Мнемотехника как средство развития познавательных процессов у дошкольников.
консультация (средняя группа) по теме
Задача педагога – познакомить дошкольников с простыми приёмами запоминания. Как раз с этой целью я использую специальные приёмы, направленные на развитие внутренних психических процессов и расширение представления детей об окружающем мире. Одно из успешных и эффективных средств запоминания – мнемотехника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_psihicheskih_poznavatelnyh_processov_u_doshkolnikov_priemami_mnemotehniki.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
С.В.Маслина МБДОУ ЦРР д/с №80 «Берёзка» г. Таганрог.
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ познавательных ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИЕМами МНЕМОТЕХНИКИ.
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Понятно, что знания должны стать не целью, а средством развития ребенка. Но как научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, привлечь их внимание к какой либо теме, заинтересовать детей и главное - запомнить материал.
В последнее время родители все чаще жалуются на плохую память детей. Они не могут запомнить стихотворение или передать последовательно содержание сказки, рассказа. Причина этого чаще всего заключается в том, что у детей не развита произвольность процесса запоминания. Иначе говоря, информацию мы даем, но ребенок не ставит перед собой задачи ее запомнить. Работает непроизвольная память: интересно – запомнится, неинтересно – нет. Резервы непроизвольного запоминания достаточно велики. В дошкольном возрасте его вполне хватает. Но в школе низкий уровень произвольности психических процессов, особенно памяти, становится препятствием в обучении.
Учитывая, что дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели, мы решили, что для развития психических процессов целесообразно использовать технологию моделирования. Как показали психологические исследования Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Один из видов способности к опосредованию – это способность к наглядному моделированию.
Л.А.Венгер выделяет следующие типы моделирования:
1. Действия замещения.
В младшем возрасте замещение осуществляется по внешним признакам заместителя (лиса - оранжевая), либо по размеру (три медведя – большой, поменьше, самый маленький круг или столбик). В 5-6 лет заместители становятся более условными.
2. Использование самих моделей, которые дает взрослый в готовом виде.
С их помощью ребенок решает познавательные задачи.
3. Построение модели.
Сначала - на основе анализа уже готовых моделей, а в дальнейшем становится возможным построение моделей по собственному замыслу.
Одной из разновидностей построения моделей является мнемотехника.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация.
Цель использования мнемотехники: развитие внутренних психических процессов и расширение представления детей об окружающем мире.
Задачи:
I. Познавательная:
Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.
2. Развивающие:
Увеличить объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
Развить аналитическую (выделение существенных признаков предметов и явлений, отгадывание загадок) и символическую (кодирование и декодирование информации с помощью базисных знаков) функции мышления, внимание, воображение.
3. Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.
III. Воспитательные:
Развивать самостоятельность детей, учить их сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.
Этапы использования мнемотаблиц:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е происходит отработка метода запоминания.
4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Воспроизведение ребёнком информации с опорой на мнемотаблицу, выполненную им самостоятельно. Приём наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
- пересказ;
- составление рассказов по картине и серии картин;
- описательный рассказ;
- творческий рассказ.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, загадок: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение или загадка зарисовывается схематически.
Владение мнемотехникой позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа и др.
Мнемотехника многофункциональна. На ее основе можно создать разнообразные дидактические игры. Мнемотаблицу можно разрезать и играть в следующие игры:
1.восстанавливать последовательность картинок по памяти;
2.смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
3.определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
4.найти лишнюю картинку;
5.найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
6.”распутать” два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);
7.игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
В настоящее время с помощью схем-моделей и мнемотаблиц нам удалось достичь следующих результатов:
- увеличился объем памяти детей ( из 22 детей в группе- 14 детей запоминают 8-10 слов из 10);
- у детей появилось желание пересказывать сказки - как на занятии, так и в повседневной жизни;
- повысился познавательный интерес и активность детей;
- расширился круг знаний об окружающем мире;
- активизировался словарный запас;
- дети преодолели робость, застенчивость, научились высказывать свои мысли и мнение.
В дальнейшей работе с детьми, с использованием приема моделирования, мы предполагаем добиться следующих результатов:
- овладеть высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активности на познавательных занятиях;
- научиться анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета;
- самостоятельно кодировать и декодировать информацию о предмете, окружающей действительности;
- составлять самостоятельно небольшие рассказы - загадки по пройденной теме (планеты, животные, растения, человек, и т.д.).
- научиться обосновывать правильность или ошибочность своих высказываний.
Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и его готовности к школьному обучению. Ведь еще К.Д.Ушинский сказал: «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету».
Литература:
Л.А.Венгер. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание – 1982 - № 3.
Т.В.Большева. Учимся по сказке. СПб.: «Детство- пресс»,2001.
Т.Б.Полянская. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СП.б.: «Детство- пресс»,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с педагогами на тему "Мнемотехника как средство развития познавательных способностей дошкольников"
Что такое мнемотехника, как используется в работе с летьми....
Мягкая развивающая книжка. "Умная книга" - средство развития познавательных процессов младших дошкольников
В раннем возрасте у детей высокая потребность в тактильных ощущениях. Такого активного взаимодействия не выдержит книга из обычной бумаги. Мягкая развивающая книжка - это комплексная игрушка из разноо...
проект "Музейная педагогика как средство развития познавательных процессов у дошкольников"
педагогический проект по тем е "Музейная педагогика как средство развития познавательных процессов у дошкольников"...
Из опыта работы "Итоги реализации проекта «Чудо–мнемотехника» или мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников"
На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи и ускоренного запоминания материала детьми....
«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»
laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...
«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»
laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...
«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»
Что может быть ближе, чем игра в песок? Песок – необыкновенно приятный материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых....