Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « В гостях у Дедушки Грамотея »
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « В гостях у Дедушки Грамотея »
Данное занятие разработанно в соответствии с требованиями ФГОС. Дошкольникам предлогается знакомство с буквой и звуком [З]. Задания направлены на самостоятельную ориентацию ребёнка в учебной среде. Предлагается картотека, где изображены объекты не только с заданными звуками (в начале, в середине, в конце) слова, а так же и предметы не относящиеся к заданию. Ребёнок сам должен классифицировать материал и вибрать нужное для выполнения задания. Так же испольцуются маркеры игрового пространства. Это своего пода трансформеры, которые могут за щитанные минуты превратиться в косимческий корабль, книжную полку, звёздное небо и т.п. На данно занятии применяются различные виды деятельности: групповая, индивидуальная. Занятие построено в форме путешествия дети не сидят на месте. Они находятся в движении, что предотвращает момент уставания. Всё действо происходит в игре, а мы знает что игровая деятельность - это основной вид деятельности в детском саду.
Принципы проведения занятий:
- Системность подачи материала.
- Наглядность обучения.
- Цикличность построения занятий.
- Доступность.
- Проблемность.
Развивающий и воспитательный характер учебного материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по грамоте на тему "Знакомство с буквой и звуком [З]" в старшей группе | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
« В гостях у Дедушки Грамотея »
Цель: Знакомство с буквой, звуком [ З ] , определение местоположения данного звука (в начале, в середине, в конце) слова. Развивать память, мышление, воспитывать отзывчивость, дружелюбие.
Задачи: Учить называть слова с заданным звуком [З] и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у дошкольников фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Учить самостоятельно подбирать картинки для предложенных заданий из картотеки. Закрепить умение делить слово на слоги.
Развивающая среда: карточка, обозначающая букву З. Картотека с изображением различных предметов, где есть картинки на звук [З] находящийся в начале слова, в середине слова, в конце слова, а также картинки объектов с другими звуками в этих позициях. Схема звукового анализа предложенных слов, волшебный ключ загадка 5 штук, письмо от Дедушки Грамотея, кукла бибабо Внучка, Букварик, сундучок, сюрпризный момент, пять золотых ключиков, маркер игрового пространства (книжная полка, космический корабль, космические просторы)
Развивающая среда (на каждого ребёнка): набор для каждого ребёнка, состоящий из а) фишки трёх цветов (синий, красный, зелёный), карточка с нарисованными тремя квадратами для условного обозначения звука [З] в начале в середине, в конце слова, шерстяная нитка на каждого ребёнка для сложения буквы.
Ход занятия:
Стук в дверь
Воспитатель: Ребята! Нам доставили бандероль, давайте посмотрим от кого она! Посмотрите на ней написано: «Ребятам от Дедушки Грамотея и его внучки Маши из страны АБВГДейки»! Распечатаем и узнаем, что там внутри?
(Дети и воспитатель распечатывают бандероль, достают оттуда сундучок с письмом)
Воспитатель: Сундучок волшебный и закрыт пятью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие ребята!
Пишет вам Дедушка Грамотей из страны АБВГДейки! Рассказали мне мои помощники, что вы очень любознательные ребята и любите отгадывать сложные загадки и сами их составлять, а также решать ребусы. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок необычный, а с пятью замками – загадками и без труда его не открыть. У каждого замка есть свой золотой ключ. Чтобы найти золотые ключи, надо лишь угадать, где они лежат. Волшебный помощник Невидимка спрятал ключи не только в вашей группе, но и на других планетах, поэтому вам понадобится космический корабль для путешествия. Космического корабля нигде не видно, значит его нужно найти. Отгадайте мои загадки и узнаете, где их искать. К замкам надо приложить ключи и волшебный сундучок откроется! Но у меня есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Успеха Вам!
С уважением Ваш Дедушка Грамотей.
Воспитатель: Вот так письмо мы с вами получили, не письмо, а целый ребус! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке Дедушки Грамотея? Будем искать золотые ключики и корабль?
(Ответы ребят)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый золотой ключ. А где, он находится мы поймём из загадки:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети (Ксюша): Это зеркало! Зеркало у нас в приёмной и в группе. Нужно посмотреть за ними.
Воспитатель: исследуем оба зеркала.
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала в приёмной)
Воспитатель: Ключ тот непростой, он волшебный золотой! На нём задание. Ах вот в чём был секрет про, который говорил Дедушка Грамотей! На каждом ключе задание и прежде чем ключ откроет замок нужно выполнить задание. Справимся с этим заданием - корабль найдем и замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель: Внучка Дедушки Грамотея придумала для вас задание. Надо назвать слова, где есть звук [З].
Дети (Лиза, Егор, Наташа): Зонт, зебра, зерно, звук, замок, арбуз, занавески, азбука, газета, змея, газель, магазин, язык ….
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Зонт. Какой первый
звук?
Дети: З-з-з…
Воспитатель: Звук [З]. Давайте попробуем пропеть этот звук. З-з-з-з… Получается? А что препятствует выходу струи воздуха?
Дети (Лена): зубы, язык
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Зонт?
Дети: З-оооо-нт! Звук [О]
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: О-о-о-о…
Воспитатель: Звук [О] можно пропеть, ему не мешает ни какая преграда, ни губы, ни язык, ни зубы, струя воздуха их горла выходит свободно. Какой это звук?
Дети: Гласный.
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий и четвёртый звук [Н], и за ним звук [Т]
Дети (Матвей): третий звук [Н], когда струя воздуха выходит из горла на её пути встречаются преграды из языка и зубов, поэтому, это звук не поётся, а значит он согласный.
Дети (Никита): четвёртый звук [Т], когда струя воздуха выходит из горла на её пути встречаются преграды из языка и зубов, поэтому, это звук не поётся, а значит он согласный.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам золотой ключик, открывайте первый замок!
(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, комарик летит, прислушайтесь, какой он звук издаёт
Дети: Звук [З]
Воспитатель: давайте вместе с ним пропоём и посмотрим, куда он нас приведёт. Посмотрите ребята, да это же космический корабль.
Воспитатель: Ребята, кто нас встречает у космического корабля да это же друг Дедушки Грамотея, Весёлый Букварик. Он вторую загадку нам предлагает отгадать и подскажет где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети (Соня): Книга!
Воспитатель: Книга не простая это энциклопедия о космосе значит, где её будем искать? Сундучок возьмём с собой.
Дети (Капиталина): Ключ будем искать в космосе. Отправляемся в космос. (Маркер игрового пространства образует собой космический корабль).
Воспитатель: прилетели мы с вами на планету. Давайте, поищем где же наш ключик.
Дети (Максим, Марк): а вот и книга.
(Находят второй ключ, выполняют второе задание)
Задание №2.
Воспитатель: Букварик с нами хочет поиграть и даёт такое задание: предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко». Дедушке Грамоте нравятся стихи . Решил сочинить сам но не смог подобрать слова. Давайте поможем нашему другу!
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота…(гол)
4) Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).
Где обедал воробей?
В зоопарке у…(зверей)
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему…(поможет)
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Внучки Дедушки Грамотея:
В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари - Фонарики
Меньше, чем комарики.
(Звезды)
(Дети достают ключ, он прикреплён к звезде)
Задание №3.
Воспитатель: следующее задание. Нужно выложить букву З из шерстяной ниточки.
Дети выкладывают букву З назовите слово с данным звуком. Зубы. Давайте произнесём это слово с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков)
Дети выполняют.
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите золотой ключик! У нас уже три замка открыты! Давайте передохнём? Вы очень старались! Ребята, скажите в какой сказке герой тоже искал золотой ключик?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети выполняют движения, рассказывают стихотворение.)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где находятся карандаши!
Задание №4.
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать)
(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Задание №5.
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!
Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.
Кто и что летает? (Комар, птица, воздушный шар, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)
Кто и что плавает? (Люди, крокодилы, рыбы, доска, …)
Кто и что греет? (Батарея, костёр, солнце, грелка…)
Кто и что движется? (Машина, человек, стадо коров …)
Кто и что стоит? (Скамейка, человек, дом, стул, …)
Кто и что прыгает? (Лягушка, человек, мяч, кенгуру, …)
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).
Воспитатель: Вот и последний ключ мы нашли. Можно возвращаться в наш любимый детский сад, садимся в космический корабль, взлетаем. А вот и наш детский сад. Открываем сундучок.
Воспитатель с детьми открывают сундучок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите Дедушка Грамотей нам гостинцев прислал.
Дети: Это Печенье! Оно в форме фигурок в названии которых есть звук [З]!
Воспитатель: Можно и поиграть с фигурками, и чай с ними попить! Спасибо Деду Грамотею его Внучке Маше и другу АБВГДейки! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня путешествовать и выполнять задания Деда Грамотея и его помощников? Что больше всего понравилось? Какое задание показалось трудным?
Вы все молодцы! Вы все вместе сообща можете открывать любые замки! А теперь давайте позовём наших друзей Внучку Машу и друга Дедушки Грамотея АБВГДейку на чаепитие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....
конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе«Волшебный сундучок Деда Грамотея»....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
Задания и игры для развития интереса у детей 5-6 лет к обучению грамоте....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе"Волшебный сундучок Деда Грамотея"...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить зн...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Письмо от Деда Грамотея»
Конспект по граммоте в старшей группе....
Комментарии
Елена! Очень интересный
Елена! Очень интересный конспект!!! Спасибо!!!
Замечательный конспект!
Замечательный конспект!