НОД по обучению грамоте. Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф' ].
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.

Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф' ].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod2.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: воспитатель - Иванова С.А. ,МАДОУ № 234 детский сад комбинированного вида «Мечта» (г. Кемерово ). НОД для детей подготовительной группы (6 – 7 лет).

 НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.

Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф' ].

Цель: Ознакомление с новой буквой алфавита.

Задачи:1.Учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [ ф ] [ ф' ], узнавать графический образ букв, формировать навык чтения сочетаний букв, слогов, слов.

2.Развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух.

3.Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества, самостоятельности,

 дисциплинированности.

Оборудование: С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка, иллюстрации петуха и шмеля (игра оформлена на основе книги Н.В. Новоторцевой «Учимся читать. Обучение чтению в детском саду. Ярославль, «Академия развития»,1998) иллюстрации моркови, капусты, лука, карточки – слоги для игры « Собери слоги – получи овощ», рисунок к игре «Наборщик», изображение ежа, синицы.

                                                   Ход НОД.

I. Организационный момент ( Положительный настрой на работу).

                 II. Актуализация знаний.

1.Повторение букв а) Назвать только гласные буквы ( петух) картина1.

                                  б) Назвать только согласные буквы (шмель) картина 2

Напечатайте буквы, из которых состоит шмель (дети Iварианта), все остальные печатают буквы, из которых состоит петух (дети IIварианта).

      2  Работа по ленте букв.

*Назовите гласные, которые указывают на твёрдость согласных звуков. (А, О, У, Ы , Э ).

*Назовите гласные, которые указывают на мягкость согласных звуков ( Е,Ё, Ю, Я ,И )

3.Отгадайте загадки:

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице. (МОР - КОВЬ) на доску иллюстрацию.

Сто одёжек - и все без застёжек. ( КА – ПУС - ТА) на доску иллюстрацию.

Сидит дед, в шубу одет.

Кто его раздевает, тот слёзы проливает ( ЛУК ) на доску иллюстрацию.

Как назовём отгадки одним словом? Овощи.

Чем овощи отличаются от фруктов?

4.РАБОТА СО СЛОВАРЁМ С.И .Ожегова. Один из дошкольников читает значение слова.

Овощи – выращиваемые на грядках корнеплоды, луковичные, листовые и некоторые другие растения, а также сами их плоды

 (стр.434 Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, М,1995г.).

5.Составление схемы слова ОВОЩИ.

-Вспомнить название других овощей нам помогут слоги. Ветерок подул и слово рассыпалось. Каждое слово обозначает овощ. Собери слово ( все овалы со слогами рассыпаны на столе).

РЕДЬ – КА                                                          ТО – МА - ТЫ

ТЫК – ВА                                                            О – ГУР – ЦЫ

ПЕР – ЦЫ                                                           КА – БАЧ – КИ

6.К доске приглашаются два дошкольника. Пока они работают со слогами, воспитатель читает текст « Овощи» на карточке.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Картошку,

         Капусту,

                Морковку,

                            Горох,

                                Петрушку и свёклу .Ох!

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

        Картошка?

                  Капуста?

                            Морковка?

                                        Горох?

                                             Петрушка иль свёкла? Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

         Картошку,

                     Капусту,

                             Морковку,

                                        Горох,

                                            Петрушку иль свёклу. Ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

         Картошка,

                 Капуста,

                        Морковка,

                               Горох,

                                    Петрушка и свёкла. Ох! И суп овощной оказался не плох!

7.Беседа:

-Вспомните, что принесла хозяйка с базара?

-Из – за чего овощи завели спор? Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

-Что сделала хозяйка? Хозяйка тем временем ножик взяла, и ножиком этим крошить начала.

-Что сделали овощи в крутом кипятке? Накрытые крышкою в душном горшке, кипели, кипели в крутом кипятке.

-Каков оказался суп? И суп овощной оказался не плох.

-Какой суп вы любите? А какой можно приготовить? (Молочный, рассольник, щи, борщ, гороховый и др.)

  8. ПРОВЕРИТЬ СЛОГИ. КАКИЕ ОВОЩИ ПОЛУЧИЛИ?

9.-Поиграем. Игра « Наборщик». Набирая названия овощей – человек ошибся слогами. Помоги разобраться.

БО – ДИС                             БО – БЫ.

РЕ – БЫ                                РЕ –ДИС.

ЧЕС – СОЛЬ                         ЧЕС - НОК.

ФА – НОК                             ФА – СОЛЬ.

III  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

IV.Изучение нового материала.

1.Беседа:

-Как фыркает ёж? Ф – ф –ф.(Иллюстрация).

-Как поёт песенки синица? Фью – фью – фью!(Иллюстрация).

-Какие новые звуки услышали? [ ф ], [ ф' ]. Эти звуки обозначаются буквой ф.

2.ПОКАЗ БУКВЫ.

3.На что похожа буква?

*ФЕДЯ ХОДИТ РУКИ В БОКИ
  ЗНАЧИТ, ВЫУЧИЛ УРОКИ.

4.-Встаньте, пожалуйста, покажите, как ходит Федя.

5.Закройте глаза, напечатайте букву в воздухе.

V.Закрепление:

1.Чтение с доски:

ФА              ФАР             РАФ                  ФИЛИН – птица

ФО              ФОР            РОФ                   ФИАЛКА – цветок

ФУ               ФУР             РУФ                   ФОРМА – специальная одежда

ФЕ                ФЕР             РЕФ                   ФОРЕЛЬ – вид рыбы

ФИ                ФИР              РИФ                ФОКУСНИК – цирковая профессия

2.Игра. Если вы услышали в слове новый звук – ХЛОПАЕМ, если звука нет, значит сидим спокойно.

Фартук, ваза, факир, ширма, фонтан, фикус, снег, фарфор, конфета, фрак.

Фартук – одежда, защищающая перед платья от загрязнения (стр.837)

Ваза – сосуд для фруктов (стр.64).

Факир – фокусник, демонстрирующий большую физическую силу (стр. 835).

Ширма – перегородка из рам (стр.884).

Фонтан – струя жидкости выбрасываемая вверх (стр.843).

Фикус – тропическое вечнозелёное дерево (стр.840).

Снег – атмосферные осадки (стр.727).

Фарфор – белый материал получаемый из глины, шпата, кварца (стр.837).

Конфета – сладкое кондитерское изделие (стр.286).

Фрак – род парадного сюртука с вырезом спереди полами и длинными узкими фалдами сзади (стр.845).

3.Работа с карточками. Чтение стихотворения дошкольником.

Фо – кус – ник   во   фрак одет,

Фа – кел   пре – вра – тил   в   бу - кет.

Фе – я   вы – ско – чит   от –ту - да

Фо – кус   это   и – ли    чу - до?

4.Работа над значением слов.

Какие слова непонятны? Объясните, как понимаете значение слова факел?

Факел – короткая палка с намотанной на конце просмоленной паклей (стр.835).

-Подберите слова близкие по значению к словам: фея, фокус (Фея - волшебница, фокус – чудо – волшебство).

-Как скажем о волшебнике мужского пола? (факир -  маг).

5. Найдите и подчеркните новую букву карандашом в тексте четверостишия.

6.Напечатайте слово ФЕЯ в своих тетрадках карандашом.

7.Обведите шаблон феи и выполните штриховку сверху вниз и слева направо.

VI.Итог :

-С какой буквой познакомились? ( с буквой Ф).

-Какие звуки она обозначает? [ ф ], [ ф' ].

К доске приглашаются 6 детей. Каждый получает задание изобразить новую букву разными средствами.

*Собрать букву из элементов конструктора.

*Вырезать букву из бумаги.

*Выложить букву камешками.

*Написать букву, подышав на окно.

*Сделать в крышке пластиковой бутылочки дырочку и водой написать на песке в тазу букву.

*Сделать из канцелярских скрепок цепочку и сложить из нее букву.

VII.Рефлексия:

-Понравилось ли вам наше общение? Кому понравилось – нарисуйте солнышко жёлтым карандашом в тетрадке, где печатали; кому не понравился – красным, кто испытывал трудности в ходе работы – оранжевым.

-Какое задание понравилось больше всех?

-Где испытывали затруднения?

Проверить графическое изображение буквы Ф у каждого из приглашенных  детей.

Список литературы:

1.Волина В. Учимся играя-М., Просвещение, 1994.

2.Марцинкевич Г.Ф.. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – Волгоград, 2000.

3.Кирдяева Н.В.. Тридцать три игры, чтобы выучить тридцать три буквы. Начальная школа № 9, 2009.

4.Новоторцева Н.В. «Обучение грамоте в детском саду и дома», «Академия развития», Ярославль,1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

НОД по обучению грамоте.Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\'].

НОД по обучению грамоте. Программа «Преемственность» под редакцией Н.А. Федосовой. Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе).Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\']....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.Познакомить с буквой Ь, как показателем мягкости согласных звуков; обучат...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов"

Цель: ознакомление детей со звуками и буквами [Ж-Ш].Задачи:1.Образовательные: познакомить звуками [ж-ш]; совершенствовать навык чтения слогов; формировать навык самоконтроля.2.Развивающие: развивать ф...

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], стр.59

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к  (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], с...