"От настенного письма к современной азбуке"
видеоурок по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
ЭОР.Текст для презентации. Сама презентация размещена на http://www.slideboom.com/presentations/ Эта презентация для работы с детьми подготовительной к школе группы детского сада. Для обобщения знаний детей по проекту "Наша АЗБУКА".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slaydy_-_ot_nastennogo_pisma_do_azbuki.docx | 299.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд №1
ГБДОУ детский сад комбинированного вида № 16 Адмиралтейского района СПб
От настенного письма до современной «АЗБУКИ»
Человек разумный – это человек говорящий
Презентация для совместной деятельности с детьми
старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Подготовил: воспитатель ГБДОУ Ковалева Е.Э.
СПБ 2013-2014 учебный год.
- Позволит детям открыть новые знания. Проявить познавательный мотив к новому материалу.
- дети познакомятся с первыми печатными русскими учебными книгами, с русскими людьми, которые принесли славянам грамоту, написали первые учебные книги, напечатали их, открыли школы для детей;
- познакомят с различными видами азбук.
- узнают об истории своей родины, научатся ценить её историческое достояние.
.Цель: познакомить с первыми печатными русскими учебными книгами, сравнить современную русскую азбуку с азбукой наших предков, познакомить с текстами старых букварей, учить понимать смысл пословиц, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
Оборудование: азбуки и буквари, созданные самими детьми и азбуки разных авторов, электронная презентация «От настенного письма до современной азбуки». (современного и древнерусского - славянского алфавитов, первый букварь, азбука, рисунок Ивана Федорова, рисунок печатного станка, рисунок буквицы и заставки, рисунок украшений из книг, страницы букварей других авторов, задания для ребят на чтение и обсуждение пословиц.)
Слайд №2
Сегодня в мире много языков. Люди разных стран разговаривают на своем родном языке. Они мыслят, общаются, передают свой опыт следующим поколениям посредством языка и письменности…
Всегда ли так было?
Первоначально люди не умели разговаривать, они разговаривали жестами, звуками предупреждая друг друга об опасностях, или подавая знаки к вниманию…
Дымом костра, примитивным наскальным рисунком человек передавал свои мысли.
Язык жестов помогал людям общаться между собой.
Слайд №3
Когда люди научились разговаривать словами, они не забросили свой прежний язык жестов. Новый способ общения – говорить и слушать - уживался со старым – показывать и смотреть. В современном мире существуют языки жестов индейцев, язык жестов в спорте (например, в хоккее, волейболе или боксе), специальные жесты военнослужащих и язык жестов глухонемых людей…. Всем понятен жест, когда нам грозят пальцем или указательным пальцем показывают в сторону, куда нам стоит посмотреть….
«Веселые картинки» и «современные комиксы» это продолжение первобытных наскальных рисунков и иероглифов, когда человек не умеющий говорить и писать передавал свои мысли посредством рисунка.
Слайд №4
Постепенно люди придумали знаки для обозначения слов. До нашего времени сохранились настенные письмена. Выполненные рисунками и иероглифами.
Слайд №5
Затем люди придумали значки для звуков. Алфавит-все буквы какого либо языка расположены в постоянном азбучном порядке.
В наши дни существуют десятки алфавитов и служат они великому множеству языков.
Слайд № 6
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком равнении построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все – алфавит.
Русский алфавит придумал Константин (Кирилл в монашестве) в 863-864 году. Кирилл и его брат Мефодий были посланы византийским императором в Моравию для обучения тамошних славян богослужению на славянском языке
Азбука составленная им получила название «глаголица». Впоследствии азбука немного видоизменилась и азбуку назвали кириллицей - в честь Кирилла. От нее и происходит наш русский алфавит
Весь славянский мир благодарен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Они же перевели греческие книги на славянский язык. 24 мая мы отмечаем праздник славянской письменности и культуры
Слайд №7
По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Слайд №8
Давайте поиграем
Попробуйте прочитать :
Как звучит название букв на старославянском языке
А – «Аз» М – «Мыслите»
Б- «Буки» Ш – «Ша»
В – «Веди» К – «Како»
Г – «Глаголь» О – «Он»
Д – «Добро» Л - «Люди»
Прочитайте: «Добро» «Он» «Мыслите»,
«Ша» «Како» «Он» «Люди» «Аз»,
«Мыслите» «Аз» «Мыслите» «Аз».
Найдите слова близкие по значению:
учитель, азбука, дети, алфавит, преподаватель, ученики, педагог, ребята, букварь.
№ 9 Создание первой печатной книги
Первоначально были рукописные книги. Люди стали людьми , когда они придумали слова и стали общаться друг с другом. Они создали надежное орудие – язык и с его помощью развили науку и технику. Создали печатный станок.
В России первый печатный станок и первая печатная книга были созданы Иваном Фёдоровым в 1563-1564 годах (при царе Иване Васильевиче Грозном).
Служивший диаконом церкви в Кремле он был прекрасно образован, наряду с издательским делом отливал пушки. Иван Федоров издал несколько книг и «Азбуку» — первый печатный русский учебник.
Азбука была церковнославянском языке, оформлена печатными вставками. Помимо букв в ней была напечатаны слоги и маленькие рассказы для чтения.
№10 Реформы Петра Первого. По приказу Петра славянские буквы были заменены новыми –»гражданскими». Новые буквы стали проще старых.
№ 11 Букварь иеромонаха Кариона Истомина1694 г.
По рукописному букварю Кариона Истомина учились дети Пётра Первого.Всего в букваре более 400 рисунков.Заканчивается каждая страница стихами, в которых также называются предметы на нужную букву. Букварь можно считать своеобразной детской энциклопедией
так как тексты книг вместе с иллюстрациями, помимо обучения чтению, расширяли кругозор учащихся.
№12
В давние-давние времена дети тоже учились в школе, но читали они не по букварю и писали они не в тетрадях. В старину буквы вырезали на деревянных дощечках, а писали в тетрадях, сделанных из бересты. Потом на земле появились книги. Сначала книги были рукописные. Их переписывали от руки. Переписывание книг занимало много времени, из-за этого книги были очень дорогие, и их было мало. Со временем люди изобрели станки, которые могли напечатать любое количество книг. И вот на земле появилась первая печатная азбука - Ивана Федорова. (В.Куприн «Первый букварь»)
Граф Л.Н.Толстой обучал деревенских детей грамоте и написал свою азбуку с маленькими рассказами для чтения. Буквари и азбуки создавали многие писатели. Некоторые из них до сих пор пользуются успехом . (В.Куприн «Первый букварь»)
Физминутка:
В школу скоро мы пойдем
Букварь с собой понесем.
Будем мы учениками,
Режим дня напишем сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья,
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись.
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу к знаниям стремясь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Загадочное письмо" НОД с использованием ЦОР и современных образовательных технологий
Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием ЦОР и здоровьесберегающих технологий...
Проект "Знаковое письмо и современная азбука"
Проект по ознакомлению детей с созданием письменности и современной азбуки. Чрезмерное увлечение детей компьюторами не позволяет детям по достоинству оценить печатное слово. Данный материал позв...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий: - мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (3 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) «Письмо Деду Морозу»
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий:- мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫС ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ...
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СИМПТОМАТИКЕ И МЕХАНИЗМАХ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
В материале представлены современные представления о симптоматике и механизмах нарушений чтения и письма....
Выступление на РМО по теме: "Организации эффективного взаимодействия с семьями воспитанников с учетом вызовов современности через информационное сопровождение " Письмо родителям".
Концепция модернизация российского образования подчеркивает исключительно роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения....
Памятка для родителей "Раньше счёта и письма, рисованья, чтенья - всем ребятам нужно знать азбуку движенья!"
Данный материал предназначен для родителей, в нём отображенны главные ситуации, из-за которых ребёнок может попасть в беду на дороге и даны советы, чему необходимо научить ребёнка, как участника уличн...
Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования. Методика «модель письма» как метод планирования деятельности детей дошкольного возраста в центрах активности.
Для обеспечения индивидуализации дошкольного образования в Программе «ПРОдетей» используются методы и основанные на них методики. Одной из таких методик является методика...