Звук и буква А
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Тема: Звук и буква А
Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- уточнить произношение звука [а];
- определять позицию звука в слове
Коррекционно – развивающие:
- научить ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела» на себе и сидящем напротив человеке.
- научить ребенка определять направление звука в пространстве.
- научить четко произносить звук [А].
- научить выделять звук [А] в ударной позиции в начале и в конце слова.
- научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ, УА.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать чувство взаимопомощи к товарищу.
Ход занятия
I.Водная часть
1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела»: объясняет и показывает, где у него правая и левая рука, правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке (правой или левой) держит данный ему предмет. Когда малыш научится правильно ориентироваться в «схеме собственного тела», взрослый учит его определять «право — лево» на рядом сидящем с ребенком человеке, а затем — и на сидящем напротив.
2. Дидактическое упражнение «Откуда раздался звук?» (развитие слухового внимания).
Ребенок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребенок должен рукой указать, откуда слышен звук.
II Основная часть
3. Знакомство со звуком [А].
Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов.
- «Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?»:
август, аист, адрес.
Взрослый показывает ребенку перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [А]: когда мы произносим звук [А], то:
— губки в спокойном состоянии;
— ротик открыт широко;
— язычок спокойно лежит во рту;
— горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке).
Ребенок правильно произносит звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса. Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а также символ звука [А] — девочка укачивает куклу и поет ей: ААА... (см. цветную вклейку).
4. Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:
— показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);
— что просит сказать врач, когда осматривает горло? — А-А-А... (вслед за взрослым, отрывисто);
— самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.
5. Взрослый просит ребенка назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]):
апельсин, артист, суп, астроном.
6. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».
Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок выполняет соответствующие движения и договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.
Он большой, Руки — полукругом перед собой.
как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны. Поглаживает правой рукой животик.
Так приятен он на вкус,
И зовут его — ... (арбуз)
7. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках.
Стою на крыше
Всех труб выше. (Антенна)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
8. Взрослый называет ребенку слово, просит определить и обозначить в нем место звука [А] (начало или конец слова), используя красный кружок и карточку.
Август, аист...; рука, лиса, пила.
9. Дидактическое упражнение «Назови на А» (вспомнить слова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук [А]): транспорт: автобус, аэробус, аэроплан...; фрукты: ананас, апельсин, абрикос...; профессии: агроном, астроном, артист...; имена мальчиков и девочек: Аня...; Андрей...
10. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [А].
11. Выучить чистоговорки:
А-а-а — шире ротик, детвора.
А-а-а — у меня болит нога
12. Анализ звукокомплексов: крик в лесу: АУ; ребенок плачет: УА.
Взрослый просит ребенка ответить на вопросы:
— Какой первый звук ты слышишь?
— Какой второй звук ты слышишь?
III Подведение итогов
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- На что похожа буква А?
- Какая эта буква?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temaaaaaa.docx | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звук и буква А
Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- уточнить произношение звука [а];
- определять позицию звука в слове
Коррекционно – развивающие:
- научить ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела» на себе и сидящем напротив человеке.
- научить ребенка определять направление звука в пространстве.
- научить четко произносить звук [А].
- научить выделять звук [А] в ударной позиции в начале и в конце слова.
- научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ, УА.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать чувство взаимопомощи к товарищу.
Ход занятия
I.Водная часть
1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела»: объясняет и показывает, где у него правая и левая рука, правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке (правой или левой) держит данный ему предмет. Когда малыш научится правильно ориентироваться в «схеме собственного тела», взрослый учит его определять «право — лево» на рядом сидящем с ребенком человеке, а затем — и на сидящем напротив.
2. Дидактическое упражнение «Откуда раздался звук?» (развитие слухового внимания).
Ребенок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребенок должен рукой указать, откуда слышен звук.
II Основная часть
3. Знакомство со звуком [А].
Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов.
- «Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?»:
август, аист, адрес.
Взрослый показывает ребенку перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [А]: когда мы произносим звук [А], то:
— губки в спокойном состоянии;
— ротик открыт широко;
— язычок спокойно лежит во рту;
— горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке).
Ребенок правильно произносит звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса. Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а также символ звука [А] — девочка укачивает куклу и поет ей: ААА... (см. цветную вклейку).
4. Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:
— показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);
— что просит сказать врач, когда осматривает горло? — А-А-А... (вслед за взрослым, отрывисто);
— самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.
5. Взрослый просит ребенка назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]):
апельсин, артист, суп, астроном.
6. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».
Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок выполняет соответствующие движения и договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.
Он большой, Руки — полукругом перед собой.
как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны. Поглаживает правой рукой животик.
Так приятен он на вкус,
И зовут его — ... (арбуз)
7. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках.
Стою на крыше
Всех труб выше. (Антенна)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
8. Взрослый называет ребенку слово, просит определить и обозначить в нем место звука [А] (начало или конец слова), используя красный кружок и карточку.
Август, аист...; рука, лиса, пила.
9. Дидактическое упражнение «Назови на А» (вспомнить слова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук [А]): транспорт: автобус, аэробус, аэроплан...; фрукты: ананас, апельсин, абрикос...; профессии: агроном, астроном, артист...; имена мальчиков и девочек: Аня...; Андрей...
10. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [А].
11. Выучить чистоговорки:
А-а-а — шире ротик, детвора.
А-а-а — у меня болит нога
12. Анализ звукокомплексов: крик в лесу: АУ; ребенок плачет: УА.
Взрослый просит ребенка ответить на вопросы:
— Какой первый звук ты слышишь?
— Какой второй звук ты слышишь?
III Подведение итогов
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- На что похожа буква А?
- Какая эта буква?
Выкладывание слов АУ, УА из букв разрезной азбуки, чтение, письмо печатными буквами в тетради (списывание и письмо по памяти с предварительным звуковым анализом).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....