Перспективное планирование по подготовке к обучению грамоте
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте на тему

Попкова Татьяна Сергеевна

Перспективное планирование по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Занятие 1. «Мир звуков вокруг нас»

Введение термина «звук». Развивать слуховое внимание на речевых и неречевых, шумовых звуках; учить передавать звуки природы фонетическими средствами языка. Закрепить знания детей об органах артикуляции. Формировать умение различать «звук» и «буква».

Занятие 2. «Слова. Звуки»

Введение понятия «слово». Показать детям роль звучащего слова; помочь понять, что слова звучат потому, что они состоят из звуков и, что звуки в слове разные; знакомить с протяженностью слов, учить различать длинные и короткие слова.

Занятие 3. «Звук [А]. Буква А»

Знакомить детей со звуком и буквой А. Познакомить с понятием «гласный звук», особенностью артикуляции и его условным обозначением – красный кружок. Развитие умения выделять звук в речевом потоке, определять положение звука в слове.

Занятие 4. «Звук [У]. Буква У»

Закреплять четкое произношение звука [А]. Знакомить со звуком и буквой У. закреплять понятие «гласные звуки». Учить произносить слова, выделяя голосом звук [У]; развитие умения выделять звук в речевом потоке, определять положение звука в слове. Развивать фонематический слух.

Занятие 5. «Звук [О]. Буква О»

Знакомить с гласным звуком и буквой О, его звучанием и артикуляцией. Закреплять термин «гласный звук». Учить произносить слова, выделяя голосом звук [О]; развитие умения выделять звук в речевом потоке, определять положение звука в слове. Развивать фонематический слух.

Занятие 6. «Звук [Э]. Буква Э»

Закрепление и различение артикуляции звуков [А], [У], [О]. Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука [Э], буквой Э. Учить выделять звук [Э] из ряда гласных звуков, учить называть слова со звуком [Э] в начале слова.

Занятие 7. «Звук [И]. Буква И»

Познакомить с гласным звуком и буквой И, его звучанием и артикуляцией. Учить выделять звук [И] из начала слова, выделять из ряда гласных звуков, учить анализировать звуковой ряд, находить место звука [И] в начале, середине и конце слова. Совершенствовать умения детей в образовании множественного числа существительных с окончанием – и.


Занятие 8. «Звук [Ы]. Буква Ы»

Познакомить с гласным звуком и буквой Ы, его характеристикой и артикуляцией. Учить видеть различие в произношении звуков [И], [Ы]. Учить выделять звук [Ы] из ряда знакомых гласных звуков, находить место звука в середине и конце слова. Совершенствовать умения детей в образовании множественного числа существительных с окончанием – ы.

Занятие 9. «Гласные звуки (обобщающее занятие)»

Закрепление и расширение представлений о гласных звуках, их сходстве и различи по артикуляторным и акустическим признакам. Упражнять в определении количества звуков и их последовательности в звуковых составах. Дать начальные представления о йотированных, двойных звуках [Й’А], [Й’О], [Й’Э], [Й’У] и буквах Я, Ё, Е, Ю, которые обозначают эти звуки. Закреплять умение различать понятие «звук» и «буква». Введение понятия «слог». Формировать представления о слогообразующей роли гласных звуков.

Занятие 10. «Звуки [М – М’]. Буква М. Согласные звуки»

Введение термина «согласный звук», познакомить с особенностью артикуляции согласных звуков. Учить различать гласные и согласные звуки. Дать представления о твердых и мягких согласных звуках, знакомить с условным обозначением согласных звуков в схеме слова – синий кружок для твердых согласных звуков и зеленый кружок для мягких согласных звуков. Знакомить с произношением согласного звука [М], его характеристикой и артикуляцией; развивать умения выделять его в речевом потоке.

Занятие 11. «Звуки [Н – Н’]. Буква Н»

Познакомить с произношением, артикуляцией и характеристикой согласных звуков [Н – Н’], буквой Н. Учить различать согласные звуки по твердости – мягкости, закреплять понятия «звук» и «буква». Развивать умение выделять звук в речевом потоке. Формировать опыт чтения слогов открытого и закрытого типа. Развивать фонематический слух.

Занятие 12. «Звуки [Б – Б’]. Буква Б»

Продолжать учить дифференцировать согласные и гласные звуки по акустическим, артикуляционным признакам. Развивать умение различать на слух твердость и мягкость согласных. Знакомить с артикуляцией и характеристикой звуков [Б - Б’], буквой Б. Учить определять позицию звука в слове. Учить определять количество звуков и их последовательность. Развивать опыт чтения слогов по слоговой таблице.

Занятие 13. «Звуки [П – П’]. Буква П»

Закреплять знания об артикуляционных особенностях согласных звуков. Познакомить с артикуляцией и характеристикой согласных звуков [П – П’], буквой П. Учить выделять звук [П] из ряда гласных и согласных звуков. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, определять количество звуков и их последовательность, развивать фонематический слух. Развивать опыт чтения слогов по слоговой таблице.


Занятие 14. «Звук [Й’]. Буква Й»

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Й’], буквой Й. Учить выделять звук [Й’] из ряда гласных и согласных звуков, развивать способность определять позицию звука в слове. Учить выделять количество звуков и их последовательность. Упражнять в подборе притяжательных местоимений к существительным. Закреплять образ буквы.

Занятие 15. «Звуки [В – В’]. Буква В»

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [В – В’], буквой В. Учить выделять звук [В] из ряда гласных и согласных звуков, развивать способность определять позицию звука в слове, определять количество звуков и их последовательность. Учить определять количество слогов в односложных, двухсложных и трехсложных словах. Формировать опыт слогового чтения.

Занятие 16. «Звуки [Ф – Ф’]. Буква Ф»

Закрепить произношение звуков [В – В’]. Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Ф – Ф’], буквой Ф. Учить выделять звук [Ф] из ряда звуков, развивать способность определять позицию звука в слове, определять количество и последовательность звуков. Упражнять в подборе слов на заданный звук. Закреплять знания: звук – слог – слово. Определять количество слогов в двухсложных и трехсложных словах. Формировать опыт слогового чтения.

Занятие 17. «Звуки [Т – Т’]. Буква Т»

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Т – Т’], буквой Т. Упражнять в подборе слов с заданным звуком. Развивать способность определять позицию звука в слове, количество и последовательность звуков в прямых и обратных слогах. Определять количество слогов в двухсложных и трехсложных словах. Формировать опыт слогового чтения.

Занятие 18. «Звуки [Д – Д’]. Буква Д»

Закрепить произношение звуков [Т – Т’]. Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Д – Д’], буквой Д. Упражнять в подборе слов на заданный звук. Развивать способность определять позицию звука в слове. Учить составлять слоги. Определять количество слогов в двухсложных и трехсложных словах. Фонематический анализ односложных слов.

Занятие 19. «Звуки [К – К’]. Буква К»

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [К – К’], буквой К. Упражнять в подборе слов на заданный звук. Развивать способность определять позицию звука в слове. Закреплять произношение и дифференцировать звуки П-Т-К. Воспроизведение слоговых рядов ПА-ТА-КА. Определять количество слогов в словах. Фонематический анализ односложных слов. Развивать слоговое чтение.


Занятие 20. «Звуки [Г – Г’]. Буква Г»

Закрепление понятий «звук», «слог», «слово». Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Г – Г’], буквой Г. Выделение из звукового ряда. Развивать способность определять позицию звука в слове. Договаривание слов. Воспроизведение слоговых рядов. Упражнять в подборе слов со звуком [Г]. Развивать слоговое чтение по слоговой таблице.

Занятие 21. «Звуки [Х – Х’]. Буква Х»

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Х – Х’], буквой Х. Выделение звука из звукового ряда. Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции звука в слове. Определение количества звуков и их последовательности. Развивать слоговое чтение по слоговой таблице.

Занятие 22. «Звуки [С – С’]. Буква С»

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [С – С’], буквой С. Выделение звука в потоке речи. Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции звука в слове. Анализ и синтез слогов прямого и обратного типа. Формирование начального опыта чтения.

Занятие 23. «Звуки [З – З’]. Буква З»

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [З – З’], буквой З. Закреплять умение слышать мягкость и твердость согласного звука в словах. Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции звука в слове. Анализ и синтез слогов прямого и обратного типа. Формирование начального опыта чтения.

Занятие 24. «Звук [Ц]. буква Ц.»

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Ц], буквой Ц. Закрепление понятий «звук», «слог», «слово». Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции звука в слове. Выделение звука из звукового ряда. Составление слогов. Анализ и синтез слогов. Развивать начальный опыт чтения.

Занятие 25. «Звук [Ш]. буква Ш»

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Ш], буквой Ш. Выделение звука в речевом потоке. Определение позиции звука в слове. Определение количества слогов односложных, двухсложных и трехсложных словах. Звуковой анализ односложных слов. Закреплять умение строить предложение с заданными словами.

Занятие 26. «Звук [Ж]. Буква Ж»

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Ж], буквой Ж. Подбор слов с заданным звуком. Выделение звука в речевом потоке. Определение позиции звука в слове. Упражнять в словоизменении используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, а так же образовывая множественное число существительных. Звуковой анализ односложных слов. Определение слогов в словах.


Занятие 27. «Звук [Ч]. Буква Ч»

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Ч], буквой Ч. Подбор слов с заданным звуком. Выделение звука в речевом потоке. Определение позиции звука в слове. Закрепление навыка изменения слов с помощью суффиксов. Закреплять умение различать звук-слог-слово. Развивать умение делить слово на слоги. Развивать опыт чтения.

Занятие 28. «Звук [Щ]. Буква Щ»

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Щ], буквой Щ. Учить различать звуки [Ч] и [Щ]. Выделение звука [Щ] из звукового ряда. Определять позицию звука в слове. Определять количество слогов словах. Развивать опыт чтения.

Занятие 29. «Звуки [Л – Л’]. Буква Л»

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Л – Л’], буквой Л. Воспроизведение слоговых рядов. Подбор слов на заданный звук. Формировать умение подбирать слова на заданное количество слогов (один и два слога). Анализ закрытых и открытых слогов. Развивать опыт чтения.

Занятие 30. «Звуки[Р – Р’]. Буква Р»

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Р – Р’], буквой Р. Воспроизведение слоговых рядов. Выделение звука из звукового ряда, в словах. Определение позиции звука в слове. Подбор слов на заданный звук. Упражнять в словоизменении путем замены первого звука в словах. Анализ и синтез слогов, односложных слов. Развивать опыт чтения.

Занятие 31. «Буквы Ь и Ъ»

Знакомить детей с последними буквами алфавита, которые не обозначают звуков. Дать начальные представления о роли этих букв в словах. Развивать фонематический слух, внимание, память. Развивать опыт чтения.

Занятие 32. «Предложение»

Закрепление терминов «звук», «гласные звуки», «твердые и мягкие согласные звуки», «слог», «слово», «предложение». Закреплять умение различать понятия «звук» и «буква». Познакомить со схемой предложения. Учить строить предложения по схемам. Учить выделять все слова в предложении, считать их количество. Закрепление пройденного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Предлагаем примерный план по поготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Комплексно-тематическое планирование по подготовке к обучению грамоте детей с 5 лет

Цель работы-подготовить дошкольников к обучению,познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения....

Перспективный план по подготовке к обучению грамоте

Материалможет использоваться в работе с детьми подготовительной к школе группы...

Перспективный план по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

Перспективный план по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе...

Перспективный план по подготовке к обучению грамоте группы старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование на год в подготовительной группе. «Обучение дошкольников грамоте» Л.Е.Журова...

Перспективное планирование по Подготовке к обучению грамоте подготовительная группа детей с ОВЗ (ЗПР) 2022-2023 уч.г.

Перспективное планирование по Подготовке к обучению грамотеподготовительная группа детей с ОВЗ (ЗПР) 2022-2023 уч.г....