Знаем буквы мы и звуки
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Серкина Валентина Ивановна

конспект занятия по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znaem_bukvy_my_i_zvuki.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                            детский сад комбинированного вида № 15 «Дюймовочка»

Тема: Конспект НОД по обучению грамоте «Знаем буквы мы и звуки»

                                   (подготовительная группа)

Воспитатель:  Серкина  Валентина Ивановна,  г. Старый Оскол, 2013 г.

Программные задачи:                                                                                 Закрепить с детьми знания звуков  А, У, О, М.                                                     Совершенствовать умение детей составлять и читать слоги по резной азбуке и слоговым таблицам.                                                                                                          Продолжать закреплять умение  детей произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове.                                                                     Формировать  умение детей делить слова на слоги.                                         Развивать внимание, логическое мышление.                                           Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Материал к занятию: доска магнитная, магнитная азбука для работы на занятиях по обучению грамоте, разрезные азбуки для каждого ребенка; большая разрезная азбука, игрушки (автобус, кукла Оля, матрешка, автомобиль). Дидактическая игра «Делим слова на слоги».

Ход  занятия

Воспитатель -  Дети, посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними и подарите свои улыбки (дети здороваются).

- Дети, когда я сегодня утром подошла к детскому саду, то на дереве увидела несколько осенних приглашений. Одно из них для нас.

Вот что здесь написано:                                                                                    «Приглашаю детей группы «Ромашка» на осенний бал                                                        в среду в 10 часов утра»                                                                                              «Осень»

Воспитатель -  Посмотрите, дети, какие из этих букв вы знаете?                                   Дети – А, О, У, М.                                                                                             Воспитатель -  Правильно, молодцы! Мы с вами уже познакомились с ними на прошлых занятиях. А вы знаете, чем отличаются буквы от звуков?                        Дети – Буквы мы видим и пишем, а звуки – слышим и произносим.   Воспитатель -  Чем отличаются гласные звуки от согласных?                            Дети – Гласные звуки мы можем пропеть, а согласные не поются.      Воспитатель -  правильно. Что вы можете сказать о гласном звуке   О?       Дети – Когда мы произносим звук О, губы вытянуты вперед, но не так сильно, как при произнесении звука У.                                                              Воспитатель -  Что вы можете сказать о звуке А?

 Дети – Когда мы произносим звук  А, рот широко открыт, губы не вытягиваем вперед.                                                                                                             Воспитатель -  Дети, скажите звук  М гласный или согласный?                    Дети – Согласный.                                                                                                  Воспитатель -  С помощью чего произносится звук  М?                                          Дети – Звук М произносится при помощи губ.                                           Воспитатель -  Во рту образуется преграда – значит это не гласный, а согласный звук. Дети, обратите внимание, какая интересная картинка. Кто это?        Дети – Муравей.                                                                                               Воспитатель -  Какой первый звук в этом слове?                                                     Дети – Звук  М.                                                                                                Воспитатель -  А вы знаете эту букву?                                                                          Дети – Буква  М.                                                                                            Воспитатель -  Правильно, это буква М. Я ее поставлю в этот домик. А теперь назовите второй звук.                                                                                                   Дети – Звук У.                                                                                              Воспитатель -  Дети, а эта буква вам знакома?                                                        Дети – Буква У.                                                                                              Воспитатель -  Правильно! Вы ее узнали. Я ее поставлю рядом с буквой  М. Они будут вместе жить в домике.                                                                                         – А сейчас поговорим о звуках. Какой фишкой обозначим звук  М?              Дети – Синей фишкой, потому что это звук согласный.                          Воспитатель -  Какой фишкой обозначим звук  У?                                                Дети – Красной фишкой.                                                                              Воспитатель -  Правильно. Прочитайте этот слог.                                                 Дети – МУ.                                                                                                    Воспитатель -  Дети, кто определит, сколько слогов в слове муравей?              Дети – Три слога.                                                                                          Воспитатель -  Как можно проверить, правильно Лера определила, что в слове муравей три слога?                                                                                                            Дети – Прохлопать в ладоши.                                                                     Воспитатель -  Сейчас я буду говорить слова, а вы определите на слух, сколько слогов в данном слове:                                                                                                ОСЫ – 2 слога;                                                                                                             АУ – 2 слога;                                                                                                                УМ – 1 слог.

Воспитатель -  Какие вы молодцы, правильно разделили слова на слоги.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ  ГИМНАСТИКА

Дети называют по очереди звуки  А,  О,  У,                                                                     а потом слоги АМ, ОМ, УМ, сопровождая движениями

Воспитатель -  Девочки и мальчики, вспомните, на прошлых занятиях, мы с учили с вами стихотворения на звуки А, О, У, М. Кто хочет прочитать стихотворение на звук А так, чтобы мы услышали в нем этот звук.

А                                                                                               Август.                                                                                           Алеет за лесом закат.                                                                        Алые аисты к лесу летят.                                                             Астры зарделись на клумбах в саду.                                                   Алые тени дрожат на пруду.                                                                   Алые утки по пруду скользят…                                                 Жаль, что уже отгорает закат!

Воспитатель -  Какой ты молодец, Костик.                                                          – -  - На звук  У мы тоже знаем стихотворение. Кто расскажет? Женя, пожалуйста.

У                                                                                             Устала утка на пруду                                                            Учить своих утят                                                                         Утята плавать  мамы на виду                                                       У мамы не хотят.                                                                      Ужасно утка мучится:                                                                 Ну что из них получится?

Воспитатель -  Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте ее.                       Уж не солнце виновато,                                                                                              Что висит на небе вата.                                                                                                        – Что это?

Дети – Облако.                                                                                                                    Воспитатель -  В слове  ОБЛАКО  какой первый звук?                                                Дети – звук О.                                                                                                Воспитатель -  Кто расскажет стихотворение на звук О?                                              (ребенок рассказывает).

О                                                                                                     Облако, облако, шерстка колечками.                                            Очень ты, облако, схоже с овечками.

Воспитатель -  Виолетта нам расскажет стихотворение-загадку на звук М. Дети, в конце стихотворения будьте внимательны и отгадайте последнее слово.

М                                                                                                      Мы ныряем не в реке –                                                                      Мы ныряем в молоке.                                                                    Молоко поля залило,                                                                   Мостик, речку и кусты.                                                                Молоко дома покрыло,                                                         Мягко льется с высоты.                                                             Мы теперь на самом дне.                                                          Мы – в молочной глубине.                                                       Мы плывем не в океане –                                                          Мы плывем в густом ….            (Тумане)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Воспитатель -  Дети, а сейчас мы поработаем с разрезной азбукой. Найдите, пожалуйста, букву А и букву М. выложите их. Катюша пойдет и выложит на нашей большой резной азбуке (и так по очереди остальные слоги).

АМ

МО

АУ

ОМ

МА

УА

УМ

МУ

МО

Воспитатель -  Дети, а теперь все вместе прочитайте эти слоги.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

«Солнышко» - упражнение для глаз

Мы играли, мы читали                                                  Наши глазки так устали.                                            Мы немножко поморгаем,                                          На минуточку замрем,                                                   А потом гулять пойдем.

Воспитатель -  Дети, я хочу предложить вам интересную игру «Делим слова на слоги». Маленькие карточки разложите на больших картах таким образом: к вагончику с одним окошком – карточки со словами из одного слога, с двумя окошками – из двух слогов, с тремя – из трех слогов.                           Воспитатель -  Какие вы молодцы, так быстро и правильно разложили карточки!                                                                                                          Воспитатель -  Представьте себе, что вы пошли гулять в лес каждый со своей мамой. Кустик за кустик, деревце за деревце, и заблудились. Посмотрите на мои губы:                                                                                                                                    АУ – артикуляция губ.                                                                                                – Что я сейчас произнесла?                                                                                              Дети – АУ.                                                                                                 Воспитатель -  Правильно!                                                                           Воспитатель -  А теперь, пожалуйста, из слога МА и еще одного слога МА составьте слово.                                                                                                           Дети – Мама.                                                                                                           Воспитатель -  А теперь из слога  А и слога У. Что получилось?                        Дети – АУ.                                                                                                             Воспитатель -  Составьте предложение из этих слов.                                                  Дети – Мама, ау!                                                                                       Воспитатель -  Поменяйте местами эти слова.                                                          Дети – Ау, мама!                                                                                                    Воспитатель -  Очень хорошо!                                                                            Воспитатель -  Дети, я совсем забыла, наша любимая Аленка пригласила нас к себе в гости и попросила помочь ей. Вы хотите помочь ей?                                     Дети – Да!                                                                                                           Воспитатель -  Посмотрите, сколько здесь игрушек (автобус, кукла Оля, матрешка, автомобиль). А помочь ей нужно вот в чем. Определите место звука в названии этих игрушек.  (Дети определяют место звука в словах). Воспитатель -  Молодцы, девочки и мальчики. Аленка осталась довольна. Мы ее научили, и она с таким заданием справится. Вы сегодня хорошо занимались. Мы закрепили звуки.  Какие?                                                                                      Дети – А, О, У, М.                                                                                        Воспитатель -  Лучше всех занимались (называет имена).                                                                                                                                Я вами очень довольна, молодцы.

Дети прощаются с гостями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Любимая буква великана Кащея (звук и буква щ)

Ознакомление детей с буквой щ, уточнение артикуляции, развитие графо-моторного навыка....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...

Проект моя первая буква «В мире звуков и букв».

Проект моя первая буква «В мире звуков и букв»....

Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б

Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...