Презентация "Анаграмма как средство формирования познавательных процессов у дошкольников"
презентация к занятию по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Прохорова Ольга Ивановна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anagrammy_odn.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анаграммы как средство формирования познавательных процессов у дошкольников Составитель Прохорова О.И., учитель-логопед ГБДОУ № 25 Петродворцового р-на г. Санкт-Петербург

Слайд 2

История возникновения анаграмм. Игра в АНАГРАММЫ очень древняя. Получать новые слова из какого-нибудь слова перестановкой в нём букв довольно увлекательное занятие. Авторство этой игры приписывается древнегреческому философу и грамматику ЛИКОФРОНУ, жившему в 3 веке до н.э.

Слайд 3

Применение анаграмм Отдельные конкурсы Индивидуальные турниры Интеллектуальные бои

Слайд 4

Использование анаграмм решает следующие задачи : Развитие фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания. Расширение «поля зрения» ребенка. 5. Воспитание интереса к чтению.

Слайд 5

Решение этих задач поможет предупреждению ошибок чтения и письма на уровне слова и предложения, чаще всего встречающихся у учащихся начальных классов общеобразовательных школ. С истема упражнений и приемов коррекции процесса фонемообразования , нормализует процесс чтения и повышает его скорость у детей с речевой патологией.

Слайд 6

Прежде чем приступить к работе с анаграммами, детям с речевой патологией необходима предварительная работа в такой последовательности : 1. Дать понятие «слово» как определенное сочетание звуков , которое имеет смысл. 2. Учить детей дифференцировать слова, обозначающие разные части речи . 3. Подбирать слова к определённому смысловому ряду, учитывая: - опорные признаки Например : полосатый, крупный, сочный (арбуз), серый, колючий, маленький (ёж); - обобщающие понятия «Какое слово лишнее и почему?» (понедельник, вечер, вторник, среда) «Добавить нужное слово» (трамвай, автобус, троллейбус,…) « Назови одним словом» (чашка, тарелка, ложка, вилка - …).

Слайд 7

6. Составлять звуковые схемы слов. Обратное задание – к данным схемам подбирать слова. 7. Подбирать к данному слову однокоренные слова и уметь находить лишнее слово, похожее по звуковому составу. Лес, лесной, леска, лесничий . 8. Составлять слова из заданных слогов. Например : ЧАШ – КА – ЧАШКА; КРА – ПИ – ВА – КРАПИВА; 9. Составлять слова с использованием начальных звуков (букв) других слов. Например : локоть, улитка, кровать (лук ). 10. Составлять слова по последнему звуку других слов: Например: торт, колесо, мак (ток ).

Слайд 8

11. Читать слова в обратном порядке. 12. Играть в игру «Звук потерялся ». Педагог произносит сочетания звуков, а вместо пропущенного звука стучит карандашом по столу. Дети отгадывают, какое слово задумано. СО. - СОК, СОМ СТУ. – СТУК Б . К - БОК, БЫК К . М – КОМ, КУМ 13. Из букв данного слова составлять новые слова. Например : КОРАБЛЬ – кора, краб, бок, кобра … 14. Предложить игру «Слово рассыпалось» (составление из заданных букв слов.) Например: Т, О, К - ТОК; С, Т, У, К – СТУК; К, О, Ш, К, А – КОШКА. Такая предварительная работа способствует развитию фонематического слуха.

Слайд 9

Составляя анаграммы, мы классифицировали их по лексическим темам и адаптировали для детей с ТНР старшего и подготовительного возраста. Упражнения предлагаются в соответствии с основными принципами дидактики , имеют коррекционную и развивающую направленность. Появляется возможность их практического использования на занятиях по обучению грамоте и развитию речи.

Слайд 10

жук + рак = К ружка Кий + чан = Чайник

Слайд 11

Як + люстра = Кино + плов = Код + ров + оса = Кастрюля Половник Сковорода

Слайд 12

лето + фен = воз + ел + тире = Киль + будни = Телефон Телевизор Будильник

Слайд 13

идол + слуга = Воин + чудак = шар + кома = Гладиолус Одуванчик Ромашка

Слайд 14

дон + грива = бука + клин = минор + сода = Виноград Клубника Смородина

Слайд 15

Лик+ и + час = Вор + и + бок = хор + ом + ум = Лисичка Боровик Мухомор

Слайд 16

Дар + поле = Нота + липа = зоб + и + кадр = Леопард Антилопа Дикобраз

Слайд 17

корова + нож = село + вой = она + вор = Соловей Жаворонок Ворона

Слайд 18

Используя анаграммы в нашей работе, мы добились положительной динамики в развитии познавательных процессов у дошкольников с речевыми нарушениями . Данный опыт может быть использован в работе педагогами (логопедами, воспитателями, учителями начальных школ), а также родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника как средство развития познавательных процессов у дошкольников.

Задача педагога – познакомить дошкольников с простыми приёмами запоминания. Как раз с этой целью я использую специальные приёмы, направленные на развитие внутренних психических процессов и расшир...

Анаграммы как средство формирования познавательных процессов у дошкольников

В статье рассмотрен вопрос значимости анаграмм для развития устной и письменной речи....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Известно, что многие дети испытывают за­труднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. ...

Развивающие игры - как средство формирование познавательной активности старшего дошкольника.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ТЕСНО ВПЛЕТЕНЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ....

Мягкая развивающая книжка. "Умная книга" - средство развития познавательных процессов младших дошкольников

В раннем возрасте у детей высокая потребность в тактильных ощущениях. Такого активного взаимодействия не выдержит книга из обычной бумаги. Мягкая развивающая книжка - это комплексная игрушка из разноо...

проект "Музейная педагогика как средство развития познавательных процессов у дошкольников"

педагогический проект по тем е "Музейная педагогика как средство развития познавательных процессов у дошкольников"...

Выступление для педагогов на тему: Развитие познавательного интереса к математике как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников.

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад ...