Твёрдые и мягкие согласные( конспект ООД в ДОУ )
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvyordye_i_myagkie_soglasnye.zip | 16.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 25
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе ДОУ
«Твёрдые и мягкие согласные звуки»
подготовила учитель -логопед
Бондаренко Лилия Владимировна
Старотитаровская
Темрюкский Район
КраснодарскиЙ край
Россия
2013
ТвЁрдые и мягкие согласные звуки
Цель: дать понятие о твердых и мягких согласных звуках.
Задачи: развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям; дать понятие о том, что одна буква может обозначать два звука.
Оборудование: робот Дэн и кошечка Дина, синие и зеленые квадраты на каждого ребёнка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Все ребята ровно встали,
Глазки на меня подняли,
Сели дружно, не зевайте!
На вопросы отвечайте!
II. Повторение пройденного материала :
- Какие бывают звуки? ( гласные, согласные)
– Какие звуки называются гласными? (Поются, нет преграды.)
– Какие звуки называются согласными? ( Не поются, есть преграда)
III. Объяснение нового материала.
1. Введение понятий «твердые», «мягкие» звуки.
Логопед показывает робота и говорит за него грубым голосом: «Здрав-ствуй-те, ре-бя-та! Ме-ня зо-вут Дэн».
Логопед. Кто к нам пришел? (робот Дэн)
– Какой он? (Железный, твердый…)
– Каким голосом он говорит? (Грубым, громким, твердым.)
Появляется кошечка: «Добренького вам утречка, ребятушки! Меня зовут Дина».
Логопед. Кто это? (кошечка Дина)
– Какая она? (Пушистая, мягкая…)
– Каким голосочком она говорит? (Нежным, ласковым, мягким.)
– Дэн и Дина любят произносить разные звуки:
Дэн: [к] Дина: [к’]
[г] [г’]
[х] [х’]
[т] [т’]
[д] [д’]
[с] [с’]
[з] [з’]
[р] [р’]
Логопед. Эти звуки одинаковые или разные? (Разные.)
Те звуки, которые любит произносить Дэн, называются твёрдыми, как он сам. А те, которые любит произносить Дина, называются мягкими, как сама кошечка.
Твердые согласные звуки в схемах мы будем обозначать синим квадратиком , а мягкие согласные – зеленым квадратиком.
Давайте почувствуем, что происходит с язычком, когда мы произносим твердые или мягкие согласные звуки.
Робот Дэн произносит звук [к], дети повторяют вслед за ним.
Логопед. Обратите внимание на то, что язычок делает горку легко, без напряжения.
Кошечка Дина произносит звук [к’], дети повторяют за ней.
Логопед. Мы сразу ощущаем напряжение язычка, как будто кошечка потягивается, выгибает спинку дугой.
Аналогично обращается внимание детей на расслабление – напряжение спинки языка на примере других звуков: [х] – [х’], [с] – [с’], [з] – [з’], [р] – [р’]…
ВНИМАНИЕ! Рассматриваемые звуки должны быть сохранны в речи детей!
Вывод. При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается к нёбу. При произнесении твердых согласных звуков такого не происходит.
2. Введение проблемной ситуации и решение.
Логопед. Согласных букв в русском языке 21, а согласных звуков гораздо больше. Их 36. Вы уже знаете, что все звуки на письме обозначаются буквами. Подумайте, как можно при помощи 21 буквы обозначить 36 звуков? (Предположительные ответы детей.)
– Обратите внимание на имена наших гостей: Дэн и Дина. Какой первый звук в имени робота? ( Д) Какой буквой вы его обозначите? (Д)
– Какой первый звук в имени кошечки? (ДЬ )Какой буквой вы его обозначите? (Д)
– Какой же можно сделать вывод?
Дети. Одна буква может обозначать два разных звука.
Логопед. Молодцы! Действительно, одной согласной букве приходится обозначать два разных звука. Хорошо хоть, что в словах она делает это по очереди: то обозначит твердый звук, то мягкий, а не оба сразу.
Есть привередливые звуки, без мягкой или твёрдой пары. Это звуки [й’], [ч’], [щ’], они живут без твердой пары.
– Это мои любимые звуки! – мурлычет кошечка Дина , – Ведь они всегда мягкие!
Логопед. Звуки [ж], [ш], [ц] живут без мягкой пары.
– А э-то мо-и лю-би-мы-е зву-ки! – обрадовался робот Дэн, – По-то-му что о-ни все-гда твер-ды-е!
IV. Закрепление нового материала.
1. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах.
Логопед. Дэн и Дина хотят убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные звуки на слух. Я буду произносить слоги, а вы, если услышите твердый звук, – поднимите синий квадрат, если услышите мягкий звук – зеленый квадрат.
Мя, мо, гу, ги, хи, ха, не, ди, ду, ле, ра, жа, си, мо.
2. Дифференциация твердых и мягких согласных в словах.
Логопед. Я буду произносить слова, а вы поднимайте синий квадрат , если первый звук в слове твердый, и зеленый квадрат , если первый звук в слове мягкий.
Кит, кот, река, гора, хор, гиря, рот, люк, ряд, лак, сон, жар, сон, пень, лес, лото, мак.
V. Итог занятия.
– Какие бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие)
– Что происходит с язычком при произнесении мягких согласных звуков? (При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается к нёбу).
– Может ли одна согласная буква обозначать два звука? (да)
– Каким цветом в схемах мы обозначаем твердый согласный звук? (синим)
– Каким цветом в схемах мы обозначаем мягкий согласный звук? (зелёным)
Список используемой литературы:
1.Курицына Э. М., Тараева Л. А. «Игры на развитие речи» - М., РОСМЭН, 2007.
2.Хамидулина Р.М. «Обучение грамоте. Подготовка к школе . Сценарии занятий.»- М., «ЭКЗАМЕН», 2009. Перова О. «Обучение грамоте» , М, РОСМЭН,2008
3. Марцинкевич Г. Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста.
Планы занятий» - Волгоград, «УЧИТЕЛЬ», 2006 г.
4.Дурова Н.В. «Фонетика. Как научить детей слышать и произносить
звуки», Москва «МОЗАЙКА – СИНТЕЗ» , 2000.
5.Земцова О.Н. «Грамотейка»- М., «МАХАОН»,2009.
6.Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя,
старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация твёрдых и мягких согласных (практический материал) (Учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка. Приходится прорабатывать и выделять эту часть коррекционной работы в отдель...
"Твёрдые и мягкие согласные"
конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников...
"Твёрдые и мягкие согласные"
конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников...
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»...
Дифференциация твёрдых и мягких согласных
Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение согласных звуков».
Дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; соверше...
Дополнительное образование в старшей группе № 6 «Алёнушка». Кружок обучение грамоте «Читалочка». Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки"
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»Программное содержание. Введение различения понятий «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Звуковой анализ...