы будете поднимать руки в стороны, если услышите звук [т]. Для данного упражнения используется следующий материал: у, а, о, и, т, о, п., б, м, ау, от, ат, ит, ут, Таня, кот, ток, мама. Дети разводят руки в стороны, услышав звук [т]. | ||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Упражнение «Соедини звуки» Формирование навыков звукового и слогового анализа. Логопед достаёт магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и контейнеры с раздаточным материалом для звукового анализа. Учитель – логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Сложи звуки». Если я сначала произнесу звук [о], затем звук [т], что получится? Дети: Ат. Учитель – логопед: Молодцы. Какой фишкой я обозначу звук [а], какой – звук [т]. Дети: Для звука [а] нужно взять красную фишку, для звука [т] синюю фишку. Учитель – логопед: Почему вы так думаете? Педагог выкладывает схему слога на магнитной доске. Дети: Потому – что звук [а] – гласный, звук [т] – согласный. Учитель – логопед: Если я произнесу [о], затем [т], что получится? Дети: От. Учитель – логопед: Обозначьте звуки кружками, выложите схему. Дети выполняют задание. Учитель – логопед: Молодцы. Разберите следующую схему самостоятельно. Звук [т] следующий звук [у], что получится? Дети: Ту. Дети выкладывают схему. Учитель – логопед: Молодцы. Теперь усложним задание, я произнесу слоги [та] затем [та]. Что получилось? Дети: Тата. | ||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Учитель – логопед: Молодцы. Послушайте, я громко произнесу имя девочки Тата, сколько раз я сделала паузу, сколько в нём частей – слогов. Та – та. Логопед произносит слоговой рисунок слова, делая небольшие паузы. Учитель – логопед: Сколько раз я сделала паузу? Сколько раз я хлопнула? Дети: Два раза. Учитель – логопед: Сколько слогов в слове Тата? Дети: Два слога. Учитель – логопед: Давайте все вместе проскандируем как на стадионе болельщики Та – та. Дети вместе с логопедом произносят слово. Игра «Живые буквы». Развитие зрительного гнозиса и пространственного гнозиса. Педагог приглашает детей на ковёр. Учитель – логопед: Теперь давайте с вами сделаем «живые буквы». Мальчики лягут на ковёр и изобразят длинные палочки буквы Т, девочки лягут на ковёр и изобразят короткие палочки – шляпки. Дети выполняют задание. Учитель – логопед: Молодцы замечательные буквы получились, а теперь медленно вставайте. Подвижная игра «Облака». Координация речи с движениями. Педагог предлагает детям поиграть. Облака плывут куда – то… Словно сахарная вата, Медленно идут по кругу, совершая плавные взмахи руками. Белые, кудрявые В синем небе плавают. Меняют направление движения. У них толстые бока. Останавливаются, разводят руки, показывают толстые бока. Только тают облака, Опускают руки. Постепенно исчезают, Тают, тают, улетают… Опускают голову и плечи. Расслабляются. | ||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания |
Пальчиковая гимнастика «Дом» Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, совершенствование навыков печати. Логопед приглашает детей пройти за столы и раздаёт детям рабочие тетради (Нищева Н.В. Обучение грамоте), цветные карандаши. Учитель – логопед: На страничке слева вы видите большую и маленькую буквы Тт. Каким карандашом вы обведёте и раскрасите их? Дети: Синим. Учитель – логопед: Почему? Дети: буква Т – согласная. Учитель – логопед: Выполняйте задание. Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они сидели правильно, не опускали низко голову, правильно держали карандаш. Учитель – логопед: Какие предметы нарисованы? Дети: Трактор, труба, топор. Учитель – логопед: С какого звука начинаются эти слова? Дети: Со звука [т]. Учитель – логопед: Молодцы. Раскрасьте их, аккуратно не выходя за линии. Молодцы. Посмотрите, как я «пишу» букву Т в воздухе. Логопед поворачивается к детям спиной и «пишет новую букву в воздухе». Учитель – логопед: Давайте «напишем» с вами вместе. Дети вместе с логопедом «пишут» новую букву. Учитель – логопед: Сейчас возьмите простые карандаши. Мы будем писать букву Т в тетради. Посмотрите, как я напишу её на доске: сначала я сверху вниз напишу длинную палочку, а потом слева направо пишу короткую палочку. Теперь вы попробуйте сделать тоже самое в тетрадях. | ||
III. | Заключительная часть | III. Итог. | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Рефлексия: Учитель – логопед: - Что нового вы узнали на занятии? - Какие слова на звук [т] вы запомнили? - Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы. - Я сейчас вам раздам картинки с изображением тучки и солнышка, если вам понравилось занятие и у вас хорошее настроение раскрасьте солнышко, если на оборот раскрасьте тучки. | ||
IV. | Дальнейшая разработка темы (развивающая среда) | Выставка материала в уголке Развитие речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну звуков"
Цели занятия. Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);Закреплять умение отвечать на вопросы;Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;Упражнят...
ОО Речевое развитие. Основы чтения и подготовка к письму. Тема. Путешествие в сказочную страну звуков (повторение).
ОО Речевое развитие. Основы чтения и подготовка к письму. Тема. Путешествие в сказочную страну звуков (повторение)....
Конспект развлечения по речевому развитию « Путешествие в сказочную страну» (средняя группа)
Конспект развлечения по речевому развитию « Путешествие в сказочную страну»(средняя группа)Цель: развивать коммуникативные способности посредством сказкотерапии.Задачи:• вспомнить с детьми уже из...
Презентация к занятию Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Р_Л. "Путешествие по сказочной стране звуков"
Занятие по развитию речи для детей старшего возраста...
Конспект развлечения по речевому развитию « Путешествие в сказочную страну»
Развивать коммуникативные способности посредством сказкотерапии....
Путешествие в сказочную страну звука Р
Конспект занятия по автоматизации [Р]...
Разработка занятия по речевому развитию на тему: «Путешествие в сказочную страну звуков и букв»
Цель: Создать воображаемую игровую ситуацию для решения образовательных задач по подготовке детей к обучению грамоте....