НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Тилюпо Антонина Ивановна

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ на тему "Гласный звук [и], буква И" для детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский №76 «Капелька»

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

«Гласный звук [и], буква И»

 (старший возраст)

Выполнила: воспитатель 

Тилюпо Антонина Ивановна

Сургут 2014

Цель: Познакомить детей с гласным звуком [и], буквой И; учить определять место звука в трех позициях: в начале слова, в середине и в конце; чтение слов по слоговой и магнитной азбукам.

Методическое обеспечение: картинки с изображением предметов в словах которых находится звук [И], буквы большого формата, слоги, магнитная азбука, игра «Конструктор букв»; модели.

Методика проведения:

Я: Ребята, посмотрите на картинки, как вы думаете, что их объединяет?

Дети: Звук [И] и буква И.

Я: Ребята, какой звук [и]?

Дети: Гласный.

Я: Почему?

Дети: Выходящая струя воздуха не встречает преграды в ротовой полости. При произнесении этого звука губы растянуты как при улыбке, его можно пропеть.

Я: Давайте все вместе его пропоем.

Я: А теперь давайте поиграем в игру «Звуки».

Воспитатель передает мяч, у кого он оказывается в руках, называет слово, где звук [и] встречается в начале, в середине и в конце. Дети играют, воспитатель смотрит, чтобы слова не повторялись.

Я: Молодцы! А теперь давайте отгадаем загадку:

Через море-океан

Плывет чудо-великан.

Прячет ус во рту,

Растянулся на версту.

(кит)

Я: Ребята давайте произнесем это слово? И посчитаем, сколько слогов в слове КИТ (произносим с ладошкой) (1)

Я: Почему?

Я: Давайте, определим, сколько звуков в слове КИТ.

Дети: [К`] [И] [Т]  (считаем по пальцам).

Я: Давайте составим модель этого слова. (На столе лежат карточки)

Я: Сколько клеточек в модели?

Дети: 3 

Я: А сколько звуков в слове КИТ?

Дети: 3

Я: Значит, правильно выбрали карточки?

Я: Называем 1 звук [К`]. Какой он? (гласный или согласный) почему?

Я: Какой фишкой пользуемся? (синей или зеленой или красной) Пальчиком показываем и произносим.

Я: Берем зеленую фишку, ставим. В какую клеточку? (1) Пальчиком показываем и прочитываем.

Я: Называем 2 звук. [И]

Я: Какой он?

Дети: Гласный.

Я: Почему? Какой фишкой пользуемся?

Дети: Красной.

Я: Берем красную фишку и ставим, в какую клеточку? (2) Пальчиком показываем и произносим.

Я: Называем 3 звук.

Дети: [Т]

Я: Какой он?

Дети: Согласный.

Я: Почему? Какой фишкой пользуемся?

Дети: Синей.

Я: Берем синюю фишку и ставим, в какую клеточку? (3) Пальчиком показываем и произносим.

Я: Ставим пальчик на первый звук и читаем все слово целиком.

Я: Какой гласный звук в этом слове? [И].

Я: А как мы произносим звук, который стоит перед ним?

Дети: Мягко.

Я: Какой вывод мы сделаем? Какую работу выполняет звук [И]?

Дети: Смягчает предыдущий согласный звук.

Я: А теперь давайте поиграем в игру «Кит»

Воспитатель вызывает детей, называя их звуками вразбивку: один ребенок будет звуком [и], другой - [к], третий - [т].

Дети составляют на полу слово КИТ, выставляя в нужном порядке свои буквы.

Задание детям. Одному ребенку отгадать загадку; другому – придумать слово со своим звуком; третьему – прыгнуть на двух ногах пять раз.

Игру можно повторить с другими словами, другими детьми.

Я: Какой буквой на  письме обозначается звук [и] ?

На что похожа?

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

-Три!

А какая буква?

-И!

Воспитатель показывает букву И, знакомит с ее элементами. Дети складывают букву И из элементов «Конструктора букв».

Я: Ребята, а теперь посмотрите на слоговую таблицу и найдите слоги, где есть звук [И], прочтите его, а теперь, где его нет. Молодцы, а теперь давайте попробуем составить слова из этих слог. Только составлять слова надо из тех слогов, которые находятся в одной строке. И что у нас получилось? (Миша, Рита, Нина). Правильно молодцы, а как эти слова называются? (слова – имена).

МИ

ША

НИ

НА

РИ

ТА

Я: А теперь давайте каждый из вас составит предложение с любым из этих имен.

Я: Ребята вы сегодня здорово поработали. Давайте повторим.

 С каким звуком мы сегодня познакомились? Где может находиться этот звук в слове? Какой буквой обозначается этот звук?

Я: А теперь давайте поиграем в игру «Угадай звук»

Воспитатель называет слова (изба, дом, июнь, тетрадь, книга, заяц, мишка, карандаши, ручка, ключи). Дети должны хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук [и], а если нет - убрать руки за спину.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Читания"

План-консект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.  Цель: познакомить де...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Прогулка в зимний лес»

Конспект непосредственно – образовательной деятельностив старшей группе «Прогулка в зимний лес» Цели и задачи: 1. Закрепить с детьми изученные звуки и буквы. Продолжать учить читать буквы, слоги,...

Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук А"

Материал представляет из себя конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук А" и презентацию к ней. Будет полезен логопедам  и воспитателям логопедических групп....

Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе. "Как хорошо уметь читать"

Представлен конспект проведения занятия в подготовительной группе обучению граммоте детей с использованием методики Зайцева....