НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ на тему "Гласный звук [и], буква И" для детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский №76 «Капелька»
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
«Гласный звук [и], буква И»
(старший возраст)
Выполнила: воспитатель
Тилюпо Антонина Ивановна
Сургут 2014
Цель: Познакомить детей с гласным звуком [и], буквой И; учить определять место звука в трех позициях: в начале слова, в середине и в конце; чтение слов по слоговой и магнитной азбукам.
Методическое обеспечение: картинки с изображением предметов в словах которых находится звук [И], буквы большого формата, слоги, магнитная азбука, игра «Конструктор букв»; модели.
Методика проведения:
Я: Ребята, посмотрите на картинки, как вы думаете, что их объединяет?
Дети: Звук [И] и буква И.
Я: Ребята, какой звук [и]?
Дети: Гласный.
Я: Почему?
Дети: Выходящая струя воздуха не встречает преграды в ротовой полости. При произнесении этого звука губы растянуты как при улыбке, его можно пропеть.
Я: Давайте все вместе его пропоем.
Я: А теперь давайте поиграем в игру «Звуки».
Воспитатель передает мяч, у кого он оказывается в руках, называет слово, где звук [и] встречается в начале, в середине и в конце. Дети играют, воспитатель смотрит, чтобы слова не повторялись.
Я: Молодцы! А теперь давайте отгадаем загадку:
Через море-океан
Плывет чудо-великан.
Прячет ус во рту,
Растянулся на версту.
(кит)
Я: Ребята давайте произнесем это слово? И посчитаем, сколько слогов в слове КИТ (произносим с ладошкой) (1)
Я: Почему?
Я: Давайте, определим, сколько звуков в слове КИТ.
Дети: [К`] [И] [Т] (считаем по пальцам).
Я: Давайте составим модель этого слова. (На столе лежат карточки)
Я: Сколько клеточек в модели?
Дети: 3
Я: А сколько звуков в слове КИТ?
Дети: 3
Я: Значит, правильно выбрали карточки?
Я: Называем 1 звук [К`]. Какой он? (гласный или согласный) почему?
Я: Какой фишкой пользуемся? (синей или зеленой или красной) Пальчиком показываем и произносим.
Я: Берем зеленую фишку, ставим. В какую клеточку? (1) Пальчиком показываем и прочитываем.
Я: Называем 2 звук. [И]
Я: Какой он?
Дети: Гласный.
Я: Почему? Какой фишкой пользуемся?
Дети: Красной.
Я: Берем красную фишку и ставим, в какую клеточку? (2) Пальчиком показываем и произносим.
Я: Называем 3 звук.
Дети: [Т]
Я: Какой он?
Дети: Согласный.
Я: Почему? Какой фишкой пользуемся?
Дети: Синей.
Я: Берем синюю фишку и ставим, в какую клеточку? (3) Пальчиком показываем и произносим.
Я: Ставим пальчик на первый звук и читаем все слово целиком.
Я: Какой гласный звук в этом слове? [И].
Я: А как мы произносим звук, который стоит перед ним?
Дети: Мягко.
Я: Какой вывод мы сделаем? Какую работу выполняет звук [И]?
Дети: Смягчает предыдущий согласный звук.
Я: А теперь давайте поиграем в игру «Кит»
Воспитатель вызывает детей, называя их звуками вразбивку: один ребенок будет звуком [и], другой - [к], третий - [т].
Дети составляют на полу слово КИТ, выставляя в нужном порядке свои буквы.
Задание детям. Одному ребенку отгадать загадку; другому – придумать слово со своим звуком; третьему – прыгнуть на двух ногах пять раз.
Игру можно повторить с другими словами, другими детьми.
Я: Какой буквой на письме обозначается звук [и] ?
На что похожа?
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
-Три!
А какая буква?
-И!
Воспитатель показывает букву И, знакомит с ее элементами. Дети складывают букву И из элементов «Конструктора букв».
Я: Ребята, а теперь посмотрите на слоговую таблицу и найдите слоги, где есть звук [И], прочтите его, а теперь, где его нет. Молодцы, а теперь давайте попробуем составить слова из этих слог. Только составлять слова надо из тех слогов, которые находятся в одной строке. И что у нас получилось? (Миша, Рита, Нина). Правильно молодцы, а как эти слова называются? (слова – имена).
МИ | ША |
НИ | НА |
РИ | ТА |
Я: А теперь давайте каждый из вас составит предложение с любым из этих имен.
Я: Ребята вы сегодня здорово поработали. Давайте повторим.
С каким звуком мы сегодня познакомились? Где может находиться этот звук в слове? Какой буквой обозначается этот звук?
Я: А теперь давайте поиграем в игру «Угадай звук»
Воспитатель называет слова (изба, дом, июнь, тетрадь, книга, заяц, мишка, карандаши, ручка, ключи). Дети должны хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук [и], а если нет - убрать руки за спину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Читания"
План-консект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Цель: познакомить де...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Прогулка в зимний лес»
Конспект непосредственно – образовательной деятельностив старшей группе «Прогулка в зимний лес» Цели и задачи: 1. Закрепить с детьми изученные звуки и буквы. Продолжать учить читать буквы, слоги,...
Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук А"
Материал представляет из себя конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук А" и презентацию к ней. Будет полезен логопедам и воспитателям логопедических групп....
Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе. "Как хорошо уметь читать"
Представлен конспект проведения занятия в подготовительной группе обучению граммоте детей с использованием методики Зайцева....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Звук /ш/, буква Ш".
Материал предназначен для автоматизации звука [ш] и знакомства дошкольников с графемой Ш....
Открытое занятие непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте «Путешествие в страну Грамота»
Материал будет интересен воспитателям ДОУ...
Открытое занятие непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте «Путешествие в страну Грамота»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)...