Конспект занятия по обучению грамоте в группе комбинированной направленности 6 -7 лет "Профессии людей"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Савенкова Екатерина Васильевна

Конспект занятия по обучению грамоте

в группе комбинированной направленности 6 -7 лет

"Профессии людей"

 

Цель: расширять и конкретизировать представления о профессиях людей; закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”.

Задачи:

Обучающие:

• уточнять и расширять словарный запас по данной теме;

• совершенствовать грамматический строй речи;

• совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения.

• продолжать обучение звуковому анализу слова, умению различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;

• учить вычленять словесное ударение и определять его место в слове;

• продолжать учить называть слова с заданным звуком, делить слова на слоги.

Развивающие:

• развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога)

• развивать фонематические процессы;

• корригировать слуховое внимание, память, мышление.

• развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения)

Воспитательные:

• воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства;

• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

в группе комбинированной направленности 6 -7 лет

"Профессии людей"

Цель: расширять и конкретизировать представления о профессиях людей; закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”.

Задачи:

Обучающие:

• уточнять и расширять словарный запас по данной теме;

• совершенствовать грамматический строй речи;

• совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения.

• продолжать обучение звуковому анализу слова, умению различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;

• учить вычленять словесное ударение и определять его место в слове;

• продолжать учить называть слова с заданным звуком, делить слова на слоги.

Развивающие:

• развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога)

• развивать фонематические процессы;

• корригировать слуховое внимание, память, мышление.

• развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения)

Воспитательные:

• воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства;

• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Оборудование:

• предметные картинки (врач, повар, учитель) ;

• предметы для организационного момента – молоток, поварешка, грелка, кисточка;

• сумка кондуктора (с билетами, руль, кружки “монеты”, халат врача;

• градусник, линейка, стетоскоп, очки, шприц, витамины, конфеты, микстура, варенье, шпатель, ложка, игрушка из кукольного театра – щенок;

• игра “магазин”, в магазине игрушки, книги, продукты, посуда;

• кукольный домик с надписью “школа”;

• Разрезные картинки (кастрюли) к игре «Какой компот? ».

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети входят в музыкальный зал, встают около стола, на котором лежат разные предметы (поварешка, градусник, весы, мел, указка)

- Посмотрите, какой беспорядок! Кто же оставил эти предметы? Ребята, а вы как думаете, кому они принадлежат?

- Ответы детей: поварешка принадлежит повару, градусник – врачу, мел и указка – учителю.

- Молодцы ребята, но, как теперь эти люди смогут обходиться без предметов. Что же теперь делать? Как мы им можем помочь?

Ответы детей: Нужно им все вернуть.

II. Сообщение темы.

- Правильно, давайте вернем им эти предметы, отправившись в путешествие по “городу профессий”.

III. Введение в тему.

- А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку: “Что за чудо – едет дом!

И людей как много в нем!

Носит обувь из резины

И питается бензином! ” (автобус)

Молодцы! Мы поедем на автобусе. Давайте пройдем к автобусной остановке.

IV. Работа по теме.

1) Закрепление названий и представлений о профессиях ШОФЕР.

- А кто управляет автобусом? (шофер). Назовите первый звук в слове шофер. (звук Ш). Ребята наш автобус непростой, мы сможем на нем отправиться в путешествие только если назовем слова в которых встречается звук Ш (машина, шина, камыш и т. д.) .

Теперь мы можем отправляться, садитесь поудобней.

Дети садятся в“автобус”.

- Сережа у нас будет шофером, а мы кем будем? (пассажиры)

- Какая неприятность, у нашего автобуса прокололась шина

- Ш-Ш-Ш, а теперь давайте вместе, вдохyли и выдохнули: Ш-Ш-Ш.

- Какой звук вы услышали? (звук Ш)

- Какой это звук? (согласный)

- Почему этот согласный звук (воздух при произношении звука встречает преграду)

- Ребят, давайте поможем шоферу накачать шину.

Дети встают около стульчиков, чтобы накачать шину.

Воспитатель имитирует накачивание насосом шины и произносит отрывисто вдох – Ш, вдох – Ш, а теперь вместе.

- Какие вы молодцы, теперь наш автобус может продолжить путешествие. Ребята посмотрите в окно направо, какая чудесная погода. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте крепко глаза. Медленно их откройте. А теперь посмотрите налево. Прохожие нам улыбаются, у них хорошее настроение. Помашите им рукой. Давайте им тоже улыбнемся, а теперь улыбнитесь друг другу, чтобы и у нас настроение стало хорошим.

- Ну вот, мы приехали. Выходим из автобуса.

2) Закрепление названия и представлений о профессии ПОВАР.

Дети подходят к первому столу со значком столовой. На столе, кастрюля, сковорода, продукты питания, разрезные картинки с изображением кастрюль с яблоками, грушами, сливами, абрикосами.

- Вы чувствуете, как здесь вкусно пахнет? Вы догадались к кому мы приехали в гости? (Мы приехали в гости к повару.)

- Что делает повар? (Повар варит, готовит… .)

- Правильно! Повар готовит разные вкусные блюда.

Игровое упражнение “Что неправильно? ”

- Послушайте внимательно, что однажды случилось с нашим знакомым поваром, когда на кухне отключили свет.

Повар.

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар рыбу берет

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье,

Мешает суп кочережкой,

Ужин бьет поварешкой,

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет!

Что повар сделал неправильно?

Игровое упражнение “Какой компот? ”

- А для нас повар приготовил вкусный компот, но вот беда он опять все перепутал. Давайте ему поможем, соберем картинки и узнаем, в какой компот он для нас приготовил.

Работа детей с разрезными картинками парами (кастрюля с яблоками, абрикосами, сливами, грушами) .

- Какой компот приготовил повар для тебя, Жасмин? (яблочный, грушевый, сливовый, абрикосовый)

- Почему ты так думаешь (он приготовлен из яблок, потому, что на кастрюле нарисованы яблоки и т. д.)

- Давайте вернем повару поварешку, попрощаемся и пойдем дальше.

3) Закрепление названия и представлений о профессии ВРАЧ.

Дети подходят ко второму столам с эмблемой больницы. На столах полоски со схемой слова. На мольберте изображения мишки, малыша и щенка Шарика, а также схемы слова.

- Ребята присаживайтесь за столы.

- К кому мы попали вы поймете, если отгадаете загадку:

Он в дни болезней всех полезней.

И излечит, исцелит,

И ангину, и бронхит. Кто это? (врач)

- Как по-другому можно назвать врача? (доктор)

- Что делает доктор? (Доктор лечит людей.)

- Где он работает? (Доктор работает в больнице.)

- Ребята к нашему доктору пришли больные, как их можно назвать по другому больных, которые приходят к доктору (пациенты). Наши пациенты не могут определить, в какой кабинет им идти, давайте им поможем.

- Кто пришел к доктору? (мишка, малыш, Шарик)

- Что общего между этими словами? (звук Ш)

- Определите, пожалуйста, где находится звук Ш в этих словах, в начале, в середине или в конце, закрасив нужный квадратик у себя на схеме.

- Вадим в какой кабинет пойдет мишка, почему? (В первый кабинет, потому, что у него звук Ш находится в начале слова)

- Жасмин в какой кабинет пойдет Шарик и почему? (Он пойдет во второй кабинет, потому, что звук Ш находится в середине слова)

- Кирилл в какой кабинет пойдет малыш (Он пойдет в третий кабинет, потому, что звук Ш находится в конце слова) .

- Молодцы ребята, давайте вернем доктору градусник. А как можно назвать градусник по-другому (термометр). Давайте все вместе повторим – термометр.

- Хорошо, теперь мы можем продолжить наш путь.

Как вы думаете, куда мы с вами отправимся? (в школу)

- Почему? (потому, что нам осталось вернуть мел и указку, а они нужны для работы учителю)

- Правильно, но в ШКОЛУ можно пройти только по дорожке, выложенной из звуковых камушков. Нужно наступать только на камушки, которые обозначают согласный твердый звук.

- Ребята, какие бывают звуки? (гласные и согласные твердые и мягкие)

- По каким камушкам мы пойдем, Максим и почему (по синим, они обозначают согласный твердый звук)

- Молодец, отправляйся в путь первый.

Дети проходят по кругам синего цвета к столам с эмблемой школы.

4) Закрепление названия и представлений о профессии УЧИТЕЛЬ.

Дети подходят к столам с эмблемой ШКОЛЫ. На столах полоски с тремя и четырьмя клетками и цветные фишки для выполнения звукового анализа слова.

- Вот мы и пришли в ШКОЛУ, чтобы вернуть утерянные вещи. Сколько слогов в слове ШКОЛА (два слога). Определите, на какой звук падает ударение (на звук О)

- Кто же здесь работает? (учитель)

- Что делает учитель? (учит детей)

- Что учителю нужно для работы? (указка, мел, книги, тетради, ручки, карандаши) .

- Давайте сядем за стол и составим схему слова мел.

Дети выкладывают звуковую схему слова МЕЛ.

- Маргарита, покажи, как у тебя получилось. Какую полоску ты выбрала, почему (с тремя клетками, потому, что в слове мел три звука). Назови первый звук в слове, какой он (первый звук М, он согласный – мягкий, обозначается зеленым цветом). Назови второй звук (второй звук - Е, он гласный, обозначается красным цветом). Назови третий звук (третий звук – Л, он согласный – твердый, обозначается, синим цветом).

- Молодец. Ребята, пожалуйста, проверьте друг у друга, так ли у вас получилось.

- Очень хорошо. Вы все справились с заданием. Скоро и вы пойдете в школу и узнаете много нового и интересного.

V. Итог занятия.

- Мы вернули все потерянные предметы и наше путешествие в “город профессий” подошло к концу. Вспомните, с кем мы встретились по пути (с шофером, с поваром, с врачом, с учителем) .

- Как можно назвать одним словом шофер, врач, учитель? (профессии)

- Ребята, в благодарность за то, что мы вернули вещи, эти люди дарят вам цветные карандаши. Если вам понравилось путешествие, и все задания вам было выполнять легко – возьмите красный карандаш, а если какие-то задания были трудными для вас возьмите синий карандаш.

Воспитатель обращает внимание на детей, которые выбрали синий карандаш и говорит, что они очень старались и в следующий раз у них все получится.

- А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, давайте произнесем волшебные слова

Ну-ка, глазки, закрывайтесь,

В детский сад все возвращайтесь!

Раз, два, три, четыре, пять -

Будем глазки открывать!

- Ну вот, мы и в детском саду, вы сегодня были все молодцы и очень старались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."

Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...

Организация и проведение занятий по подготовке к обучению грамоте в группе комбинированной направленности с учетом психофизических особенностей детей с ТНР

Организация и проведение занятий по подготовке к обучению грамоте в группе комбинированной направленности с учетом психофизических особенностей детей с ТНР...

Презентация "Организация и проведение занятий по подготовке к обучению грамоте в группе комбинированной направленности с учетом психофизических особенностей детей с ТНР"

Организация и проведение занятий по подготовке к обучению грамоте в группе комбинированной направленности с учетом психофизических особенностей детей с ТНР...

Конспект итогового фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 6 до7 лет на тему: «Спасение королевы Букволандии».

Данное занятие нацелено на закрепление и систематизацию знаний детей, полученных на занятиях по обучению грамоте. Занятие преставлено в виде квест-игры, где дети, следуя по карте от одного пункта к др...

Конспект занятия по обучению грамоте в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ. ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ.

Конспект по обучению грамоте  в группе общеразвивающей направленности для детей  5-6 лет .Тема образовательной деятельности ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРО...

Занятие по подготовке к обучению грамоте в группе комбинированной направленности для детей 6- 7 лет с ТНР

Одним из важных направлений работы воспитателя ДОУ является подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Актуальность этой работы определяется введением обязательного дошкольного образования с ...