Технологическая карта по обучению грамоте в старшей группе- "Путешествие в - Страну слов"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovoy_analiz_slova_-vesna.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
организованной учебной деятельности для старшей группы.
Область: «Коммуникация», « Познание»
Раздел: «Обучение грамоте».
Тема: «Путешествие в « Страну слов».
Цель: Закрепить способ звукового анализа слова – весна ( способы определения гласности и согласности, твердости и мягкости звуков); умение заменить звук на нужную букву; находить ударный гласный звук; подбирать родственные слова к слову-весна; читать слова и предложения.
Материал: на доске - текст со стихотворением, схема слова из 5 звуков; картинка весны; буквы. На столах: кассы с буквами, карточки, фишки. листочки с текстом.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно-побудительный Организационно-поисковый | Побуждаю детей поприветствовать гостей. - Ребята, я вас приглашаю в Страну слов! - Вы хотите? Обращаю внимание на доску. - Посмотрите, что здесь нарисовано? - А что это за слово, нам поможет узнать стихотворение. Что нужно сделать? - Читайте. « Отшумела злая вьюга. Стала ночь короче дня. Теплый ветер дует с юга. Капли падают звеня. Солнце землю нагревает, Гонит с нашей горки лед. Тает баба снеговая, И ручьями слезы льет.» - Ребята, о каком времени года это стихотворение? -Подтвердите, действительно это стихотворение о весне? -Какое у нас сегодня слово в гостях? - Весна дает вам задание: Задание: Найти и обозначить все звуки в слове весна. Что вам в этом поможет? -Выполняйте. Задаю вопросы: - Почему первый звук в слове весна обозначили зеленой фишкой.
- Как ты узнал, что звук [в] мягкий? - Назовите второй звук в слове – весна. Он какой? Почему? - Расскажите все о 3-м звуке в слове –весна. - Назовите четвертый звук в слове – весна. Как узнали что он согласный? - Почему последний звук в слове весна - обозначили красной фишкой? -Вы справились с этим заданием! – Молодцы ! - Весна дает нам еще одно задание: Обозначить все звуки в слове весна - буквами. Задание. Чтобы правильно прочитать слово – весна- что надо сделать? - Интересно, как правильно прочитать слово - весна? Что нужно сделать? - Как найти ударный гласный звук? - Давайте вместе позовем «весна» (произношу слово вместе с детьми) - Назовите звук, который звучал дольше? - Прочитаем слово. - Чтобы наша весна засверкала всеми цветами радуги, давайте подберем образные слова к слову -весна( выставляю модель: «Весна какая?») Задаю вопросы: весна какая? - Когда ярко светит солнце? - Когда расцветает все кругом? - Когда весной часто идут дожди? - Когда мы весной много отмечаем праздников? - Когда весна трудится, ломает лед на реках? Обобщение: Прочитаем, что мы прочитали. - Вот какая разная бывает весна! - Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят- весной все тает, много воды кругом. Давайте подберем слова родственники к слову –«вода» Задаю вопросы: - Как ласково можно сказать про воду? (выставляю слова) - Сказочный персонаж живущий в воде? - Человек, который работает под водой? -Когда вода бурным потоком льется с гор? - Когда весной разливаются реки и заливают поля, дороги? На доске написаны слова: - вода - водичка - водяной - водолаз - водопад - паводок - Прочитаем слова и выделим общую часть во всех словах. - Вод – это корень этих слов. .- Эти слова называются - однокоренные. Запомним. | Приветствуют гостей. Проявляют интерес. - Да, хотим! - Это модель слова. - Нужно прочитать стихотворение. Читают хором - сначала по слогам, потом слитно. - О времени года- весна. - Да. Подтверждают фразами из стихотворения. - У нас в гостях слово – весна. - Нам помогут фишки, карточки и схемы. Садятся за столы, находят и обозначают звуки фишками. Ребенок говорит, используя схемы: первый звук в слове – весна – звук [в]- он согласный мягкий звук и обозначается зеленой фишкой. - Я произнес звук [в] в слове весна и послушал, как он звучит. Звучит мягко Ребенок говорит: второй звук в слове весна- звук [э]- он гласный. Потому что при произношении во рту не встречает препятствие. Ребенок выходит к доске , по схеме рассказывает о звуке [с]. Говорят по схеме: четвертый звук в слове – весна- звук [н]- он согласный- потому что при произношении во рту встречает препятствие. - Звук [а]- гласный, и обозначается красной фишкой. Открывают кассы, находят нужные буквы, обозначают звуки. - Нужно поставить ударение. Говорят правило: нужно произнести слово «весна» так, как оно звучит в речи и послушать, какой звук звучал дольше. Говорят: -Весна-а-а - Звук [а]. Ставят ударение. Читают: весна. Говорят свои варианты. (теплая, ласковая) Ребенок выставляет слово «солнечная» - читает – « весна солнечная». - весна цветущая - весна дождливая - весна праздничная - весна трудолюбивая Читают. Говорят: - водичка - водяной -водолаз - водопад - паводок Читают слова, выделяют общую часть- вод. - Во всех словах общая часть - вод. Повторяют хором. |
Рефлексивно-коррегирующий | - Ребята, вы справились со всеми заданиями весны. Хотите узнать, что она вам говорит?(предлагаю прочитать ребус) СПА \ СИ - БО | - Да, хотим. Читают по стрелкам ребус. - Весна сказала нам –спасибо, за то что мы выполнили все ее задания. |
Ожидаемый результат:
Знать: способ звукового анализа слова - весна;
Иметь: представление об однокоренных словах;
Уметь: заменять звук нужной буквой, ставить ударение, подбирать однокоренные слова, читать слова и предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группы «Путешествие в страну «Пиши-читай».
Задачи: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях глас...
План-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе"Путешествие по стране Букварии".
Занятие рекомендовано для детей старшей группы. У детей формируется умение проводить звуковой анализ слов; закрепляется умение читать слова с пройденными буквами, делить слова на слоги, придумывать пр...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Путешествие в страну звуков и слов»
На итоговом занятии по обучению грамоте дети отправились в путешествие в страну звуков, показали свои знания, встретились со сказочными персонажами....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»
НОД по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»...
Конспект Итоговой непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Звуковичков»
Образовательная деятельность с детьми по обучению грамоте в старшей группе...
Технологическая карта ОД по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие по сказке гуси - лебеди"
Конспект занятия с играми и заданиями...
Технологическая карта занятия по ПДД в старшей группе «Путешествие в страну Светофорию».
Это занятие помогает педагогам формировать интерес детей к содержанию занятия - создание игровой ситуации, нацеливание на предстоящую деятельность (рассказ о предстоящем путешествии)....