НОД по обучению грамоте. Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф' ].
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.
Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф' ].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod2.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: воспитатель - Иванова С.А. ,МАДОУ № 234 детский сад комбинированного вида «Мечта» (г. Кемерово ). НОД для детей подготовительной группы (6 – 7 лет).
НОД. Обучение грамоте. Программа « Преемственность». Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе) под редакцией Н.А. Федосовой.
Тема: Буквы Ф, ф, звуки [ ф ] [ ф' ].
Цель: Ознакомление с новой буквой алфавита.
Задачи:1.Учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки [ ф ] [ ф' ], узнавать графический образ букв, формировать навык чтения сочетаний букв, слогов, слов.
2.Развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух.
3.Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества, самостоятельности,
дисциплинированности.
Оборудование: С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка, иллюстрации петуха и шмеля (игра оформлена на основе книги Н.В. Новоторцевой «Учимся читать. Обучение чтению в детском саду. Ярославль, «Академия развития»,1998) иллюстрации моркови, капусты, лука, карточки – слоги для игры « Собери слоги – получи овощ», рисунок к игре «Наборщик», изображение ежа, синицы.
Ход НОД.
I. Организационный момент ( Положительный настрой на работу).
II. Актуализация знаний.
1.Повторение букв а) Назвать только гласные буквы ( петух) картина1.
б) Назвать только согласные буквы (шмель) картина 2
Напечатайте буквы, из которых состоит шмель (дети Iварианта), все остальные печатают буквы, из которых состоит петух (дети IIварианта).
2 Работа по ленте букв.
*Назовите гласные, которые указывают на твёрдость согласных звуков. (А, О, У, Ы , Э ).
*Назовите гласные, которые указывают на мягкость согласных звуков ( Е,Ё, Ю, Я ,И )
3.Отгадайте загадки:
Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице. (МОР - КОВЬ) на доску иллюстрацию.
Сто одёжек - и все без застёжек. ( КА – ПУС - ТА) на доску иллюстрацию.
Сидит дед, в шубу одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает ( ЛУК ) на доску иллюстрацию.
Как назовём отгадки одним словом? Овощи.
Чем овощи отличаются от фруктов?
4.РАБОТА СО СЛОВАРЁМ С.И .Ожегова. Один из дошкольников читает значение слова.
Овощи – выращиваемые на грядках корнеплоды, луковичные, листовые и некоторые другие растения, а также сами их плоды
(стр.434 Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, М,1995г.).
5.Составление схемы слова ОВОЩИ.
-Вспомнить название других овощей нам помогут слоги. Ветерок подул и слово рассыпалось. Каждое слово обозначает овощ. Собери слово ( все овалы со слогами рассыпаны на столе).
РЕДЬ – КА ТО – МА - ТЫ
ТЫК – ВА О – ГУР – ЦЫ
ПЕР – ЦЫ КА – БАЧ – КИ
6.К доске приглашаются два дошкольника. Пока они работают со слогами, воспитатель читает текст « Овощи» на карточке.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу .Ох!
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла? Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку иль свёклу. Ох!
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла. Ох! И суп овощной оказался не плох!
7.Беседа:
-Вспомните, что принесла хозяйка с базара?
-Из – за чего овощи завели спор? Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
-Что сделала хозяйка? Хозяйка тем временем ножик взяла, и ножиком этим крошить начала.
-Что сделали овощи в крутом кипятке? Накрытые крышкою в душном горшке, кипели, кипели в крутом кипятке.
-Каков оказался суп? И суп овощной оказался не плох.
-Какой суп вы любите? А какой можно приготовить? (Молочный, рассольник, щи, борщ, гороховый и др.)
8. ПРОВЕРИТЬ СЛОГИ. КАКИЕ ОВОЩИ ПОЛУЧИЛИ?
9.-Поиграем. Игра « Наборщик». Набирая названия овощей – человек ошибся слогами. Помоги разобраться.
БО – ДИС БО – БЫ.
РЕ – БЫ РЕ –ДИС.
ЧЕС – СОЛЬ ЧЕС - НОК.
ФА – НОК ФА – СОЛЬ.
III ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
IV.Изучение нового материала.
1.Беседа:
-Как фыркает ёж? Ф – ф –ф.(Иллюстрация).
-Как поёт песенки синица? Фью – фью – фью!(Иллюстрация).
-Какие новые звуки услышали? [ ф ], [ ф' ]. Эти звуки обозначаются буквой ф.
2.ПОКАЗ БУКВЫ.
3.На что похожа буква?
*ФЕДЯ ХОДИТ РУКИ В БОКИ
ЗНАЧИТ, ВЫУЧИЛ УРОКИ.
4.-Встаньте, пожалуйста, покажите, как ходит Федя.
5.Закройте глаза, напечатайте букву в воздухе.
V.Закрепление:
1.Чтение с доски:
ФА ФАР РАФ ФИЛИН – птица
ФО ФОР РОФ ФИАЛКА – цветок
ФУ ФУР РУФ ФОРМА – специальная одежда
ФЕ ФЕР РЕФ ФОРЕЛЬ – вид рыбы
ФИ ФИР РИФ ФОКУСНИК – цирковая профессия
2.Игра. Если вы услышали в слове новый звук – ХЛОПАЕМ, если звука нет, значит сидим спокойно.
Фартук, ваза, факир, ширма, фонтан, фикус, снег, фарфор, конфета, фрак.
Фартук – одежда, защищающая перед платья от загрязнения (стр.837)
Ваза – сосуд для фруктов (стр.64).
Факир – фокусник, демонстрирующий большую физическую силу (стр. 835).
Ширма – перегородка из рам (стр.884).
Фонтан – струя жидкости выбрасываемая вверх (стр.843).
Фикус – тропическое вечнозелёное дерево (стр.840).
Снег – атмосферные осадки (стр.727).
Фарфор – белый материал получаемый из глины, шпата, кварца (стр.837).
Конфета – сладкое кондитерское изделие (стр.286).
Фрак – род парадного сюртука с вырезом спереди полами и длинными узкими фалдами сзади (стр.845).
3.Работа с карточками. Чтение стихотворения дошкольником.
Фо – кус – ник во фрак одет,
Фа – кел пре – вра – тил в бу - кет.
Фе – я вы – ско – чит от –ту - да
Фо – кус это и – ли чу - до?
4.Работа над значением слов.
Какие слова непонятны? Объясните, как понимаете значение слова факел?
Факел – короткая палка с намотанной на конце просмоленной паклей (стр.835).
-Подберите слова близкие по значению к словам: фея, фокус (Фея - волшебница, фокус – чудо – волшебство).
-Как скажем о волшебнике мужского пола? (факир - маг).
5. Найдите и подчеркните новую букву карандашом в тексте четверостишия.
6.Напечатайте слово ФЕЯ в своих тетрадках карандашом.
7.Обведите шаблон феи и выполните штриховку сверху вниз и слева направо.
VI.Итог :
-С какой буквой познакомились? ( с буквой Ф).
-Какие звуки она обозначает? [ ф ], [ ф' ].
К доске приглашаются 6 детей. Каждый получает задание изобразить новую букву разными средствами.
*Собрать букву из элементов конструктора.
*Вырезать букву из бумаги.
*Выложить букву камешками.
*Написать букву, подышав на окно.
*Сделать в крышке пластиковой бутылочки дырочку и водой написать на песке в тазу букву.
*Сделать из канцелярских скрепок цепочку и сложить из нее букву.
VII.Рефлексия:
-Понравилось ли вам наше общение? Кому понравилось – нарисуйте солнышко жёлтым карандашом в тетрадке, где печатали; кому не понравился – красным, кто испытывал трудности в ходе работы – оранжевым.
-Какое задание понравилось больше всех?
-Где испытывали затруднения?
Проверить графическое изображение буквы Ф у каждого из приглашенных детей.
Список литературы:
1.Волина В. Учимся играя-М., Просвещение, 1994.
2.Марцинкевич Г.Ф.. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – Волгоград, 2000.
3.Кирдяева Н.В.. Тридцать три игры, чтобы выучить тридцать три буквы. Начальная школа № 9, 2009.
4.Новоторцева Н.В. «Обучение грамоте в детском саду и дома», «Академия развития», Ярославль,1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
НОД по обучению грамоте.Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\'].
НОД по обучению грамоте. Программа «Преемственность» под редакцией Н.А. Федосовой. Раздел «Учусь читать и писать» (Подготовка к школе).Тема: Буквы Л, л, звуки [л] [л\']....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.Познакомить с буквой Ь, как показателем мягкости согласных звуков; обучат...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов"
Цель: ознакомление детей со звуками и буквами [Ж-Ш].Задачи:1.Образовательные: познакомить звуками [ж-ш]; совершенствовать навык чтения слогов; формировать навык самоконтроля.2.Развивающие: развивать ф...
Конспект образовательной деятельности для подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Букво-звукознайки».
Конспект ОД по обучению грамоте...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте: " Гласная буква О, гласный звук О"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23376236","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], стр.59
Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], с...