Система работы над обучением грамоте.
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Практикум по работе с детьми по обучению грамоте для педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_obucheniyu_detey_gramote.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по обучению детей грамоте.
Работу по обучению детей с детьми старшей группы и подготовительной группой построена по следующей системе:
1.Работа над предложением, связной речью.
1) Составление распространенных предложений.
2) Составление небольших рассказов по картине, серии сюжетных картинок.
3) Составление описательных рассказов.
4) Придумывание начала, середины и конца сказки.
5) Изменение сюжета сказки, введение новых героев
2. Выделение звука.
1) Выделение первого звука в слоге, слове.
2) Подбор слов на заданный звук. Основная работа проводится с детьми в подготовительной группе.
1. Выделение звука.
1) Выделение звука в начале, в середине, в конце слова. Для этого использовали схематическое изображение: полоска бумаги + круг, на которой дети показывали место звука в слове.
2) Придумывание слов с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова.
3) Составление слов из начальных букв названий предметов, например: ЛЕВ, ИГЛА, СЛОН, АИСТ (ЛИСА)
2. Работа над предложением .
1) Составление описательных рассказов.
2) Работа над пересказом.
3) Драматизация.
4) Формирование умений строить схему предложения:
а) подсчёт количества слов в предложении, определение первого, второго и т.д. слов; знакомство детей с тем, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, слова пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка.
б) строить схемы предложений на столе и фланелеграфе из готовых полосок.
в) строить предложения из заданного количества слов (без схемы и по схеме).
г) Знакомство с правилом - имена, клички животных пишутся с большой буквы; составление схем предложений, применяя данное правило) составление предложений по заданной схеме).
В работе со схемой предложения использовался фланелеграф. Один ребенок составлял схему предложения на фланелеграфе, а остальные на столах из готовых полосок. Затем проверяли. Если были допущены ошибки, исправляли их, называя поочередно каждое слово в предложении, указывая на то, что это за слово и как оно пишется в предложении.
Для этой работы на подгруппу детей заготовлены конверты со схемами предложений и один большой конверт для работы на фланелеграфе. В работе над предложением использовали печатную игру «Маленькие слова».
Эта игра помогла детям:
- Научиться понимать пространственное значение предлогов: под, над, на, в, у, около и т. д.
- Сформировать представление о предлоге, как отдельном слове.
- Научиться сочинять небольшие рассказы.
- Научиться составлять предложения с предлогом без картинки на любую тему.
3. Деление слов на части (слоги).
1) Деление двухсложных слов, например: ка-ша, ши-на; трехсложных слов на слоги, например: ма-ши-на.
2) Деление слов на слоги с Ь – знаком, например: мед-ведь.
3) Деление слов на слоги, где гласный является одной из частей слова, например: о-гу-рец, у-лит-ка.
4. Постановка ударения в словах.
1) Учить произносить слово, выделяя «ударный слог» голосом звать слово.
2) Формировать умение находить ударный слог в словах.
3) Упражнять в составлении слов из слогов.
Так как основная работа по обучению детей грамоте проводилась в подготовительной группе, то я тесно сотрудничала с логопедом дошкольного учреждения
3. Классификация игр по обучению грамоте
1.Выделение звука на фоне слова
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Где звук?» | Развитие умений определять, где находится звук. | Карточки, на которых написаны слова, где изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова) | Воспитатель называет слова, а дети должны определить, где находится данный звук. |
«Где спрятался звук?» | Развитие умения устанавливать место звука в слове. | У воспитателя - набор предметных картинок; а у детей – карточка, разделенная на три квадрата, в каждом квадрате изображено место звука в слове. | Воспитатель показывает картинку. Дети называют предмет, который изображен и с помощью карточки указывают место звука в словах. |
«Узнай звук» | Развитие умений находить слова с изучаемым звуком. | Карточки со словами для воспитателя. | Воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши в том случае, если прозвучало слово с изучаемым звуком. |
«Выдели звук» | Развитие умений выделять первый звук в слове. | Карточка с загадкой, а на обратной стороне – отгадка. | Воспитатель загадывает загадку. Ребенок произносит слово и выделяет первый звук. Если ребенок затрудняется в отгадывании загадки, то воспитатель показывает отгадку. |
2. Дифференциация гласных и согласных.
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Найди место» | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. | Предметные картинки; два кружка: синего и красного цвета у каждого ребенка. | Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того. С гласного или согласного звука начинается название картинки. |
«Кто больше» | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. | Дети делятся на несколько групп. Каждой группе воспитатель предлагает выбрать один гласный или согласный звук. Когда звук выбран, дети вспоминают названия предметов, начинающиеся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее число слов. | |
«Найди предмет» | Закрепление знаний о гласных звуках. | У воспитателя – предметные картинки. | У воспитателя на столе лежат предметные картинки, дети выходят по одному и выбирают картинку, в названии которой первый звук гласный. Ребенок показывает карточку остальным, выделяет первый звук, а остальные дети проверяют. |
«Лото» | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. | Карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате картинка; синие и красные полоски, которыми надо будет закрывать предметные картинки. | Дети получают карточку и четыре полоски (2 синие и 2 красные). Дети называют картинку, выделяют первый звук, если он гласный – закрывают красной полоской, если согласный – синей. Кто быстрее и правильнее закроет все предметы, тот выигрывает. |
«Найди картинке место» | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. | Домик с кармашками (синего и красного цвета); предметные картинки. | У воспитателя на столе лежат стопкой предметные картинки перевернутые. Дети по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют гласный он или согласный, после чего кладут картинку в нужный кармашек (синий, красный). Работа продолжается до тех пор. Пока все картинки не будут разложены по местам. |
«Поезд» | Развитие умения выделять гласные звуки. | Поезд с буквами, предметные картинки. | Воспитатель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город, но они не знают кому в каком вагоне ехать. Вы должны им помочь, выделите гласный звук и посадите животное в вагон с данной буквой. |
«Кто в домике живет» | Развитие умения определять наличие звука в слове. | Домик, набор предметных картинок. | В домике живут только те животные, в названиях которых есть звук «о». За ответ – фишка. |
3. Постановка ударения.
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Исправь ошибку» | Развитие умения ставить в словах ударение. | Карточки со словами (для воспитателя). | Воспитатель произносит слова с неправильной и правильной постановкой ударения. Ребенок внимательно слушает и исправляет ошибку, если она есть. За правильный ответ – фишка. |
«Соберем урожай» | Развитие умения ставить в словах ударение. | Карточки с изображением овощей и фруктов; две корзины. | Детей разделить на две команды. Каждая команда берет корзинку, в которую будут собирать урожай. Первая команда выбирает карточки с изображением овощей, другая – фруктов. Дети называют овощ (фрукт) и ставят ударение. Если ударение поставлено верно, то овощ (фрукт) кладут в корзину. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет свой урожай. |
4. Выделение ударного слога.
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Цветы» | Развитие умение определять количество слогов в слове. | Предметные картинки (цветы). | На столе воспитателя картинки, на которых изображены цветы. Детям нужно выбрать сначала те из них, на которых изображены цветы с односложными названиями, затем состоящие из двух, трех слогов. |
«Зоопарк» | Развитие умения подбирать с заданным количеством слогов. | Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, вверху – слоговой состав слов; карточки с изображением животных. | Воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Детям предлагается определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Дети по одному выходят к фланелеграфу, берут карточку с изображением животного, называют его, при помощи хлопков определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек. |
«Чудесный мешочек» | Развитие умений делить слова на слоги. | Мешочек из ткани с различными предметами, в названиях которых 1,2 ,3 слога. | Дети по порядку выходят, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам и дети называют количество слогов в слове. Игра идет как соревнование. |
«Купи игрушку» | Развитие умения определять количество слогов в слове. | Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики. | Воспитатель раскладывает на столе игрушки и предлагает детям «купить» те из них, в названиях которых 2 слога, 3 слога. Дети подходят к столу, выбирают игрушку, четко произносят по слогам слово. Если ответ правильный дети забирают игрушку. |
«Молчанка» | Развитие умения определять количество слогов в слове. | Карточки с цифрами 1, 2, 3 (у каждого ребенка). | Воспитатель называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове. |
«Слог – шаг» | Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. | Воспитатель дает каждому ребенку задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!» Ребенок должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога. | |
«Один – два – три» | Развитие умения слышать слог в слове. | Предметные картинки, в названиях которых первый, второй, третий слог ударный. | Картинки выставляются на наборное полотно. Каждая команда получает одну из цифр 1,2 или 3 и соответственно ей подбирает картинки с первым. Вторым, третьим ударным слогом. Представители команд выходят, берут по одной картинке. Следующий ребенок из команды выходит тогда, когда предыдущий садится на место. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим числом ошибок закончит игру. |
«Ударный слог» | Закрепление умений выделять ударный слог. | Карточки со словами для воспитателя. | Воспитатель называет детям слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. Задача детей: Выделить и назвать ударный слог. |
«Загадка» | Закрепление умений выделять ударный слог. | У воспитателя карточки с загадками и отгадками. | Воспитатель загадывает загадку, а дети отгадывают и на наборном полотне находят отгадку. Затем детям дается задание: назвать только те отгадки, где второй, первый, третий слог ударный. |
5. Слог, как часть слова (для читающих детей).
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Перевертыши» | Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. | Карточки со слогами у каждого ребенка. | Воспитатель по отдельности называет два слога. Дети берут карточки со слогами и составляют из них одно слово, а потом, переставив карточки, другое. Выигрывает тот, кто назовет какие два слова получились. |
«Собери слова» | Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. | Карточки со слогами. | Воспитатель показывает детям, например, слог «ва» и раздает по одной карточке каждому ребенку. Дети по порядку выходят к фланелеграфу и прикладывают свою карточку к данному слогу, так, чтобы получились слова. В конце игры детям дается задание: назвать запомнившиеся слова. |
«Домино» | Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. | У каждого ребенка по пластинке домино и одна у воспитателя. | Воспитатель выкладывает свою пластинку домино со слогом «тра» и предлагает детям подобрать пластинку так, чтобы получилось слово. Кто первым нашел пластинку, выставляет ее. Игра заканчивается пластинкой пусто. Выигрывает тот, у кого осталось меньше пластинок. |
«Часы» | Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов. | Круг с передвигающимися стрелками, набор слоговых структур. | Первый ребенок ставит часовую стрелку на любой слог, второй ребенок ставит минутную стрелку на другой слог так, чтобы получилось слово. Игра продолжается до тех пор, пока не используются все слоги. |
«Цепочка» | Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу. | Один ребенок называет слово, например: окно, и произносит его по слогам; другой ребенок подбирает слово, которое начинается на последний слог предыдущего слова и тоже образует слово и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку. |
4. Работа с родителями по обучению детей грамоте многие игры у детей становятся любимыми и вместе с родителями они играют дома. Чтобы игры имели свое продолжение, я провожу работу с родителями:
1. Привлекаю родителей к изготовлению игр, пособий.
2. Организую практикумы, мастер-классы, где рассказываю о играх: какие цели преследуют, как изготовить, как поиграть с ребенком.
3. Необычной формой работы с родителями стала традицией изготовление стенгазет:
- «Наша группа», в которой оповещаю о событиях группы и детского сада, высказывания детей, результаты их интервью, а также предлагаю материал для просвещения родителей: как и во что играют дети старшего дошкольного возраста; какое значение в их жизни занимает игра.
- «Говорят дети», которая была опубликована к Дню Материю Детям было предложено поздравить своих мам и выразить им свои пожелания.
4. Оснащение родительского уголка. В уголке для родителей постоянно обновляю информацию на тему
- «Как развивать ребёнка играя»
- Предложите ребенку вспомнить названия фруктов, которые начинаются на звук «а»; названия овощей, начинающиеся на звук «к». За каждое подобранное слово вручите ребенку фишку. В конце игры похвалите ребенка, вручите приз.
- Предложите ребенку рассмотреть картину, например: «Зимние забавы». Ребенку нужно найти все предметы, которые начинаются на звук «с». (снеговик, санки, снег и т. д.)
- Игра «Будь внимательным». Предложить ребенку вспомнить названия перелетных птиц, которые начинаются с гласных звуков; названия птиц, которые начинаются со звука «в» и другие.
5. Приобщение родителей к подбору картинок, игрушек для игр. Чтобы детям хотелось играть в игры, которые я изготовляю с родителями, должны быть красочно оформлены, иметь эстетический вид.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по обучению детей моделированию.
Представлен материал из опыта работы по обучению детей моделированию на логопедических занятиях....
Коррекционно-развивающая работа по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей
Статья из опыта работы учителя логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения...
Система работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
Дорога, правила дорожного движения, безопасное поведение на дорогах....
Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (второй год обучения).
Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР адресовано логопедам ДОУ....
Система работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения
Формировать у детей дошкольного возраста основы безопасного поведения, на улице, дороге и в транспорте....
Из опыта работы "Система работы по обучению детей связной речи при составлении рассказов по картинкам с детьми старшего дошкольного возраста"
Обучение детей рассказыванию по картине...
«Система работы по обучению дорожной грамоте и формированию навыков безопасного поведения на дороге детей дошкольного возраста»
Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения....