Учебно-методическая разработка занятия по обучению грамоте в стершей-подготовительной группе детского сада.
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Программное содержание:
- Продолжить учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- Закреплять знания о словоразличительной роли звука;
- Закреплять умение делить слова на слоги, подбирать «пары» звуков (гласные-согласные, звонкие-глухие).
- Продолжить учить называть слова с заданным звуком.
- Закреплять умение ставить ударение на нужный гласный звук.
Демонстрационный материал:
Картина-схема слова паук; красные, синие, зеленые фишки; зонтик, игрушка Совунья.
Раздаточный материал: полоски с четырьмя клеточками; красные, синие, зеленые фишки; красные карандаши.
Ход занятия
1. Игра «Определи звук».
- Здравствуйте. Сегодня к нам в гости пришла Совунья. Она просит нашей с вами помощи:
- Ребята, я живу в городе «Грамматеево». На наш город напала злая колдунья Бастинда. Она наслала на город смерч и перепутала всех жителей.
- Давайте поможем жителям Города «Грамматеево».
Воспитатель предлагает детям определить какую «одежду» носит каждый из предлагаемых звуков. (Слайд 2). (Гласные звуки – красную, твердый согласные – синюю, мягкие – зеленую).
2. Звуковой анализ слова паук.
- Посмотрите на доску, что там изображено? (Это паук). (Слайд 3)
- Верно, а сколько звуков в слове паук? (Четыре).
К доске приглашаются четверо учащихся, которые поочередно разбирают слово по одному звуку.
Воспитатель задает наводящие вопросы: Сколько звуков в слове паук? Сколько гласных звуков? Напоминает ребятам правило-помогалочку: Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.
- В слове паук два гласных звука, назовите первый? (А) Второй? (У).
- Молодцы! Итак, в нашем слове два гласных звука, значит и слогов тоже… (Два). Давайте проверим, действительно ли слогов два.
Дети «прохлопывают» слово и убеждаются, что действительно в слове паук два слога.
- Назовите мне первый слог? (ПА). Второй? (УК).
- Теперь «позовем» слово, чтобы определить на какой гласный падает ударение.
Дети «зовут» слово и определяют, что ударение падает на второй гласный звук У, значит он – ударный, а первый гласный звук – А –безударный.
Затем дети вместе с воспитателем определяют, какие по звонкости-глухости согласные звуки в слове диван.
- Теперь мы определим, какие у нас согласные звонкие или глухие. Первый согласный звук? (П). Мы уже определили, что он твердый. Теперь давайте «прослушаем», звонкий он или глухой? (Глухой).
- А какой с ним в паре звонкий звук? (Б – П).
- Правильно! Второй согласный звук? (К). Кроме того, что он твердый, что вы еще можете о нем сказать? (Он тоже глухой. Г – К).
- Посмотрите на доску, что вы можете сказать о согласных звуках в нашем слове? (Все согласные звуки твердые и глухие.)
3. Игра с заданиями.
Среди детей выбираются четверо – по числу звуков в слове паук. Они выходят к доске, и воспитатель просит их выстроиться в определенном порядке: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й; 2-й, 1-й, 3-й, 4-й и т.д. (Слайд 4).
4. Игра «Живые звуки»
Воспитатель раскрывает зонтик.
- Ребята, в городе «Грамматеево» начался дождь. Но зонтик у меня совсем маленький, и под ним поместится только два человека. Я буду «звать» к себе под зонтик один из звуков, а вы – определять, какие звуки остались под дождем.
Воспитатель заранее готовит карточки с изображением звуков и раздаёт их детям. Затем он подзывает один из звуков под зонтик, а остальные определяют и называют оставшиеся. (Слайд 5)
5. Физминутка.
Паучок ходил о ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползет опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
6. Игра «Замени звук»
- Ребята, а Совунья еще приготовила для нас задание. Оказывается, после урагана, который устроила Бастинда, перепутались не только жители города, но и звуки в некоторых словах. Давайте разгадаем, какие же звуки нужно заменить, чтобы слова подходили по смыслу. (Слайд 7).
1. Неизвестно, как случилось,
Двери гонятся за мной! (Звери)
2. На виду у детворы
Крысу красят маляры. (Крышу)
3. Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
“Там ползёт зелёный лук
С длинными усами!” (Жук).
4. Жучка будку не доела:
Неохота, надоело... (Булку)
5. Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей. (Грачей)
7. Игра «Назови слово».
Воспитатель предлагает детям передавать друг другу мяч, называя при этом слово со звуком П.
8. Подведение итогов.
В завершении занятия воспитатель вместе с детьми подводят итоги. Вспоминают, кому помогали на сегодняшнем занятии, и в чем именно заключалась помощь. Так же проговаривают, что звуки могут быть гласные и согласные. Гласные, в свою очередь ударными и безударными, а согласные – твердыми/мягкими, звонкими/глухими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Город Гамматеево А Д ` У М О С ` Б Злая восточная ведьма наслала на наш город заклятье, так что жители забыли какие они звуки и какую одежду носят. Помогите нам, пожалуйста!
А У П К
П А У А П У К К У А К П К П А У
Город Гамматеево ИГРА «Живые звуки»
Паучок ходил о ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать, Паучок ползет опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
Город Гамматеево Неизвестно, как случилось, Двери гонятся за мной! На виду у детворы Крысу красят маляры. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: “Там ползёт зелёный лук С длинными усами!” Жучка будку не доела: Неохота, надоело... Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей. ЗВЕРИ КРЫШУ ЖУК БУЛКУ ГРАЧЕЙ
Город Гамматеево Мяч лови, ПЕРЕДАВАЙ, слова со звуком П называй
Город Гамматеево СПАСИБО! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-140966-1352491272.png)
Планирование занятий по подготовке к обучению грамоте детей в средней группе детского сада.
Планирование занятий по подготовке к обучению грамоте детей в средней группе детского сада включает последовательность преподаваемого материала, задачи, дидактические игры, демонстрационный материал....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/22/picture-759746-1456147570.jpg)
Конспект интегрированного познавательно – игрового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада № 45 по теме: « Звук и буква «к» на лексическом материале «домашние животные».
ЗАДАЧИ:- уточнение артикуляции звука К, акустических признаков;- развитие слухо-речевой памяти, фонематического восприятия, интонационной выразительности;- уточнение и расширение лексического запаса, ...
Учебно-методическое пособие "Организация зоны речевого развития в младшей и средней группах детского сада".
Создание "Подготовленной среды" (М.Монтессори) для развития речи детей и предоставления ребенку условий для самостоятельной работы с дидактическими материалами....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/16/picture-339916-1544979497.jpg)
Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада
План-конспект логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев старшей логопедической группе детского сада Тема: «Звуки м, м'» (повторение)Цель: различение звуков м и м&r...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/17/picture-1248593-1589714174.jpg)
Конспект занятий по обучению грамоте для детей старшей группы в детском саду
Конспект занятий по обучению грамоте для детей старшей группы в детском саду...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/27/picture-1051731-1535398286.jpg)
Методическая разработка занятия "Народные музыкальные инструменты" для детей подготовительной группы детского сада.
Методическая разработка по теме "Народные музыкальные инструменты" является разработкой итогового занятия, обобщающего знания, умения, навыки детей подготовительного к школе возраста, ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/02/picture-1264349-1599055373.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе детского сада «Звуки Ф и Фь и буква Ф»
Представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе, в ходе которого у детей формируется представление о звуках [Ф] – ]ФЬ] и букве Ф; закрепляются пон...