"Звуки К, КЬ"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

БуслаеваНИ

Интегрированное занятие по бучению грамоте в подготовительной к школе группе. Важнейшим моментом НОД является  применение развивающих заданий, которые способствуют развитию речи, словарного запаса, а главное - интереса к изучению татарского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_obuch_gramote.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с группами

для детей с нарушениями речи № 40»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

«ЗВУКИ К, КЬ»

Составила учитель – логопед

 МБДОУ № 40

Буслаева Надежда Ивановна

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

Задачи:

Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать гуманное отношение к природе,

- формировать положительную установку на участие в занятии; умение слушать сверстников и логопеда,

 - обогащать детское развитие посредством приобщения к истокам национальной культуры, изучения татарского языка.

Коррекционно – образовательные:

-учить выделять звуки К, К` из слов, давать характеристику звуков К, К `,

-продолжать учить звуковому анализу и синтезу коротких слов,

-упражнять в составлении предложений по заданному слову,

-закреплять произношение звуков К, К` в словах, словосочетаниях, предложениях, дифференцировать их на слух и в произношении,

- закреплять умение образовывать множественное число существительных.

Коррекционно – развивающие:

-развивать фонематический слух,

- развивать внимание, память, мышление,

- развивать мелкую моторику и просодические компоненты речи.

Образовательные области:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: магнитная доска демонстрационная, полумаски, , мяч, предметные картинки, интерактивная доска, компьютер, авторские игры по обучению грамоте в программе «Power Point»

Раздаточный: предметные картинки по теме «овощи», схема для составления характеристики звука, разрезные азбуки, карточки для составления схем слов с изображением кита, мака куколки, зеркала.

Предварительная работа с детьми:  изготовление полумасок совместно с родителями и педагогами, драматизация сказки «Репка» на русском языке, занятия с воспитателем по обучению татарскому языку.

Структура НОД

I. Организационный момент

II. Основная часть

1.Введение в тему

2.Отгадывание загадки

3.Дидактическая игра «Найди место звука в слове»

4.Дидактичекая игра «Найди место звука в слове»

5.Пальчиковая гимнастика «Репка»

6. Дидактическая игра «Один много»

7 Самомассаж нижней части лица «Неуклюжие жучки»

8. Дидактическое упражнение «Хлопушка»

9. Дидактическое упражнение «Угадай слово»

10. Упражнения с разрезной азбукой

11. Физкультминутка «Репка»

12. Дидактическая игра “Скажи наоборот”

Ә хәзер балалар к*, к авазларны татар телендә ныгытырбыз

13. Дидактическая игра “Запомни и повтори”

Дид.уен “ Тыңла, кабатла, күрсәт ”

14. Драматизация сказки “Репка” на татарском языке”

ІІІ. Итог занятия.

 

Ход НОД:

Ӏ. Организационный момент.

1. Психологическая пауза. Дети стоят в кругу

Поздоровайтесь друг с другом

Улыбнитесь всем вокруг

А теперь соседу справа

Мячик ты передавай.

Друга называй по имени,

Утра доброго ты пожелай.

(Дети передают мяч, проговаривают: «Доброе утро, …(имя ребенка)!»)

2. Логопед: - Сядет тот, кто назовет первый звук в слове: кот, кирпич, каша, капуста, кино, кит, кабачок, капитан, кисть, кегли, корова, куст.

ІІ. Основная часть

1.Введение в тему.

-Сегодня мы с вами будем повторять звуки К, КЬ

- подберите символы к звукам. К, КЬ (язык «горочкой», выдыхаемый воздух «фонтанчиком», согласные, глухие, твердый, мягкий)

- Дайте характеристику звуку К

- Дайте характеристику звуку КЬ

2.Отгадайте загадку.

Кругла и желта,

Откусишь сладка.

Засела крепко

На грядке …

3.Игра «Найди место звука в слове»

Скажите, где растет репка? (в огороде, на грядке)

- Какие еще овощи растут на грядках, в названии которых встречаются звуки К, КЬ (лук, капуста, кабачок, баклажан, чеснок, картофель, тыква, репка). На экране интерактивной доски открываются картинки с изображением данных овощей по которыми нарисованы схемы слов.

4. «Найди место звука в слове».

- Найдите, где спрятался звук в этих словах. (Дети называют, где спрятался звук в слове и проверяют ответ на интерактивной доске, нажимают на схему, если ответ правильный, то звучит соответствующий сигнал, если ребенок ошибся, то «голос» просит ребенка повторить задание).

5. Пальчиковая гимнастика «Репка»

В огороде дедка

Репку посадил,

И водой из лейки

Репку он полил. («Колечки»)

Расти, расти, репка,

И сладка, и крепка.

Расти, расти, репка,

И сладка, и крепка. («Хлопки»)

Выросла репка

Всем на удивление

Большая – пребольшая,

Всем хватит угощенья.

Выросла репка

И сладка, и крепка

Выросла репка, и сладка и крепка.

6. Игра «Один много»

- Назовите сказочных персонажей сказки «Репка». Давайте поиграем в игру «Один - много». Я начинаю, вы продолжаете: дедушка - …, бабушка - ., и т.д.

7 Самомассаж нижней части лица «Неуклюжие жучки»

- Сейчас я возьму свою волшебную палочку, произнесу заклинание, и вы превратитесь в какой – нибудь овощ.

«Раз, два, три – овощем станешь ты»

Дети делают самомассаж.

Неуклюжие жуки                            (постукивание лица подушечками пальцев)

Топчут наши лепестки,

А прожорливые мошки                   (пощипывание)

Объедают понемножку.

Мухи возле нас снуют                      (похлопывание)

Больно крылышками бьют!

Паутиной, как веревкой

 нас паук опутал ловко.                    (проведение вертикальных линий)

Вот как нас обидели разные вредители!

Но хозяюшка – пчела                        (поглаживание)

Вредных мошек прогнала.

8. Дидактическое упражнение «Хлопушка».

а) Различение К- КЬ в слогах

б) Различение К- КЬ в словах

9. Дидактическое упражнение «Угадай слово»

М, А, К,    К, О, Т,     Т, О, К.      С, О, К,     Л, У, К, и т. д.

10. Упражнения с разрезной азбукой.

-Сейчас мы будем выкладывать слово МАК (КИТ).

-Назовите первый звук в этом слов, второй, третий. (Дети выкладывают слово).

-Дайте характеристику первого звука (второго, третьего)

- Составьте схему слова

11. Физкультминутка «Репка».

Расти большая, репка,           Дети приседают

Вырастай крепка.                   Поднимают руки вверх

Сладкая да белая,                   Наклоняются в стороны

Чтоб детвора поела!               Хлопают в ладоши

12. Дидактическая игра “Скажи наоборот”

Ә хәзер балалар к*, к авазларны татар телендә ныгытырбыз

Дид.уен “ Тыңла һәм кабатла ”.

Ка – кә

Ку – кү

Кы – ки

Ко – кө

13. Дидактическая игра “Запомни и повтори”

Дид.уен “ Тыңла, кабатла, күрсәт ”

Кә – кә- кә – кәбестә

Ки- ки – ки – кишер

Бак – бак – бак – кабак

Кы – кы – кы кыяр

Кан – кан – кан – шалкан

Бак – бак – бак – бакча

14. Драматизация сказки “Репка” на татарском языке

- Әйдәгез балалар рәсемнәр буенча, җөмлә ( предложение ) төзибез.

Бакчада кәбестә, кишер, шалкан, кыяр, кабак үсә.

-Без нәрсә үстердек ( вырастили ) әйдәгез сөйләшәбез ( поговорим )

-Утырыгыз урыннарыгызга.

“ Шалкан ” әкиятен сәхнәләштерү.

Бабай шалкан утырта. Шалкан зур булып үсә. Бабай шалканны тарта, тик ала алмый.

Бабай: Әби, кил булыш әле.

Әби: Киләм, киләм.

Шалканны икәү тарталар, тик ала алмыйлар.

Әби: Кызым, кил булыш әле.

Кызым: Киләм, киләм.

Шалканны өчәү тарталар, тик ала алмыйлар.

Кызым: Ак бай, кил булыш әле.

Ак бай: Һау – һау, киләм, киләм.

Шалканны дүртәү тарталар, тик ала алмыйлар.

Ак бай: Йомшак, кил булыш әле.

Йомшак: Мяу – мяу, киләм, киләм.

Шалканны бишәү тарталар. Тик алат алмыйлар.

Йомшак: Тычкан, кил булыш әле.

Тычкан: Пи –пи, киләм, киләм.

Шалканны алтау тарталар һәм алалар.

Балалар, карагыз әле, шалкан нинди булган? ( Зур, сары, тәмле ).

Шалкан сюрприз белән булган ( кәнфит белән сыйланалар ).

ІІІ. Итог занятия Дети прощаются на русском и татарском языках.

Литература.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием, 2004

Соловьева Н.В. подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. 2009

Галиева Р.Р.,Минязова р.Г., Науматуллова Р.Х., Нуреева Г.Н., Сабирова М.И., Харитонова О. И., «Татарча өйрәнәбез» методик кулланмасына кушымта. 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...