Проект "Знаковое письмо и современная азбука"
проект (подготовительная группа) на тему
Проект по ознакомлению детей с созданием письменности и современной азбуки. Чрезмерное увлечение детей компьюторами не позволяет детям по достоинству оценить печатное слово. Данный материал позволяет помочь детям заинтересоваться не только книгами, но и именно буквой как составной частью достижения человечеста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakovoe_pismo_i_azbuka.docx | 49.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 г. Кореновск
Паспорт проекта «Знаковое письмо и
современная азбука»
Воспитатель: Ермоленко С. В.
Автор: Ермоленко Светлана Валерьевна.
Сроки проекта: Октябрь – ноябрь 1915 г.
Тип проекта: Познавательно – исследовательский.
Участники проекта: Педагоги, дети и родители.
Возраст детей: Подготовительная группа, 6 – 7 лет.
Проблема: Современные дети охотнее воспринимают информацию передаваемую через электронные источники информации. Они равнодушны к печатному слову. Снизилось стремление к овладению чтением и письмом. Родители очень активно готовят детей к школе (занятия в школе, частные репетиторы, подготовка дома) . Подготовка проходит по типу школьных уроков, что сложно для восприятия детей дошкольного возраста. Проведя ряд бесед с родителями, мне не сразу удалось убедить всех взрослых ослабить учебную нагрузку на детей и начать работу по обучению чтению с заинтересованности детей в этом вопросе. Но в процессе проведения проекта к педагогам и детям активно присоединились не только родители, но и старшее поколение, бабушки и дедушки.
Цель: Познакомить с возникновением и развитием письменности.
Задачи для детей:
Обучающие:
Познакомить детей с этапами возникновения письменности.
Развивающие:
Развивать связную речь и коммуникативные способности. Развивать внимание, мышление, память, воображение, креативность. Развивать потребность в приобретении знаний о культуре государства.
Воспитательные:
Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к истории.
Приобщать к русской культуре; пробуждать интерес к прошлому народа; развивать чувство сопричастности к Родине; расширять кругозор на основе знакомства с древними памятниками письменности - берестяными грамотами; знакомить с известными людьми (просветители Кирилл и Мефодий, книгопечатник Иван Федоров). Воспитывать умение отражать впечатления в разнообразной деятельности.
Задачи для педагогов:
Организация пространства для развития познавательных способностей участников проекта.
Организация системы работы над проектом.
Методическое обеспечение проекта.
Материально-техническое оснащение.
Формирование мотивации участников сообщества.
Проведение исследовательской деятельности дошкольников по теме проекта.
Задачи для родителей:
Воспитание бережного отношения к истории своего народа, формирование нравственных жизненных принципов дошкольников.
Информационный сбор участниками проекта материалов о письменности разных народов, с использованием энциклопедической и художественной литературы.
Партнёрство в сообществе «педагог – дошкольники – родители».
Продукт проекта:
Для детей:
Создание азбуки «Азбука, от древних времен, до наших дней»
Для педагогов:
Сплочённость общностью целей участников проекта.
Участники проекта – партнёры.
Для родителей:
Активная личность участников проекта с нравственным потенциалом.
Проект «Знаковое письмо, и современная азбука».
Понимание родителями в дальнейшем требований ДОУ к семье.
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
Понимание детьми ценности письменности для развития цивилизации.
Знание детей о процессе возникновения письменности.
Для педагогов:
Создание развивающей среды с учётом индивидуальных особенностей участников проекта.
Методическое обеспечение, нацеленное на развитие индивидуальных познавательных способностей участников проекта.
Создание различных вариантов букв современной азбуки.
Для родителей:
Готовность сообщества к реализации проекта.
Формирование системы взаимодействия «воспитатель-воспитанник-родитель», как развивающейся общности, способной к саморазвитию и самореализации.
Реализация технологии проектного метода в ДОУ, как одно из основных условий взаимодействия между родителями, детьми и педагогом ДОУ.
Этапы работы
Подготовительный:
Определение объектов изучения;
Подбор материалов и инструментов для знакового письма;
Подбор художественных произведений для чтения;
Исследовательский:
Узелковое письмо;
Наскальная живопись;
Письмо на глиняных табличках;
Письмо на бересте;
Этап создания продукта по проекту:
Создание азбуки «Азбука, от давних времен, до наших дней»
Рабочая программа к проекту «Знаковое письмо и современная азбука»
№ | Тема занятия | Краткое содержание |
1 | Как о жизни рассказать? | Развивать представления детей о том, как происходил обмен информацией до возникновения письменности. |
2 | Знакомство с миром передачи информации в древние времена. | Рассматривание альбомов «Наскальная живопись», «Узелковое письмо», «Клинопись», «Берестяные грамоты» |
3 | Музей письменности. Знакомство с предметами, применяемыми для письма в разное время. | Рассматривание иллюстраций и предметов используемых для письма с древних времен и до наших дней. |
4 | Истории о возникновении письменности. | Обычаи и легенды народов мира, связанные с возникновением письменности. |
5 | Мудрое слово. | Чтение легенды о Тесее. Р. Киплинг «Как было написано первое письмо» |
6 | Кора – береста, ты совсем не проста. | Письмо по «бересте» с помощью стило. |
7 | Трудимся для будущих поколений. | Изготовление «глиняных» табличек для письма. |
8 | Меткое слово. | Заучивание пословиц и поговорок о буквах и чтении. |
9 | Чтение стихов. | Заходер «Песенка азбуки», Чурилов «Огородный алфавит», Маршак «Азбука в стихах». |
10 | Вначале были буквы. | Беседа о Кирилле и Мефодии, создателях азбуки. |
11 | Беседа о труде первопечатников. | Просмотр презентации, иллюстраций, изготовление страниц рукописных книг. |
12 | «А в пещере живут дикие люди» | Изготовление «Наскальной» росписи. Слушание музыкального произведения Ёсинаунака «Танец дикарей» |
13 | «Оставим на глине свой след на века» | Написание букв, и рисование рисунков на «глиняных» табличках. |
14 | Сажа, уголь и вода чернила сделали мы, да! | Изготовление чернил по старинным рецептам. |
15 | Подари нам гусь перо, мы напишем про добро. | Письмо чернилами с помощью гусиных перьев. |
16 | Как то бабушка сказала «В школе перышком писала», мы не будем отставать, тоже пробуем писать. | Письмо чернилами с помощью металлических перышек. |
17 | Беседы с детьми | «Детям о святых Кирилле и Мефодии и нашей азбуке», «Берестяные грамоты», «Узелковая письменность», «Узелковое письмо у славян», «Как возникло письмо», «Изобретение иероглифов». |
18 | Краски, мелки и карандаши – рисуют азбуку малыши. | Изготовление азбуки «От древних времен до наших дней» |
19 | И родители не зевают, музей букв создавать помогают. | Привлечь родителей к созданию музея азбуки. |
20 | «Пойми меня» | Развлечение с участием родителей «Пойми меня» - составление и расшифровка простейших стен с участием детей и родителей. |
Детям о святых Кирилле и Мефодии и нашей азбуке
И цветы, и деревья, и животные, и люди - Божии творения. Но люди отличаются от всех живых существ тем, что могут говорить. У всего на свете есть название: у тучки, у реки, у гвоздики, у березы, у ветра и молнии. Все признаки предметов и явлений: красные, быстрые, теплые, холодные, - все названо. В разговоре мы так и говорим: "Бабушка, я по тебе соскучилась". Но это хорошо сказать, когда бабушка рядом. А если она в деревне, в другом городе? Надо же как-то сказать ей, что ты скучаешь, ждешь ее в гости. Можно позвонить? А если у бабушки сломался телефон? Написать! Написать письмо. Письмо дороже любого звонка, письмо можно перечитать, показать соседям: "Смотрите, мне пишет внучка, зовет в гости".
Чтобы написать письмо, надо знать слова. А слова составлены из букв. Буквы соединены азбукой. Наша азбука сейчас почти в том виде, в каком ее принесли на Русь святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Они перевели с греческого на славянский много книг, в основном религиозных, ввели богослужение на славянском языке. Претерпели за это много гонений от римских католиков: те не хотели, чтобы у славян была своя письменность. На это братья отвечали: "разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не ко всем должно прийти Слово Божией истины, и на том языке, на котором говорит человек?"
На основе славянской азбуки была азбучная молитва. "Аз буки веди" в переводе: я ведаю (знаю) буквы. "Глаголь, добро, есть, живете" в переводе: хорошо жить по-доброму. "Како, люди, мыслете" - это и переводить не надо. Так же как "рцы, слово, твердо", то есть: говори слово уверенно, твердо.
Конечно, сразу заметно, что начальные буквы слов как раз и составляют нашу "абевегедешку", азбуку. Учили азбуку раньше вслух, все вместе. Была даже такая пословица: "Азбуку учат, во всю избу кричат".
День святых солунских братьев Кирилла и Мефодия празднуется как раз в день, когда в наших школах раздается последний звонок, 24 мая. Этот день - праздник славянской письменности и культуры.
Берестяные грамоты.
Берестяны́е гра́моты, письма и записи на коре берёзы (бересте) — памятники письменности Древней Руси XI-XV веков. Представляют первостепенный интерес как источники по истории русского общества, по изучению повседневной жизни Древней Руси, а также по истории русского языка.
Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты, стал Великий Новгород. Новгородская археологическая экспедиция, работавшая с 1930-х годов под руководством А. В. Арциховского, неоднократно находила обрезанные листы берёзовой коры, а также писала (стилосы) — заострённые металлические или костяные стержни, известные как инструмент для писания на воске (впрочем, до открытия берестяных грамот версия о том, что это именно писала, не была преобладающей, и их часто описывали как гвозди, шпильки для волос или «неизвестные предметы») . Уже тогда у Арциховского возникла гипотеза о вероятности существования грамот, процарапанных на бересте. Однако Великая Отечественная война (во время которой Новгород был оккупирован немцами) прервала работы археологов, и они возобновились только в конце 1940-х годов.
26 июля 1951 г. на Неревском раскопе была обнаружена берестяная грамота № 1: она содержала перечень феодальных повинностей («позёма» и «дара» ) в пользу некоего Фомы. Открытие показало, что, вопреки опасениям, при написании грамот почти никогда не использовались хрупкие чернила (найдено всего три таких грамоты из тысячи с лишним, в том числе большая московская грамота в 2007 г.) ; текст был просто процарапан на коре и прекрасно читался. (в честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник — «День берестяной грамоты») . Этот же археологический сезон принёс ещё 9 документов на бересте, опубликованных только в 1953 году (поначалу открытие берестяных грамот не получило адекватного освещения в прессе, возможно, из-за идеологического контроля за исторической наукой
Большинство берестяных грамот — частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания) . К этой категории тесно примыкают долговые списки (которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого-то столько-то» ) и коллективные челобитные крестьян феодалу (XIV—XV века)
Кроме того, имеются черновики официальных актов на бересте: завещания, расписки, купчие, судебные протоколы и т. п.
Сравнительно редки, но представляют особый интерес следующие типы берестяных грамот: церковные тексты (молитвы, списки поминаний, заказы на иконы, поучения) , литературные и фольклорные произведения (заговоры, школьные шутки, загадки, наставления по домашнему хозяйству) , записи учебного характера (азбуки, склады, школьные упражнения, детские рисунки и каракули) . Огромную известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки новгородского мальчика Онфима.
Рисунки 6-7-летнего мальчика Онфима (середина XIII века) , автора нескольких берестяных грамотБерестяные грамоты, как правило, предельно кратки, прагматичны, содержат только самую важную информацию; то, что автору и адресату и так известно, в них, естественно, не упоминается. Те трудности интерпретации, с которыми из-за отсутствия контекста постоянно сталкиваются современные исследователи — расплата за чтение «чужих писем» .
Узелковая письменность
Одним из первых видов была узелковая письменность. Определенное число узелков, завязанных на веревке, передавало то или иное сообщение. Одновременно с узелковым письмом возникло и рисуночное письмо, в котором записи делались с помощью рисунков.
Постепенно письменность совершенствовалась. Каждый - знак рисунок приобретал новые значения, число знаков увеличивалось, начертания их изменялись, все менее поминая изображения предметов.
В древности во многих регионах Земли процветало так называемое узелковое письмо. Но сохранилось оно, как обычно считают, только в Южной Америке, у потомков инков. В империи инков узелковое письмо, кипу, играло важнейшую роль: специальные гонцы, именуемые часки, перебегали от одного населенного пункта к другому с указами и сообщениями, выполненными этим способом. Так передавали даже многочисленные цифровые данные, например, сведения о податях. «Письма» были разноцветными: важное значение имели не только узелки, но и цвет нитей. Так, красный цвет обозначал воинов, желтый - золото. Почти семьсот образцов кипу сохранилось в музеях Перу, Боливии и других стран.
УЗЕЛКОВЫЕ ПИСЬМЕНА – предметные виды передачи сообщений. Их возникновение связано с изобретением нити 7 тыс. лет назад. Первоначально узелковые письмена носили ритуальный или счетно-мнемонический характер. Достигли совершенства в государстве инков и в Китае эпохи Шан, где, по-видимому, могли фиксировать речь. Узелковое письмо в зачаточном виде бытовало у разных народов . Вполне возможно узелковое письмо было знакомо и на Руси (сравните поговорку о завязывании «узелков на память»). Говорят, Стенька Разин умел так навязывать оружие, что его не брали ни пули, ни сабли.
Среди индейцев Северной Америки (ирокезы, гуроны) было распространено предметное письмо вампум (Wampumpeag по-алгонкински «нити с нанизанными на них раковинами»). Из нанизанных на шнуры разноцветных раковин, по принципу мозаики, складывались символические рисунки и абстрактные геометрические орнаменты, также имеющие свое толкование. Например, красный топор на черном фоне - объявление войны; скрещенные темные руки на белом фоне - мирный договор и т.д. Как видно, цвет тоже нес важную смысловую нагрузку: красный - война, черный - угроза, враждебность, белый - мир, счастье, благополучие. С определенным цветом соотносится также какая-либо часть света. Переплетение шнуров вампум образовывали полосу, которую обычно носили как пояс. Вампум применялся для передачи сообщений, иногда - как украшение или в качестве денег.
Узелковое письмо у славян
Славянское гадание на льняной веревке также содержит след некогда практиковавшихся «счетных» операций. Узлы советуют завязывать в строго определенном порядке - первый, шестой, четвертый, седьмой, третий, восьмой, пятый, девятый, второй. Поскольку каждый узел имеет при гадании свой смысл, такая последовательность читается так: начинает дело; оживляет; скрепляет; возвращает; ловит силу в сети; был ничей - стал мой; направляет; никто не будет виноватым; соединяет с судьбой. В наше время речь, как видим, идет преимущественно о женском гадании.
Само количество основных узлов - девять - характерно для балто-славянской мифологии, в которой есть, например, девять волн-сестер. А вот последовательность очень своеобразна и аналога не имеет. Вряд ли мы теперь сможем узнать, что за ней стоит. Кстати, у инков ключом к кипу являлась комбинация семи узлов, а не девяти. Выходит, у славян емкость узелкового письма могла быть даже большей.
Известны славянские обереги - наузы. Один из них - сеть, надеваемая под платье невесты. Но чаще всего наузы с узлами «на счастье» носили на шее, да еще прикрепляли к ним оберег. Например, фигурки птиц, символы в виде колеса, колокольчика, глаза.
Как возникло письмо?
1. Прочитайте статью «Язык сигналов».
Язык сигналов
Когда-то народы были бесписьменными. Как же они обходились без письма? У каждого народа были свои символы-сигналы.
На Руси люди часто слышали колокольный звон, который был и сигналом радостных событий, и сигналом тревоги.
Сигналы без слов обозначают, запрещают или разрешают что-либо. Например, любой дорожный знак.
2. Нарисуйте, известные вам знаки.
3. Прочитайте статью «Когда появилось письмо?»
Когда появилось письмо?
Письмо существует на Земле уже несколько тысяч лет, хотя время и место его возникновения точно не установлены. Ученые считают, что первыми письменными народами были шумеры (район Междуречья – между реками Тигром и Евфратом, IV тысячелетия до н.э.) и древние египтяне (со второй половины IV тысячелетия до н.э.).
Изобретение иероглифов
Около пяти тысяч лет назад правил в Египте фараон по имени Нармер. Он одержал много побед и хотел, чтобы победы эти были навеки запечатлены на камне.
Днем и ночью трудились искусные мастера. Они изобразили и фараона, и убитых врагов, и пленников, даже показали с помощью рисунков, что пленников было шесть тысяч. Ни один художник не смог передать имени самого Нармера. А для него это было важнее всего. И тут художникам пришел на помощь другой способ письма – иероглифы. Слов иероглиф обозначает «священные знаки». Каждый иероглиф обозначает слово или его часть.
Вот как записали египетские художники имя фараона Нармера. Они изобразили рыбу, так как слово нар – по-египетски «рыба». Мер на этом же языке обозначает «резец». Изображение рыбы над изображением резца – так решили художники задачу, поставленную перед ними фараоном.
В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии. В китайском языке насчитывается до 40 тысяч иероглифов, поэтому научиться читать и писать по-китайски очень трудно.
Легенда о Тесее
Давным-давно на острове Крит жило чудовище, наполовину человек, наполовину бык. Его звали Минотавр. Каждые девять лет греки должны были посылать ему страшную дань – семь юношей и семь девушек, которых он пожирал. Никто не мог победить Минотавра. И никто не мог от него спастись. Жил Минотавр в Лабиринте, в котором были такие запутанные коридоры и переходы, что выйти из него было невозможно. (Теперь слово лабиринт обозначает то, в чем легко запутаться, откуда трудно найти выход.) И вот отважный юноша по имени Тесей решил избавить людей от Минотавра. Он снарядил корабль для отплытия на Крит. На корабле были разные паруса: одни черные, а другие белые. Перед тем как отплыть на Крит, Тесей условился со своим отцом так. Цвет парусов, под которыми корабль вернется из плавания, будет сигналом победы или гибели.
И вот сильный, умный и отважный Тесей победил Минотавра, благополучно выбрался из Лабиринта и отправился в обратный путь. Он был так счастлив, что одержав победу, совсем забыл об уговоре с отцом, а тот целыми днями стоял на берегу, всматриваясь в морскую даль. И вот счастливый Тесей приблизился к родным берегам. Но… его корабль шел под парусами, обозначающими поражение и гибель. Увидев издали корабль и разглядев его паруса, отец бросился со скалы в море и погиб.
К сожалению, языки сигналов не могут передать все, что людям надо сообщить друг другу. Людям надо было совершить подвиг – создать письменность.
Р. Киплинг . « Как было написано первое письмо.»
Однажды Таффи отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копье. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копье.
Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности еще не существовало.
В это время по берегу шел Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила отправить его к маме за копьем. На куске березовой коры она процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьем в руке, другое копье, которое нужно было принести, самого Незнакомца с копьем в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашел дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьем в руке.
Таффи думала, что на этих картинках все понятно. Однако Незнакомец «прочел» эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи – вождь племени и что он в опасности. «Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон», – подумал он. (За врагов с копьями он принял бобров, которых девочка изобразила очень много.) «Я пойду и приведу ему на выручку все его племя», – решил Незнакомец.
И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама «прочла» его так. Она подумала, что Незнакомец проткнул ее мужа копьем, сломал ему руку, напугал ее девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и ее отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъяренных женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо – это только полдела: нужно еще уметь его прочитать.
Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: «О Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-ты-такая-шалунья, ты сделала великое открытие!.. Придет день, когда люди назовут его умением писать!»
Борис Заходер "Песенка - азбука"
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, —
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, —
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я —
Вот и все они, друзья!
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Александр Чурилов "Огородный алфавит"
Огородный алфавит
С буквами живет на грядке.
Каждая из них стоит
В установленном порядке.
Буква А — всегда с арбузом,
Бэ — на брюкве прижилась,
Вэ — раздулась, как медуза,
И на вишню забралась.
Гэ — то с грушей, то с горохом,
Возле дыни Дэ сидит.
Е и Ё — вдвоем неплохо,
Же — под жимолостью спит.
Зэ — устроилась отлично
Ей завидует весь мир,
На поляне земляничной
Сушит с буквой И — инжир
Кто же ест инжир украдкой?
И, что называют краткой.
Ка с картофелем живет,
эЛь зеленый лук лелеет,
эМ в малине ждет-пождет
День, когда она поспеет.
эН выращивает нут
(Из семейства он бобовых,
Нут на блюдце подают
В диетических столовых).
И еще, без лишних слов,
Домик строит из цветов.
И уже восьмые сутки
Собирает незабудки.
О — на огуречной грядке.
К помидорам Пэ пришла,
эР играет с репой в прятки.
Буква эС свеклу нашла.
Тыква Тэ собой закрыла
На укропе буква У,
эФ сердито заявила:
— Я с фасолью быть хочу!
С горьким хреном Ха хохочет!
На цукини буква Це,
Съела Че чеснок средь ночи
И поморщилась в лице.
Ша растит шпинат пахучий,
Солит щавель буква Ща,
Чтоб зимой, когда наскучит,
Наварить для всех борща.
Места не нашли никак
Твердый знак (Ъ) и мягкий знак (Ь).
Ы в середке с ними ходит,
Тоже места не находит.
Э пожаловалась Ю:
— Я три дня уже не сплю,
Не растет совсем нигде
Ничего на букву Э.
Им сказала буква Я:
— Что вы ищете, друзья?
Приходите жить со мной
В дом под яблоней большой!
Самуил Маршак "Азбука в стихах"
Аист жил у нас на крыше,
А в подполье жили мыши.
Бегемот разинул рот —
Булку просит бегемот.
Воробей влетел в окно,
В кладовой клюет пшено.
Гриб растет среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
Звезды видели мы днем
За рекою над Кремлем.
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
Мед в лесу медведь нашел:
Мало меда, много пчел.
Hосорог бодает рогом —
Hе шутите с носорогом.
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он — осёл.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Роет землю серый крот —
Разоряет огород.
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Таракан живет за печкой,
То-то теплое местечко.
Ученик учил уроки —
У него в чернилах щеки.
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
Ходит по лесу хорек —
Хищный маленький зверек.
Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.
Часовщик прищурил глаз:
Чинит часики для нас.
Школьник, школьник, ты — силач:
Шар земной несешь, как мяч.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Эта кнопка и шнурок —
Электрический звонок.
Юнга, будущий матрос,
Южных рыбок нам привез.
Ягод нет кислее клюквы,
Я на память знаю буквы.
Пословицы и поговорки.
- Книга - друг человека.
- Книга книгой, да и своим умом двигай.
- Кто много читает, тот много знает.
- Ему и книги в руки.
- Книга мала, а ума придала.
- Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.
- Глядит в книгу, а видит фигу.
- Книги не говорят, а правду сказывают.
- Книги читать - скуки не знать.
- Не красна книга письмом, а красна умом.
- Книги читать - не в ладушки играть.
- Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
- Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
- Одна книга тысячу людей учит.
- Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.
- Испокон века книга растит человека.
- Книга - лучший подарок.
- Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет.
- С книгою жить – век не тужить.
- Дом без книги – день без солнца.
● Хлеб питает тело, а книга питает разум.
● Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
● Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.
● Ум без книги, как птица без крыльев.
● Напрасный труд - удить без крючка и учиться без книги.
● Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
● Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.
● Книга не пряник, а к себе манит.
● Книга в суме – в пути тягость, книга в уме - в пути облегчение.
● Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
● Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.
● Сказанное слово – было да нет, а написанное живёт век.
● Неграмотный – как слепой, а книга глаза открывает.
● Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
● Много прочёл, да мало учёл.
● Ленивому Микишке всё не до книжки.
● Недочитанная книга - не пройденный до конца путь.
● Велико ли перо, а большие книги пишет.
● Аз да Буки избавляют нас от скуки.
● Книги читай, а дела не забывай.
● Не красна книга письмом, красна умом.
● Книги книгой, да и своим умом двигай
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"От настенного письма к современной азбуке"
ЭОР.Текст для презентации. Сама презентация размещена на http://www.slideboom.com/presentations/ Эта презентация для работы с детьми подготовительной к школе группы детского сада. Для ...
"Загадочное письмо" НОД с использованием ЦОР и современных образовательных технологий
Конспект занятия в подготовительной к школе группе с использованием ЦОР и здоровьесберегающих технологий...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий: - мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (3 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) «Письмо Деду Морозу»
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий:- мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫС ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ...
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СИМПТОМАТИКЕ И МЕХАНИЗМАХ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
В материале представлены современные представления о симптоматике и механизмах нарушений чтения и письма....
Выступление на РМО по теме: "Организации эффективного взаимодействия с семьями воспитанников с учетом вызовов современности через информационное сопровождение " Письмо родителям".
Концепция модернизация российского образования подчеркивает исключительно роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения....
Памятка для родителей "Раньше счёта и письма, рисованья, чтенья - всем ребятам нужно знать азбуку движенья!"
Данный материал предназначен для родителей, в нём отображенны главные ситуации, из-за которых ребёнок может попасть в беду на дороге и даны советы, чему необходимо научить ребёнка, как участника уличн...
Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования. Методика «модель письма» как метод планирования деятельности детей дошкольного возраста в центрах активности.
Для обеспечения индивидуализации дошкольного образования в Программе «ПРОдетей» используются методы и основанные на них методики. Одной из таких методик является методика...