Консект занятия по подготовку обучения грамоте Тема: Путешествие в Голубую страну" детей от 6 до 7 лет
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Янина Мина Александровна

-Закреплять умение давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам; Закреплять представление о звуке, слове, слоге, предложении;Учить определять позицию звука в слове; Закреплять умение делить слово на слоги, определять место звука в слове (начало, середина, конец); учить произносить звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях; закреплять умение составлять слова с заданным слогом, продолжать учить использовать в речи прилагательные (какой, какая, какое, какие); закреплять умение проводить звуковой анализ слова;закреплять в умении различать садовые , полевые цветы; закрепить и обобщить знания детей о перелётных и зимующих птицах; продолжать упражнять в составлении предложения с заданным словом, проводить анализ словесного состава предложения; Развивать у детей память, внимание, мышление, связную речь; Воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать птицам;  продолжать работать над проведением анализа занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon puteshestvie_v_golubuyu_stranu_2.zip11.96 КБ

Предварительный просмотр:

                 Путешествие в Голубую страну                            

                       Программное содержание

-Закреплять умение давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам;

-Закреплять представление о звуке, слове, слоге, предложении;

-Учить определять позицию звука в слове;

-Закреплять умение делить слово на слоги, определять место звука в слове (начало, середина, конец);

-учить произносить звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях;

-закреплять умение составлять слова с заданным слогом;

-продолжать учить использовать в речи прилагательные (какой, какая, какое, какие);

-закреплять умение проводить звуковой анализ слова;

-закреплять в умении различать садовые , полевые цветы;

-закрепить и обобщить знания детей о перелётных и зимующих птицах;

-продолжать упражнять в составлении предложения с заданным словом, проводить анализ словесного состава предложения;

-Развивать у детей память, внимание, мышление, связную речь;

-Воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать птицам;

- продолжать работать над проведением анализа занятия.

Демонстрационный материал: Иллюстрация - лодка, весло. Картинки: лошадь, лось, ладошки, лыжи, лук, лупа, лапы. Картинки цветов (ландыши, колокольчики, фиалка, роза). Птицы (ласточка, иволга, дятел, щегол, воробей). Плакат,(схема-предложения). Музыка аудиодиозапись. Картина «Поезд»

Раздаточный материал: тетради, карандаши,  звуковые линейки, звуковые символы.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций полевые цветы, садовые цветы, перелётные птицы, зимующие. Беседы, составление рассказов. Загадывание и разгадывание загадок. Заучивание чистоговорок.

Работа над пословицами. Проведение подвижных, дидактических игр.

 Путешествие в Голубую    страну                            

Воспитатель:            Встаньте дети, встаньте в круг

                                   Ты мой друг и я твой друг

                                   Вместе за руки возьмёмся

                                   И друг другу улыбнёмся

Какое у нас сейчас время года? ( высказывание детей).      

Как мы радуемся весне. Ветерок весенний дует, вертит, в форточку влетел конвертик. Ну - ка  Оля посмотри,  что  за  вести  там  внутри.  

Письмо!  Что же здесь написано?. Дорогие дети , приглашаю вас  в Голубую сказочную страну. «Голубая Фея»  

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы с вами отправимся в Голубую сказочную страну и познакомимся с новым звуком «Л»

3. Характеристика звука.

Послушайте загадку.                                                                                                    

                                          1.  Над бабушкиной избушкой

                                            Висит хлеба краюшка                       (Луна)

                                          2.В лесу родилась

                                             В реке живёт.                                (Лодка)

                                         3. Идут в лес, стелют холст.               (Лыжи)

А).  В слове луна, лодка, лыжи. Какой мы первый слышим звук.

           ( Мы слышим первый звук «Л»).

Б).  Кто мне сможет дать характеристику звука «Л»   (твёрдый, согласный, звонкий, живёт в Синем замке).

Г).  Произношение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ; .

А).  Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Поймай звук», я вам буду посылать звуки, а вы мне будете посылать слоги.

     Л,А---ЛА, Л,У---ЛУ,  Л,О, Л,Ы---ЛЫ,

4. Чтобы перед нами появился волшебный транспорт произносите заклинания ЛА- ло- лу- лы ,  пла- пло- плу - плы.  Добавьте к  слогу плы звук ть. (плыть)  Какое слово получится. А теперь соберите звуки в слово л, о, д. к, а. Какое слово получилось?  (лодка). Дополните слог вёс  четырьмя  звуками

л, а, м, и;   Вот перед нами  и появился волшебный транспорт. Закройте глаза, произнесите Лу- ло-ла-ла.  Взяли в руки два весла. Гребите.

           ( дети имитируют взмахи)

Наша волшебная лодка перенесла нас в Голубую страну. Страна большая и пересечь её можно только на поезде.  

5. Деление слов на слоги.    

Посмотрите, сколько  много героев хотят уехать на нашем поезде. Наша с вами задача помочь  каждому герою  сесть в свой вагон. Для этого нужно  разделить слова на слоги. В первый вагон  посадим тех героев, в названии которых один слог. Во- второй 2 слога, в третий 3 слога, в четвёртый  4 слога.

Звучит музыка «Голубой вагон» (дети едут на поезде)

 6. Произношение звуков в словосочетаниях.

.Мы прибыли на Голубую поляну, нас встречает Голубая Фея.        

  Слушание  аудиозаписи  (голоса птиц). Ребята, голоса каких птиц вы услышали на нашей поляне?

              (иволга, ласточка, щегол, воробей), а какая здесь птица лишняя? Почему?     (потому что  иволга,  ласточка, щегол-это перелётные птицы, а воробей -  зимующий).

Игра «Что изменилось?»

У нас есть очень много пословиц о птицах.                                                 Пословица.                                                                                                                          «Выше солнца сокол не летает»                                                                                  Воспитатель. Почему вы так считаете? ( потому что, если птица подлетит к солнцу, птица сгорит, у солнца очень высокая температура и оно очень горячее).Подумайте и скажите почему так говорят? 2. Глупа та птица, что гнезда не вьёт. Есть у нас такие птицы?(кукушка)                                     Физминутка для глаз

                            Ах, как долго мы считали

                            Глазки у ребят устали

                            (поморгать глазками)

                             Посмотрите все в окно

                             Посмотрите далеко

                             Ах, как солнце высоко

                             Посмотрите вверх

                             Посмотрите вниз

                             Мы глаза сейчас закроем

                            (закрыть глаза ладошками)  

                            В группе радугу построим

                            Вверх по радуге пойдём

                            Вправо, влево повернём

                            А потом скатились вниз

                            Жмурься сильно, но держись.

7. Звуковой анализ слова

 Голубая фея приготовила для нас следующее задание.

Посмотрите внимательно и подберите картинку к слогу

                           ЛА – лапки, ладошки

                           ЛО – лошадь, лось

                            ЛУ – луна, лупа, лужа

                           ЛЫ – лыжи

А) Работа со звуковыми линейками. Покажите сколько звуков в слове , лужа, лупа, лапки.

Пальчиковая гимнастика   «Согреем ладошки». Предложить детям положить ручку между ладонями и прокрутить её.

Б). Голубая фея приготовила для нас с вами ещё одно задание. Нам нужно провести                                                                                                                    

8.«Звуковой анализ слова»

Что нарисовано на картине?     (Луна)

Луна – это что? (это слово). Сколько слогов в слове луна?  (Два). Назовите первый слог в слове «ЛУНА», А какой в этом слове второй слог.  А теперь самостоятельно в своих тетрадях укажите, сколько звуков в слове ЛУНА.

                                          Я, тетрадочку открою

                                          И, как надо положу

                                          Я от вас не скрою

                                          Ручку так вот я возьму

                                          Сяду прямо, не согнусь

                                          За работу я возьмусь

             (выходит ребёнок к доске, проводит звуковой анализ слова у доски).

10.  Подбери картинку к схеме.

           О, да здесь тоже  кружочки, да только почему- то все голубые.. Какими кружочками мы обозначаем гласные звуки. Нужно определить место нахождение звука в слове  (начале слова, середине слова, конце слова) лошадь, голубь, дятел

11. Произношение звука в словосочетаниях.                       Приглашаю вас в Голубой замок. Поиграем в игру  «Дополните предложение».

Здесь всё голубое. Фея носит (голубое платье), Фея спит на (голубой кровати). Она укрывается  (голубым одеялом). Фея сидит за (голубым столом).  Фея сидит на (голубом стуле).

О каком из нарисованных предметов можно сказать МОЙ (стул, стол, диван).

А как вы можете сказать о кресле?  МОЁ. А, одеяло   (тоже моё)

11. Произношение чистоговорки

                   

                              ЛА –ло – ло   на улице тепло

                              Лу – лу – лу  стол стоит в углу

                              Ул – ул – ул  у нас сломался стул

                              ЫЛ – ыл – ыл  в лесу волк завыл

13.   Работа над предложением

Посмотрите внимательно и скажите, что у Феи нарисовано на картинке.

(схема предложения). Из чего состоит предложение? (из слов). Что мы знаем о предложении? (оно пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка).

Придумайте предложение по схеме.

  Белка несёт грибы. Сколько слов в предложении. Назовите первое слово, второе, третье. Назовите главное слово в предложении. Слово –действие. А теперь давайте придумаем слово признак.

14.Дети работают  самостоятельно в тетрадях. Работа в парах. Меняются тетрадями проверяя друг друга.

15.  Знакомство с буквой.                                                                                                             Фея предлагает познакомиться с главной буквой своей страны  «Л»

 На что похожа буква. Чтение слогов. Превращение слогов в слова Пло (т), пло (в), пло (йка), пла (ток), пла (вать), пла (кать).

Вот мы и выполнили все задания Голубой  Феи. Но прежде чем нам вернуться в садик, Фея хочет узнать понравилось - ли вам наше занятие. (Ответы детей).  Фее очень понравились ваши ответы и она приготовила вам сюрпризы.  Вручение сюрпризов.

 Методические приёмы

1. Организационный момент (психогимнастика) «Улыбка»

2. Сообщение темы.    Приглашение в Голубую сказочную страну.

3.Характеристика звука

4. Загадывание загадок

5. Произношение слогов

6. Игра «Поймай звук»

7. Игра «Собери звуки в слово»

8. Динамическая пауза «Поедем на лодке»

9. Игра «Раздели слово на слоги»                                                                                            10. Физминутка (музыкальная)

11. Слушание аудиозаписи (голоса птиц)

12. Игра  «Что изменилось?»

13. Физминутка для глаз

14. Игра «Подбери картинку к слогу»

15. Работа со звуковыми линейками

16. Пальчиковая гимнастика «Согреем ладошки»

17.Звуковой анализ слова

18. Игра «Подбери картинку к схеме»

19. Произношение чистоговорки

20. Работа над предложением

21.Работа в тетрадях

22. Знакомство с буквой

23. Итог                                  

                           Самоанализ занятия

Занятие проводилось с группой детей. Я считаю, что по объёму, информация  и доступности соответствует старшему дошкольному возрасту.

Структура непосредственно образовательной деятельности выдержана, использован принцип постепенного  усложнения  материала  и включает

-организационный момент в виде письма для мотивации детей на дальнейшие действия;

-систематизация знаний о звуке, слове, слоге, делении слова на слоги, предложении;

-закреплении перелётных, зимующих птиц, усвоение прилагательных, падежных окончаний;

-для обеспечения кратковременного отдыха использовались физминутки, гимнастика для глаз, мелкой моторики руки.

-для решения задач был использован наглядный материал; иллюстрации, картинки, плакаты, материал для игры «Что изменилось», «Подбери картинку к слогу», Подбери картинку к схеме», «Кто в каком вагоне поедет»,

- для оценки самостоятельной деятельности были использованы словесные методы и приём поощрения всех детей;

- в ходе занятия мною использовались методы и приёмы:

-словесные  беседа, вопросы, поощрения (побуждала детей к мыслительной деятельности, формировала умение, отвечать полным ответом, самостоятельно проводить звуковой  анализ слова, составлять предложение с заданным словом, выделять главное слово, слово действие, слово признак,  собирать звуки в слово, придумывать слова со слогом, делить слова на слоги, отгадывали загадки,  пословицы, чистоговорки, обобщали, делали выводы;

-игровые: сюрпризный момент, (письмо), «Лесная поляна», появление Голубой феи, слушание пения птиц, игра «Поймай звук, верни слог», игра «Что изменилось», «Собери звуки в слово», «Подбери картинку к слогу», «Подбери картинку к схеме», Раздели слово на слоги», (стимулировала возникновения мотива, побуждала к определённым действиям);

- На занятии использовались коллективные, индивидуальные, работа парами формы работы с детьми, работа в тетрадях;

- я считаю, что в целом дети справлялись с выполнением данного задания, обращала внимание  по ходу на осанку, на правильное построения предложений, на правильное произношение падежных окончаний.

-успешность занятия определяли условия;

-представления детей о звуке, слоге, предложении, пословицах, загадках, птицах;                                                                                                                 -использование наглядности, игровых приёмов;

-использование технологий; аудиозаписи;

-на протяжении занятия дети охотно выполняли задания, наблюдалась творческая  атмосфера и высокая активность;

Считаю, что задачи, непосредственно- образовательной деятельности выполнены, цель достигнута.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте Тема: «Путешествие в сказочный лес»

           В процессе работы сделала вывод, что можно достичь более высоких результатов, если проводить обучающую деятельность с использование...

Занятие по обучению грамоте Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»

Программное содержание:1. Познакомить детей со звуком  Д, буквой Д. Дать характеристику звуку – звонкий согласный.2. Учить находить и называть предметы на заданный звук Д.3. Повторение скороговор...

итоговое педагогическое занятие по подготовке обучению грамоте и Фэмп в подготовительной группе "Путешествие на воздушном шаре"

тема:  «Путешествие на воздушном шаре»Цель: повторение пройденного материала за весь учебный год.Задачи:Образовательные: - Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в ...

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в старшей группе на тему " гласные звуки А,У,О,И" с элементом песочной терапии

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему « Гласные звуки А,У,О,И» с элементом песочной терапии.Цель: закрепить знания детей о гласных зв...

Методическая разработка «Интегрированной занятие по подготовке обучению» грамоте» Тема: «Звуки «П», «Пь» «Б» «Бь».

Методическая разработка  «Интегрированной занятие по подготовке обучению» грамоте»  Тема:   «Звуки «П», «Пь» «Б» «...

Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие на воздушном шаре».

Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие на воздушном шаре»....