Путешествие в сказочную страну звука Р
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Екатерина Александровна Андреева

Конспект занятия по автоматизации [Р]

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия

по автоматизации звука [Р]

Тема: Звук Р

Цель: Автоматизация звука Р

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Закреплять правильный артикуляционный уклад звука [Р].

2. Закреплять произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и чистоговорках.

3. Закреплять навыки согласовании прилагательных с существительными.

4. Закреплять навыки звукового анализа.

5. Закреплять умения составления коротких предложений.

Коррекционно-развивающие:

1. Закреплять умение согласовывать числительные с существительными.

2. Совершенствовать слуховое внимание и память.

3. Развивать зрительно-пространственные восприятия и представления.

4. Развивать мелкую и общую моторику.

5. Развивать фонематическое восприятие.

6. Развивать логическое мышление посредством отгадывания загадок.

Коррекционно- воспитательные:

1. Совершенствовать внимание, память, мышление.

2. Воспитывать трудолюбие, отзывчивостьвзаимопомощь.

3. Закреплять умение следовать инструкции.

4. Формировать потребность правильно произносить звук [Р], за счёт трансформации игровой мотивации в мотивацию коррекционную.

Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР

Возраст: 6-7 лет

Время реализации занятия: 30 минут.

Предварительная работа: постановка звука [Р], закрепление звука [Р] изолированно, в слогахсловах, словосочетаниях, предложениях.

Оборудование:  предметные картинки; куклы: Красная Шапочка, волк, медведь, лиса, заяц; 4 картинки – волк; следы со слогами; норки; плакат – Змей Горыныч с замками; солнце с радугой; предметные картинки на прищепках; норки; магнитная доска; письмо; спортивный инвентарь.

План  занятия:

1. Организационный момент

2. Основная часть

2.1. Самомассаж

2.2. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

2.3. Изолированное проговаривание звука

2.4. Анализ артикуляции. 

2.5. Закрепление звука в слогах. 

2.6.Определение позиции звука в слове.

2.7. Физкультминутка

2.8. Грамматика

2.9. Автоматизация звука в предложениях

2.10. Автоматизация звука в чистоговорках

3. Заключение

Ход занятия:

1. Организационный момент. 

- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся и всем улыбнёмся, чтобы у всех было хорошее настроение.

- Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в увлекательное путешествие по сказочной стране звука Р.   В этой стране живут самые разные сказки. Какие сказки вы знаете?(ответ детей)

2. Основная часть

2.1. Самомассаж

- Мы с вами сядем на волшебное облачко и отправимся в сказочную страну. Закрывайте глаза. Вот мы летим высоко-высоко. Сквозь облака пробивается солнечный лучик. Он побежал по вашему лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы его не спугнуть, голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. (Дети выполняют соответствующие движения).

- Открывайте глаза.

- Наш лучик скрылся опять за облаками, а мы с вами прилетели в сказочную страну звука Р. Чтобы мы не заблудились, нам поможет в путешествии,  отгадаете кто!

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее!

(красная шапочка)

- Она мне рассказала, что когда проходила мимо детского сада, видела, что ребята умеют делать зарядку для языка, но сама ее делать не умеет!

- Вы научите её? (Да)

2.2. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

- Встаньте ровно, спины прямые. Наши руки будут делать зарядку вместе с языком. Приготовились?

Чистим зубы

Мы, конечно, очень любим

Аккуратно чистить зубы.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем ротик полоскать.

Маляр

Наведем порядок в доме

И поможем маме.

Кисточки возьмем мы в руки,

Все покрасим сами

Лошадка

К нам лошадки прискакали,

Стук копыт мы услыхали,

Вверх поднимем язычок

И  поскачем на лужок.

Парус

Ветер парус раздувает,

Нашу лодку подгоняет.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем парус мы держать

Дождик

Дождик с самого утра
Льет и льет как из ведра -
Величайшего на свете!
Неизвестный великан
Зачерпнул ведерком этим
Целый Тихий Океан!

-Молодцы. Вы научили Красную Шапочку дружить со своим языком.

2.3. Анализ артикуляции. 

- Расскажите Красной Шапочке, как мы произносим звук [Р]? (губы растянуты в улыбку, язык находится за передними верхними зубами, кончик языка «дрожит»).

- Скажите звук [Р] какой: согласный или гласный? (согласный)

Звук [Р]: глухой или звонкий? (звонкий)

Звук [Р]: твёрдый или мягкий? (твердый)

-Молодцы! Наша подруга много нового узнаёт от вас.

2.4. Изолированное проговаривание звука

-Присаживайтесь. Дорога у нас долгая. Мы немного отдохнём.

- К кому, в сказке, пошла Красная шапочка? (к бабушке)

- Что она понесла бабушке? (пирожки)

- Пока она шла, увидела волка. Он громко рычал. Как он рычал? (ррр). Давайте мы проследим, куда он пошёл.

-Спину держим ровно. Головой не крутим. Двигаются только глаза. Смотрим внимательно на волка (картинка на палочке), и подпеваем ему. Вот он пошла вверх, потом влево, затем в право, спустился вниз по тропинке (дети держат картинку, смотрят на неё, отводят в разные стороны по инструкции и рычат).

-Молодцы!

2.5. Закрепление звука в слогах. 

-Пока мы следили за волком, Красная Шапочка кроме него, встретила ещё несколько лесных жителей: медведя, лису, зайца. Покажите, как они ходят (волк, лиса, заяц, медведь. Каждому ребёнку показывается один герой)? На каждый шаг произносим слоги, которые написаны на следах. (следы со слогами)

-Вы очень похоже изобразили. Именно таких животных видела Красная Шапочка.

- В каких сказках встречаются эти герои? (колобок, теремок, Маша и медведь, семеро козлят и тд)

2.6.Определение позиции звука в слове.

-Пойдём дальше? (да)

- Смотрите, кто-то потерял вещи. Наверное их владельцы живут в этих норах. Чтобы вернуть вещи по верному адресу, нам нужно узнать в какой норе они живут. Для этого надо определить где стоит наш звук Р в названии найденных предметов. В начале, середине или в конце. (У каждого ребёнка по три картинки) (роза, ручка, ракетка, ракушка, барабан, гитара, тетрадка, корзина, топор, сыр, самовар, мухомор).

-Молодцы! Все вещи возвращены их владельцам и они говорят вам большое спасибо.

2.7. Физкультминутка

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

(шагаем с высоким подъёмом колена)

Через кустики и кочки,

(перешагиваем, высоко поднимая ноги)

Через ветви и пенёчки.

(разводим руками, прыгаем)

Кто высоко так шагал

Не споткнулся, не упал.

(шагаем с высоким подъёмом колена)

2.8.Грамматика

 -Идём дальше? (Да)

- Смотрите, кто-то оставил письмо. Прочитаем его? (Да)
- «Дорогие друзья, пишем Вам из страны гномов. Мы сшили себе вещи, но злой волшебник отправил их в вашу страну. Пришлите пожалуйста их назад. Спасибо. Гномы».

- Поможем гномам? Из какой они сказки? (Белоснежка и семь гномов)

- Они живут на другом конце радуги. Отправятся вещи только после того, как вы правильно и красиво скажете, что отправляете. (красные кроссовки, оранжевая рубашка, красная куртка, оранжевый свитер) (Дети называют одежду, нарисованную на прищепках, прищепляют на радугу).

- Гномы передают вам большое спасибо.

2.9. Автоматизация звука в предложениях

 - Вы слышите? Кто-то плачет. (дети подходят к плакату, на котором нарисован Змей Горыныч и четыре замка).

- Посмотрите, это Змей Горыныч. Он очень голоден. Чтобы пройти мимо него и открыть замки, на которые закрыта наша дорожка, нужно накормить Горыныча. Возьмите по одной корзине и придумайте предложения, используя названия тех продуктов, которые в ней лежат. И вы сможете снять один замочек. (Дети придумывают предложения открывают по одному замку).

- Теперь, благодаря вам, Змей Горыныч сыт и доволен. За вашу доброту и отзывчивость, он всегда готов вам помочь.

 

2.10. Автоматизация звука в чистоговорках

- Посмотрите, делая добрые дела, мы незаметно добрались дома бабушки!

-Чтобы волк не обманул бабушку, она закрыла дверь на пароль. Чтобы её открыть, вам надо рассказать чистоговорки. (Ры – ры – ры – нет добрее детворы. Ро – ро – ро – пирогов целое ведро. Ра – ра – ра – нам домой идти пора. Ру – ру – ру – завершаем мы игру.)

- Молодцы, ребята! А вот и бабушка. В благодарность за то, что вы проводили её внучку, она угощает вас пирожками.

- Мы долго путешествовали, теперь можем отдохнуть. Садитесь на наше облачко поудобней, закрывайте глаза.

 «Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Потянуться! Улыбнуться!»

-Открывайте глаза. Вот мы опять в саду.

3.Заключительная часть

- Давайте вспомним, о каком звуке мы сегодня говорили? Каких героев сказок встретили? Что делали?

-Молодцы, ребята. Давайте попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну звуков"

Цели занятия. Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);Закреплять умение отвечать на вопросы;Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;Упражнят...

Речевое развитие. Путешествие в сказочную страну звука [С] и буквы С.

Проблема развития фонематического восприятия и слуха является важнейшей при подготовке дошкольников к обучению грамоте. Дети, имеющие недостатки звукопроизношения часто смешивают близкие по звучанию и...

ОО Речевое развитие. Основы чтения и подготовка к письму. Тема. Путешествие в сказочную страну звуков (повторение).

ОО Речевое развитие.  Основы чтения и подготовка к письму.   Тема. Путешествие в сказочную страну звуков (повторение)....

Под групповое логопедическое занятие.Тема: Автоматизация звука [р] в слогах и словах. Путешествие в сказочную страну.

Подгрупповое логопедическое занятие. Тема: Автоматизация звука [р] в слогах и словах.  Путешествие в сказочную страну. Автоматизация звука [р] в слогах и словах. Обучение умению подбирать слова-а...

Путешествие в сказочную страну. №2. Рисование сказочной страны.

1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие способности....

Разработка занятия по речевому развитию на тему: «Путешествие в сказочную страну звуков и букв»

Цель: Создать воображаемую игровую ситуацию для решения образовательных задач по подготовке детей к обучению грамоте....