Программа дополнительного образования «Волшебный мир букв и звуков»
рабочая программа по обучению грамоте (средняя группа) на тему
Образовательная программа дополнительного образования «Волшебный мир букв и звуков» (подготовка к обучению основам грамоты).
Возраст обучающихся – 4-6 лет.
Строк реализации – 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kolesnikovoy.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №84 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга | |
Принято: Педагогическим советом Протокол №____ от __________________ | УТВЕРЖДАЮ Заведующий ГБДОУ д/с №84 ________________ Е.В. Барабанова |
Образовательная программа дополнительного образования
«Волшебный мир букв и звуков»
(подготовка к обучению основам грамоты)
Возраст обучающихся – 4-6 лет
Строк реализации – 2 года
Автор:
Бугакова
Надежда Николаевна
Санкт-Петербург
2012 г.
Пояснительная записка
Программа «Волшебный мир букв и звуков» составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи программы.
Образовательные:
- Формирование и развитие фонематического слуха
- Развитие произносительных умений
- Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
- Знакомство со слоговой структурой слова
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
- Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
- Расширение словарного запаса детей
- Формирование и развитие звуко - буквенного анализа
- Подготовка руки ребёнка к письму
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия
- Развитие графических навыков
- Развитие мелкой моторики
- Приобщение детей к художественной литературе
Воспитательные:
- Воспитание умения работать
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим
Особенности программы.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения , используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.
Содержание программы делится на 2 этапа обучения:
1год-развитие звуковой культуры и фонематического слуха.
2год-развитие звуко - буквенного анализа, интереса и способностей к чтению
На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
- развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
- развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
- формирование графических навыков
Изучение материала проходит блоками:
1блок - Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги.
2 блок - Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными (1-й год)
Звуки и буквы (2-й год)
3-й блок - повторение
Особенности возрастной группы детей 4 – 5лет.
В 4-5 летнем возрасте заметно увеличивается словарный запас детей за счёт слов, обозначающих свойства и качества предметов. К 5 годам словарный запас составляет около 2000слов.
В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться в окончаниях слов, начинают активно использовать предлоги.
Речь становится связной и последовательной. Развивается как диалогическая речь, так и монологическая. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам или используя игрушки.
Особенности возрастной группы детей 5– 6 лет.
Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло- стеклянный)
Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов.
Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова ( хлеб – хлебница, сахар- сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы.
В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух - трёх слов, определяют порядок слов в предложении.
Способы и формы работы с детьми.
- Дидактические игры
- Фонематические упражнения
- Работа с текстами
- Рисование
Участники программы - дети 4 - 6 лет.
Срок реализации программы- 2 года
Срок обучения – 8 месяцев с октября по май (64 часа в год из расчёта 2 занятия в неделю).
Режим занятий – 2 раза в неделю во второй половине дня (4 - 5 лет – 20 минут,5 - 6 лет – 25 минут).
Основные применяемые технологии:
- Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова
- Здоровьесберегающие технологии
- Компьютерные (новые информационные) технологии
- Личностно-ориентированное обучение
Прогнозируемые результаты (первый год обучения):
Ребёнок к концу первого года обучения знает
- авторов и содержание произведений для детей А. Барто, К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова , К Ушинского, С.Маршака, Б. Заходера
- наизусть потешки, песенки ,загадки, небольшие стихотворения для детей А.Барто, Г. Сапгира, О. Высоцкой.
Ребёнок к концу года умеет
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
- делить слова на слоги;
- дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно;
- определять и называть первый звук в слове;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
- составлять 2-3 предложения по картине;
- пересказывать простые сказки;
- отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений
- заучивать небольшие стихотворения
Второй год обучения.
Ребёнок к концу второго года обучения знает
- авторов и содержание произведений для детей А.Барто, К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова, С.Маршака, Е. Благининой, Г. Виеру
наизусть потешки, песенки ,загадки, стихотворения для детей А. Барто, К Чуковского, Г. Сапгира, О. Высоцкой.
- буквы русского алфавита
- понимает и использует в речи термины «звук», «буква»
Ребёнок к концу второго года обучения умеет
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
- определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
- различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную
- пользоваться графическим обозначением звуков;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами
- составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта
- пересказывать простые сказки;
- отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений
- заучивать стихотворения
Формы подведения итогов
Открытые мероприятия для воспитателей и родителей, конкурс чтецов.
Учебно-тематический план
1 год обучения (4-5 лет)
№ п/п | Тема (раздел) | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение | 1 | - | 1 | |
Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги. | 10 | 5 | 5 | |
Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными | 30 | 12 | 18 | |
Произведения детских писателей | 7 | 4 | 3 | |
Рассказывание по картинам и серии картинок. | 7 | 2 | 5 | |
Повторение. | 9 | 2 | 7 | |
Всего | 64 | 25 | 39 |
Учебно-тематический план
2 год обучения (5-6 лет)
№ п/п | Тема (раздел) | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение. Многообразие слов. | 1 | - | 1 | |
Звуки и буквы | 38 | 19 | 19 | |
Произведения детских писателей | 8 | 8 | - | |
Рассказывание по картинам, серии картинок, из личного опыта детей. | 17 | 17 | - | |
Всего | 64 | 44 | 20 |
Содержание программы
1-й год обучения (4-5 лет)
Название темы | Цели | Краткое описание темы |
Введение | Заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. | На этом занятии в игровой форме дети будут рассказывать о себе. |
Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги. | Учить понимать и правильно употреблять термин «слово», познакомить с многообразием слов, сравнивать слова по звучанию, подбирать близкие по звучанию, делить слова на слоги. | На данном этапе формируется интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициатива в решении познавательных задач. Формируется навык самоконтроля и самооценки. Формируются графические навыки. |
Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными | Учить выделять среди звуков согласные. | В этом периоде главный аспект будет направлен на интонационное выделение твёрдых- мягких согласных в словах, фразовой речи .На этом этапе обучения широко применяются игровые упражнения, речевые игры, чистоговорки, скороговорки, продолжается работа над выразительностью чтения стихотворений, потешек, работа над текстами, работа над графическими навыками. |
Произведения детских писателей | Учить внимательно слушать рассказы, сказки, стихотворения. | Педагог, используя разные приёмы и педагогические ситуации, помогает детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Важно поддерживать интерес к слову в данном произведении, формировать интерес к книге. |
Рассказывание по картинам и серии картинок. | Упражнять детей в составлении описательных рассказов по картине, серии картинок, описывать предмет, картину; развивать монологическую речь. | Словарь детей расширяется за счёт слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребёнка. Дети осмысливают причинно-следственные отношения, учатся строить сложные предложения. |
Повторение. | Повторить звуки, нахождение их места в слове, отработать интонационную выразительность речи. | В игровой форме проходит повторение пройденного материала. |
Содержание программы
2-й год обучения (5-6 лет)
Название темы | Цели | Краткое описание темы |
Введение. Многообразие слов. | Учить строить короткие предложения, учить слушать друг друга. Познакомить с многообразием слов русского языка. | На этом занятии в игровой форме дети будут рассказывать о себе. |
Звуки и буквы | Учить различать понятия «Звук» и «Буква», выделять среди звуков согласные и гласные, среди согласных твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, а также познакомить с буквами, которые не обозначают звуков. | На этом этапе обучения дети начинают читать слияния, слоги, слова; широко применяются дидактические игровые упражнения, речевые игры, чистоговорки, скороговорки, продолжается работа над выразительностью чтения стихотворений, потешек, работа над текстами, работа над графическими навыками. |
Произведения детских писателей | Учить внимательно слушать рассказы, сказки, стихотворения. Познакомить с жанровыми особенностями рассказов, сказок, стихотворений. | На данном этапе педагог, используя разные приёмы и педагогические ситуации, помогает детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Педагог помогает детям понять скрытые мотивы поступков героев произведений. |
Рассказывание по картинам, серии картинок, из личного опыта детей. | Упражнять детей в составлении описательных рассказов по картине, серии картинок, описывать предмет, картину; развивать монологическую речь. | Дети осмысливают причинно-следственные отношения, учатся строить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. Дети составляют небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную педагогом. |
Методическое обеспечение образовательной программы
1-й год обучения
№п/п | Тема (раздел) | Форма проведения | Приемы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Форма подведения итогов |
1 | Введение | Беседа, игра | НАГЛЯДНОСТЬ – рассматривание серии сюжетных картин. СЛОВЕСТНЫЙ -беседа -использование художественной литературы (потешки, стихи, загадки) -указание, пояснение ПРАКТИЧЕСКИЙ -Обследование предмета (тактильное) -игровой персонаж -игровые упражнения -игры на развитие речи | иллюстрации | Игра «Подскажи словечко» |
2 | Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги. | Дидактическая игра | Демонстрационный, наглядный и раздаточный материал, предметные картинки | Игра «Путеше ствие по картинкам и схемам» | |
3 | Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными | Беседа, дидактическая игра | Демонстрационный наглядный материал, предметные картинки | Игра «Распредели правильно» | |
4 | Произведения детских писателей | Беседа, драматизация | Книги детских писателей. А.Барто, К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова , К Ушинского, С.Маршака, Б. Заходера А.Барто ,Г. Сапгира, О. Высоцкой. | Конкурс на лучшего чтеца по теме «Стихи С.Маршака» | |
5 | Расказывание по картинам и серии картинок. | Беседа, дидактическая игра. | Картинки, серии картинок | Конкурс на лучшего рассказчика по теме «Рассказ о моей игрушке» | |
6 | Повторение. | Дидактическая игра, конкурс | Демонстрационный наглядный материал, раздаточный материал, предметные картинки | Открытое мероприятие для воспитателей и родителей |
Методическое обеспечение образовательной программы
2-й год обучения
№ п/п | Тема (раздел) | Форма проведения | Приемы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Форма подведения итогов |
1 | Введение. Многообразие слов. | Беседа, дидактическая игра | НАГЛЯДНОСТЬ – рассматривание серии сюжетных картин. СЛОВЕСТНЫЙ -беседа -использование художественной литературы (потешки, стихи, загадки) -указание, пояснение ПРАКТИЧЕСКИЙ -Обследование предмета (тактильное) -игровой персонаж -игровые упражнения -игры на развитие речи | Демонстрационный, наглядный , раздаточный материал, предметные картинки | Игра «Место буквы в слове» |
2 | Звуки и буквы | Дидактическая игра, беседа | Демонстрационный, наглядный, раздаточный материал, предметные картинки | Разгадывание ребусов по теме «Звуки и буквы» | |
3 | Произведения детских писателей | Беседа, драматизация | Книги детских писателей. А.Барто, К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова, С.Маршака, Е. Благининой, Г. Виеру. Портреты писателей | Конкурс на лучшего чтеца по теме «Произведения К.Чуковского» | |
4 | Рассказывание по картинам, серии картинок, из личного опыта. | Беседа, дидактическая игра. | Картинки, серии картинок | Рассказ по теме «Любимая книга» |
Список литературы
- Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2010 г.
- Е.В.Колесникова. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2011г.
- Е.В.Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2011г.
- У.М.Сидорова. Задания по развитию речи детей старшей группы ДОУ. Москва: Творческий центр, 2010 г.
- Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Автор – составитель А.В. Аджи. Воронеж : ТЦ «Учитель», 2009 г.
- Е.В.Колесникова. «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5лет. Приложение к учебно-методическому пособию «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Москва :Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
- Коррекционно-развивающее обучение. Е.В.Колесникова «Дорисуй и раскрась» Рабочая тетрадь для детей 4-5лет. Москва :Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
- Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Москва : Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
- Е.В. Колесникова. «Ну-ка, буква, отзовись!» Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
- Е.В.Колесникова «Прописи для дошкольников 5–7 лет». Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Волшебные краски"
Програма дополнительного образования по ИЗО деятельности для воспитателей ДОУ, педагогов допонительного образования, расчитана на детей дошкольного возраста. Построена на основе использования нетради...
Программа дополнительного образования «Волшебные ладошки», для детей 5–6 лет
Пояснительная записка.Количество кружковых занятий в год: 28Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 25 минут.Срок обучения: 1 год.Направленность: художественно-эстетическая....
Рабочая программа дополнительного образования «Волшебный мир букв и звуков»
Программа «Волшебный мир букв и звуков» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамо...
Программа дополнительного образования «Волшебный мир бумаги» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» воспитанников средней группы (4-5 лет) Срок реализации программы: 1 год.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей. Учебная пр...
ПРОГРАММА дополнительного образования по обучению грамоте "От звука к букве"
Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми с 5 - 7 лет в дошкольно - образовательных учреждениях. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении ...
Отчёт по программе дополнительного образования в старшей группе «От звука к букве»
Образовательная деятельность кружка осуществляется по авторской программе Колесниковой Е. В. «От звука к букве»Программа предназначена для работы с детьми 4 &ndash...