«ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ»
опыты и эксперименты по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Розгон Светлана Николаевна

2 Слайд. Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения ФЭМП, но и сама математика является мощным фактором развития   ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей.

3 Слайд. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует волевые качества, творческий потенциал личности

4 Слайд. По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. Но наибольший эффект, на наш взгляд, интегрированные занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а занятия, построенные в системе интеграции образовательных областей.

5 Слайд. Изучив такие пособия как :   Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно-оздоровительной работы детского сада», Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова «Знакомим дошкольников с математикой», Сажина С. Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008г. (Приложение к журналу «Управление ДОУ», , Е. В. Колесникова «Обучение решению арифметических задач» методическое пособие, занятия со старшими дошкольниками «Формирование графических навыков и временных представлений» составитель В. В. Москаленко, Слепцова И. Ф., Абрамова Л. В., Цветкова Е. В. «Педагогические условия реализации положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»  мы начали работу по внедрению интегрированных занятий в образовательную систему ДОУ.

Вначале мы определили области знаний, интегрирование которых будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения; проанализировали и отобрали из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна; начали использовать разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики)

6 Слайд. Свою работу по ФЭМП мы начали с разработки рабочей программы, опираясь на основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Она основывается на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса. Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Обеспечивает единство воспитательных, развивающих, обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста.     

Данная программа включает применение разнообразных дидактических пособий и материалов, наиболее приемлемых для нашего ДОУ.

7 Слайд. Одним из условий успешной реализации программы по ФЭМП является создание развивающей среды, что позволяет нам решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений. Для этого нами был оформлен уголок «Занимательной математики», где  помещены головоломки, лабиринты из детских  журналов и книг, листы с заданиями для самостоятельного выполнения, игры на воссоздание образов предметов и творческих композиций, календарей времени и  месяцев года, разнообразные модели часов, игры на развитие внимание, умение видеть закономерности и т. д. Уголок математического развития детей постоянно пополняется материалами, отражающими связь с другими видами детской деятельности в детском саду. Это и различные художественные произведения, на основе которых дети могли бы составлять и решать задачи, сочинять математические сказки, появилось много дидактических игр, творческие работы детей.

8 Слайд. Интеграция умственной и физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием. Например, во время проведения организованной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому,  предлагая детям различные упражнения, мы учитываем не только физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращаем внимание на различные математические отношения, предлагаем выполнять упражнения по не по образцу, а по устной инструкции. Также возможно использование различных плоских и объемных геометрических фигур, цифр, карточек с изображениями характерных признаков времен года, частей суток.

9 Слайд. Использование математической составляющей возможно и при выполнении различных упражнений, а именно формирование количественных представлений («Подпрыгнуть на одной ноге», «Пропрыгай 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой», «Занять домик определенного цвета, формы») .Также на протяжении всего пребывания детей в детском саду, начиная с младшей группы мы практикуем использование различных считалочек, в которых используется порядковый и количественный счет. Дети после проведения подвижной игры, в которой необходимо поймать играющих ловишке, считают пойманных. Сравнивают, какой водящий поймал больше. Порядковый счет присутствует и при расчете по порядку, расчете на первый – второй». Присутствуют и подвижные игры математического содержания «Попади в круг», Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».

10 Слайд. Образовательная область коммуникация прослеживается в недрах практически всех образовательных областей, в том числе и познания. Ведь от правильной формулировки, постановки грамотного вопроса воспитателем зависит, поймет ли его ребенок, и каков будет его ответ. Если у ребенка бедный словарный запас, отсутствует понятийный аппарат математики соответственно будет очень сложно выразить даже и количественно правильный ответ.

Данная образовательная область неразрывно связана с такой областью, как чтение художественной литературы. Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора также содействует формированию у детей основ математической культуры: художественная литература способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире. На своих занятиях мы стараемся выбирать произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.

В своей работе мы стали широко использовать такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки,  считалки, загадки и конечно сказки.

 В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий. Ситуаций и усваиваются они сами по себе, без каких-либо усилий. С помощью сказки «Три медведя» легко усвоить понятие о размере.

Сказка может проникать и в другие виды математической деятельности детей. Например, мы используем такой вид сказочного перевоплощения как путешествия в ходе непосредственной образовательной деятельности, досугов, конкурсов. Такие путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой или одной программной задачей. Детям в ходе путешествия предлагается преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, также, дети,  выполняя задания математического содержания, упражняются в быстроте, ловкости. Мы путешествуем или по определенной сказке, или по заданной теме, либо сказка служит местом «развертывания сюжета деятельности детей. Например, требуется помочь героям что-либо найти или выбраться из сложной ситуации, либо расколдовать кого-нибудь. Для этого детям предлагаются различные математические задания. (Реши задачу для переправы через реку, сколько плодов на волшебном дереве; вставь пропущенное число в  код, прыгай по листочкам по порядку)

11 Слайд. Игра – это универсальный язык для всех детей. Мы использовали не только настольно-печатные игры, но и словесные, такие как «Летает не летает», «наоборот», «Назови число на один меньше (больше) », «Что далеко, что близко».

Таким способом, мы уточняем и закрепляем знания детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Также игра способствуют развитию наблюдательности, памяти, внимания, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

В своей работе мы пробовали использовать творческие игровые задания, которые можно применять не только в организованной образовательной деятельности, но и в свободное время. Например, «Где живет? » (где живет цифра три в днях недели, месяцах года, номерах домов, «Число как тебя зовут? » (ребенку предлагается изобразить жестами какое либо число, остальные должны отгадать, «Волшебные очки» (представь, что ты одел круглые очки, через которые можно увидеть только круглые предметы. Осмотрись и назови, что ты можешь увидеть в этой комнате круглое, «Учимся измерять» (чем лучше измерить муравья, дерево, дом, рост человека, удава) .

12 Слайд. Художественное творчество тоже тесным образом связано с образовательной областью познания. Оно может проникать в математику и помогать решать её задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия (пластилиновые цифры» -поделки из пластилина в виде той или иной цифры, «Мой домик», «Цветная мозаика» - конструирование из геометрических фигур. «Веселые человечки» - цифры человечки.) Этот вид детской деятельности мы только пробуем использовать для решения задач математики, например в нашем будущем проекте «Цифры вокруг нас»

13 Слайд. Век компьютеризации смело шагает пот стране, мы решили не отставать и стараемся внедрять новые технологии и в свою работу. Ведь этот волшебный экран можно превратить в пульт управления космического корабля или машины времени, можно превратиться в героев сказки или мультфильма. Открывая двери в сказочную страну, мы даем детям не только математические знания, здесь дети учатся доброте, любви, взаимовыручке, доверию к миру, любознательности. Это и является методом решения задачи образовательной области социализация.

14 Слайд. Интеграцию задач математического развития мы осуществляли с помощью досугов на протяжении всего учебного года, таких как «Беда в стране «Светофории» (физкультурный досуг, «В гости к бабушке Загадушке» (познавательный досуг,») математический праздник «В стране чудес», «Проводы Масленицы» (музыкальный досуг). Здесь дети в игровой форме, могли использовать свои знания математики, причем без оценки взрослых, а именно на соревновательном мотиве.

Работа педагога неразрывно связана с общением с коллегами, обменом опытом, повышением своей квалификации. В перспективе мы планируем применение новых форм работы, которые были бы интересны современному ребенку, например:

-ознакомление детей с трехмерным пространством окружающего мира (формой, величиной реальных объектов) ;

- количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке ДОУ и за его территорией, т. е. в окружающем ребенка пространстве;

-с временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих той или иной части суток, времени года. 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение «Формирование математических представлений в процессе интеграции различных образовательных областей»

Методическая работа в детском саду по формированию математических представлений в процессе интеграции различных образовательных областей....

Конспект открытой непосредственной деятельности по образовательной области "Формирование математических представлений" в подготовительной подгруппе.

НОД проводится в группе. Идет упор на закрепление "Времени", т.к. с этим в жизни каждый человек сталкивается ежедневно. Доступно и просто. Дети в восторге....

Образовательная область «Здоровье». Роль образовательной деятельности познавательного характера в формировании элементарных представлений о здоровом образе жизни.

Здоровье – главная ценность человеческой жизни Поэтому каждый должен думать о своём здоровье, знать своё тело, научиться заботиться о нём, не вредить своему организму....

«Формирование количественных представлений, представлений о составе числа, числовой прямой у детей с речевыми нарушениями посредством использования дидактических игр в образовательной области «Познание».

Методическая разработка раздела образовательной программы «Формирование элементарных математических представлений. Количество»  («Программа обучения и воспитания в детском саду под ред. М.А. Васи...

"Формирование математических представлений в процессе интегрированного развития образовательных областей в условиях ФГОС"

Предлагаю вашему вниманию метериал который можно использовать на семинарах и педагогических советах в ДОУ....

Формирование математических представлений в процессе интеграции различных образовательных областей в старших группах.

›Математика является мощным фактором развития ребёнка, формирование его познавательных и творческих способностей. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует волевые...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (название образовательной области) Формирование элементарных математических представлений (направление образовательной области) «Ложки» (тема) Блоки Дьенеша

Педагогический замысел: - Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Формирование готовности детей к совместной деятельности. - Привлекать внимание детей к предметам контрас...