Конспект образовательной деятельности по обучению детей грамоте "В гости к царице Грамматике"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Тема: «В гости к царице Грамматике»
Цель: закреплять и расширять знания детей о грамотной и красивой речи.
Задачи:
- Продолжать формировать умение составлять целое слово из слогов. Совершенствовать навыки звукового, слогового, языкового анализа.
- Продолжать развивать навык слогового чтения. Закрепить понятие о родственных словах, упражнять в определении родственных и неродственных слов. Закрепить звукопроизношение наиболее трудных по артикуляции звуков. Повторить правила красивой речи.
- Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, координацию движений и ориентировку на плоскости. Продолжать развивать мышление, наблюдательность, концентрацию внимания.
- Воспитывать любовь к родному языку, умение работать в подгруппах.
Раздаточный материал: Рисунок деревьев с листочками, на которых написаны родственные слова, «кирпичики» с предметными картинками, «слоговая гусеница», замки со звуковым анализом слов и ключи с картинками, призы.
Демонстрационный материал: письмо царицы Грамматики, дом царицы, ребус.
Оборудование: «ковер-самолет», шкатулка, магнитофон, аудиокассета.
Предварительная работа: разучивание стихотворения: «Мы спокойны…», дид. игры «Найди слова», «Какой звук вначале и в конце слова».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «В гости к царице Грамматике»
Цель: закреплять и расширять знания детей о грамотной и красивой речи.
Задачи:
- Продолжать формировать умение составлять целое слово из слогов. Совершенствовать навыки звукового, слогового, языкового анализа.
- Продолжать развивать навык слогового чтения. Закрепить понятие о родственных словах, упражнять в определении родственных и неродственных слов. Закрепить звукопроизношение наиболее трудных по артикуляции звуков. Повторить правила красивой речи.
- Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, координацию движений и ориентировку на плоскости. Продолжать развивать мышление, наблюдательность, концентрацию внимания.
- Воспитывать любовь к родному языку, умение работать в подгруппах.
Раздаточный материал: Рисунок деревьев с листочками, на которых написаны родственные слова, «кирпичики» с предметными картинками, «слоговая гусеница», замки со звуковым анализом слов и ключи с картинками, призы.
Демонстрационный материал: письмо царицы Грамматики, дом царицы, ребус.
Оборудование: «ковер-самолет», шкатулка, магнитофон, аудиокассета.
Предварительная работа: разучивание стихотворения: «Мы спокойны…», дид. игры «Найди слова», «Какой звук вначале и в конце слова».
Методические приемы:
- Ритуал начала занятия.
- Мотивация к занятию.
- Сравнение русского и башкирского языков.
- Составление схемы путешествия.
- Элементы психогимнастики: «Ковер-самолет».
- Словесная игра: «Назови правила красивой речи».
- Фонетическая зарядка.
- Упражнение «Однокоренные слова».
- Упражнение «Определи место звука в слове».
- Упражнение «Подбери схему к слову»
- Упражнение «Составь слово из слогов».
- Разгадывание ребуса.
- Анализ занятия детьми.
- Ритуал окончания занятия.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята давайте встанем в круг, соберем все свои знания и силы.
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятии.
Сегодня нам пришло письмо-приглашение от царицы - Грамматики. Послушайте его:
« Здравствуйте, ребята группы «Лукоморье». Я долгое время наблюдала за вами, радовалась вашим успехам в покорении очень трудной науки – грамматики. Вы достойны побывать в стране Грамотной и красивой речи. Я приглашаю вас, но путь туда весьма долог и опасен. Ведь вам предстоит пройти Звучащу, перебраться через речку Звенящую, повстречаться со Слоговой гусеницей. А там и мой дом. Удачи!»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, царица Грамматика нужна только в русском языке, или и другим языкам тоже? Почему? Какие два языка доминируют в РБ (русский и башкирский).
Воспитатель: Ну что, ребята, согласны отправиться в долгое и опасное путешествие? (да)
Воспитатель: Прежде чем отправиться в путь, давайте составим схему нашего путешествия (Звучаща Река Звенящая Слоговая гусеница).
Отправляемся в дорогу! А на чем же мы поедем?
Дети. На машине, поезде, самолете, велосипеде.
Воспитатель: Ребята, не забывайте, что страна волшебная, а транспорт, на котором мы сможем добраться, тоже волшебный, необычный.
Дети. Сегодня мы отправимся на ковре – самолете.
(воспитатель расстилает «ковер-самолет», дети садятся.)
Воспитатель: Сядьте удобнее, пристегните ремни (дети обхватывают руками колени), закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что мы летим (звучит музыка).
Вот мы уже и прилетели, но выйти сможет тот, кто правила красивой речи назовет.
Дети:
- Сначала подумай, потом говори.
- Говори в спокойном темпе.
- При разговоре смотри на собеседника.
- Говори всегда на выдохе.
- Слова в предложении говори всегда слитно.
- В конце предложения делай паузу.
- Не перебивай того, с кем разговариваешь.
Воспитатель: Молодцы, скорее в путь!
Воспитатель: Вот мы и прибыли к тому месту, где начинается страна Грамотной и красивой речи. И на нашем пути «Звучаща». Ребята, как вы думаете, почему она так называется?
Дети. Там звучат разные звуки.
Воспитатель: А какие бывают звуки?
Дети. Звуки от разных предметов и звуки, при помощи которых мы разговариваем.
Воспитатель: Если «Звучаща» находится в стране Грамотной и красивой речи, значит там звучат только красивые и правильные речевые звуки. А вы уже все звуки научились произносить красиво? Тогда покажите.
Чики-чики-чики-чок-
Не стесняйся, язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй, не ошибись:
Где-то собаки рычали: р-р-р.
В сойле коровы мычали: м-м-м.
В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж.
Мимо машины бежали: тр-р-р.
В небе далеком гудел самолет: л-л-л.
Свистели от ветра все провода: с-с-с.
Капала в кухне из крана вода: к-к-к.
Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч.
Листья под ветром шумели: ш-ш-ш.
А комары все пели: з-з-з.
Непоседа мяч и ночью успокоится не хочет: бум,бум.
Куклы кашляют в постели -
Днем мороженое ели: кха-кха-кха.
Молодцы, язычки работают отлично. Со звуками мы разобрались, но что такое «чаща»?
Дети. Это густо посаженные деревья.
Воспитатель: Какие деревья вы знаете? (дети отвечают)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, я вижу чудо-деревья, которые выросли из маленьких слов. Это дерево выросло из слова «вода», а это – из слова «рука». Вы когда-нибудь встречались с чудо-деревьями?
Дети. Да, это деревья, на которых растут родственные слова.
Воспитатель: А что такое родственные слова?
Дети. Слова родные друг другу, у них общий смысл.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что-то эти деревья выглядят больными. Наверное, на них появились листочки-слова, не родные им? Давайте им поможем. Разделитесь на две группы, прочтите слова на листочках и скорее найдите не подходящие, т.е. не родственные словам «рука», «вода».
Дети:
Вода- водный- водяной- водоросли- (завод)- водолаз;
Рука- ручной- безрукавка- рукодельница- рукава- (друг.)
Воспитатель: Почему, вы решили, что эти слова не родственные?
Дети. У них другой смысл.
Воспитатель: Молодцы, теперь деревья будут хорошо себя чувствовать. А нам пора отправляться дальше.
Воспитатель: Перед нами река Звенящая. Здесь записка!
Река Звенящая вас ждет,
Но не пройти ее вам вброд.
Кирпичики сложите в мостик
И поспешите ко мне в гости
(Царица-Грамматика)
Ребята, возьмите каждый по кирпичику и подумайте, как их можно сложить, чтобы получился хороший мост?
Нужно кирпичики сложить так, чтобы последний звук в названии картинок, нарисованных на кирпичиках, оказался первым в следующем кирпичике-картинке (дети складывают мостик и проходят по нему).
Воспитатель:
Вы загадки разгадали,
Очень быстро пробежали.
Но смотрите, впереди
Очень мощные замки!
Ребята, что же делать, как нам пробраться в город, как открыть замки? Здесь снова записка: «Ключ к замку ты подбери, в город поскорей войди!»
(На замках изображена звуковая схема слов, а на ключах - картинки. Нужно подобрать ключ в соответствии со звуковой схемой слова.) Слова: яма, луна, юла, руки.
Каждая пара должна взять ключ и сделать звуковую схему слова, нарисованного на ключе, и мы увидим, какой ключ от какого замка.
Дети: Наш ключ от первого замка, потому что в слове «луна» четыре звука: твердый согласный [л], гласный [у], твердый согласный [н], гласный [а] и т.д.
Воспитатель: Молодцы! А теперь нас встречает гусеница.
Я- гусеница не простая,
Гусеница слоговая.
Слоги могут
В слова превращаться,
Если с нами
Уметь обращаться.
Пропущу я тех вперед,
Кто слова во мне найдет.
Ребята, возьмите каждый по слогу, который напечатан на Слоговой гусенице, и найдите свою пару, чтобы получилось слово (дети подбирают пару).
Воспитатель: Ребята, вот мы и дошли до замка царицы Грамматики, но, похоже, дом закрыт, а у дверей записка.
«Я прошу у вас прощенья,
Что не застали вы меня,
Много дел, но очень рада,
Что вы здесь, а вот награда!»
Вносится шкатулка с надписью «Если ребус разгадаешь, что лежит там, ты узнаешь». Дети отгадывают, а педагог достает из шкатулки грамоту и угощение.
Вот и закончилось наше путешествие. Эта грамота - подарок за ваше трудолюбие, старание и умение дружить!
Воспитатель: Дорогие ребята! Мы с вами честно трудились: учились красиво произносить звуки, правильно строить предложения, составлять интересные рассказы, и я вижу, вы готовы пойти в школу и учиться на «4» и «5». Я очень этому рада.
Литература.
- План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада / Сост. Н.В. Гончарова и др.; под ред. З.А.Михайловой. – 2-е изд. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 255с.
- Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Сост. Т.М. Бондаренко – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 666с.
- Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада: Познавательное развитие; Развитие речи; Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ/ Сост. Аджи А.В, 2008. – 333с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе Тема: «Ларец для Ивана-Царевича»
Целью данной деятельности является создание условий для закрепления знаний, умений и навыков по разделу: "Обучение грамоте"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе.
ТЕМА:Звуки [c ], [c’] и буква «С»...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Звуки [г, г’] и буквы Г г» подготовительная группа
Совершенствование умения слышать звуки, сопоставлять их по мягкости-твёрдости, способствовать активизации познавательной, речевой деятельности....
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей грамоте
1. Сегодня к нам в гости пришли ваши друзья. Кто это? (лисенок, ежонок и мудрая сова). Они принесли вам вот эту шкатулку. Как вы думаете, что в ней? Хотите узнать, что там ? Чт...
Конспект образовательной деятельности по обучению детей грамоте для подготовительной к школе группы "Волшебный цветок"
Конспект образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. Данная образовательная деятельность является итоговым мероприяием , на котором дети демонстрируют име...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Ловушка Буквоеда» (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Ловушка Буквоеда»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Ловушка Буквоеда» для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)...