«Звуки х, х'. Хомяк-Хвастун». Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе.
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Звуки х, х'»
ХОМЯК-ХВАСТУН
Подготовительная группа
Задачи:
1. Учить различать звуки х, х'.
2. Упражнять в звуковом анализе и синтезе прямых и обратных слогов и слов мох, пух.
3. Развивать слуховую память.
4. Упражнять в определении позиции звука х.
5. Упражнять в составлении предложений и схем к ним.
Материал. Игрушки или плоскостные фигурки (хомяк, петух, слониха, зайчиха, черепаха, Винни-Пух, Хрюша), картинки (охотник, художник, подсолнух, хоккеисты, холодильник, мох), цветовые символы звуков, полоски для составления схем предложений.
Ход занятия
1. Оргмомент
Психогимнастика
Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице. Ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»
2. Сообщение темы занятия
Выставляется игрушка или плоскостная фигурка хомячка.
Кто это? (Хомяк.) Его зовут Хомка. Этот Хомка такой хвастунишка! Он утверждает, что все и обо всех знает. Хомячок, знаешь ли ты, с какого звука начинается слово хомяк? (Со звука о.) Вы согласны с ним? (Нет.) Какой первый звук вы услышали в словах хомяк, хвастун? (Звук х.) Сегодня мы будем слушать и произносить звук х и звук х'. Звук х' — братец звука х. Они очень похожие и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.
3. Характеристика звуков х, х' по артикуляционным и акустическим признакам
Обозначение этих звуков цветовыми символами. Определение их места в Звуко-буквенном городе — звук х располагается в Синем замке, а звук х' — в Зеленом замке.
4. Произношение звуков х, х' в слогах
Знаете, как смеялись звери над хвастливым хомяком: «Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Хи-хи-хи!»
Слоги произносятся со сменой ударения и с изменением тембра и силы голоса.
5. Анализ и синтез прямых и обратных слогов и слов мох, пух
Удивлял своими рассказами Хомяк «Ух! Ух!» — восклицали другие хомячки. Сколько звуков вы услышали в восклицании? (Два.) Обозначьте звуки кружочками. Почему вы положили первым красный кружок? (Звук у — гласный. Он живет в Красном замке.) Как смеялись звери? (Ха-ха-ха!) Обозначьте слог ха кружочками. А сейчас «ловите» звук х9. К нему я «бросаю» звук и. Какой слог получится? (Хи.) А это задание еще труднее. «Ловите» звук м, звук о, звук х. Обозначьте эти звуки кружочками. Какое слово получилось? (Мох.) Выставляются картинки с изображением мха и тополя.
Какое это дерево? (Тополь.) Хомяк Хомка сочинил чистоговорку: «Ух, ух, ух, с тополей слетает мох». Правильно ли он сказал? Какое слово подходит? (Пух.) Каким звуком вы дополнили слог ух, чтобы получилось это слово? (Звук п.) Изменится ли схема слова? Чем похожи слова мох, пух?
Ответы детей.
Какой гласный звук вы услышали в слове мох? А в слове пух? Скажите Хомке, какие гласные звуки мы знаем (а, у, и.)
6. Произношение звуков х, х' в словах
Выставляются картинки.
Пригласим к Хомке друзей. Кого позовем? (Винни-Пуха, Петуха, Хрюшу, Черепаху, Слониху, Зайчиху.)
7. Развитие слуховой памяти
Винни-Пух предлагает нам запомнить и повторить слова муха, ухо, пух, мох.
Повторение детьми.
А теперь послушаем, повторим и запомним следующие слова: муха, ухо, уха, пух, мох. Какое новое слово появилось? (Уха.) Какие слова на него похожи? (Ухо, муха.)
8. Определение позиции звука х. Выкладывание кружочка, обозначающего звук х, в окошко домика
Хрюша хочет, чтобы мы угадали пропущенный звук. Слушайте слова с пропущенными звуками и называйте их:
…олодильник (холодильник), …удожник (художник), о…отник (охотник), …алва (халва), му…а (муха).
А теперь будем исправлять слова, которые Хомка не научился правильно произносить.
Логопед делает преднамеренные ошибки, произнося слова от имени Хомки.
На стекле сидит мута. (Нет, муха.) Картину рисует тудожник. (Художник.)
Затем произносятся слова с пропущенным звуком, а дети называют пропущенный звук.
Подсолну ... (х), …оккей (х), …оккеисты (х), …обот (х), сме... (х), пету... (х).
Черепаха предлагает нам послушать стихи, в которых пропущено одно слово. Помогите ей, дополните нужное слово.
Все укутал мягкий снег,
Словно теплый белый ... (мех).
От лисицы во весь ... (дух)
Мчится по полю ... (петух).
Догнала его лисица —
Полетел по ветру ... (пух).
9. Физминутка
Хомка-хомка, хомячок, Подметает Хомка хатку
Полосатенький бочок. И выходит на зарядку.
Хомка раненько встает Раз, два, три, четыре, пять!
Щечки моет, шейку трет. Хомка хочет сильным стать.
Дети имитируют все движения хомяка.
10. Звуки х, х' в предложениях
Дети, чьи задания мы выполняли на сегодняшнем занятии? (Хрюши, Черепахи, Винни-Пуха.) А сейчас составим предложения со словами слониха, зайчиха, ежиха, петухи. У кого слоненок? У кого ежонок?
Дети составляют предложения разных конструкций и схемы к ним.
11. Звуки х, х' в загадках и стихах
Хомка говорит, что может отгадать все наши загадки. Загадаем ему загадки. «Кто над нами вверх ногами?» Хомка говорит, что это потолок. Правильно ли он ответил? (Нет, это муха.)
В нашей кухне целый год Мягкий, пышный и душистый
Дед Мороз в шкафу живет. Он и черный, он и белый,
(Холодильник.) (Хлеб.)
Назовите хлеб ласково. (Хлебушко.) Почему говорят: «Хлеб — всему голова!»
Ответы детей.
Какой звук вы услышали в отгадках? (Звук х.) Где вы услышали звук х в словах-отгадках? (В слове муха — в середине слова. В словах хлеб, холодильник — в начале слова.) А сейчас послушайте стихотворение о хомяке.
Хомяк зимою, в холод лютый
Не хочет мерзнуть ни минуты.
Хитрец холодною порой
Храпит в хоромах под землей.
В. Лунин
Дети повторяют стихотворение хором, называют слова со звуками х, х'.
12. Итог занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Звуки б, б\' и буквы Б, б. Клоуны Бим и Бом". Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе....
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема: «Звуки [М] и [Мь]. Буква М»
Конспект НОДпо обучению грамоте в подготовительной логопедической группеТема: «Звуки [М] и [Мь]. Буква М»...
"Звуки с, с\', з, з\'. У нас в гостях Бабушка-Загадушка". Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Ж"
На данном занятии дети знакомятся со звуком Ж и буквой Ж. Учатся искать звук в словах, слогах, различать на слух звук Ж. В качестве элемента дыхательной гиматики использована методика воспитания вокал...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звуки В, Вь. Буква В"
Цель: закрепление у детей навыка различения звуков [в]-[в´] изолированно, в слогах, словах, предложениях, знакомство с буквой В.Задачи:- уточнять произношение звуков [в] и [вь], дифференциац...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе детского сада «Звуки Ф и Фь и буква Ф»
Представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе, в ходе которого у детей формируется представление о звуках [Ф] – ]ФЬ] и букве Ф; закрепляются пон...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква Ч».
Методическая разработка учителя-логопеда для воспитанников логопедическрой группы...