"Новые приключения колобка"
план-конспект урока по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Занятие по обучению грамоте и развитию связной речи. На этом занятии мы с детьми не только работали со звуками и буквами, но и составляли сказку на новый лад про Колобка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_priklyucheniya_kolobka.odt28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Новые приключения Колобка»

Цель:

Образовательные:

Закрепить умение детей определять наличие заданного звука в слове,

- продолжать учить определять количество слогов в словах;

- упражнять в умении проводить звуковой анализ слов;

  • - продолжать учить подбирать в словосочетание и предложение нужный по смыслу приставочный глагол.

-Учить по первым звукам составлять слова

Развивающие:

- Развивать внимание, мышление;

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;

- желание говорить правильно, красиво.

Оборудование: Игрушка: колобок; картинки: волк, лиса, заяц, медведь; предметы (книга, линейка, резинка, ручка, ваза, клей, картон, ананас, фотоаппарат, портфель); наборы для составления звукового анализа слов; картинки (ручка, пенал, книга, тетрадь, портфель, карандаш); листочки с недописанными буквами; карточки на которых написаны слоги и односложные слова; простые карандаши, листы бумаги в клетку.

 Ход занятия:

І. Вводная часть.

Логопед просит детей назвать любимые сказки. Предлагает придумать новую сказку про Колобка.

Психогимнастика:

Вокруг себя повернитесь и в писателей превратитесь. Как вы думаете какое должно быть настроение у писателя, чтобы сказка получилась добрая? Покажите какое у вас хорошее настроение. Улыбнитесь... А теперь с таким хорошим настроением садимся на занятие.

Логопед: Я хочу вам рассказать про новые приключения Колобка. Только мне понадобится ваша помощь. Вы мне поможете?  

Дети: Да.

Логопед:  Скоро Колобку исполняется  7 лет, поэтому дедушка и бабушка решили  подарить ему букварь и школьные принадлежности.  «Зачем мне букварь?» - удивился Колобок. Дедушка ответил: - «Потому, что осенью 1 сентября ты пойдешь в школу». «А что такое школьные принадлежности?» - спросил Колобок у ребят.

Ответы детей.

Колобок: «А зачем нужны школьные принадлежности?»

Ответы детей.

Логопед: Колобок, тебе как будущему ученику надо собрать портфель, но положить в него только те предметы, в которых есть звук “К”. (Перечисляю: книга, линейка, резинка, ручка, ваза, клей, картон, ананас, фотоаппарат)

Дети называют предметы со звуком “К”,. (Оставшиеся предметы: фотоаппарат, ананас, ваза)

Логопед: А эти предметы и не нужны тебе Колобок в школе.

«Я не хочу в школу, я и так все знаю» - сказал Колобок, сидя на окошке. Дедушка и бабушка пошли в магазин, а Колобок задремал. И приснился ему удивительный сон.

ІІ Основная часть.

1. Расширение глагольного словаря. Правильное употребление в речи приставочных глаголов.

Снится ему, что он стал взрослым, у него есть машина. Колобок сел в машину и запел свою любимую новую песенку.

Логопед: Ребята, когда я сделаю паузу – вы мне подскажите слово.

Песенка Колобка: «Ехал я, ехал и к речке......( подъехал), мост......( переехал), к горке........( подъехал),  на горку........( въехал), с горки........( съехал), и дальше...... (поехал), и в густой лес …...(приехал)».  

Вышел Колобок из машины  и покатился дальше в лес. А в этом лесу жили разные звери. Кого встретил колобок в лесу, мы сейчас и узнаем.

2. Слоговой анализ слов

ЛогопедРебята, догадайтесь, кого встретил в лесу Колобок.  Вы сможете узнать, отгадав загадку.

Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - …....(волк)

Догадались, какого дикого животного первым встретил Колобок.

Дети: Колобок встретил волка.

Волк и говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем».

Колобок: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».

«Твою песенку я знаю, я сказку 3 раза читал. Ты лучше про школу расскажи и помоги разложить вещи по полочкам. А не то я тебя съем».

Колобок заплакал: «Я ничего не знаю, я ведь ни в детский садик, ни в школу никогда не ходил».

Рассердился волк – зубами щелк.

ЛогопедНе сердись серый волк, мы тебе пальчиковую гимнастику про лесных диких животных покажем.

Пальчиковая гимнастика.

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь с лесу.

Логопед: Давайте поможем Колобку.

Дети: Хорошо.

Логопед: - Что в школе дети делают?

Дети: Учатся, читают, пишут, решают примеры, лепят, рисуют, занимаются физкультурой, отвечают на вопросы учителя, слушают, отгадывают загадки, делают домашнее задание.

Логопед: А теперь поможем Колобку разложить школьные принадлежности по полочкам.

Перед детьми выставляется наборное полотно.

ЛогопедНа первую полоску надо поставить предметы, в названии которых один слог, на вторую – предметы, с двумя слогами, на третью – с тремя, на четвертую – предметы, в названии которых четыре слога.

Работа по индивидуальным картинкам. Дети расставляют картинки, объясняют свой выбор.

Волк: Спасибо, ребята! Вы умные, трудолюбивые, аккуратные. А ты Колобок обязательно иди в школу 1 сентября.

3. Звукобуквенный анализ слов, пальчиковая гимнастика.

Покатился Колобок дальше.

Логопед: Кого Колобок встретил в лесу, подскажет следующая загадка.

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето

Дети: Колобок встретил зайца.

Заяц сказал: «Колобок, Колобок, я тебя съем».

Колобок: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».

«Твою песенку я знаю, я сказку читал. Я в школу лесную хожу, мне задали домашнее задание составить схему слов. Поможешь мне?   А не то я тебя съем».

 Колобок заплакал: «Я ничего не умею, я не слушал дедушку. Не хотел заниматься».

Логопед: Давайте поможем Колобку составить схему слов: КОТ, МАК, ПАУК.

Сколько звуков в слове КОТ. Какие это звуки? Первый звук – (К), второй - (О), третий звук – (Т). Сколько в слове КОТ согласных звуков, сколько гласных. А теперь составьте слово КОТ из букв. Сколько букв  в слове КОТ.

Аналогично дети составляют схемы других слов.

Заяц: Спасибо, ребята. Я устал. Хочу отдохнуть. Вы знаете зарядку.

Дети: Знаем!

  1. Физкультминутка

       «Серые зайчата»

Дети выполняют движения по тексту.

Мы как серые зайчата прискакали на лужок

Прыг — скок, прыг — скок

Ветер травушку качает влво — вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра зайки,

Веселитесь на лужайке.

5. Простился Колобок с зайцем и покатился домой, решил к дедушке вернуться и осенью в школу пойти. Вдруг видит - сидит лиса – красавица и лукавыми глазами в зеркало смотрит.

Давайте встанем возле стульчиков и покажем, какая была лиса.

Уж как шла лиса лесочком -

Топ-топ, топ-топ-топ.

Дети хлопают попеременно ладонями по

коленям.

Приседала под кусточком-

Вот так, стоп!

Произносят Ш-Ш-Ш, поднося к губам

указательный палец.

Головой лиса вертела -

Вот так, вот так!

Произносят А-А-А поворачивая голову

направо и налево.

Да по сторонам глядела -

Вот так, вот так!

Произносят О-О-О, поворачивая голову

направо и налево.

Дальше лисонька пошла-

Топ-топ, топ-топ-топ.

Хлопают попеременно ладонями по

коленям.

Хвостом дорожку подмела

Вдруг лиса остановилась,

Принюхалась и удивилась:

 

«Крутят хвостом», произнося Ф-Ф-Ф.

«Принюхиваются», сильно втягивая но-

сом воздух и поворачивая голову направо

и налево.

Чует вкусную еду:

- Я сейчас за ней иду!

Потирают животик.

 

5. Упражнение «Стертые буквы».

Увидела Колобка и говорит: - «Колобок, Колобок я тебя съем». Колобок отвечает: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».

«Я песенки только про себя люблю слушать, и стихи про себя. Я решила стать поэтом и писать стихи. Помоги мне буквы написать. А не то я тебя съем».

Колобок: Ребята, помогите, пожалуйста, я обязательно пойду учиться в школу. И буду таким же, как и вы умным, трудолюбивым, находчивым.

Детям раздаются карточки с недописанными буквами. Дети дописывают буквы.

Лиса: Помогли тебе дети, но я отпущу тебя, если выполнишь еще одно мое задание и ответишь на мой вопрос.

Чем отличаются буквы и звуки?

Дети: Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.

6. Упражнение: «Группировка букв».

Лиса: Разложите буквы на гласные и согласные, согласные на глухие и звонкие.

Дети выполняют задание. 

7. Чтение слогов и слов.

Покатился Колобок дальше. Видит под деревом сидит медведь. Держит в руках газету. Увидел Колобка и говорит: - «Колобок, Колобок я тебя съем». Колобок отвечает: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».

«Твою песенку я знаю, меня мама – медведица читать давно научила. Прочитай что написано в моей газете. А не то я тебя съем».

Колобок заплакал: «Я буквы не учил, читать не умею».

Логопед: Давайте выручим Колобка и прочитаем, что написано в газете.

Дети читают слоги и слова (работа по уровню развития)

Медведь: Спасибо, ребята. А ты, Колобок, осенью 1 сентября обязательно иди в школу. А не то я тебя съем.

Колобок: «Я пойду учиться в школу. Я хочу быть таким же как ребята: умными, сообразительными, находчивыми, трудолюбивыми. Ребята, помогите мне найти тропинку домой.

Дети: Хорошо.

Логопед: Покатился колобок дальше, а куда он прикатился, мы с вами узнаем, если правильно выполним графический диктант.

8. Д/И: «Сложи слово по 1 звукам картинок».

Логопед: Куда прикатился Колобок?

Дети: Домой.

ІІІ. Итог занятия.

Логопед: Проснулся Колобок и стал рассказывать дедушке о своем приключении во сне. А телевизор подарил Колобку книжку о его приключениях. О том, как ему помогли умные, трудолюбивые дети из детского сада разложить школьные принадлежности по полочкам для зайца , для волка составить схемы,  для медведя прочитать газету и для лисы написать буквы. А еще дети рассказали Колобку, почему важно идти учиться в школе.

Высказывания детей.

Логопед: Молодцы! Вы будете хорошо учиться в школе. А мы с вами написали нашу сказку «Новые приключения Колобка». Наша сказка получилась очень поучительной.  Вам понравилось быть писателями?


….....................................................................................................................................

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематических функций у детей подготовительной к школе группы "Новые приключения Колобка"

Цель:1. Развитие общих речевых навыков.2. Совершенствование фонематического восприятия.3. Совершенствования навыка звукового анализа, синтеза и представлений.4. Совершенствование анализа и синтеза пре...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Новые приключения Колобка»

развитие речи и речевого общения детей в процессе театрализованной деятельности....

Новые приключения Колобка

Интегрированное занятие по математике, с элементами экологии....

Сценарий сказки "Новые приключения Колобка"

Сценарий сказки "Новые приключения Колобка"...

Конспект открытой интегрированной НОД в средней группе "Новейшие приключения Колобка"

Конспект открытого занятия по сказке "Колобок" в новом изложении, с заданиями и играми...

Комплексное НОД в старшей или подготовительной группе «Новые приключения Колобка»

Комплексное НОД  с элементами  экспериментальной деятельности.  Интеграция образовательных областей «Художественное творчество и познание» в старшей или подготовительной группе «Новые п...