Программа дополнительного образования «Волшебный мир букв и звуков»
рабочая программа по обучению грамоте (средняя группа) на тему
Образовательная программа дополнительного образования «Волшебный мир букв и звуков» (подготовка к обучению основам грамоты).
Возраст обучающихся – 4-6 лет.
Строк реализации – 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №84 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга | |
Принято: Педагогическим советом Протокол №____ от __________________ | УТВЕРЖДАЮ Заведующий ГБДОУ д/с №84 ________________ Е.В. Барабанова |
Образовательная программа дополнительного образования
«Волшебный мир букв и звуков»
(подготовка к обучению основам грамоты)
Возраст обучающихся – 4-6 лет
Строк реализации – 2 года
Автор:
Бугакова
Надежда Николаевна
Санкт-Петербург
2012 г.
Пояснительная записка
Программа «Волшебный мир букв и звуков» составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи программы.
Образовательные:
- Формирование и развитие фонематического слуха
- Развитие произносительных умений
- Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
- Знакомство со слоговой структурой слова
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
- Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
- Расширение словарного запаса детей
- Формирование и развитие звуко - буквенного анализа
- Подготовка руки ребёнка к письму
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия
- Развитие графических навыков
- Развитие мелкой моторики
- Приобщение детей к художественной литературе
Воспитательные:
- Воспитание умения работать
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим
Особенности программы.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения , используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.
Содержание программы делится на 2 этапа обучения:
1год-развитие звуковой культуры и фонематического слуха.
2год-развитие звуко - буквенного анализа, интереса и способностей к чтению
На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
- развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
- развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
- формирование графических навыков
Изучение материала проходит блоками:
1блок - Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги.
2 блок - Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными (1-й год)
Звуки и буквы (2-й год)
3-й блок - повторение
Особенности возрастной группы детей 4 – 5лет.
В 4-5 летнем возрасте заметно увеличивается словарный запас детей за счёт слов, обозначающих свойства и качества предметов. К 5 годам словарный запас составляет около 2000слов.
В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться в окончаниях слов, начинают активно использовать предлоги.
Речь становится связной и последовательной. Развивается как диалогическая речь, так и монологическая. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам или используя игрушки.
Особенности возрастной группы детей 5– 6 лет.
Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло- стеклянный)
Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов.
Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова ( хлеб – хлебница, сахар- сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы.
В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух - трёх слов, определяют порядок слов в предложении.
Способы и формы работы с детьми.
- Дидактические игры
- Фонематические упражнения
- Работа с текстами
- Рисование
Участники программы - дети 4 - 6 лет.
Срок реализации программы- 2 года
Срок обучения – 8 месяцев с октября по май (64 часа в год из расчёта 2 занятия в неделю).
Режим занятий – 2 раза в неделю во второй половине дня (4 - 5 лет – 20 минут,5 - 6 лет – 25 минут).
Основные применяемые технологии:
- Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова
- Здоровьесберегающие технологии
- Компьютерные (новые информационные) технологии
- Личностно-ориентированное обучение
Прогнозируемые результаты (первый год обучения):
Ребёнок к концу первого года обучения знает
- авторов и содержание произведений для детей А. Барто, К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова , К Ушинского, С.Маршака, Б. Заходера
- наизусть потешки, песенки ,загадки, небольшие стихотворения для детей А.Барто, Г. Сапгира, О. Высоцкой.
Ребёнок к концу года умеет
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
- делить слова на слоги;
- дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно;
- определять и называть первый звук в слове;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
- составлять 2-3 предложения по картине;
- пересказывать простые сказки;
- отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений
- заучивать небольшие стихотворения
Второй год обучения.
Ребёнок к концу второго года обучения знает
- авторов и содержание произведений для детей А.Барто, К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова, С.Маршака, Е. Благининой, Г. Виеру
наизусть потешки, песенки ,загадки, стихотворения для детей А. Барто, К Чуковского, Г. Сапгира, О. Высоцкой.
- буквы русского алфавита
- понимает и использует в речи термины «звук», «буква»
Ребёнок к концу второго года обучения умеет
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
- определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
- различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную
- пользоваться графическим обозначением звуков;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами
- составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта
- пересказывать простые сказки;
- отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений
- заучивать стихотворения
Формы подведения итогов
Открытые мероприятия для воспитателей и родителей, конкурс чтецов.
Учебно-тематический план
1 год обучения (4-5 лет)
№ п/п | Тема (раздел) | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение | 1 | - | 1 | |
Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги. | 10 | 5 | 5 | |
Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными | 30 | 12 | 18 | |
Произведения детских писателей | 7 | 4 | 3 | |
Рассказывание по картинам и серии картинок. | 7 | 2 | 5 | |
Повторение. | 9 | 2 | 7 | |
Всего | 64 | 25 | 39 |
Учебно-тематический план
2 год обучения (5-6 лет)
№ п/п | Тема (раздел) | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение. Многообразие слов. | 1 | - | 1 | |
Звуки и буквы | 38 | 19 | 19 | |
Произведения детских писателей | 8 | 8 | - | |
Рассказывание по картинам, серии картинок, из личного опыта детей. | 17 | 17 | - | |
Всего | 64 | 44 | 20 |
Содержание программы
1-й год обучения (4-5 лет)
Название темы | Цели | Краткое описание темы |
Введение | Заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. | На этом занятии в игровой форме дети будут рассказывать о себе. |
Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги. | Учить понимать и правильно употреблять термин «слово», познакомить с многообразием слов, сравнивать слова по звучанию, подбирать близкие по звучанию, делить слова на слоги. | На данном этапе формируется интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициатива в решении познавательных задач. Формируется навык самоконтроля и самооценки. Формируются графические навыки. |
Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными | Учить выделять среди звуков согласные. | В этом периоде главный аспект будет направлен на интонационное выделение твёрдых- мягких согласных в словах, фразовой речи .На этом этапе обучения широко применяются игровые упражнения, речевые игры, чистоговорки, скороговорки, продолжается работа над выразительностью чтения стихотворений, потешек, работа над текстами, работа над графическими навыками. |
Произведения детских писателей | Учить внимательно слушать рассказы, сказки, стихотворения. | Педагог, используя разные приёмы и педагогические ситуации, помогает детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Важно поддерживать интерес к слову в данном произведении, формировать интерес к книге. |
Рассказывание по картинам и серии картинок. | Упражнять детей в составлении описательных рассказов по картине, серии картинок, описывать предмет, картину; развивать монологическую речь. | Словарь детей расширяется за счёт слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребёнка. Дети осмысливают причинно-следственные отношения, учатся строить сложные предложения. |
Повторение. | Повторить звуки, нахождение их места в слове, отработать интонационную выразительность речи. | В игровой форме проходит повторение пройденного материала. |
Содержание программы
2-й год обучения (5-6 лет)
Название темы | Цели | Краткое описание темы |
Введение. Многообразие слов. | Учить строить короткие предложения, учить слушать друг друга. Познакомить с многообразием слов русского языка. | На этом занятии в игровой форме дети будут рассказывать о себе. |
Звуки и буквы | Учить различать понятия «Звук» и «Буква», выделять среди звуков согласные и гласные, среди согласных твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, а также познакомить с буквами, которые не обозначают звуков. | На этом этапе обучения дети начинают читать слияния, слоги, слова; широко применяются дидактические игровые упражнения, речевые игры, чистоговорки, скороговорки, продолжается работа над выразительностью чтения стихотворений, потешек, работа над текстами, работа над графическими навыками. |
Произведения детских писателей | Учить внимательно слушать рассказы, сказки, стихотворения. Познакомить с жанровыми особенностями рассказов, сказок, стихотворений. | На данном этапе педагог, используя разные приёмы и педагогические ситуации, помогает детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Педагог помогает детям понять скрытые мотивы поступков героев произведений. |
Рассказывание по картинам, серии картинок, из личного опыта детей. | Упражнять детей в составлении описательных рассказов по картине, серии картинок, описывать предмет, картину; развивать монологическую речь. | Дети осмысливают причинно-следственные отношения, учатся строить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. Дети составляют небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную педагогом. |
Методическое обеспечение образовательной программы
1-й год обучения
№п/п | Тема (раздел) | Форма проведения | Приемы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Форма подведения итогов |
1 | Введение | Беседа, игра | НАГЛЯДНОСТЬ – рассматривание серии сюжетных картин. СЛОВЕСТНЫЙ -беседа -использование художественной литературы (потешки, стихи, загадки) -указание, пояснение ПРАКТИЧЕСКИЙ -Обследование предмета (тактильное) -игровой персонаж -игровые упражнения -игры на развитие речи | иллюстрации | Игра «Подскажи словечко» |
2 | Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги. | Дидактическая игра | Демонстрационный, наглядный и раздаточный материал, предметные картинки | Игра «Путеше ствие по картинкам и схемам» | |
3 | Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными | Беседа, дидактическая игра | Демонстрационный наглядный материал, предметные картинки | Игра «Распредели правильно» | |
4 | Произведения детских писателей | Беседа, драматизация | Книги детских писателей. А.Барто, К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова , К Ушинского, С.Маршака, Б. Заходера А.Барто ,Г. Сапгира, О. Высоцкой. | Конкурс на лучшего чтеца по теме «Стихи С.Маршака» | |
5 | Расказывание по картинам и серии картинок. | Беседа, дидактическая игра. | Картинки, серии картинок | Конкурс на лучшего рассказчика по теме «Рассказ о моей игрушке» | |
6 | Повторение. | Дидактическая игра, конкурс | Демонстрационный наглядный материал, раздаточный материал, предметные картинки | Открытое мероприятие для воспитателей и родителей |
Методическое обеспечение образовательной программы
2-й год обучения
№ п/п | Тема (раздел) | Форма проведения | Приемы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Форма подведения итогов |
1 | Введение. Многообразие слов. | Беседа, дидактическая игра | НАГЛЯДНОСТЬ – рассматривание серии сюжетных картин. СЛОВЕСТНЫЙ -беседа -использование художественной литературы (потешки, стихи, загадки) -указание, пояснение ПРАКТИЧЕСКИЙ -Обследование предмета (тактильное) -игровой персонаж -игровые упражнения -игры на развитие речи | Демонстрационный, наглядный , раздаточный материал, предметные картинки | Игра «Место буквы в слове» |
2 | Звуки и буквы | Дидактическая игра, беседа | Демонстрационный, наглядный, раздаточный материал, предметные картинки | Разгадывание ребусов по теме «Звуки и буквы» | |
3 | Произведения детских писателей | Беседа, драматизация | Книги детских писателей. А.Барто, К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова, С.Маршака, Е. Благининой, Г. Виеру. Портреты писателей | Конкурс на лучшего чтеца по теме «Произведения К.Чуковского» | |
4 | Рассказывание по картинам, серии картинок, из личного опыта. | Беседа, дидактическая игра. | Картинки, серии картинок | Рассказ по теме «Любимая книга» |
Список литературы
- Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2010 г.
- Е.В.Колесникова. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2011г.
- Е.В.Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2011г.
- У.М.Сидорова. Задания по развитию речи детей старшей группы ДОУ. Москва: Творческий центр, 2010 г.
- Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Автор – составитель А.В. Аджи. Воронеж : ТЦ «Учитель», 2009 г.
- Е.В.Колесникова. «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5лет. Приложение к учебно-методическому пособию «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Москва :Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
- Коррекционно-развивающее обучение. Е.В.Колесникова «Дорисуй и раскрась» Рабочая тетрадь для детей 4-5лет. Москва :Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
- Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Москва : Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
- Е.В. Колесникова. «Ну-ка, буква, отзовись!» Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
- Е.В.Колесникова «Прописи для дошкольников 5–7 лет». Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Волшебные краски"
Програма дополнительного образования по ИЗО деятельности для воспитателей ДОУ, педагогов допонительного образования, расчитана на детей дошкольного возраста. Построена на основе использования нетради...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-160363-1361700518.jpg)
Программа дополнительного образования «Волшебные ладошки», для детей 5–6 лет
Пояснительная записка.Количество кружковых занятий в год: 28Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 25 минут.Срок обучения: 1 год.Направленность: художественно-эстетическая....
Рабочая программа дополнительного образования «Волшебный мир букв и звуков»
Программа «Волшебный мир букв и звуков» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамо...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/12/picture-636026-1689162785.jpg)
Программа дополнительного образования «Волшебный мир бумаги» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» воспитанников средней группы (4-5 лет) Срок реализации программы: 1 год.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей. Учебная пр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-529696-1416222416.jpg)
ПРОГРАММА дополнительного образования по обучению грамоте "От звука к букве"
Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми с 5 - 7 лет в дошкольно - образовательных учреждениях. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/28/picture-1223220-1582865290.jpg)
Отчёт по программе дополнительного образования в старшей группе «От звука к букве»
Образовательная деятельность кружка осуществляется по авторской программе Колесниковой Е. В. «От звука к букве»Программа предназначена для работы с детьми 4 &ndash...