Конспекты занятий по чтению
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: »В мире звуков»» Гласный звук [а] и буквы Аа.”
Цель:
Образовательная: - Познакомить детей со звуком [а], буквами А а,
и их употреблением в речи, учить выделять из слов
на слух гласный звук [а] , узнавать графический
образ этих букв.
Развивающая: - развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
Воспитательная: - воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в беду.
Оборудование: счетные палочки, цветные карандаши, книга К. Чуковский "Айболит», касса букв.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Учись читать !
Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто сумеет сам читать,
Совсем не знает скуки.(с.2)
II. Формулирование темы урока.
-Добрый день. Начинаем урок с игры.
1.Игра называется «Подскажи словечко».
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит
Это доктор………….(Айболит).
-Правильно!
-У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит?
-Правильно. Он лечит больных зверей.
-Скажи, какой звук слышится в начале слова Айболит? (А)
-Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а!)
- Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)
- С каким новым звуком мы сегодня познакомимся на уроке? (звуком А)
- Молодец! Мы сегодня познакомимся со звуком [а] .
-Аня, доктор Айболит спрашивает, почему его называют Айболитом? (Когда что-то болит, говорят:»Ай болит!»)
-А каких зверей он лечил? Назови только тех из них, в название которых слышится звук [а](обезьяна, лиса, белка, заяц, жираф)
-Очень хорошо!
- Скажите, какие фрукты , имеющие в названии звук [а], растут в Африке? (Мандарин, апельсин, айва, абрикос, авокадо).
-Правильно!
-Айболит очень любит лечить зверей лекарственными травами. А какие лекарственные травы знакомы вам? (Малина, ромашка, липа, мята и т.д.) (с.6)
-Молодец!
-Сколько звуков [а] слышится в словах : малина, ромашка, липа, мята?
-Молодец!
-, звук [а] обозначают буквой А . А теперь познакомимся с этой буквой.
-Первая-заглавная буква-А, вторая-строчная буква а. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно ты узнаешь об этих правилах русского языка.
2. Чтение учителем стихотворения.
-А теперь послушай стихотворение про букву А.
А- начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко,
Ноги ставит широко.(с.8)
III. Изучение нового материала.
1.– Найдите в своих кассах печатную букву А и покажите.
– Какой звук обозначен этой буквой, произносим хором а- а- а- а. – какой он гласный или согласный? (гласный)(с.9)
Звук [А] – гласный.(с.10) Его можно спеть. Попробуйте. Мы используем голос, чтобы произнести звук [А]. Струя воздуха выходит изо рта свободно, ей ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Раньше вместо слова «голос» говорили «глас», поэтому звуки, которые произносятся только при помощи голоса, назвали гласными.(с.11)
2.Разминка.
-А теперь вместе со мной повторяем:
Астра, азбука, айва
Начинается на А,
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.(с.12)
-Очень хорошо!
3.Аня, назови что изображено на рисунке? (Арбуз, апельсин, ананас, астра)
- С какого звука они начинаются?( все слова начинаются со звука [А].
- Какая картинка лишняя? (Лишняя - астра. Это цветок. Его нельзя есть. Он не съедобный.)
_Молодец! А теперь продолжим урок, поиграем в такую игру:
4.»Доскажи словечки».
-Я начинаю стихотворение, вы должны закончить.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый все довольны.
Так приятен он на вкус,
И зовут его….(арбуз)(с.14)
-Правильно, арбуз.
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины.
И тогда, поднявший пыль,
Побежит …(автомобиль)(с.15)
-Правильно , автомобиль.
Вот два столба наискосок,
Между ними поясок.
Ты эту букву знаешь ? А?
Перед тобою буква… (с.16)
-Молодец! С заданием справилась.
- Звук [А] на письме обозначается буквой А. Раскрась букву А в красный цвет. Буква А, как и звук [А], называется гласной. . Итог занятия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
Ножка, ножка и черта-
Получилась буква «А».
С этой буквой подружись
И скорей читать учись!
Тема: »Выделение звука А из начала слова.»
Цель: продолжать знакомство со звуком [а], с буквой А.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- знакомить детей со звуком [а], его характеристикой:
- давать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова);
- познакомить с отличием звука от буквы;
- учить выделять звук из ряда гласных звуков;
Коррекционно – развивающие:
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;
- развивать артикуляционную, мелкую моторику;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг друга.
Демонстрационный материал: кукла, картинка с изображением плачущей девочкой, замок принцессы Гласы, символ звука [а] – красный большой кружок, короткая и длинная полоска, карточка с буквой А.
Ход занятия
I. Вводная часть (Организационный момент)
- Здравствуйте.
Артикуляционная гимнастика.
- А сейчас давайт подготовим наш язычок и губки к занятию и выполним упражнения. Возьми зеркало, поставь их перед собой и начнем делать упражнения.
- «Улыбка» – «трубочка»
- «Лопаточка»
- «Иголочка»
- «Лопаточка» – «Иголочка»
- Молодец. Отложи зеркало в сторону.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- Ребята, у нас сегодня в гостях кукла Аня. Она приготовила для вас задание:
Послушайте и назовите первый звук в словах:
автобус, антенна, арбуз, акробат.
- Правильно, слышится звук [а]. Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке принцессы Гласы. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.
- Посмотри на картинку: девочка плачет. Какой звук она произносит, когда плачет? (звук [а])
- Правильно. И сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а].
2. Уточнение артикуляции звука.
- Давай вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давай еще раз произнесем звук [а] и посмотрим в зеркало. Молодец.
- Теперь посмотри, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать.
3. Игра «Поймай звук»
- Так,нам нужно будет поймать звук [а]. Когда его услышишь, хлопни в ладоши. а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.
4. Игра «Длинный – короткий»
Л.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.
5. Пальчиковая гимнастика.
- Пришло время немного отдохнуть и поиграть с пальчиками.
Мы делили апельсин. Разламывают воображаемый апельсин.
Много нас, Показывают 10 пальцев.
А он один. Показывают один палец.
Эта долька – для ежа. Загибают по одному пальчику,
Эта долька — для стрижа. начиная с большого на левой руке.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас – беда!!! Сжимают кулаки и прижимают к груди.
Разбегайтесь – кто куда! «Бегут» пальцами по столу.
Итог занятия.
- Аня, кто приходил сегодня к нам на урок? (кукла Аня)
- Назови первый звук в имени куклы А – а – ани (звук [а])
- Каким цветом обозначается звук [а]?
- Что понравилось больше всего?
Тема: «Знакомство со звуком «у» и буквой «У»
Цель: Познакомить со звуком и буквой «У».
Задачи:
1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «у».
2. Учить выделять звук «у» из ряда гласных.
3. Развивать слуховое внимание. Развивать мелкую моторику.
Материалы:
Кукла, сюжетная картинка «Едет поезд», символ (карточка) звука «У», красный круг, карточка с буквой «У»
(из азбуки), палочки, рабочая тетрадь, цветные ручки.
I. Организационный момент
- назови с какой буквой мы познакомились на прошлом занятии.
- назови какое сейчас время года.
1. – Молодец. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой.
2. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»:
Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.
Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.
Картошку, капусту, морковку, горох
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе — Попеременно ударяют кулачками.
Кто лучше, вкусней
И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.
Картошка? Капуста?
Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.
Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.
Ножик взяла.
И ножиком этим
Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.
Картошку, капусту
Морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.
В душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.
Морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.
И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.
II. Основная часть.
3. — у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Уля. На какой звук начинается ее имя?
Уля приготовила задание.
Послушай и назови первый звук в словах:
Уши, улитка, утюг, утка, улица.
- Какой звук вы слышите в начале каждого слова?
- Правильно, слышится звук «У». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотри на картинку: едет поезд и дает гудок «УУУУ».
4. Артикуляция звука.
- Давай вместе произнесем звук «У», нужно губы вытянуть трубочкой.
Губы трубочкой потянем
И нисколько не устанем. (Произносит с разной силой голоса – тише, громче.)
- Повтори за мной стихотворение:
Утки плавают в пруду,
Ищут там себе еду.
- Какой звук слышно в стихотворение чаще других?
5. Работа в тетрадях– Посмотри на картинки внимательно и назови их.
- Обведи в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».
- Молодец, названия этих картинок начинаются на звук «У».
– Задание выполнили. Вспомни, каким цветом обозначаем гласные звуки и буквы. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «У».
6. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»:
а, у, о, а, у, и, а,у, у, а.
7. Игра «Один-много».
- Я буду называть предмет, а ты много. ( Например: стол-столы).
Улитка, утюг, ухо, уж, ус, улица, улыбка.
8. Знакомство с буквой «У».
- Послушай стихотворение:
«У» — сучок.
В любом лесу
Ты увидишь букву «У».
- Посмотри, вот буква «У». (Выставляется карточка с изображением буквы «У»).
- Найди букву «У» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и заштрихуй ее красным карандашом. Почему красным?
- Потому что звук «У» гласный и обозначаем мы его красным цветом.
9. – потрудились и пальчики устали, давай их разомнем.
Нарисуй в воздухе букву «У», сделайте упражнение «Кольцо-кулак».
10. Выкладывание буквы «У» из палочек.
- Сколько понадобилось палочек?
11. Напечатай букву «У» в своей тетради.
Ш. Итог занятия, оценка .
- Вспомни с каким звуком мы сегодня познакомились на уроке?
- С какой буквой?
- Каким цветом обозначаем?
- Что понравилось больше всего?
- Молодец, хорошо занималась, слушала внимательно, отвечала на вопросы!
Тема: «Выделение звука У из начала слова.»
Цель: научиться четко артикулировать и произносить звук У; знать характеристику и артикуляционный уклад этого звука
Задачи:
- Выделять начальный ударный гласный звук У из слов;
- Познакомиться с буквой У, печатать букву У в тетрадях;
- Тренироваться в определении положения звука У в начале и середине слова;
- Учиться выделять 4 лишний предмет, находить общее в оставшихся предметах.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Предметные картинки (утка, удав, утюг, ухо, утенок, умывальник, паук, улей, буквы, петух, кухня, ива, дуб, будильник, автомат, туфли).
- Зеркала.
- Демонстрационная карточка с буквой У.
- Тетради, карандаши.
- Разрезная азбука.
ная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Коммуникация | Коммуникативная деятельность | 1. Отгадывание загадок. Под дождем она гуляет, Щипать травку обожает, Кря кричит, Все это шутка, Ну конечно это - … (утка) 2. Беседа. Одна – утка, а когда их много – то это …. (УТКИ) А как зовут детеныша утки - … (УТЕНОК) А когда их много, то это…. (УТЯТА) УУУУТКА – какой первый звук в этом слове ? - У. Мы сегодня будем повторять звук У и выучим букву У. |
Физическая культура | Двигательная деятельность | 3. Пальчиковая гимнастика. А утка – это кто? – Домашнаяя птица. Давайте вспомним пальчиковую игру про домашних птиц. Гуси, куры и индюшки Наклевалися петрушки, Закусили лебедой Побежали за водой. (все пальчики попеременно «здороваются» с большим в такт стихотворения). 4. Артикуляционная гимнастика. 2 год обучения – гимнастика на верхний подъем языка. - лопаточка - чашечка - грибок - вкусное варенье - лошадка - качели и др. |
Коммуникация, Социализация | Игровая деятельность | 5. Игра «Четвертый лишний». На экране (на доске) : утка, корова, лошадь, свинья. - Кто лишний? - Утка Почему? Утка – домашняя птица, все остальные – домашние животные – млекопитающие. (не птицы). |
Коммуникация | Коммуникативная деятельность | 6. Ситуативный разговор, беседа. Выделение начального ударного гласного У из слова. УУУУУтка . Какой первый звук в этом слове? - У . Длительное произнесение звука У , хором и индивидуально, тихо и громко.,наблюдение за положением артикуляционных органов, за воздушной струей, голосом; Характеристика звука У: поется голосом, тянется, губы трубочкой, звук гласный, обозначается маленьким красным кругом . Так как гласный — фишка красная. (этот материал – для детей не новый, поэтому дети могут отвечать сами). |
Коммуникация, Социализация | Игровая деятельность | 7. Игра «Поймай звук У» . а) из ряда звуков: У, И, А, У, О, А, У, С, У, Ш, А, О, У и т.п. б) из ряда слогов и звукосочетаний: УА, АМ, АУ, ОП, СУ, МУ, АС, УИ и т.п. в) из ряда слов: умница, аист, удочка, иволга, учит, август, паук, курица, кот, петух, гамак. 8. Игра «Подари картинку со звуком У Ульяне»: (с куклой): На экране (доске) картинки: утка, гусь, апельсин, иголка, улей, дуб, окна, облако, удав, умывальник, осы, ананас и др. (сколько есть) Найти: утка, гусь, улей, дуб, удав, умывальник. |
Коммуникация | Коммуникативная деятельность | 9. Ситуативная беседа. Где спрятался звук У в словах – утка, улей, удав, умывальник? - в начале слова. А в словах – гусь, дуб? - в середине слова (возможна работа с полосками для определения места звука в слове). Прохлопать слова, поделить их на слоги. |
Физическая культура | Двигательная деятельность | 10. Физкультминутка. «Утята» Возле речки пять утят в ряд на камешке сидят, Речетатив произносит учитель-логопед, дети только выполняют упражнения. 1. И. п. – стойка ноги вместе, руки, согнутые в локтях, перед грудью. Имитация плавания стилем брасс на груди, затем на спине – темп медленный.2. И. п. – Имитация ныряния солдатиком (приседание, руки через стороны вверх - темп средний. |
Коммуникация, Социализация Чтение художественной литературы Социализация | Игровая деятельность Коммуникативная деятельность Двигательная деятельность | 11. Игры на развитие внимания и памяти «Что изменилось», «Чего не стало» с картинками на звук У (смотри оборудование) 12. Знакомство с буквой У: Буква У напоминает ушки Рассматривание карточки с буквой У, отыскивание ее в разрезной азбуке, обведение контура. Печатание буквы на доске и в тетрадях. |
Тема: «Чтение звукосочетаний АУ-УА.»
Цель:
- Произнесение и сопоставление звуков А—У.
- Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА,
- Воспроизведение звуковых рядов АУ, УА, АУА, УАУ, ААУ, АУУ...
- Подбор картинок на изучаемые звуки.
Ход урока:
- Повторяй за мной:Кукла Маша громко плачет: а-а-а, а-а-а.
Покачать ее пора: а—аа, а—аа.
- Малыш кричит: уа-уа, кушать мне давно пора! Уа-уа. Уа-уа!
- Паровоз гудит: у-у, у-у! Я ребят домой везу! У-у, у-у!
- Ослик наш кричит: иа-иа, иа-иа! Мне домой идти пора! Иа-иа, иа-иа!
- Мышка кошку увидала, громко мышка запищала: и-и-и, и-и-и.
Ну-ка, кошка, уходи! И--,и--,и--!
- Заблудился кот в лесу и кричит: ау, ау!
Помогите мне, ребята,
я домой уже хочу. Ау - ау, ау - ау!
- Заблудился еж в лесу и кричит: «Ау-ау!»
Мы ежонка повстречали, путь дорожку указали.
- Не шумите, мыши, кошечка услышит!
Тише, тише, тише! Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш!
- Говорит жучок ежу: «Жу-жу-жу, жу-жу-жу!
Только выпустишь иголки, накажу, накажу!»
- Гусь гогочет: «Га-га-га! Встала радуга-дуга!
Ох, достать я не могу эту радугу-дугу!»
- Квохчет курочка: «Ко-ко! Не ходите далеко!»
Вот кукушка на суку говорит: «Ку-ку! Ку-ку!»
Повторим с тобой легко: «Ку-ку-ку!» да «Ко-ко-ко!»
Прочитай слоги:
АУ-УА-АУ
Итог:
Какие слоги запомнила?
Что самое сложное на уроке?
Тема: «Звук о и буква о»» Выделение звуков О,А,У из начала слова.»
Задачи:
1. Познакомить с буквой «О». Вырабатывать навык четкого произношения звука «О».
2. Учить выделять звук «О» из ряда других гласных,учить выделять звук «О» в начале, середине и конце слов
3. Развивать фонематический слух. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление
Материалы:
красный круг, карточка с буквой «О» (из азбуки), картинки на звук «О», фишки красного и синего цвета, карточки для определения места звука в слове, рабочие тетради, цветные карандаши.
I. Организационный момент
- назови слова на звук «О».
1. – Молодец. Посмотри на картинки. Назови их:
Осень, овощи, облако.
- Какой звук слышится в этих словах в начале слова?
- С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии?
Сегодня на занятии мы будем продолжать знакомиться со звуком «О».
II. Основная часть
2. Артикуляция звука.
- Давай вместе произнесем звук «О».
- Это какой звук?
- Почему?
- А какие звуки ты уже знаешь?
- Какие они?
- Почему их называют гласными?
- Каким цветом обозначаем звук «О»?
3. «Подними красный кружок, если услышишь «О»
А У О И Э О У У И О А О
4. Пальчиковая гимнастика «Уточка»
Шла уточка бережком, «Идут» двумя пальчиками по столу,
Шла серая по крутому. переваливаясь.
Вела детей за собою,
И малого, и большого, Загибают безымянный и большой палец.
И среднего, и меньшого, Загибают средний палец и мизинец.
И самого любимого. Загибают указательный палец.
5. Игра «Запомни и назови»
4 картинки с изображением птиц: утка, лебедь, аист, ласточка.
- посмотри на картинки. Кто это? Давай назовем каждую картинку. А теперь я убираю картинки, а вы мне скажи какие картинки мы только что рассматривали и называли.
6. Работа в тетрадях
- Найдите букву «О» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведи по ней пальчиком (обведи).
- На какую геометрическую фигуру она похожа?
7. Упражнение «Сосчитай и назови»
- Сосчитай и назовите звуки в слогах:
ОМ МО МУ МА АМ ИМ
- Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.
8. Чтение слогов в тетрадях.
9. Игра «Много — один»
Кольца – кольцо седла – седло колеса — колесо
Зерна – зерно крылья – крыло окна — окно
Стекла – стекло перья — перо
10. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.
Нарисуйте в воздухе букву «О», «А», «У», «И».
11. Игра «Где спрятался звук?»
- Я буду называть слова, а ты скажи, где в этом слове встречается звук «О» и на карточках обозначит: в начале, в середине или в конце слова.
Окна, сон, кол, крыло, бор, осень, перо.
Ш. Итог урока, оценка.
- вспомни, о каком звуке мы сегодня говорили на уроке?
-Какой это звук?
- Каким цветом обозначаем?
- Что понравилось больше всего?
Тема: «Звуки [ м ],[ м ’]. Буква М, м.
Цель: Познакомить со звуками [м], [м’], буквой М ,м.
Задачи: * Развивать логическое мышление, память.
* Прививать умения слушать друг друга, дружить.
* Воспитывать бережное отношение к животным.
Знакомство с буквой:
а) согласные звуки[м], [м’] – на письме обозначают буквой М, м (-эм)
б) печатание буквы. М, м:
*На что похожа буква М?
В нашем классе тоже есть мальчик МИША и девочка МАША.
Они познакомят вас с буквой М, м:
Игра. “Живые буквы” ( Дети показывают букву М).
Взялись за руки друзья
И сказали: ты да я –
Это мы.
А между тем.
Получилась буква М.
Взявшись за руки, мы встали,
И на М (эм) похожи стали.
(В. Степанов)
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М!
(Г. Ванюхина)
6. Чтение слогов ( учебник с. 62 ):
МА---МЯ---МО---МЁ---МУ---МЮ---МЫ---МИ
МЭ---МЕ---МУ---МЮ---МА---МИ---МЭ---МЁ
МО-МЯ—МЫ-МИ
7.Вставь недостающую букву в слово ( Презентация « Веселый зоопарк». Слайд 1,2)
8. Игра “ Доскажи словечко” ( Презентация « Весёлый зоопарк». Слайд 3-11 )
9. Работа с учебником с.63:
а) чтение слов в столбиках:
ум умы мама
мы яма мимо
– Какое слово из прочитанных называют самым дорогим и родным для любого человека ? (мама)
б) составление предложений:
Моё имя…
Имя моей мамы…
в) соотнесение предметной картинки и слов:
блузка - моя; велосипед – мой; ведро – моё; платье – моё; кубики – мои
г) работа с текстом:
* чтение стихотворения В. Орлова Кто кого
– Кто кого обидел первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Кто кого ударил певый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Вы же раньше так дружили!
– Я дружил.
– И я дружил.
– Что же вы не поделили?
– Я забыл.
– И я забыл.
∙ Чему учит нас это стихотворение ? ( Не ссориться по пустякам. Уметь дружить)
4. Итог урока.
Вот и заканчивается наше сегодняшнее путешествие.
Давайте подведем итог этого путешествия.
– Что нового узнали на уроке? ( Познакомились с новыми звуками [ м ] [ м ’],буквой М, м).
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Тема: «Чтение прямых слогов с буквой М.» Чтение слогов-слияний с буквой М.»
Цель:
- Четкое произнесение и характеристика звуков.
- Выделение первого и последнего согласного звука М.
- Побор картинок на изученные звуки.
- Звуковой анализ и схемы слогов типа , АМ,МА, МУ,УМ,ОМ,МО…
- Работа с букварём.
Ход урока:
Доскажите словечко и покажите, какой звук в этом слове твердый или мягкий:
а) Наша Таня громко плачет
Уронила в речку… (мячик),[ м’ ]
б) Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось… (мыло) [ м ]
в) Без работы хоть убей
Жить не может… (муравей) [ м ]
г) На полу скребется… (мышка)
Спит в берлоге бурый … ( мишка) [ м’ ]
д) Мальчик мал и очень мил.
Он водичкой руки… (мыл) [ м ]
* Чему учит нас этот мальчик Миша? ( Быть чистоплотными и аккуратными).
Физ. минутка
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
(Потягивание – руки вверх).
Ей не просто жить на свете
Ветер крутит, вертит ветер.
(Вращение туловищем вправо и влево).
Но рябинка только гнется,
Не печалится – смеётся.
(Наклоны в стороны).
Работа с кассой.Чтение слогов.
Итог.
Тема: Звук «с» и буква «С»
Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с буквами С,с.
- Формировать умение выделять звуки [с], [с’].
- Формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного чтения.
- Прививать интерес к чтению.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Если хочешь много знать,
Многого добиться
Обязательно читать
Должен научиться! (С. 2)
_ , посмотри Аня внимательно, кто у нас сегодня в гостях? (Мудрая сова).
-Молодец!
II. . Сообщение темы и цели урока.
-Она пришла к нам на урок с интересными загадками. Будем отгадывать загадки? А теперь слушаем ее внимательно.
1.Отгадывание загадок.
Сто одёжек, все без застёжек. (капуста)
Хвост пушистый, мех ворсистый, в лесу живёт в деревне кур крадёт. (лиса).
Летит птица – небылица, а внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (самолёт)
Верещунья белобока, а зовут её … (сорока)
Ответы правильные.
-Какой звук встречается во всех этих словах? (с)
-Какой воздух выходит из шарика?(С-с-с…)
-Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить?» (о звуках с, с').
-Правильно!
Правильная артикуляция звука «С».
-Когда мы произносим этот звук:
-губы принимают положение следующего гласного;
-зубы сближены на расстояние около 1 мм;
-кончик языка упирается в нижние резцы;
-спинка языка выгнута, и посередине её образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам;
- боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов;
- нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что образует препятствие для выхода воздуха через нос;
-голосовые связки разомкнуты.
-Звук [с] бывает мягкой и твердой.
-Что мы узнали о звуках с - сь?
(с) – согласный, глухой, твёрдый.
(сь) – согласный, глухой, мягкий.
III. Работа над новым материалом.
1. Игра «Узнайте звук».
-Хлопай, если услышишь в слове звуки [с], [с’]: слон, семечки, корова, миска, фара, лисица, нора, автобус, малина, Карлсон.
- Объясните, где находится звук: в конце, начале, середине слова.
2. Знакомство с новыми буквами.(С.7)
(показ букв С с)
- На что похожа буква? (С.8)
(Чтение учителем стихотворений)
Радугою до небес Полумесяц в небе темном
Изогнулась Буквой С повис над домом.
Буква «С».
Напрягла
Свои бока -
Подпирает
Облака.
2.Речевая зарядка.
Са-са—са — в лесу бегает лиса.
Со-со-со— у Вовы колесо.
Усь—усь—усь — на лугу пасется гусь.
Су-су-су — холодно в лесу.
Си—си-си — сук в руке неси.
3.»Доскожите словечко».
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы…(санки)
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок-
Взрослая …(собака)
На шесте-дворец,
Во дворце-певец,
А зовут его…(скворец)
-Какой звук слышится вначале у этих слов?
-Молодец!
IV. Физкультминутка.
Разминка с музыкальным сопровождением.
(1)Головами покиваем
Носиками помотаем
И зубами постучим
(2)И немножко помолчим
(3)Плечиками мы покрутим
(4) И про ручки не забудем
Пальчиками потрясём
(5) И немножко отдохнём
(6) Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем
Ножку ножкой подобьём
(7) И с начала всё начнём…
1 (и далее) - действия соответствуют тексту песни.
2 - прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем («тсс…»).
3 - поставив пальцы на плечи, вращаем плечами.
4 (и далее) – по тексту
5 - наклонившись, качаем руками («чтобы ручки отдохнули»)
6 (и далее) – по тексту
7 - прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши.
В остальных случаях действия соответствуют текст
V. Закрепление изученного материала.
1.Развитие навыков звукового анализа.
Определи, какой звук с или сь встречается в слове, где он стоит: в начале ,в середине или в конце слова.
Стул, собака, самолет, сирень, сосиска, стрекоза, снеговик, слон.
2. ) Выбери предмет в названии которого есть звук [cь] ? ( раздаются картинки)
3.Запомните слова со звуком [с] , которые встретятся вам в сказке.
“Свинья в гостях”.
Однажды собака пригласила свою соседку свинью на обед .Накрыла в саду стол, красивую скатетерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.
Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в сметане, сок сливовый, а себе- сосисок нажарила с салом.
Свинья была очень довольна за такое угощение.
-Спасибо тебе сосед! Приходи и ты к нам в гости.
-Какие слова запомнили в сказке со звуком [с]?
Подведение итогов урока.
1.Найди все буквы С.
2.Работа над вопросами.
- С какой буквой сегодня познакомились?
-Какой звук обозначает буква С?
- Чему научились на уроке?
- Что интересное было на уроке?
- Что осталось непонятным?
Тема: « Звук» и» буква И.»
Цели: 1.Рзвитие фонематических процессов.
2.Обучение соотнесению звука с буквой.
Задачи:
Дидактические: 1.Формировать умение соотносить звук И, букву И, познакомить с артикуляцией и характеристикой звука И.
2.Обогащать словарь существительных, прилагательных по теме «Ягоды», активизировать словарь по теме «Домашние животные. Птицы».
Коррекционные: 1.Развивать фонематическое восприятие на основе умения выделять звук И среди других звуков, в слогах, в словах; фонематический анализ и синтез - на основе упражнений в определении места звука И в слове, в составлении слова из заданных звуков.
2.Развивать пространственно-временные представления.
3.Развивать зрительное, слуховое внимание, зрительную, слуховую, тактильную память.
Воспитательные: работать над формированием положительной мотивации к занятиям.
Оборудование: презентация «Звук и буква И» - приложение 1, кассы букв, цифровой ряд, зеркала, рис.1 – буквы И
Ход занятия:
Орг.момент:
Ответьте предложением:
-Какое сейчас время года? Какое сегодня число, месяц? Какой день недели? Будет завтра?
1.Речевая разминка, развитие пространственных представлений.
Работаем по правилу:
«Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.»
-Поставь на локоток правую руку, закрой правой рукой правый глазик, правое ушко; поставь на локоток левую руку –закрой левой рукой левый глазик, левое ушко …
2.Введение в тему, развитие навыков анализа и синтеза.
Мы оказались на звуковой дорожке
Назови картинки, выделите 1 звук из их названий: груша –г, овощи –о. самолёт –с, тигр –ть, индеец –и. Какое слово получилось?
3. Развитие пространственных представлений.
Действительно, к нам пришли гости: Ира, Игорь и бабушка Инна.
-Посмотри на их фотографии, найди и расскажи, пользуясь пространственными понятиями.(левый верхний угол…)
-Что общего в их именах?
Самый главный гость -звук И.
4.Работа над артикуляцией. Развитие фонематического восприятия, соотнесение звука и буквы.
Научим всех гостей правильно произносить звук И- зеркала, артикуляция И –проверка –
Произносим И громко, тихо, шёпотом. Характеристика звука И.
Поймай для гостей звук И – хлопни в ладоши:
А,и,о,у,ы,и,э,ап,их,ан,ну,ни,ты,ти,дом,мир.
Соотнесём звук И с буквой И:
Руки – на локоток, взяли карандаш: «Пальцы дружно вверх глядят, превратиться в И хотят».
-На что похожа буква И? Откуда и куда идёт «поясок»?
Возьмите карточку,
Проверьте правильность выполнения – (слайд5).
5.Развитие внимания, памяти:
-прочтите для наших гостей слоговые цепочки, запомните и повторите их. (слайд6)
Сделайте вывод о том, как звучит согласный перед И.
6.Активизация словаря, развитие навыков звуко-буквенного анализа.
Ира и Игорь на летних каникулах были в деревне у бабушки Инны. Вышли Ира и Игорь на хозяйственный двор, а по двору гуляют-индюк, свинья, утки, куры, гуси.
Обобщите, исключите лишнее. (лишнее -2 варианта: свинья, куры)
-Возьмите цифровой ряд. Покажите место буквы И в оставшихся словах – названиях картинок.
7.Физкультминутка:
Отдыхаем вместе с гостями:
Две сестрицы, две руки –
Левая и правая-
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядках сорняки
И друг дружку моют.
Две сестрицы. Две руки –
Правая и левая.
Воды моря и реки
Загребают, плавая.
-В каких словах услышали И?
- Что изменилось на хозяйственном дворе?
8.Обогащение словаря, развитие фонематического восприятия, соотнесение звука и буквы.
Ира и Игорь, когда гостили у бабушки, часто ходили в лес за ягодами.
Называем, если услышите звук И,
Ягоды: малина, клюква, смородина, земляника, черника, морошка, брусника, голубика. И. Вспомните, какие это были ягоды. Назовите, какое варенье сварила бабушка Инна из этих ягод: из малины –малиновое… Молодец!
9.Итоги
Долго Ира и Игорь вспоминали про отдых у бабушки Инны. Какую букву они больше всего полюбили? Возьми ручку, пропишем в воздухе И заглавную, и строчную.
Понравилось ли тебе на уроке? Почему?
Тема: Звуки [х], [х'], буквы Х, х.
Цель: изучить Х, х (её внешний вид, чтение слогов, слов и предложений с этой буквой, написание её по прописям, способы соединения с другими буквами); формировать умение звукового анализа, развивать фонематический слух; воспитывать в духе уважения к труду хлебороба, бережного отношения к хлебу.
Ход урока.
- Мотивационный этап.
Мы продолжаем наше путешествие по стране волшебных букв.
Давай отгадаем загадку.
- Чтение загадки
Что за будильник:
Живой - с гребешком,
Крыльями машет,
А ходит пешком. (Петух)
- Какой звук мы слышим на конце отгадки?
( Звук [х])
- Какой это звук?
( Согласный, глухой)
- Попробуем подобрать к нему парный.
- Какой же вывод мы можем сделать о парности звука [х] по звонкости – глухости? 2. Звуко – буквенный анализ слова петух.
- Произносим слово отгадку. Сколько слогов в слове? (Пе – тух 2 слога). ([п'итух] – 5 букв, 5 звуков, 2 слога)
- А если петухов много, как мы их называем? (Петухи).
- Что можно сказать о новом звуке в словах петухи? (Согласный, мягкий [х'])
- А теперь сформулируйте тему урока. (Тема сегодняшнего урока «Звуки [х], [х'], буквы Х, х»).
Вывод.
- Значит, [х], [х'], которые мы сейчас выделили, могут быть мягкими, но непарными по звонкости – глухости (всегда глухие).
II. Работа над буквами Х, х.
- Знакомство с буквами Х, х по азбуке.
- Мы познакомились со звуками [х], [х']. Эти звуки обозначаются буквами Х, х (ха).
- Как думаешь, на что похожа буква Х? Послушай стихи об этой букве.
На что похожа буква Х?
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
(В. Степанов)
Не рогаты мы, не злы,
Ко'злы мы, а не козлы'.
Держим мы в руках бревно,
Чтоб не выпало оно.
(Е. Тарлапан)
- Отработка навыка письма букв Х, х.
«Письмо» в воздухе; «Письмо» пальцем на ладошке; «Письмо» по образцам; Письмо по прописям Письмо букв Х, х.
- Письмо узора и слов с буквами Х, х
- Физкультминутка.
Хомя - хомя - хомячок
Полосатенький бачок …
Если мы встретим предмет, в названии которого есть новый звук, будем радостно хлопать в ладоши и прыгать. Если этого звука нет, быстро убегаем (на месте) от предмета.
(Называю слова: холод, каток, хоккей, хитрая, самолет, машина, мох, пар, запах, шипеть, хруст, бревна, выход, халат, черепаха, хмель, хлопок).
IV. Работа по теме: «Труд кормит».
- Слово учителя.
Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова». Ребята, используя рисунки из нашего учебника, мы поговорим о пути хлеба от поля до твоего стола.
- Беседа.
Профессия хлебороба очень нужная и почетная. Она никогда не устареет.
- Что надо делать весной? (Весной важно пахать и сеять).
- А летом? (Летом надо ухаживать за посевами).
- Приближается осень. И что надо делать? (Надо собирать урожай).
- Что приходит на помощь? (Тракторы, комбайны, машины). Комбайн и жнет, и молотит, и веет. А машины убранное зерно увозят на элеватор. На элеваторе делают муку. И на хлебозаводе пекут хлеб, батоны, сладости. Потом их направляют в магазины. И мы покупаем хлеб. Вот только после такой долгой дорожки хлеб появляется у нас на столе!
- Слава хлебу на столе! В музее истории Ленинграда (Санкт- Петербург) хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной в мизинец. Таков был паек в зимние месяцы в блокадном Ленинграде. Людям надо было выжить назло фашистам. Живой – значит, победа.
V. Итог урока.
- С какими звуками и буквами мы познакомились? О каком продукте мы узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по чтению художественной литературы (элементами ТРИЗ) Тема: Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
Рекомендуется для просмотра воспитателям подготовительной группы....
Конспект занятия по чтению художественной литературы Тема: Чтение потешки «Кисонька-мурысонька»
Занятие по чтению художественной литературы. Чтение потешек....
Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе Тема: Сказка "Рукавичка" Образовательная область : «чтение художественной литературы»
Знакомство со сказкой РУКАВИЧКА...
Конспект занятия. Коммуникация. Чтение художественной литературы. 2-ая мл. Тема: Чтение рассказа К. Ушинского «Петушок с семьей».
Конспект занятия. Коммуникация. Чтение художественной литературы. 2-ая мл.Тема: Чтение рассказа К. Ушинского «Петушок с семьей».Цель: Воспитывать умение слушать рассказ, воспроизводит...
Конспект занятия по чтению художественной литературы. Чтение рассказа В.Осеевой "Печенье"
Правильно подобранные вопросы по содержанию прочитанного, помогут детям понять и оценить характер главных героев рассказа....
Конспект занятия по чтению художественной литературы "Чтение произведения В. Бакалдина «Стихи о хлебе».
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) в старшей группе. Тема недели &laq...
Конспект занятия по чтению художественной литературы на тему " Чтение сказки К. Чуковского " Мой Додыр"
Конспект занятия Чтение художественной литературы Тема:"Чтение сказки К. Чуковского "Мойдодыр"Воспитатель: Соловьева Людмила АлександровнаЦель: Познакомить детей со сказкой К...