Из опыта работы по обучению грамоте детей подготовительной группы
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
В материале представлен мой опыт по обучению детей грамоте детей подготовительной группы, обозначены требования к знаниям и умениям, которыми должен обладать выпускник детского сада в данной образовательной области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramota_opyt.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
по обучению грамоте
детей подготовительной группы
В настоящее время существует масса разнообразных методик обучения детей грамоте. Со многими из них мне довелось познакомиться, но, на мой взгляд, более выверенной, чем методика Л. Журовой и Н. Варенцовой, пока что не появилось. Что касается обучения чтению в первом классе, то в своем опыте работы за основу я беру азбуку В. Горецкого, В. Кирюшкина и А. Шанько.
Довольно часто родители сами пытаются научить ребенка читать. К сожалению, подобный опыт в большинстве случаев не очень удачен, т.к. детей побуждают (или что хуже - принуждают) запоминать буквы, а затем сливать их в слоги и слова. И это является главной ошибкой, т.к. буква - всего лишь графическое изображение звука, т.е. первичен звук, а буква вторична. («Вначале было слово»!)
Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение - это процесс воссоздания звуковой стороны слова по его графической (буквенной) модели. Другими словами, чтобы прочитать слово, ребенок должен знать звуковое значение букв.
Вот почему необходимо предварительное знакомство детей именно со звуками речи, а потом уже с буквами.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «звуковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Поэтому вводить дошкольников в звуковую систему языка следует уже со средней группы детского сада.
Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов - первому действию по обучению собственно грамоте.
В старшей группе дети осваивают звуковой анализ слов, дифференциацию гласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков; узнают о слоговом строении слов, о словесном ударении.
В подготовительной группе дети знакомятся с буквами русского алфавита, правилами написания печатных букв, овладевают слоговым и слитным чтением, выкладывают или пишут печатными буквами слова и даже предложения.
Очень важно то, что обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует активизации мышления, развивает ребенка в целом.
Не менее важно и то, что в процессе обучения грамоте особое место уделяется игровым приемам и дидактическим играм, облегчающим дошкольникам усвоение учебного материала и повышающим интерес к предмету.
Далее я перехожу от основополагающей теории к своему опыту работы.
Уважаемые коллеги, вы, наверное, согласитесь со мной, что на практике не всегда удается достаточно четко проработать все перечисленные этапы в средней и старшей группах. Поэтому в подготовительной группе свою работу я начинаю с того, что пытаюсь дать детям целостное представление о структуре речи, которое поможет им осознанно относиться к чтению.
Чтобы поддерживать детский интерес к такой «бестелесной» субстанции как речь, мы с первого занятия пускаемся в путешествие по огромной стране «Речь», которой нет на карте, но которая скрывает в себе много тайн, сюрпризов, игр и пр. Помогает нам схема речи, находящаяся рядом с учебной доской весь учебный год и помогающая детям усваивать знания о составе предложений, о слого-звуковом составе слов, о разнообразии звуков и их отличии. Помимо данной схемы над доской находится «лента букв», именуемая «улицами», на которых живут гласные (Красная улица) и согласные (Синяя улица) буквы и маленький «Белый переулок» с двумя буквами, не имеющими звукового значения; и «Звуковые зАмки».
Занятия проходят в игровой форме с использованием:
- художественного слова (стихи, рассказы, сказки и загадки о буквах);
- предметных картинок;
- звуковых пеналов;
- слоговых и звуковых схем;
- букв;
- счетных палочек для выкладывания букв;
- пластилина для лепки букв;
и многого другого.
Кроме того, не обходится без «злодеев», помогающих осуществлять проблемное обучение: Звукоед, Буквогрыз, Путанка. И, конечно, Незнайки, чьи ошибки детям приходится исправлять постоянно.
Дети любят и игры, для которых не нужны никакие атрибуты - только собственные ладошки. Это, например, «Кулачок-ладошка», «Звук в ладошке», «Подружи звуки».
Очень полезны и любимы детьми загадки о буквах, которые дети придумывают сами, и которые помогают детям лучше усвоить звуковое значение букв.
Полученные на занятиях знания закрепляются дома с родителями с помощью тетрадей, в которых дети учатся писать печатные буквы и выполняют много интересных и полезных заданий. В помощь родителям, помимо устной консультации воспитателя, в группе организован «Уголок Грамотея», где объясняется, как следует правильно выполнять задания.
Кроме того, с помощью ниже указанной памятки родители проинформированы о конечной цели обучения в детском саду в данной области.
Памятка
Что должен усвоить ребенок по грамоте
1. РЕЧЬ - все, что мы говорим. Она нужна для того, чтобы понимать друг друга, общаться, узнавать новое. Состоит из предложений. Бывает устная и письменная.
2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ - состоит из СЛОВ, о чем-то сообщает. Слова в предложении связаны по смыслу. Оно начинается с заглавной буквы. В конце ставится . ? !
3. СЛОВА делятся на СЛОГИ. Они состоят из ЗВУКОВ. В каждом слоге есть один гласный звук. («Сколько в слове гласных, столько и слогов») Один слог всегда ударный (произносится сильнее, чем другие).
5. ЗВУКИ бывают гласными и согласными.
ГЛАСНЫЕ звуки поются, при произношении их воздух не встречает преград.
СОГЛАСНЫЕ произносятся отрывисто, воздух встречает преграды (зубы, губы, язык, нёбо).
8. Звуки обозначаются на письме БУКВАМИ.
9. ЗВУКИ и БУКВЫ - не путать!!! ЗВУКИ произносим и слышим. БУКВЫ видим, читаем, пишем.
11. Характеристика букв:
- ГЛАСНАЯ - придает предыдущим согласным твердость (А, О, У, Ы, Э) или мягкость (Я, Ё,Ю, И, Е);
Я, Ё, Ю, Е - обозначают два звука, когда стоят в начале слова или после гласных.
- СОГЛАСНАЯ - звонкая (глухая), парная (непарная), обозначает два звука (твердый и мягкий) или один: твердый Ж, Ш, Ц; мягкий Й, Ч, Щ.
- Ъ и Ь звуков не обозначают.
10. Ребенок должен уметь:
- находить и выделять заданный звук в слове и определять его позицию (начало, середина, конец слова);
- определять количество и последовательность звуков словах типа «дом», «сани» и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к занятию по обучению грамоте детей подготовительной группы
Данная методическая разработка содержит конспект совместной деятельности с детьми и презентацию, слайды из которой можно использовать как к данному занятию так и при организации другой совместной деят...
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы
Цель: уточнить и закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о предложении....
Календарный план работы по обучению грамоте в подготовительной группе
Календарный план работы по обучению грамоте в подготовительной группе по букварю Н. С. Жуковой...
План работы по самообразованию «Обучение грамоте детей подготовительной группы» на 2019-2020 уч. год. Подготовительная группа «Ромашка»
В настоящее время проблема подготовки к овладению грамотой является особо актуальной. В последнее время число детей с отклонениями, в том числе и речевыми, растет. Небольшие отклонения родителей...
Опыт работы по обучению грамоте детей подготовительной группы.
Из опыта работыпо обучению грамоте детей подготовительной группы. В настоящее время существует масса разнообразных методик обучения детей грамоте. Родители часто сами пытаются научить ребенка чи...
Индивидуальная работа по обучению грамоте в подготовительной группе
Материал поможет закрепить гласные и согласные звуки; уточнить, на какой звук начинается слово;придумать слово на заданный звук; разделить слово на части и задания на развитие мелкой моторики рук....
Использование игровых приёмов в работе по обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Игры со слогами и словами»
Игра – это эмоциональное поле, в котором ребёнок естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Она создаёт у...