Программа дополнительного образования "Волшебные краски"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_volshebye_kraski.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пермский край г. Чайковский
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №27 «Чебурашка»
Программа дополнительного образования
«Волшебные краски»
Программа предназначена для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования, рассчитана на детей
старшего дошкольного возраста.
Разработала:
Поварницина Елена Александровна,
Детский сад №27 «Чебурашка»,
воспитатель по ИЗО деятельности
первой квалификационной категории
2011 г.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст- наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.
Многие учёные, педагоги, психологи, воспитатели пробуют по новому оценить традиционные подходы к художественному воспитанию детей. Подобные поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не останавливаться на уже достигнутом, « встряхивают», и обогащают. В результате таких поисков и открытий детская деятельность становится всё более свободной, радостной и успешной!
«Стремление в чём-то преуспеть, быть компетентным и независимым, понять мир и действовать искусно- фундаментально для каждого человека»- утверждает профессор психологии М. Даналдсон.
В своей работе я решила обратиться к нетрадиционным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству. Возникает вопрос: «Почему техники называются нетрадиционными, если они уже вошли в практику работы многих детских учреждений?»
Во-первых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не
«укоренились», они являются скорее экспериментальными.
Во-вторых, педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен( в должной степени) в современных образовательных программах.
В-третьих,нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике
Искусства свою историю, хотя известны много лет.
В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет
жёсткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная
радость. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Например, обычными красками, фломастерами, карандашами можно рисовать на белой и цветной, сухой и влажной, ровной и мятой, гладкой и наждачной
бумаге. Можно изобретать свои способы и техники из того, что под рукой. А можно освоить новые материалы: карандаши- восковые, маслянные; краски- витражные, перламутровые, акриловые… Очень интересно рисовать на песке, бересте, природном камне угольком, птичьим пёрышком, шишкой, верёвочкой.
В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Каждая из существующих нетрадиционных техник – это маленькая игра.
Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у ребят такие качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие
самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и
талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и
понимании.
- Содержательная часть программы
На основании действующей комплексной программы « Детство», в соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого малыша на выбор интересного занятия для самовыражения, была создана программа дополнительного образования «Волшебные краски».
Цель программы:
Развитие творческих способностей детей в рисовании, лепке, аппликации
Задачи художественно-творческого развития дошкольников:
- Создать условия для пробуждения и реализации творческой активности;
- Обучать способам деятельности, формировать умения и навыки детей в изобразительных, декоративных, конструктивных видах творества.
- Формировать яркие, положительные эмоции в процессе творческого общения;
- Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка);
Принципы построения программы:
- Личностно-ориентированный подхода к каждому ребёнку;
- Интеграция разных видов искусства ( изобразительного и декоративно-прикладного) и детской художественной деятельности;
- Обогащение сенсорно-чувственного опыта;
- Естественная радость в разных видах эстетического освоения мира (восприятия, чувствование и деятельность), сохранения непосредственности, эмоциональной открытости;
- Продуктивное взаимодействие детей между собой и взрослым;
- Использование проблемных,игровых ситуаций, инициирующих детское экспериментирование и развитие творческих способностей.
Занятия кружка в изостудии носят творческий характер, отличающийся от обычных занятий:
- Приобретается более широкий спектр изоматериалов, их использование по
желанию детей.
- Дети осваивают нетрадиционные способы изображения (граттаж, принт, пуантилизм, кракле, набрызг).
- Познают свойства материалов (разнофактурные ткани, бумага, природные
материалы). У них воникает желание экспериментировать для создания художественных образов, композиций.
- Малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта.
- Форма организации занятий кружка носит свободный характер. Дети могут работать сидя и стоя,отходить от рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою.
- Велико значение студии в создании микроклимата в коллективе. Дети, объединённые любимым делом, внимательны др. к др.,бережно относятся к
результатам деятельности, материалам. Студийцы с удовольствием помогают на занятиях, передают свой опыт и знания товарищам.
- Методическвя часть программы
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование на каждый месяц. Темы внутри каждого блока переставлены, педагог сам определяет порядок их прохождения.
Основные блоки программы:
1.1 «Необыкновенное рисование»
Знакомить детей с нетрадиционными приёмами и техниками работы на бумаге (граттаж, кракле, принт, набрызг), новыми художественными материалами. Развивать художественно-творческие способности, цветовосприятие.
- «Волшебные картинки»
Продолжать знакомить детей с оригинальными способами рисования (наждачная бумага, пластилинография, живопись на природном камне). Развивать элементарную поисковую деятельность и экспериментирование с художественными материалами (наждачная бумага, перламутровые, масляные карандаши, угольки). Формировать творческое мышление, образное восприятие.
1.3 «Сказки Лесовичка»-( экопластика)
Деликатно и ненавязчиво учить детей всматриваться в окружающий мир, любоваться им, чувствовать особенности природного материала во всём его богатстве ( форма, цвет, фактура). Воспитывать тонкое восприятие и наблюдательность («глаз художника»). Учить видеть интересный образ, создавать задуманный. Учить работать с природным и бросовым материалом. Знакомить с
важнейшим принципом: « Не навреди!»
1.4 «Бабушкин сундучок»
Знакомить детей с лоскутной техникой. Совершенствовать умения в аппликации из
ткани.Знакомить детей разнофактурной тканью, её свойствами. Развивать художественный вкус при подборе расцветок, их сочетание в узоре. Обратить внимание на многообразие и декоративность материала. Учить создавать декоративные панно, композиции с использованием бытового материала (пуговицы, бусины, тесьма, кружево, пряжа). Формировать чувство симметрии, формы.
1.5 « Бумажные выкрутасы» (бумагопластика)
Осваивать техники работы с разнофактурной бумагой, фольгой, способы наклеивания. Развивать у детей способности к созданию декоративных композиций. Совершенствовать навыки работы с ножницами, клеем. Воспитывать терпение, аккуратность, осторожность. Формировать художественный вкус.
1.6 « Мозаика»
Знакомить детей с техниками мозаичного изображения. Учить создавать узор,картинку из однородных или различных по материалу частей. Стимулировать воображение, фантазию, творческий подход. Развивать мелкие тактильные мышцы.. Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей.
1.7 «Тили-тили-тесто» (тестопластика)
Совершенствовать технику лепки из солёного теста- натурального и окрашенного ( свободно сочетать разные способы и приёмы). Воспитывать интерес к декоративно-оформительской деятельности, экспериментированию с формой. Разнообразить приёмы декоративного оформления. Учить пользоваться инструментами ( скалка, формочки, печатки). Развивать глазомер, чувство формы, пропорции, художественный вкус.
1.8« Разноцветные фантазии» ( смешанные техники)
Показать варианты сочетания художественных материалов по цвету, фактуре. Знакомить с техникой коллажирования, витража, творческого конструирования.
Дать понятие о дизайн-творчестве. Развивать творческиспособности,эстетический вкус.
Структура занятий:
- Мотивация детей.
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала.Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
- Пальчиковая гимнастика.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества.Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов.Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве.Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы(бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.
- Художественно-изобразительная деятельность.
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать,сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искуства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, дизайн-творчестве.
Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи-Акварелька, Вредина, Клякса,
которые делают ошибки, допускают неточности, путают.Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.
- Презентация работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению
творческих задач.Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего
труда.
Режим занятий
Название блока |
месяц | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц |
«Необыкновенное рисование» | сентябрь |
1 |
4 |
«Волшебные картинки» | октябрь | 1 | 4 |
«Сказки Лесовичка» | ноябрь | 1 | 4 |
«Бабушкин сундучок» | декабрь | 1 | 4 |
«Бумажные выкрутасы» | январь | 1 | 4 |
«Мозаика» | февраль | 1 | 4 |
«Тили-тили-тесто» | март | 1 | 4 |
«Разноцветные фантазии» | апрель | 1 | 4 |
Всего : 32 занятия в год
На все игры, упражнения, пальчиковую гимнастику, физкультминутки предполагаются картотеки.
Программа предназначена для педагогов по изо-деятельности, воспитателей
дошкольных учреждений для занятий с детьми 5-6лет.
Количество детей в группе составляет 10- 12 человек.
Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов
и оборудования:
- Наборов разнофактурной бумаги, ткани.
- Дополнительного материала ( природного, бытового, бросового).
- Художественно-изобразительного материала.
- Инструментов для художественного творчества.
К концу года умения детей во всех видах изобразительной и декоративной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, аппликаций, поделок является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
Литература
- Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги».- М., 1992
- Мусиенко С.И «Оригами в детском саду».- М., 2010
- Беженова О.Л. «Волшебное рукоделие».- М.,2008
4.Парамонова Л.А. «Киригами- творческое конструирование из бумаги».- М.,2003
5.Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в дет.саду».- Д.,1990
6.Кискальд И. «Солёное тесто - увлекательное моделирование».- М.,2002
7.Пацци Л. «Фантазии из солёного теста».- М.,2008
8.Румянцева Е. «Аппликация. Простые поделки».-М.,2007
9.Казакова Т.Г. «Теория и методика развития дет. изобразит. творчества».-М.,2006
10.Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте».-М.,1991
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………..1
- Содержательная часть программы……………………………………….2
- Цель………………………………………………………………………3
- Задачи……………………………………………………………………3
- Принципы построения………………………………………………….3
- Методическая часть программы………………………………………...4
- Основные блоки………………………………………………………...5
- Структура занятий……………………………………………………...7
- Режим занятий…………………………………………………………..9
- Условия реализации…………………………………………………...10
- Механизмы контроля за этапами реализации……………………....10
Приложение .
Блочно-тематический план кружка «Волшебные краски»……………………….11
Литература……………………………………………………………………14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей по нетрадиционному рисованию « Волшебные краски» для детей от 3 до 4 лет 1 год обучения
Способствовать развитию творческих способностей, фантазии, воображения по средствам нетрадиционного рисования у младшего дошкольного возраста....
Программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Радостные краски"
Кружковая работа по рисованию....
Программа дополнительного образования "Веселые краски" для детей 5-6 лет.
Цель программы "Веселые краски": развитие художественно-творческихспособностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник,постижение детьми возможностей различных художественных материалов....
Программа дополнительного образования детей по нетрадиционному рисованию « Волшебные краски»
Программа дополнительного образования детейпо нетрадиционному рисованию« Волшебные краски»...
Программа дополнительного образования по рисованию для детей старшего ( 5-6 лет)дошкольного возраста « Краски в сказке»
Дух есть мастер, воображение — инструмент, тело — послушный материал. В каждом человеке есть свой собственный внутренний мир, сотворенный силою воображения. Воображение порождается чистым ...
программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности для детей от 2-3 лет" Яркие краски" на 2019-2020 гг.
Нетрадиционное рисование является той техникой, которая создает ситуацию успеха у детей, формирует устойчивую мотивацию к рисованию....
Дополнительная общеразвивающая программа "Кисти и краски" для детей 4-6 лет
Уже с раннего возраста ребёнок начинает чувствовать красоту окружающего мира. У него появляется чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства. Каждый ребёнок на определённом отр...