Программа дополнительного образования по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «АБВГДейка»
рабочая программа по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Данная программа разработана в качестве кружковой работы для воспитанников старшей и подготовительной групп, она рассчитана на два года обучения, 1-год: старшая группа, 2-год -подготовительная группа.В программе три основных раздела и подробное календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://cloud.mail.ru/public/5c9o/5ikS9zaQ5 | 98.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №66 г.Челябинска» СП.
Программа дополнительного образования
по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
«АБВГДейка»
Челябинск, 2019.
СОДЕРЖАНИЕ
I.Целевой раздел. | 3 |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.2. Цель, задачи и основные принципы программы | 6 |
1.3. Целевые ориентиры и способы определения их результативности | 8 |
1.4.Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста. | 9 |
ІІ. Содержательный раздел. | 9 |
2.1. Описание образовательной деятельности Программы | 9 |
2.2.Описание форм, способов и методов реализации Программы. | 12 |
2.3.Программно - методическое обеспечение программы | 13 |
2.4.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. | 14 |
ІII. Организационный раздел. | 15 |
3.1.Описание материально-технического обеспечения программы | 15 |
3.2.Учебно-тематический план. Расписание занятий. | 16 |
3.3.Режим пребывания на занятиях. | 37 |
ЛИТЕРАТУРА | 37 |
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются: возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что хорошо подготовленные к школе ребята чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
В последнее десятилетие увеличилось число детей с отклонениями в речевом развитии. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму в школе такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат – плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому возникла необходимость в создании дополнительной образовательной программы «АБВГДЕЙ-КА» по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин). При создании программы и методики её реализации учитывалось положение Л.С. Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Обучение, по мнению Л.С. Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе.
Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми 5 –7 лет в дошкольном образовательном учреждении. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении двух лет пребывания ребенка в старшей и подготовительной группе в дошкольном учреждении. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5–7 лет (1- й год обучения, дети 5–6 лет; 2-ой год обучения, дети 6–7 лет).
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Нормативными документами разработки Программы являются:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12. 2012.
2.Конвенция о правах ребёнка; СанПиН 2.4.1. 3049 -13.
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
4.Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 66 г.Челябинска».
Программа дополнительного образования по обучению грамоте детей является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Обучение ведётся на русском языке.
1.2. Цель, задачи и основные принципы программы.
Цель программы: подготовка детей к школе, сформировать у дошкольников полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и синтеза.
Программа решает следующие задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с буквами русского алфавита;
- закрепить понятие «звук», «буква», «слово»;
- учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями;
- учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова);
- расширять словарный запас детей;
- формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинке.
Развивающие:
- развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний;
- развивать интерес к занятиям по обучению грамоте;
- развивать коммуникативную, регулятивную функции речи;
- развивать мелкую моторику;
- приобщать детей к художественной литературе.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи;
-воспитывать культуру речи;
-воспитывать нравственные качества: терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
Отличительные особенности программы
Занятия строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов.
Одним из основных разделов данной программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов. Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова. Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи), формирование фонематического восприятия. Развитие голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания. В программе «АБВГДЕйка» уделяется достаточно времени для развития мелкой моторики, используя приемы:
-игры с мелкими предметами;
-шнуровки;
-изображения пальчиками предметов;
-графические упражнения.
Успешное решение поставленных задач на занятиях по обучению грамоте
с дошкольниками возможно только при использовании педагогических принципов.
Педагогические принципы построения программы:
- индивидуализации (определение посильных заданий с учетом
возможностей ребенка);
- систематичности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
- наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников.
- сознательности и активности (обучение, опирающееся на
сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
1.3 Целевые ориентиры и способы
определения их результативности
Целевые ориентиры
К концу первого года обучения дети должны знать и уметь:
Чтение:
– делить слова на слоги;
– уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
– членить простые предложения на слова;
– определять место звука в слове;
– давать характеристику звуку;
– самостоятельно составлять предложение;
– составлять рассказ с заданным количеством предложений;
– свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;
– давать характеристику звуку;
– уметь работать с кассой букв;
– точно отвечать на поставленные вопросы педагога.
Письмо (печатание):
– овладевают позой пишущего человека;
– ориентироваться на листе;
– рисовать разнообразные линии;
– делить линию пополам;
– рисовать простые росчерки (“петли”, “ленты”, “волна” и т. д.);
– дорисовывать начатые фигуры;
– вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;
– уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров (крупные и мелкие);
К концу второго года обучения дети должны знать и уметь:
Чтение:
– строить сложные предложения разных видов;
– составлять рассказы по серии картин;
– находить слова с определенным звуком;
– составлять сказки, пользуясь моделями букв;
– знать пословицы, поговорки, скороговорки;
– уметь разгадывать ребусы, кроссворды;
– членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами;
– составлять слова из слогов;
– делать звуко-буквенный анализ слов;
– знать и называть все буквы алфавита;
– уметь составлять схемы слов, предложений;
– устанавливать порядок звуков в слове;
– уметь пользоваться слоговыми таблицами; указывать местонахождение гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах;
– овладевать сознательным, плавным чтением.
Письмо (печатание):
– писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;
– составлять схемы слов;
– выполнять письменные задания у доски;
– списывать с настенной доски слова, предложения;
– осваивать общий темп записи;
– уметь писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные);
– соблюдать пробел между словами;
– уметь определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак;
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе.
Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, диагностические ситуации:
(- Проговори скороговорку: У Зины много забот, заболел у зайки живот;
- Назови предметы. Назови первый звук в этих словах. (3)
- Скажи сколько звуков в слове «шар». Назови их.
- Назови в слове «рыба» первый слог, второй.
- Игровое упражнение «Найди слово» – выбери из буквенного текста определенные слова.
- Игровое упражнение «Поймай словечко» – напечатай на карточке заданное, короткое слово), а также применяются диагностические методики:
– Экспресс-диагностика МЭДИС (тест «Определения понятий»,
«Выявление пассивного словаря», «Выявление активного словаря», «Звуковой анализ слов», «Усвоение - способ чтения»),
– Тест «Школьной зрелости» (авторы А.Керн, И. Йирасик),
– Методика «Графический диктант» (автор Д.Б.Эльконин).
Уровень подготовленности детей
№ п/п | Фамилия Имя | Звукопроизношение | звуковой анализ | знание букв, чтение (послоговое) | |||
гл.в начале слова | гл. в конце слова | согл.в начале слова | согл. в конце слова | ||||
1 | |||||||
2 |
В. высокий С.средний Н. низкий
1.4Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.
Возрастные особенности речевого развития детей 5-6 лет
Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами.
В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло - стеклянный). Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов. Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь;
Старшие дошкольники стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар - сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Они активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух - трёх слов, определяют порядок слов в предложении.
Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Они могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Возрастные особенности речевого развития детей 6-7 лет
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения
связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
ІІ. Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности Программы.
Программа составлена с учетом реализации меж предметных связей по
направлениям в соответствии с ФГОС ДО:
Образовательная область («Развитие речи»)
1.Активизация знаний детей о звуковом строении слова;
2.Закрепление умения делить слова на слоги (части), называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово;
3.Закрепление знания детей о строении предложения: уметь называть слова с указанием последовательности, строить схемы предложений;
4. Расширение словарного запаса;
5.Способствование развитию любознательности, познавательной
активности.
6.Планирование свои действия в игровой ситуации, выполнять правила
игры.
7.Продолжение работу по развитию речевого дыхания.
8.Обучение детей разгадыванию ребусов, решению кроссвордов.
9.Упражнение в составлении букв из палочек, шнуров, лепке букв из
пластилина, вырезании из бумаги, рисовании в воздухе.
Образовательная область («Здоровье»)
1.Формирование у детей потребности в ежедневной, активной двигательной деятельности.
2.Формирование правильной осанки.
3.Воспитание выдержки, настойчивость в достижении результатов.
4.Развитие глазомера.
5.Совершенствовать основные движения, путем введения новых сложно
координированных видов.
Программа состоит из пяти этапов:
I. Добуквенный, звуковой период обучения.
Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают, что речь "строится" из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которых - выделение в словах определенных звуков.
II. Звуковой анализ слов.
Ребенка учат определять отдельные звуки в слове, различать твердую и мягкую пару согласных, выделять ударный гласный звук. Затем учат выделять все звуки в словах из трех - пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики).
III. Буквенный период обучения.
Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки, кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов и заголовках газет. Все это помогает сделать обучение ненавязчивым и интересным.
IV. Слоговой период обучения.
На первых порах обучения ребенка слог является основной единицей чтения. Ребенка учат читать слоги протяжно, как бы "пропевая" их. Это поможет ребенку избежать "рубленого" слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению словами.
V. Слияние слогов в слова.
В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать работу со столбиками слов, имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение очень хорошо автоматизирует навык чтения и облегчает сам процесс прочитывания, т.к. относительно новыми для детей в прочитываемых словах всякий раз оказываются несколько букв, а не все слово целиком.
Основные задачи при работе – развитие звукобуквенного анализа, развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму – решаются на протяжении всего учебного года. Предмет изучения – звуки и буквы русского языка по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие, глухие согласные). Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять из слова, уточняется его произношение, определяется место звука в слове, одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый, зеленый – мягкий согласный звук. Затем детям представляется буква, обозначающая изучаемый звук.
Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия звук и буква; звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о них. Дети учатся писать печатную букву с использованием образца и ограничения клеткой. Обучение написанию букв позволяет решать главную задачу – развитие звукобуквенного анализа, а также способствует развитию графических навыков.
На первом году обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать, основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Вот почему им предлагаются веселые стихи, загадки, стихи, игровые упражнения с буквами и звуками, что делает обучение интересным. Работа по данной методике предусматривает обучение звукобуквенному анализу детей 5 –6 лет на материале алфавита, однако последовательность изучения отличается от школьной (традиционной) она заимствована у Е. В. Колесниковой для второго года обучения и Жуковой для обучения первого года обучения.
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, И, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце; и обозначаются - красными квадратами. Дети первого года обучения далее знакомятся с согласными: М,С, Х, Р, Ш, Н, так как они хорошо «тянутся- пропеваются» и их легко можно соединить с гласными в обратных и прямых слогах (а-м-м, м-м-а ). Затем переходят к чтению коротких слов: мак, оса, сам, сом, муха…и.т.д.
А дети второго года обучения знакомятся с согласными (Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар). По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат (мама, мыло). Далее дети переходят к чтению коротких предложений (МАМА, СОМ. МЫ МАЛЫ.) и знакомятся с графическим изображением предложения. На занятиях часто используются «файлы», специально подготовленные задания для автоматизации навыков слияния букв, слогов и слов. А также на занятии используются дидактические игры: «читайка», «раз словечко, два словечко», «подбери слово», «закончи слово», «предложения», «слова потерялись» и.т.д. Работа с разрезной азбукой помогает детям лучше усвоить звуковой анализ слова.
Программа в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей грамоте в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года. Наполняемость группы на занятиях – не более 12 человек.
Занятия осуществляются с учетом возрастных особенностей детей.
Длительность занятий составляет
- в старшей группе - 25 минут,
- в подготовительной группе - 30 минут.
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Все занятия проводятся в доступной игровой форме.
Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, новых методик и технологий.
Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.
Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:
- Звуки окружающего мира;
- Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
- Гласны звуки;
- Согласные звуки (без классификации);
- Согласны твердые и мягкие;
- Согласные звонкие и глухи.
Параллельно даются понятия:
- Слово;
- Слог;
- Предложение;
- Заглавная буква;
- Вопросительное предложение;
- Ударение.
2.2.Описание форм, способов и методов реализации Программы.
За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу, а также формируются такие качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность. Обучение по данной программе предполагает использование различных форм, методов и средств, с помощью которых реализуется программа.
Формы организации педагогического процесса:
- специально – организованная деятельность воспитателя с детьми;
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная деятельность детей невозможна без соответствующей среды развития, поэтому необходимо построить комфортную предметно – развивающую среду;
- работа в прописях и тетрадях;
- работа с книгой;
- использование новых технологий.
Основные методы, используемые при реализации программы:
- наглядные - рассматривание картин, наблюдение, демонстрация видеофильмов, показ образца задания…
- практические - упражнения, игровой метод, моделирование;
- словесные – рассказы воспитателя, рассказы детей, чтение худ. литературы.
Для успешной реализации Программы необходимо:
1.Систематически проводить занятия с детьми.
2. Создать развивающую и эмоционально комфортную среду.
2.3.Программно - методическое обеспечение программы
1.Белова-Давид Р.А.,Гриншпун Б.М. Нарушение речи у дошкольников. М., Просвещение,1969, 216с.
2.Бортникова Е.Ф. Готовимся к школе. Тетрадь 21.Развиваем навыки чтения (для детей 4-6 лет)-Ек-г:ООО «Литурк», 2016,-64 с.
3.Бухарина К.Е. Фонетические рассказы. Составление рассказов по сюжетным и предметным картинкам. Дифференциация звуков [с ]- [ш],[з]-[ж]. СПб: ООО Из-во «Детство – Пресс» Выпуск 3, 2019,24с.
4. Бухарина К.Е. Фонетические рассказы. Составление рассказов по сюжетным и предметным картинкам. Дифференциация звуков [р ]- [рь],[л]-[ль]. СПб: ООО Из-во «Детство – Пресс» Выпуск 6, 2018,40с.
5.Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет(старшая разновозрастная группа):Кн. для воспитателя дет.сада.- М.:Просвещение,1987,- 207 с.:ил.
6.Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Учеб.-тетр. для 1кл.четырёх.нач.шк.-2-е изд.-Просвещение,2000.-127 с.:ил.
7.Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие.-М.:Из-во Эксмо, Е.: Из-во Литур,2005-96с.
8.Комиссарова С.В. Развитие связной речи у дошкольников на материале текстов цепной структуры. СПб: ООО Из-во «Детство – Пресс» Выпуск 3,4, 2017,24с
9.Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. (Из опыта работы).М., «Просвещение»,1978.112с.
10.Логинова В.И., Максаков А.И, Попова М.И. и др., Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ под редакцией Сохина Ф.А.-3-е изд.,испр.и доп.-М.:Просвещение,1984.-223 с.
11.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1982.-160 с.
12.Миронова С.А.Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. Для логопеда.- М.: Просвещение,1991.-208 с.
13 Нищева Н.В. Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп. Учебно-методическое пособие.- СПб: ООО Из-во «Детство – Пресс»,2013-112с.
14.Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Мет.рекомед-и. Конспекты занятий. – СПб: ООО Из-во «Детство – Пресс» - 2018.-80 с.
15.Нищева Н.В. «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь.- СПб: ООО Из-во «Детство – Пресс» - 2017.-64 с.
16.Сычёва Г.Е. Опорные картинки для пересказов текстов. Выпуск 3. Методические рекомендации. – М.: Книголюб, 2005.-16с. (Развитие связной речи.)
17.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателя дет.сада /Под ред.Ф.А.Сохина .- М.: Просвещение,1991.-128 с.
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога, повышает уровень знаний детей.
Формы работы с родителями:
- ознакомление родителей с учебно–образовательной программой, содержанием и её эффективностью.
- проведение родительских собраний «Как приучить детей читать», «Волшебные звуки», «Будем грамотны», «В мир сказок»
- проведение практикумов «Как научиться правильно писать», «Ручка и карандаш – мои помощники», «Развиваем моторику рук»
- консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей
- проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей
- разработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее задание», «Звукобуквенный анализ слова», «Как составить рассказ по картинке» и т.п.
- анкетирование родителей с целью познания особенностей ребёнка и его особенностей
Познакомить родителей с программой «АБВГДейка» можно и через информационный стенд, на котором отражено, чем ребенок занимается в группе. Родителям также предлагается материал для занятий дома, а дважды в год проводятся для них открытые занятия, чтобы они могли увидеть своего ребенка в коллективе сверстников.
ІII. Организационный раздел.
3.1.Описание материально-технического обеспечения программы.
Для успешной реализации программы педагогу необходимо:
Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами.
Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей индивидуальных шкафах.
Подсобное помещение: шкаф для хранения материалов для организации математической деятельности.
Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование.
Демонстрационный материал:
магнитно-маркерная доска; наборное полотно; набор букв, слогов, слов; картины художников; говорящая азбука. Скороговорки, потешки, загадки, игры. Раздаточный материал: вееры с буквами; Рабочие тетради; Планшеты для выкладывания букв.
Раздаточный материал: «Грамматика в картинках» Говори правильно. Для занятий с детьми 3-7 лет. «Грамматика в картинках» Один –много. Для занятий с детьми 3-7 лет.
3.2.Учебно-тематический план. Расписание занятий.
Учебно-тематический план 1 года обучения
(на старший возраст)
Сроки проведения | Кол-во часов | Тема занятий | Задачи |
Сентябрь 1н.-2-6; 2н.-9-13.;3н.-16-20;4н.-23-27. | 1 | 1неделя: тема№1.«Слово» | Познакомить детей с понятиями: СЛОВО, учить выделять из речи слова, учить составлять предложения с заданным словом, воспитывать умение слушать речь других детей. |
1 | 2 неделя: тема№2. Понятие «звук» | -Познакомить с понятием «звук» - «буква», дать знания о том, чем они отличаются. -Учить различать речевые звуки от не речевых. - Звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие. | |
1 | 3 неделя: тема№ 3.Звук [А] | -Познакомить с новым звуком [А]. -Учить выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [А]. - Знакомство с буквой. -Учить определять место данного звука в словах. -Выделение начального ударного и безударного гласного звука «А». -Развитие внимания и памяти (работа с прописью). -Знакомство с условным обозначением гласных (красный квадрат). | |
1 | 4 неделя: тема№ 4. Звук [О] | -Познакомить с новым звуком [О]. - Знакомство с буквой. -Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, -выделять начальный ударный гласный, -закрепить навыки четкого произношения звука [О], -учить определять место данного звука в словах. -Формировать навыки анализа и синтеза слогов типа: ОП, АОЭ, ИОУ, ОУА. -Знакомство с условным обозначением гласных (красный квадрат). | |
Октябрь (1н.30 -4; 2н.7-11;3н.-21-25;4н-28-1) | 1 | 1 неделя: тема№5. Звук [У] | -Познакомить с новым звуком [У]. - Знакомство с буквой. - Учить выделять звук из ряда гласных звуков, -выделять начальный ударный гласный, -закрепить навыки четкого произношения звука [У] (с опорой на модель артикуляции), - учить определять место данного звука в словах (начало, середина, конец слова). -Развивать внимание и память. -Знакомство с условным обозначением гласных (красный квадрат). |
1 | 2 неделя: тема №6. Звук [И] | -Познакомить с новым звуком [И]. - Знакомство с буквой. -Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, -выделять начальный ударный гласный, -закрепить навыки четкого произношения звука [И], -учить определять место данного звука в словах. - Формировать навыки анализа и синтеза слогов типа: АИ, ОА, АИО, ИУ, АУИ. -Знакомство с условным обозначением гласных (красный квадрат). | |
1 | 3 неделя: тема№7. Звук [Ы] | -Познакомить с новым звуком [Ы]. - Знакомство с буквой. -Закрепить навыки четкого произношения звуков [Ы], в слогах, в словах; -развивать фонематический слух. -Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе, выделять последний гласный звук в словах. -Учить делить слова на слоги. -Звуковой анализ слов МЫ, ОСЫ, СОМЫ. | |
1 | 4 неделя: тема№ 8. Звук [Н], [НЬ] | -Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Н], [НЬ] в слогах, в словах, фразах; -развивать фонематический слух; -закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. -Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. -Звуко – слоговой анализ слогов и слов. -Закреплять умение делить слова на слоги. -Развивать память, внимание, мышление. | |
1 | 5 неделя: тема№9. Звук [С], [СЬ] Звуки [С] - [З] |
-Знакомство со звуком [С], [СЬ]. -Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [С] - [СЬ], в слогах, в словах, фразах; - Учит дифференцировать звонкие и глухие согласные. -Развивать фонематический слух; -закреплять умение выделять звук [С], [СЬ] в начале, середине и в конце слова. -Учить делить слова на слоги. -Звуко – слоговой анализ слов: ОСА, ЛОСИ. | |
Ноябрь( 1н.- 4-8;2н.-11-15,3н.-18-22, 4н.-25-29) | 1 | 1 неделя: тема№10. Звук [К], [КЬ] | -Знакомство со звуком [К], [КЬ]. -Закрепить навыки произношения и различения этих звуков в слогах, словах, фразах; -развивать фонематический слух. -Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения. -Характеристика звука. -Определение места звука в слове. -Формирование анализа и синтеза обратных слогов, преобразование в прямые. -Звуковой анализ слова КОТ. -Четкое произнесение звука К, знакомство с буквой. -Звуковой анализ, составление схем слогов. -Работа с разрезной азбукой, составление слов: мак, рак, лук |
1 | 2 неделя: тема №11. Звук [Т], [ТЬ] | -Знакомство со звуком [Т], [ТЬ]. Закрепить навыки четкого произношения звуков [Т], [ТЬ] в с логах, словах, фразах. -Знакомство с буквой. -Звуковой анализ, составление схем слогов. -Деление слов на слоги. -Закреплять умение определять место данного звука в словах. -Закрепить умение давать характеристику звуку. -Формировать навыки анализа и синтеза слогов типа: АТ, ИТ, УТ, ОТ, ТУ, ТО, ТИ, ТА. | |
1 | 3неделя: Тема№12. Звук [Л], [ЛЬ] | -Знакомство со звуком [Л], [ЛЬ]. развивать фонематический слух; определение позиции звука в словах. -Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. -Деление слов на слоги. -Звуко – слоговой анализ слогов и слов. -Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. - Повторить понятие «гласные и согласные звуки», их отличительный характер. - Обозначение звука определённым цветом. | |
1 | 4 неделя: тема№13. Звук [Р], [РЬ] | -Знакомство со звуком [Р], [РЬ]. -Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Р], [РЬ] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. -Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. -Деление слов на слоги. -Звуко – слоговой анализ слогов и слов. -Развивать память, внимание, мышление. | |
Декабрь (1н.2-6;2н.9-13; 3н.16-20, 4н-23-27). | 1 | 1 неделя: Тема№14. Звук [В], [ВЬ] | -Знакомство со звуком [В], [ВЬ]. -Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [В], [ВЬ] в слогах, в словах, фразах; -развивать фонематический слух; -закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. -Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. -Звуко – слоговой анализ слогов и слов. -Звуковой анализ, составление схем слогов и слов. |
1 | 2 неделя: Тема№15. Звук [Е] | -Знакомство со звуком [Е]. -Развивать фонематический слух. -Познакомить с гласным и его обозначением цветом. -Составление предложений. -Выделение звука из слова, деление слов на слоги. -Составление слов с данным звуком. -Работа со схемой к словам: Ель, ЕЛА. | |
1 | 3 неделя:Тема№16. Звук [П], [ПЬ] | Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [П], [ПЬ]. Учить давать характеристику согласному звуку. Развивать фонематический слух; формировать навыки анализа и синтеза слогов, типа: АП, ИП, УП; развивать память, внимание. | |
1 | 4неделя: Тема№17Звук [М], [МЬ] | -Знакомство со звуком [М], [МЬ]. -Закрепить навыки произношения и различения звуков [М] - [МЬ] в слогах, словах. -Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения. -Характеристика звука. -Знакомство с понятием «звонкий» звук. -Определение места звука в слове. -Формирование анализа и синтеза обратных слогов. - Познакомить со звуко – слоговой схемой слова. - Звуковой анализ слова МАМА. | |
Январь (3н.-13-17; 4н.-20-24;5н.-27-31) | 1 | 3 неделя: Тема №18 Звук [З], [ЗЬ] Звуки З-С | -Четкое произнесение звука «З», знакомство с буквой. -Звуковой анализ, составление схем слогов и слов. -Четкое произнесение и характеристика звуков С,З. -Дифференциация звуков в слогах, словах. -Составление схем предложений. -Подбор картин на заданные звуки. |
1 | 4неделя: Тема№19 Звук [Б], [БЬ]Звуки [Б] - [П] | -Знакомство со звуком: -Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Б], [БЬ] в слогах, в словах, фразах; -Учит дифференцировать звонкие и глухие согласные. -развивать фонематический слух; -закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. -Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. -Звуко – слоговой анализ слогов и слов. | |
1 | 5 неделя:Тема№20 Звук [Д], [ДЬ] Звуки Т - Д | -Знакомство со звуком [Д], [ДЬ]. -Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Д], [ДЬ] в слогах, в словах, фразах; - Закреплять умение дифференцировать глухие и звонкие согласные. - развивать фонематический слух; - закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. -Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. -Деление слов на слоги. -Звуко – слоговой анализ слогов и слов. | |
Февраль (1н:3-7; 2н:10-14;3н:17-21;4 нед:24-28) | 1 | 1 неделя: Тема№21 Звук [Я] | -Познакомить с гласным звуком «Я» и его обозначением. -Учить писать печатную букву Я. -Упражнять в чтении парных слогов МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, НА-НЯ……. -Знакомство с условным обозначением мягкого согласного– СИНИЙ КВАДРАТ. - Развивать фонематический слух.
|
1 | 2 неделя:Тема№22 Звук [Г], [ГЬ] Звуки К-Г | -Знакомство со звуком [Г], [ГЬ]. -Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Г], [ГЬ] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. - Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. -Деление слов на слоги. -Звуко – слоговой анализ слогов и слов. -Четкое произнесение и характеристика звуков К, Г. -Дифференциация звуков в слогах, словах. Составление схем предложений. -Подбор картинок на заданные звуки. | |
1 | 3 неделя: Тема:№23 Звук [Ч] | -Знакомство со звуком [Ч]. -Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ч] в слогах, в словах, фразах; -развивать фонематический слух; -закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. -Обратить внимание на то, что звук «Ч» всегда мягкий. -Уточнить условные обозначения слов в схеме предложения (слово – предмет - ______ , слово - действие =====). - Деление слов на слоги. -Звуко – слоговой анализ слогов и слов. | |
1 | 4 неделя: Тема№24 Звук [Ш] | -Знакомство со звуком [Ш]. -Четкое произнесение и характеристика звука «Ш», знакомство с буквой. -Подбор картинок на изучаемый звук. -Деление слов на слоги. -Звуко – слоговой анализ слогов и слов. -Воспроизведение слоговых рядов и схем типа АШ-ОШ-УШ-ША-ШО-ШУ. -Работа на закрепление букв, слогов. -Чтение коротких предложений (На Ро-ма, шар.) | |
Март(1н:2-6;2н:9-13; 3н:16-20;4н:23-28) | 1 | 1 неделя:Тема№25 Звук [Ж] | -Знакомство со звуком [Ж]. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ж] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. -Обратить внимание на то, что звук [Ж] – всегда твердый. -Деление слов на слоги. -Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Закрепить навыки различения звуков [З] - [Ж] в слогах, словах. Познакомить со словами, обозначающими предмет, действия, признаки. |
1 | 2 неделя: Тема№26 Звук [Й] | -Знакомство со звуком [Й]. -Закрепить навыки правильного произношения звуков [Й] в слогах, в словах, фразах; -развивать фонематический слух; учить определять позицию звука в словах.
| |
1 | 3 неделя:Тема№27 Звук [Х] | Знакомство со звуком [Х], [ХЬ]. -Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Х], [ХЬ], в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух; учить выделять звук [Х] в начале, середине и в конце слова.
| |
1 | 4 неделя:Тема№28 Звук [Ю] | -Знакомство со звуком [Ю]. -Развивать фонематический слух. -Познакомить с гласным и его обозначением. -Учить писать печатную букву Ю. -Упражнять в чтении парных слогов МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУ-НЮ……. | |
Апрель (1н:30-3; 2н:6-10,3н:13-17;4н:20-24;5н:27-1) | 1 | 1 неделя: Тема№29 Звук [Ц] | -Знакомство со звуком [Ц]. -Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ц], в слогах, в словах, фразах; -развивать фонематический слух; -закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. -Обратить внимание на то, что звук «Ц» – всегда твердый. -Деление слов на слоги. - Работа со схемой предложения. -Звуко – слоговой анализ слогов и слов. - Развивать память, внимание, мышление. |
1 | 2 неделя: Тема№30 Звук [Э] | -Знакомство со звуком [Э]. -Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, выделять начальный ударный гласный, закрепить навыки четкого произношения звука [Э], учить определять место данного звука в словах. - Формировать навыки анализа и синтеза слогов. | |
1 | 3 неделя:Тема№31Звук [Щ] | -Знакомство со звуком [Щ]. -Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Щ] в слогах, в словах, фразах; -развивать фонематический слух; -закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. -Обратить внимание на то, что звук Щ - всегда мягкий. -Деление слов на слоги. -Звуко – слоговой анализ слогов и слов. -Работа с предложением и схемами к словам и предложениям. | |
1 | 4 неделя: Тема №32 Звук [Ф], [ФЬ] | -Знакомство со звуком [Ф], [ФЬ]. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ф], [ФЬ] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. -Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. -Деление слов на слоги. -Познакомить со схемой предложения. -Звуко – слоговой анализ слогов и слов. | |
1 | 5 неделя: Тема№33 Звук [Ё] | -Знакомство с гласным звуком [Ё] и его обозначением. Развивать фонематический слух. Учить писать печатную букву Ё. Упражнять в чтении парных слогов СО - СЁ……. Мягкие согласные. | |
Май (1н:4-8;2н:11-15;3н:18-22;4н:25-29) | 1 | 1 неделя: Тема№34 Звук и буква | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с буквой и условным обозначением. Читать слоги : ( 10 гласных). Учить записывать предложение условными обозначениями. |
2 | 2-3 неделя: Тема№35,36 Повторение пройденного | Закрепить навыки четкого произношения всех изученных звуков в слогах, словах, фразах; формировать умения дифференцировать эти звуки, выделять первый и последний звук в слове; развивать фонематический слух, звуковой анализ и синтез слогов. Развивать память, внимание, мышление | |
1 | 4 неделя: Тема№37 Итоговое занятие | -Составление схем предложений, звуко-слоговой анализ слов. -Подбор слов к схемам. -Составление предложений в соответствии с схемой. - Разгадывание ребусов. |
Учебно-тематический план второго года обучения
(подготовительная к школе группа)
Сроки проведения | Кол-во часов | Тема занятий: | Задачи |
Сентябрь (1н.-2-6; 2н.-9-13.;3н.-16-20;4н.-23-27) | 1 | 1неделя: тема№1.«Слово» | Познакомить детей с понятиями: СЛОВО, учить выделять из речи слова, учить составлять предложения с заданным словом, воспитывать умение слушать речь других детей. |
1 | 2неделя: Тема№2«Предложение» | Познакомить детей с понятием: предложение; учить составлять предложения с заданным словом, воспитывать умение слушать речь других детей. | |
1 | 3 неделя: Тема№3«Слог – ударные слоги» | -Дать понятие СЛОГ – это часть слова. Развивать интерес и внимание к слову. -Обучать детей звуковому анализу. -Учить детей различать звуки по месту образования (чем произносим?) - Познакомить с ударением (слоги бывают ударные) | |
1 | 4 неделя: Тема№4 «Звук - буква» | -Учить различать речевые звуки от неречевых. -Познакомить с понятием «звук» - «буква», дать знания о том, чем они отличаются. - Учить произносить короткие слова по звукам - «загадывать» слово. -Познакомить с понятием «гласные звуки» «согласный звук», «твердый, мягкий согласный звук», «звонкий – глухой». -Учить выделять гласные из ряда звуков. | |
1 | 1неделя: Тема№5 «Звук и буква «А» | -Учить давать характеристику звуку с опорой на модель артикуляции. -Знакомство с буквой «А», учить находить данную букву среди других. -Учить соотносить звук и букву, помочь усвоить понятие гласный звук, сопоставлять букву и её графический образ. -Печатание буквы в тетради. -Обозначение гласного звука (красный квадрат). | |
Октябрь (1н.30 -4; 2н.7-11;3н.-21-25;4н-28-1) | 1 | 2 неделя: Тема№6 Звук и буква «О» | -Знакомство с буквой «О», учить находить данную букву среди других. - Развивать фонематический анализ и синтез, мелкую моторику пальцев. -Выкладывание буквы нитками на бархатной бумаге. -Печатание буквы в тетради. -Обозначение гласного звука (красный квадрат). -Упражнять в чтении буквенных сочетаний: ОА, АО. -Сопоставлять букву и её графический образ. |
1 | 3 неделя: Тема№7 Звук и буква «И» | -Закреплять умение давать характеристику звуку ( выделять звук из ряда гласных звуков, выделять начальный ударный гласный). -Знакомство с буквой «И», учить находить данную букву среди других. -Учить соотносить звук и букву, помочь усвоить понятие гласный звук. -Обозначение гласного звука (красный квадрат). - Формировать навыки анализа и синтеза слогов типа: АИ, ИУ, АУИ. -Совершенствовать навыки деления слов на слоги. | |
1 | 4 неделя: Тема№8 Звук и буква «Ы» | -Закрепить навыки четкого произношения звуков «Ы», в слогах, в словах, фразах; -Учить выделять звук «Ы» в словах, продолжать учить детей делить слова на слоги. -Совершенствовать навыки звукового анализа, развивать слуховое внимание. -Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе, выделять последний гласный звук в словах. - Упражнять в чтении буквенных сочетаний: АЫ, ОЫ, ЫО, ЫА, АОЫ, ИАЫ, АОЫ, ЫАО. -Обозначение гласного звука (красный квадрат). | |
1 | 5 неделя: Тема№9 Звук и буква «У» | -Учить давать характеристику звуку. Знакомство с буквой «У», учить находить данную букву среди других. -Учить определять место данного звука в словах (начало, середина, конец слова). -Развивать навыки звукового анализа слов. -Обозначение гласного звука (красный квадрат). -Читать ряд гласных УА, АУ, УО, ИО, ЫО, ОА, ОУ, ОИ, ОЫ. | |
Ноябрь (1н.- 4-8;2н.-11-15,3н.-18-22, 4н.-25-29) | 1 | 1неделя: Тема№10 Звук [Н], [НЬ] и буква «Н» | -Знакомство с буквой «Н», учить находить данную букву среди других. -Учить соотносить звук и букву. -Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Н], [НЬ] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. -Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные и его условным обозначением - синий квадрат. -Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Закреплять умение делить слова на слоги. - Развивать навык чтение слогов: НА, НО, НЫ, НУ, НИ и обратно. |
1 | 2 неделя: Тема№11 Звук [С], [СЬ] и буква «С» | -Учить детей находить в словах слог с заданным звуком и его условным обозначением - синий квадрат. -Помочь запомнить новую букву «С». -Продолжать учить детей делить слова на слоги, образовывать новые слова с одним и тем же слогом. -Учить составлять предложения. - Развивать навык чтение слогов: СА, СО, СЫ, СУ, СИ, и обратно. - Звуко – слоговой анализ слов: ОСА, ЛОСИ, СОСНА. - Закрепить знания о том, что звуки [С], [СЬ] на письме обозначаются одной буквой. -Закрепить понятие «предложение». -Познакомить со звуко – слоговой схемой слова. | |
Ноябрь (1н.- 4-8;2н.-11-15,3н.-18-22, 4н.-25-29) | 1 | 3неделя: Тема№12 Звук [К], [КЬ] и буква «К» | -Знакомство с буквой «К» учить находить данную букву среди других. -Чтение прямых и обратных слогов – КА, КУ, КИ, КЫ. -Закрепить навыки произношения и различения этих звуков в слогах, словах. -Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения. -Характеристика звука и его условным обозначением - синий квадрат. - Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки. -Звуковой анализ слова МАК. - Знакомство с заглавной буквой. |
1 | 4 неделя: Тема№13.Звук [Т], [ТЬ] и буква «Т» | -Знакомство с буквой «Т», учить находить данную букву среди других. -Закрепить навыки четкого произношения звуков [Т], [ТЬ] в слогах, словах, фразах. -Закрепить умение давать характеристику звуку. -Формировать навыки анализа и синтеза слогов типа: АТ, ИТ, УТ,ЭТ, ОТ, ТУ, ТО, ТИ, ТА. - Печатание буквы в тетради. Чтение слогов. - Учить соотносить схему слова с картинкой. | |
1 | 1неделя: Тема№14. Звук [Л], [ЛЬ] и буква «Л» | -Учить детей различать звуки [Л],[ЛЬ]. -Познакомить с новой буквой «Л», читать слова и слоги с новой буквой. -Учить изменять слово путем замены одного звука на другой. -Повторить понятие «ударный слог». -Печатание букв, слогов и слов в тетради. -Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЛАК, ЛУК, ЛУНА. определение позиции звука в словах. -Деление слов на слоги- ЛЕС, ЛИПА, ЛУК, ЛУНА. -Звуко – слоговой анализ слогов и слов. | |
Декабрь(1н.2-6;2н.9-13; 3н.16-20, 4н-23-27) | 1 | 2 неделя: Тема№15 Звук [Р], [РЬ] и буква «Р» | -Закрепить произношение звуков [Р], [РЬ] в словах и фразах. -Дифференцировать звуки по твердости – мягкости. -Познакомить со звуком Р и его условным обозначением – синий квадрат. - Учить соотносить схему слова с картинкой. -Знакомить с букой, чтение слогов. -Учить соотносить схему слова с картинкой. -Совершенствовать навыки чтения слогов, слов. -Чтение отдельных слов и коротких предложений. -Закрепить умение давать характеристику звуку. |
1 | 3 неделя: Тема№16 Звук [В], [ВЬ] и буква «В» | -Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [В], [ВЬ] в слогах, в словах. -Знакомство с буквой «В», учить находить данную букву среди других. -Закреплять умение выделять звуки в слове. -Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. -Звуко – слоговой анализ слогов и слов. -Печатание букв, слогов и слов в тетради. -Чтение прямых, обратных слогов, слов: ВАЗА, СЛАВА, ВОРОНА. - Закреплять ударный слог. | |
1 | 4неделя: Тема№17 Буква «Е» | Знакомство с буквой «Е», учить находить данную букву среди других. - Закрепить деление слов на слоги. -Правило написания заглавных букв в именах нарицательных. -Печатание букв, слогов и слов в тетради. -Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЕЛЬ, ЛЕТО, ЛЕНА. - Обозначение гласного звука (красный квадрат). | |
Январь (3н.-13-17; 4н.-20-24;5н.-27-31) | 1 | 3неделя: Тема№18 Звук [М], [МЬ] и буква «М» | -Закрепить навыки произношения и различения звуков [М] - [МЬ] в слогах, словах, фразах; - Знакомство с буквой «М». -Печатание буквы, слогов и слов в тетради. -Чтение прямых, обратных слогов, слов: МАМА, МАК, ТОК, КОТ. -Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения. -Характеристика звука. -Знакомство с понятием «звонкий» звук. - Познакомить со звуко – слоговой схемой слова. -Звуковой анализ слова МАМА. -Учить соотносить схему слова с картинкой. |
1 | 4неделя: Тема№19 Звук [З], [ЗЬ] и буква «З» | Закрепить навыки четкого и правильного произношения звуков [З], [ЗЬ], в слогах, в словах, упражнять в дифференциации данных звуков. -Учить выделять звук [З] в начале, середине и в конце слова. -Знакомство с буквой «З». -Упражнять в звуко-слоговом анализе слов. -Закреплять умение давать характеристику звуку. -Чтение прямых, обратных слогов, слов: КОЗА, ЗИМА, ВАЗА, ЗИНА. -Повторить понятие «Предложение». | |
1 | 5 неделя:Тема№20 Звук [Б], [БЬ] и буква «Б» | -Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Б], [БЬ] в слогах, в словах. -Знакомство с буквой «Б». -Чтение прямых, обратных слогов, слов: БАК, БОК, БЫК. -Обозначение звука определённым цветом. -Деление слов на слоги. - Составление схем предложений. -Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. - Звуко – слоговой анализ слогов и слов. | |
Февраль (1н:3-7; 2н:10-14;3н:17-21;4 нед:24-28) | 1 | 1неделя: Тема№21 Звук [Д], [ДЬ] и буква «Д» | -Знакомство с буквой «Д» и её обозначением. -Учить находить данную букву среди других. -Печатание букв, слогов и слов в тетради. -Чтение прямых, обратных слогов, слов: ДОМ, ДЫМ, ДАМ, САД. -Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. - Учить детей составлять сложные предложения с заданным словом. - Продолжать учить детей составлять схемы предложений и отдельных слов. - Учить соотносить схему слова с картинкой. |
1 | 2 неделя: Тема№22Буква «Я» | -Познакомить с буквой «Я», учить находить данную букву среди других. -Печатание и чтение слов. -Познакомить с гласным и его обозначением. -Учить писать печатную букву Я. -Упражнять в чтении парных слогов МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, НА-НЯ……. -Знакомство с условным обозначением мягкого согласного – СИНИЙ КВАДРАТ. - Делить слова на слоги. - Давать слого-звуковую характеристику. - Составление схем к словам где присутствует данный звук. -Повторить понятие «ударный слог». | |
1 | 3 неделя: Тема№23 Звук [Г], [ГЬ] и буква «Г» | -Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Г], [ГЬ] в слогах, в словах. -Знакомство с буквой Г, учить находить данную букву среди других. -Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. - Деление слов на слоги. - Звуко – слоговой анализ слогов и слов. -Печатание букв, слогов и слов в тетради. -Чтение прямых, обратных слогов, слов: ГОД, ГНОМ, ГУБЫ. | |
1 | 4 неделя: Тема№24 Звук [Ч], [ЧЬ] и буква «Ч» | -Учить детей составлять сложные предложения с заданным словом. -Совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв, продолжать учить детей делить слова на слоги. | |
март(1н:2-6;2н:9-13; 3н:16-20;4н:23-28) | 1 | 1неделя: Тема№25 Звук [Ш], [ШЬ] и буква «Ш» | -Закрепить произношение звука Ш, развивать умение делить слова на слоги; -помочь детям запомнить новую букву. -Развивать фонематический слух; -закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. -Обратить внимание на то, что звук [Ш] всегда твердый. -Деление слов на слоги. -Звуко – слоговой анализ слогов и слов. -Печатание букв, слогов и слов в тетради. -Чтение прямых, обратных слогов, слов: УШИ, МЫШИ, ШИНА, МАШИНА. |
1 | 2 неделя: Тема№26 Звук [Ж], буква «Ж» | -Закрепить навыки различения и правильного произношения звука [Ж] в слогах, в словах. -Обратить внимание на то, что звук [Ж] – всегда твердый. -Знакомство с буквой «Ж», учить находить данную букву среди других. -Познакомить с правилом правописания ЖИ. -Печатание букв, слогов и слов в тетради. -Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЖУК, ЖАБА, ЖАЛО, УЖИ, НОЖИ. -Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. - Продолжать обозначать звук – согласный (синий квадрат) -Учить отгадывать простые ребусы. | |
март(1н:2-6;2н:9-13; 3н:16-20;4н:23-28) | 1 | 3неделя: Тема№27 Звук [Ё] и буква «Ё» | Знакомство с буквой «Ё», учить находить данную букву среди других. Печатание букв, слогов, слов и предложений в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЁЖ, ЁЛКА. -Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. - Закреплять ударный слог. -Чтение отдельных слов и коротких предложений. -Составление предложений со славами, в которых имеются знакомые звуки. |
1 | 4 неделя: Тема№28 Звук [Й], буква «Й» | -Знакомство со звуками [Й], как со звонким и мягким согласным. -Знакомство с буквой «Й». -Печатание букв, слогов и слов в тетради. -Чтение прямых, обратных слогов, слов. -Закрепить навыки правильного произношения звуков [Й] в слогах, в словах; развивать фонематический слух; учить определять позицию звука в словах. | |
Апрель (1н:30-3; 2н:6-10,3н:13-17;4н:20-24;5н:27-1) | 1 | 1 неделя: Тема№29 Звук [Х], [ХЬ] и буква «Х» | -Учить детей находить звуки Х и Хь в словах, определять место звука в слове (начало, середина, конец слова). -Познакомить с буквой Х. Учить находить букву в ряде других букв. -Закрепить умение давать характеристику согласному звуку. -Выкладывание буквы из палочек. -Печатание буквы, слогов и слов в тетради. -Чтение прямых, обратных слогов, слов: УХА, МУХА, МОХ - Учить соотносить схему слова с картинкой. - Называть слова с знакомой буквой. |
1 | 2 неделя: Тема№30 Звук [Ю] и буква «Ю» | -Познакомить с гласным и его обозначением. -Продолжать знакомить с условным обозначением мягкого согласного– СИНИЙ КВАДРАТ. -Упражнять в чтении парных слогов МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУ-НЮ……. -Знакомство с буквой «Ю», учить находить данную букву среди других. -Печатание букв, слогов, слов и предложений в тетради. -Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЮЛА, ЮБКА. -Повторить понятие «заглавная буква». | |
Апрель (1н:30-3; 2н:6-10,3н:13-17;4н:20-24;5н:27-1) | 1 | 3 неделя: Тема№31 Звук [Ц], буква «Ц» | -Знакомство с буквой «Ц», учить находить данную букву среди других. -Обратить внимание на то, что звук «Ц» – всегда твердый. -Учить соотносить звук и букву, помочь усвоить понятие гласный звук, сопоставлять букву и её графический образ. -Печатание букв, слогов, слов и предложений в тетради. -Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЦАПЛЯ, ЦВЕТЫ, ОВЦА . -Деление слов на слоги. -Звуко – слоговой анализ слогов и слов. -Повторить понятие «ударный слог». -Работа со схемой предложения. -Звуко – слоговой анализ слогов и слов. |
1 1 | 4 неделя: Тема№32 Звук [Э], буква «Э» 5 неделя: Тема№33 Звук [Щ], буква «Щ» | -Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, выделять начальный ударный гласный, закрепить навыки четкого произношения звука [Э], учить определять место данного звука в словах. -Формировать навыки анализа и синтеза слогов. -Развивать фонематический слух. -Познакомить с гласным и его обозначением. -Работа со схемой предложения. -Чтение слогов, слов и предложений. -Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Щ] в слогах, в словах. -Знакомство с буквой Щ, учить находить данную букву среди других. -Обратить внимание на то, что звук Щ - всегда мягкий. -Деление слов на слоги. -Звуко – слоговой анализ слогов и слов. -Работа со схемой предложения. -Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа. -Учить детей находить место звука в слове. -Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЩУКА, ЧАЩА, ЩИТ, РОЩА . | |
Май (1н:4-8;2н:11-15;3н:18-22;4н:25-29) | 1 | 1неделя: Тема№34 Звук [Ф], [ФЬ] и буква «Ф» | -Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ф], [ФЬ] в слогах, в словах, фразах; -Знакомство с буквой «Ф». -Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. -Деление слов на слоги. -Познакомить со схемой предложения. –Звуко – слоговой анализ слогов и слов. - Печатание букв, слогов и слов в тетради. -Чтение прямых, обратных слогов, слов: ФАТА, ФАРА, ФЕН . |
1 | 2 неделя: Тема№35 Буква «Ь и Ъ» | -Развитие фонематического восприятия. -Познакомить с буквами. -Совершенствовать навык чтения. | |
2 | 3 и 4 неделя: Тема №36,№37 повторение пройденного материала. | -повторить и обобщить пройденный материал за год; -разгадывание ребусов, кроссвордов. |
Расписание занятий.
День недели | Группа | Время |
Среда | Старшая группа | 17.00-17.25 |
Среда | Подготовительная группа | 17.30-18.00 |
3.2. Режим пребывания на занятиях
Количество занятий в неделю | Продолжительность занятий (мин) | Количество занятий в году | Количество часов в году |
1 год обучения: старшая группа (дети 5-6 лет) | |||
1 | 25 мин | 37 | 15 ч. 41 мин |
2 год обучения: подготовительная группа (дети 6-7 лет) | |||
1 | 30 мин. | 37 | 18 ч.50 мин. |
Занятия проводятся в возрастной группе 1 раз в неделю. День недели - среда.
Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:
– 1-й год обучения – 1 раз в неделю по 25 минут
– 2-й год обучения – 1 раза в неделю по 30 минут.
Количество занятий в год 37.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155». [Электронный ресурс]//www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.html
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: http://www.rg.ru/
3.Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи:- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000.-104с.
4.Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ. М.,. «Просвещение»,1977.239с.
5.Федоренко Л.П, Фомичёва Г.А., Лотарёв В.К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебное пособие для учащихся дошкол.пед.уч-щ по спец.№2002 «Дошкольное воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях»,-2-е изд,дораб.-М.: Просвещение ,1984.-240с.
5.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.ИЗД.2, переработ. и доп. М, «Просвещение»,1971.240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...
«Волшебный завиток» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»
Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством техники «квиллинг»...
Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста
Формирование представлений о содержании и методике подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...
План кружковой работы по обучению чтения детей старшего дошкольного возраста «АБВГДейка»
Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего вида. Программа предназначена для обучения чтению детей 6 – 7 лет. Обу...
Рабочая учебная программа по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "АБВГДйка"
Развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе: научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу; при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жиз...
Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Путешествие по стране "Абвгдейка".
Цели учебно-методического пособия: развитие у детей старшего дошкольного возрастп всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми....