РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи «ПИШИ - ЧИТАЙКА» на 2014 -2015 учебный год.
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи на основе взаимодействия логопеда, ребёнка и родителей детей. Помимо задачи обучения грамоте детей с нарушением речи решается и задача всестороннего развития дошкольника, обеспечивающая социальную адаптацию воспитанника и интеграцию его в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pishi_-_chitayka.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА№ 760 им. А. П. МАРЕСЬЕВА
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕИЕ №1848
129347, г. Москва, ул. Палехская д. 135
тел./факс (499) 188-03-65
тел. (499) 188-78-65
"Утверждаю":
Руководитель структурного
подразделения № 1848
____________ Е.А. Илюхина
Приказ № ___от "___"_______2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающей работы
по обучению грамоте
детей с нарушением речи
«ПИШИ - ЧИТАЙКА»
на 2014 -2015 учебный год.
Составитель: учитель-логопед
структурного подразделения № 1848
ГБОУ Школа № 760 им. А. П. Маресьева
Богдановой Т.И.
Москва, 2014г.
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………..……………..........3
ГЛАВА I. Содержание коррекционно-развивающей программы……………………….......6
ГЛАВА II. Структура программы и основные направления коррекционно-развивающей работы ...............................………………………………………………………………….......7
ГЛАВА III. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет……………8
ГЛАВА IV. Работа учителя - логопеда с родителями ………………………………….......9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………......9
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………….........10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В комбинированных группах структурного подразделения № 1848 ГБОУ Школа
№ 760 им. А.П. Маресьева находятся дети с речевым нарушением. А это в основном дошкольники с недоразвитием речи системного характера легкой и средней степени.
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.
Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовским, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичивой, Г.В.Чиркиной и другими.
Данная рабочая программа составлена на основе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, с учетом профиля и возраста детей (от 5 до 7 лет). А также учитываются теоретические положения примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и опыт работы, представленный в современных коррекционно-развивающих программах Министерства Образования РФ, научно-методических рекомендациях: Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Курдвановской Н.В., Кисловой Т.Р. и др.
Нормативно-правовые документы и методические рекомендации Правительства Российской Федерации.
- Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва
- «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва
- «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ дошкольного образования) от 16 марта 2010 г. N 16299
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р)
- «Дошкольное образование России в документах и материалах». Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. Министерство образования РФ, Москва, 2001г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва
"Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"
- Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140.
- Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
№124-ФЗ от 24.07.1998. - Нормативные документы детского сада.
Целью данной Программы является подготовка детей к школьному обучению. Программа предусматривает взаимодействие педагога, детей (с нарушением речи) и родителей дошкольников.
Значимость работы состоит в том, что комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и способствует их всестороннему гармоничному развитию.
Для реализации поставленной цели необходимо построение системы коррекционно-развивающей работы дополнительного образования детей (с нарушением речи) по обучению грамоте:
- Обследование детей с нарушением речи (старший дошкольный возраст) и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области обучения грамоте.
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
- Формирование у педагогического коллектива и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
- Проведение необходимой профилактической и коррекционной работы педагога и родителей с детьми в соответствии с планом занятий: формирование у детей навыков в обучении грамоте.
- Подготовка детей к школьному обучению.
- Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая работа строится на общедидактических и специфических принципах.
Одним из основных принципов Рабочей программы является принцип природосообразности, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с нарушением речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того, Программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам развития детей и предусматривает совместную работу учителя - логопеда и родителей.
На занятиях «Пиши - читайка» учитель - логопед следит за речью детей и закрепляет сформированные речевые навыки. Педагог учитывает возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Родители учитывают рекомендации учителя-логопеда.
Программа предназначена для детей с нарушением речи от 5 до 7 лет (дошкольников с недоразвитием речи системного характера легкой и средней степени).
Срок реализации данной программы рассчитан один год.
Режим проведения работы: Дополнительная образовательная деятельность проводится в подгрупповой и индивидуальной форме два раза в неделю.
Основные методы работы: наблюдение, упражнение, метод совместных действий,
вопросно – ответный, дидактическая игра.
Диагностика детей проводится с использованием наглядного диагностического материала, речевых карт и сводных таблиц результатов обследования О.А. Безруковой, О.Н. Каленковой.
Ожидаемые результаты:
В результате логопедической работы дети должны
- Владеть навыками звуко – слогового анализа и синтеза
- Владеть элементами грамоты, такими как навык чтения и печатания букв, слогов, слов и коротких предложений.
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса подготовки к обучению грамоте с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.
При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед проводит работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения грамоте является создание условий для практического применения формируемых знаний.
Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в " профиле воспитанника", где отмечается динамика подготовки к обучению грамоте каждого ребенка, «итоговом обследовании детей группы».
Сроки проведения мониторинговых исследований: 1-я половина сентября, 2-я половина мая.
Планируемый результат – предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, профилактическая и коррекционная помощь в области обучения грамоте, обеспечивающая социальную адаптацию воспитанника и интеграцию его в обществе.
ГЛАВА II. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Коррекционной работа ведётся по
- Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза,
- Обучение элементам грамоты.
Однако, одновременно учитель-логопед следит за смысловой стороной речи (это развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи и речевого общения), за звуковой стороной речи (это развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи, работа над слоговой структурой слова), за развитием высших психических функций, за развитием общей и мелкой моторики.
Длительность коррекционного периода составляет 1 год.
1-я половина сентября – обследование детей, заполнение карт воспитанников, оформление документации.
2-я половина мая – диагностическое обследование по итогам учебного года.
Форма организации непосредственно образовательной деятельности – групповая (небольшими группами). При формировании групп учитывается возраст детей, индивидуальный темп деятельности, его функциональное состояние, сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Состав групп может меняться в течение года в зависимости от индивидуальных успехов каждого ребенка.
Количество занятий предусматривает проведение следующих видов групповых занятий.
Продолжительность групповых занятий: в группе детей 5-6 лет - не более 25 мин., в группе детей 6-7 лет— не более 30 минут, перерыв между занятиями — 10 (15) минут. Непосредственно образовательная деятельность «Пиши – читайка» проводится во второй половине дня.
Программа предусматривает вечерние консультации родителей один раз в месяц.
ГЛАВА III. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
с детьми 5-7 лет.
Обследование детей (первая половина сентября).
- Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
- Сбор анамнестических данных.
- Заполнение речевых карт на каждого ребенка.
Развитие общей и мелкой моторики, высших психических функций, просодической стороны речи, работа над слоговой структурой слова систематически осуществляется логопедом и родителями в коррекционной работе с детьми.
Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.
- Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
- Закрепление представления о слогообразующей роли гласных звуков.
- Совершенствование умения различать на слух согласные звуки по месту образования, по глухости-звонкости, твердости-мягкости в ряду звуков, слогов, слов.
- Совершенствование умения определять место звука в слове.
- Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук, слов со звуком в определенной позиции (начало, середина, конец слова).
- Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков (ах, хо, фу, уха, мак, кит, лось).
- Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
- Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук.
- Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных и умения дифференцировать согласные звуки по этим признакам, а так же по акустическим признакам и месту образования.
- Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, утка, каша, кит (клык, бобр, липа, лист, клин).
Обучение грамоте.
1.Ознакомление с буквами.
2.Совершенствование навыка составления этих букв из палочек, выкладывания из шнурочка, кубиков, мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
3.Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и «напечатанные» изображенных букв.
4.Совершенствование навыка осознанного чтения слогов, слов.
5. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова с пройденными буквами (предложения).
- Знакомство детей с кроссвордами, ребусами, изографами.
ГЛАВА IV. РАБОТА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
(или лицами, их заменяющими).
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.
Логопед осуществляя дополнительное образование проводит для родителей открытые и совместные занятия, пытается привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на консультациях, либо в письменной форме в индивидуальных тетрадях детей и на стендах родительского уголка. Рекомендации родителям необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Для каждого ребенка учтены его индивидуальные особенности развития.
Родители должны поддерживать и всячески стимулировать речевую активность детей, создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять полученные знания и умения. Систематизации полученных ранее знаний детей, создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи на основе взаимодействия логопеда, ребёнка и родителей детей. Помимо задачи обучения грамоте детей с нарушением речи решается и задача всестороннего развития дошкольника, обеспечивающая социальную адаптацию воспитанника и интеграцию его в обществе.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. –М.; Просвещение, 2008г.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.; Мозаика-Синтез, 2011г.
- Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет»: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. М., «Издательство ГНОМ и Д»2005г.
- Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет»: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. М., «Издательство ГНОМ и Д»2005г.
- Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999г.
- О.А. Безрукова, О.Г.Приходько, О.И. Служакова, Н.С.Челей «Методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста» М, «Русская речь»,2010г.
- Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007г.
- Миронова С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», М., «Профессиональное образование», 1993г.
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»: Практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004г.
- «Преодоление ОНР у дошкольников» под ред. Волосовец Т.В., М., Творческий центр, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая работа по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей
Статья из опыта работы учителя логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения...
Экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте детей с нарушениями речи.
Экспериментальная деятельность на занятиях по обучению грамоте детей с нарушениями речи (песочная терапия)...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 6-7лет логопедической подготовительной группы. Срок реализации 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа на 1 год для работы с детьми коррекционной группы (логопедия) подготовительного к школе возраста. Программа написана для работы воспитателей с детьми .В основу программы легла ...
Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи 5 – 7 лет»
Рабочая программа учителя-логопеда Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №32 «Чайка» разработана в соответствии ...
Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (6-7 лет) (второй год обучения).
Рабочая программапедагогической деятельности воспитателяподготовительной к школе группы (6 -7лет)компенсирующей направленностиСрок реализации 1 год....
Рабочая программа коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Рабочая программа коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи...
Рабочая программа коррекционно-развивающей направленности учителя – логопеда для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2022 - 2023 учебный год
Рабочая программа учителя - логопеда написана для детей с ЗПР...