Методическая разработка занятия по обучению грамоте в старшей группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Сабитова Земфира Раисовна

Методическая разработка занятия по обучению грамоте в старшей группе.

Цель: развивать познавательно-речевую деятельность детей, закрепить  буквы  «а», «о», «ё», «я».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Альметьевского муниципального района

Образовательная деятельность по обучению грамоте в старшей  группе

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,  художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Сабитова Земфира Раисовна                        

    Россия, г.Альметьевск,

                                                        Муниципальное бюджетное дошкольное

                                      образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 22

         «Алсу» г.Альметьевска»

          Место проведения:

г. Альметьевск

МБДОУ № 22 «Алсу»

т.8 (8553) 38-38-45

2014 г

Занятие по обучению грамоте в старшей группе.

Цель: развивать познавательно-речевую деятельность детей, закрепить  буквы  «а», «о», «ё», «я».

Задачи:

Воспитательные: - воспитывать у детей доброжелательность, коммуникативность,  формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, прислушиваться к мнению других, доказать правильный ответ.

Образовательные:

- закреплять умение проводить звуковой анализ слова;

- закрепить у детей знания о буквах «о», «ё», «а», «я».

- продолжать учить детей работать с кассой букв;

- закрепить детей различать понятия звук и буква, научить детей правильно употреблять термины «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

- учить детей графическим навыкам, правильно держать карандаш;

Развивающие: - развивать внимание, логическое мышление, творческое воображение.

Интеграция областей:

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,  художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Активизация словаря:  Буква, звук, заглавная, строчная, гласный, согласный.

Дидактический и наглядный материал:

Демонстрационный материал: Указка, фишки, схема для звукового анализа, касса букв, карточки с буквами, картонные домики для игры "Домики для звуков".

Раздаточный материал: тетради с заданием, набор цветных карандашей, бумага для рисования, листочки для дыхательного упражнения, фишки, карточки с изображениями животных и птиц,

Предварительная работа: Закрепили умение проводить звуковой анализ слова, знакомились с буквами «а», «я», «о», «ё», знакомились с правилами написания буквы «я» и буквы «ё» после мягких согласных,  играли в дидактические игры «Начни с конца», «Назови слово по модели», «Назови слово», разучивали слова физкультминутки.

Ход занятия.

Восп: Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями (дети   здороваются). Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей (улыбаются гостям) .

   Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Наши родители  хотят посмотреть, чему мы     научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

  Восп: Ребята, все это время мы с вами знакомились со звуками,       учились правильно произносить звуки, познакомились с некоторыми буквами и правилами их написания.  И надеюсь, что вы запомнили много интересного и полезного для себя. Это так? (да)

   Восп: Мы с вами продолжим разгадывать тайны звуков и слов. Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое звуки? (звуки мы произносим и слышим)  

-какие бывают звуки? (согласные и гласные)

- какие бывают согласные звуки? (Твердые, мягкие)

- какими фишками мы обозначаем твердые согласные  звуки? (Синими).

- какими фишками мы обозначаем мягкие согласные звуки? (Зелеными).

- какими фишками мы обозначаем гласные  звуки? (красными).

- что такое буквы? (буквы мы видим читаем и пишем)

 - какие бывают буквы?  (заглавные и строчные)  

-в каких случаях пишется большая, или заглавная буква? (имена, клички животных, названия городов, стран и.т.п.)  

-в каких случаях пишется строчная буква? (она пишется в середине и в конце слова)
     На прошлом занятии мы с вами познакомились с буквой «ё». А хорошо запомнить правила написания этой буквы нам поможет вот этот листочек.
Интересно, с какого дерева он упал? (с клёна) Если он упал с клена, то каким листочком он может быть? (кленовым листочком)   Мы только подуем на них 3 раза, и они тут же донесут нас до клена, с которого они сорвались. Вначале дуем плавно и тихо, потом сильнее, затем еще сильнее (упражнение на дыхание «Подуем на листочек»).

   Восп: Вот и наше дерево – клён ( на доске прикреплена схема для звукового анализа с изображением клена).

Ребята, посмотрите, клеточки под клёном пустые, а чтобы заполнить эти клеточки, нам нужно провести звуковой анализ слова «клён».

  Дети работают самостоятельно, к доске вызывается ребенок, быстро справившийся с заданием.

 После называния звука «о» воспитатель спрашивает, какой буквой нужно обозначить этот звук и почему ( если после мягкого согласного звука слышится звук  «о» - то звук «о» обозначается буквой «ё»).

   Игра в слово «клён». Воспитатель подзывает детей;

а)  просит снять со схемы фишки, называя звуки и букву «ё» в разбивку;

б) просит поставить фишки на схему, называя звуки и букву «ё» в разбивку.

 Физкультминутка «Клен»

(Дети имитируют движение веток клена)

Ветер тихий клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз – наклон, два – наклон,

Зашумел листвою клен!

Восп: А сейчас ребята я вам предлагаю поиграть.

Игра "Домики для звуков"

Детям раздаются карточки с изображениями разных животных и птиц. Если название рисунка начинается на твердый согласный звук, то ребенок должен подойти к синему домику, если на мягкий согласный звук, то к зеленому, если на гласный звук, то к красному домику. Воспитатель подводит детей к анализу их выбора. Почему они подошли со своими карточками именно к этому домику. Если ребенок неправильно подошел, то воспитатель просит детей помощь.

Дети садятся за столы.

Восп: Ребята, а какие буквы мы с вами знаем? («а», «я», «о», «ё»)  Сейчас вы придумаете слова,  которые начинаются на эти буквы. Затем, возьмем бумагу и карандаши, и нарисуем изображение  этих слов.

Дети рисуют.

Восп: Очень красивые рисунки получились, послушайте, в конце нашего занятия я вам прочитаю «Сказку о веселых человечках»».  

«Жили-были веселые человечки-звуки, Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы» «И», а вместе их называли -  «гласные» звуки.  У гласных звуков были звонкие голоса, и они пели как птицы. Звук - «А» пел-а-а-а, звук -  «О» пел - о-о-о, звук «Э»  пел –э-э-э, звук «У» пел-у-у-у, Звук «Ы» пел-ы-ы-ы, звук «И» пел - и-и-и. Однажды они так весело запели, что и другим звукам — согласным — захотелось,  «П-П-П» — запыхтел согласный звук «П», Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: «Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь», «Т-Т-Т» — застучал звук «Т», Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; «Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит», «К-К-К» — закряхтел звук «К» и тоже не смог спеть песенку, «Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка — звук «А», — Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?» «Согласны! Согласны!» — закричали согласные звуки. С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.

Ребята, О каких звуках говорится  в этой сказке? (про согласные и гласные)

Давайте вспомним, как мы произносим гласные  и согласные звуки.

(Когда мы произносим гласные звуки, во рту ничего не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык, воздух легко выходит изо рта. Эти звуки можно легко тянуть, пропеть.)  (При произношении согласных звуков во рту возникает преграда, их мы не можем спеть, произнести громко, нам мешает язык, зубы, губы)

А сейчас мы споем песенку, в которой согласные и гласные звуки крепко дружат.

Воспитатель  вместе с детьми поет песню (например, « ТА, ТА, ТА» на мелодию песни «В лесу родилась елочка»).

Восп: Сегодня вы хорошо поработали,  давайте вспомним, о чем сегодня говорили на занятии. Что вам большего всего понравилось? Какие задания были трудными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка занятия по обучению грамоте в стершей-подготовительной группе детского сада.

Программное содержание: - Продолжить учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;- Закреплять знания о словоразличительной роли зв...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...

Занятие по обучению грамоте в старшей группе по теме: «Поможем Лунтику» (мультимедийная разработка)

Занятие по обучению грамоте в старшей группе по теме: «Поможем Лунтику»(мультимедийная разработка)...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Методическая разработка НОД по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ "Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы»

Методическая разработка НОД по обучению грамоте в подготовительной группе  ДОУ "Гласные  звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы].   Буквы А, О, И, У, Э, Ы»...