. НОД «Путешествие на Марс».Закрепление звуков и букв: А, О, У, М, С, Х, Ш
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Обобщение изученного. Закрепление звуков и букв: А, О, У, М, С, Х, Ш.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Общение изученного. Закрепление звуков и букв: А,О, У, М, С, Х, Ш | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Обобщение изученного. Закрепление звуков и букв: А, О, У, М, С, Х, Ш. «Путешествие на Марс».
Образовательные цели.
- Повторение и закрепление пройденных звуков и букв, их характеристики.
- Закрепление процесса обследования звукового и слогового состава слова.
- Закрепление умений в произношении слов сложного звуко-слогового состава.
- Расширение и уточнение словаря (Солнце, звезда, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, марсиане, космонавт, астронавт, космодром, скафандры, Плесецк и т.д.).
Развивающие цели.
- Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, фонематических представлений.
- Развитие связной речи. Использование языка, как средства общения, средства формирования и формулирования мысли через слово.
- Развитие функции языкового анализа и синтеза.
- Развитие общей моторики, координации речи с движением, с музыкой.
- Развитие ВПФ (логического мышления, внимания, воображения; расширение активной творческой мыслительной деятельности детей и т.д.).
- Развитие речевой и познавательной активности, артистичности, эмоциональности.
Воспитательные цели.
- Формирование дружеских отношений, навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности; умения слушать товарища.
- Формирование основ гражданско – патриотической позиции.
- Совершенствование навыков толерантного поведения.
Здоровьесберегающие технологии, используемые на занятии:
- физкультурная (динамическая, музыкальная) пауза - ритмопластика,
- релаксация (мышечная релаксация по контрасту с напряжением),
- игры (развивающие, дидактические, словесные, графические).
- дыхательное упражнение (БОС).
Оборудование. Разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные азбуки, в которых буквы А, а, У, у, О, о, М, м, С, с, Х, х, Ш, ш. Звуковой домик, цветные символы звуков, указка, маркеры. Коврограф. Глобус. Пособия: «Солнышко добрых слов», «Полубуковка», звуковая линейка, диск (комп.) БОС, аудиозапись музыкального сопровождения. Картинки с изображениями космического корабля, Земли, космонавтов; сюжетные картины по теме «Родина»; элементы костюма для «марсианки».
Предварительная работа. Разучивание стихотворений. Совместная работа с музыкальным руководителем в подготовке «танца марсиан» и миниатюры «движения в невесомости».
План занятия.
1. Организационный момент.
- Приветствие.
- Релаксация.
2. Основная часть.
- Сообщение темы занятия.
- Графическая игра «Полубуковка».
- Развитие фонематических представлений.
- Игра «Закончи предложение».
- Произношение слов сложного звуко-слогового состава.
3. Физкультурная (медитационная, музыкальная) пауза.
- Игра «Калейдоскоп.»
(Составление слов в индивидуальных разрезных кассах букв).
- Произношение звуков с, с' в стихах (индивидуальная работа).
- Развитие функции языкового анализа и синтеза.
- Деление слов на слоги (все способы).
- Развитие связной речи.
4.Физкультурная (динамическая, музыкальная) пауза.
5. Дыхательное упражнение (БОС).
6. Итог занятия.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Приветствие.
Дети встают в полукруг – лицом к гостям.
Воспитатель: « Добрый день всем добрым людям!»
Дети: « - Мы вам рады,
- Мы вас любим!
- Очень любим мы людей –
- И больших и малышей!»
Воспитатель: « Поскорее в круг вставайте и за мною повторяйте!
Разотрите свои ладони, почувствуйте тепло ваших рук, поделитесь своим теплом и улыбкой друг с другом (соедините ладони), отведите руки назад – мы с вами изобразили то, что: «Светит, сверкает, всех согревает». Что это? (Солнце, звезда.) Как ласково называем мы его? (Солнышко.)
Релаксация.
Представьте, что солнышко согревает ваши лица, руки, вам приятно.
Воспитатель: «Вот оно (выкладывает солнце на середину).
Сидя на стуле представьте себе, что ваши руки и ноги загорают. Слушайте и делайте, как я:
- Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем.
Выше руки поднимаем.
Держим, держим, напрягаем…
Загорели! Опускаем!
Ноги не напряжены, руки не напряжены и расслаблены.
Вдруг подул холодный ветер, вам холодно.
(Сжались в комок.) Напряжение.
- Опять засверкало солнышко». Расслабление.
Воспитатель: «Сейчас наше солнышко маленькое, но его лучи могут вырасти с помощью добрых слов, которые прозвучат на нашем занятии.
- Я желаю вам быть активными, внимательными, дружными. Вы согласны? (Да!) Тогда сразу прикрепим три луча.
- Повторяйте за мной: «Мы активные, внимательные, дружные».
2. Основная часть.
Сообщение темы занятия.
Воспитатель: « Сегодня мы вспомним и повторим все пройденные нами звуки и буквы.
- Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить — тянуть, при этом во рту ничто не мешает, нет преграды (поможет нам их произнести дирижёрская палочка). Как называются такие звуки? Назовите их. Каким цветом мы их обозначаем? (красным).
- Гласные. А, О, У.
- А как называются звуки, которые произносятся при помощи губ, зубов, языка? (Поможет нам их произнести молоточек.) Назовите их.
- Согласные. М, С, Х, Ш.
Воспитатель: «Продолжите мою мысль, чем отличаются звуки от букв; закончите предложения:
- Звуки мы…(слышим и произносим).
- Буквы – мы …(видим, читаем и пишем).
- Где живут буквы: 33 родных сестрицы, 33 красавицы? (В алфавите.)
- Умницы!
- Какой первый звук вы услышали в слове солнышко? (с). Какой он? (Согласный, твёрдый, глухой.) Каким цветом мы обозначаем согл., тв. звуки? (синим).
- Какой последний звук вы услышали в слове солнышко? (о). Какой он? (Гласный.) Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным).
- Какой первый звук в слове сияет? (Звук с'.). Какой он? (Согласный, мягкий, глухой.) Каким цветом мы обозначаем согл., мягк. звуки? (зелёным).
- Произнесите твердый звук. Произнесите мягкий звук. Оба эти звука ... (согласные). Молодцы!
С такими знаниями можно отправиться в путешествие. Сегодня мы совершим полёт в солнечное царство, космическое государство:
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче радостно с утра,
Отправимся сейчас мы в космос,
В котором главный гость - игра!
Графическая игра «Полубуковка».
Воспитатель: «Для полёта нужно построить ракету. Вот её части. Кто сможет правильно дописать буквы, тот будет участвовать в сборке ракеты.
Развитие фонематических представлений.
Воспитатель: « Слушайте внимательно, я называю планеты, а вы должны выбрать, на какую из них мы полетим (если в её названии четыре звука: первый- М, последний – С, в середине - А …- «Звуковой домик»): Венера, Марс, Юпитер, Нептун. (На Марс. Проверка по звуковой линейке.) Кого мы можем там встретить? (Марсиан.) Мужчину называют ... (марсианин), женщину — ... (марсианка), к мы кто? (Земляне.) Почему нас так называют? Кем будем в полете? (Космонавтами, астронавтами.)
Мы летим в гости на чужую планету. Давайте вспомним вежливые слова, которые всегда пригодятся, чтобы найти общий язык с инопланетянами.
Игра «Закончи предложение».
-Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо).
-Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).
-Мальчик вежливый и грамотный говорит встречаясь… (здравствуйте).
-В России, Франции и Дании говорят прощаясь … (до свидания).
Произношение слов сложного звуко-слогового состава.
Откуда стартуют космические корабли? (С космодрома.)
Воспитатель показывает на глобусе место космодрома.
Воспитатель: « Российский космодром находится в Плесецке.
Столы расставлены в форме ракеты. Выставляются картинки с изображением ракеты, космодрома, космонавтов в скафандрах.
А вот и космодром! Можно ли полететь в космос в наших костюмах? Что мы наденем? (Скафандры.)
Имитация надевания.
Вова, ты в чем? (В скафандре.) Что такое скафандр? (Космический костюм.) Внимание! Приготовьтесь к полету. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск! Релаксация.
Воспитатель: « Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелые голова, руки, ноги. Откройте глаза. Сейчас мы вырвались из притяжения Земли и находимся в состоянии невесомости.
- Как вы понимаете это слово? Изобразите разные позы человека в состоянии невесомости.
3. Физкультурная (медитационная, музыкальная) пауза.
Игра «Калейдоскоп.»
Воспитатель: « Чтобы в путешествии не забыть родную речь, я взяла с собой слова, но в состоянии невесомости буквы разлетелись, слова – перепутались. Помогите мне их собрать. Сначала – узнайте буквы, затем – составьте из них слова.
Составление слов (в индивидуальных разрезных кассах букв).
Мама, ум, сом, муха, Маша, Саша, ухо, шум, суша.
Воспитатель: «Молодцы, грамотные, много слов составили. Отправим эти слова «азбукой морзе» на Землю. Аккуратно сложите свои кассы букв. Ни одной буквы не потеряли, молодцы – аккуратные дети.
А сейчас посмотрим в иллюминатор…». Воспитатель демонстрирует глобус.
Произношение звуков с, с' в стихах.
Пилот в космической ракете
На землю глянул с высоты.
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты.
Ах, какая красота!
Не страшна нам высота!
Пролетаем над лесами,
Над высокими горами.
Эмоциональное чтение стихотворения.
Посадка совершена. Выходим из космического корабля.
Развитие функции языкового анализа и синтеза.
Входит воспитатель в костюме или шапочке с «космическими» элементами.
Воспитатель: «Здравствуйте! Я марсианка. Кто вы та-ки-е? (Мы. земляне! Наша планета — Земля.)
Меня зовут Су-са-се-я, а вас?
Деление слов на слоги (все способы)…
Дети называют свои имена по слогам.
Я хочу лучше узнать вас земляне. Кто готов рассказать о себе?
- Я, Рома, мне 6 лет. Я хожу в детский сад, в группу «Солнечные лучики».
Я слабым помогать готов,
Попавшим вдруг в беду
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
Не жадничаю никогда,
Жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда,
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу,
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.
Сусасея: «Я поняла тебя Рома, вы земляне: добрые, воспитанные, ласковые, гостеприимные, здоровые, честные, дружелюбные, любящие.
Ин-те-рес-но, ка-ка-я о-на, Земля? Где находится, то место на Земле, откуда вы прилетели?»
Развитие связной речи.
Составление рассказа о Земле (по серии картин).
- Планета Земля имеет форму шара.
- Земля вращается вокруг солнца.
- Самая близкая к нам планета – Луна.
- Луна – это спутник Земли.
- На Земле есть вода и воздух.
- Солнце согревает Землю, поэтому на Земле есть жизнь.
- На Земле живут люди, звери, птицы, рыбы, насекомые.
- На земле много разных стран и самая большая из них Россия.
- Россия – наша Родина.
- В нашей стране есть и горы, и реки, и моря, и леса, и пустыни, и тундра, и степи, и болота.
- Когда на одном конце страны утро, на другом уже вечер.
- Столица нашей Родины – город Москва.
- А наш город Пушкин находится в Санкт – Петербурге.
- Городу Пушкину в этом году исполнилось 300 лет.
- Он очень красивый, в нём много памятников, есть дворцы и парки.
- Сусасея, прилетай к нам в гости, тебе у нас понравится.
4. Физкультурная (динамическая, музыкальная) пауза.
Звучит космическая музыка. Сусасея приглашает детей станцевать с ней марсианский танец.
Сусасея: «Хорошо потанцевали. Земляне вы очень артистичные, весёлые. А теперь, чтобы вернуться на Землю вам надо восстановить дыхание».
5. Дыхательное упражнение (БОС).
Сусасея: «Прилетайте ещё ко мне в гости на Марс. До свидания, друзья».
Воспитатель: «Пора возвращаться на Землю. К полету готовы? (К полету готовы.) Закройте глаза, спите. Мы в космосе. Вот и Земля. Мы выходим на посадочную орбиту. Космодром нас принимает. Наш космолет приземлился, ура! Выходим из космического корабля. (Дети обнимают друг друга, поздравляют с возвращением на Землю.)
6.Итог занятия.
Воспитатель: «Вы хорошо занимались, заслужили много добрых слов. Посмотрите, как благодаря вам выросло наше солнышко. Молодцы!
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в волшебный лес. Звук и буква У.
Занятие для детей старшей логопедической группы "Путешествие в волшебный лес. Звук и буква У"В работе представлен конспект логопедического занятия по развитию фонематических представлений, на ко...
Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте"Путешествие в страну Гласных звуков и букв"
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подгот.группы с нарушениями речи...
Путешествие в Страну гласных звуков и букв.
Занятие по подготовке детей к обучению грамоте....
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Путешествие в страну гласных звуков и букв" для детей старшего дошкольного возраста.
Итоговое занятие на закрепление артикуляторных и акустических особенностей гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки....
Методическая разработка по обучению грамоте на тему: «Путешествие в королевство гласных звуков и букв».
Цель: Закрепление знаний о звуке - букве.Задачи:Коррекционно-образовательные:· активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;·...
Конспект НОД «Путешествие в Волшебный город Звуков и Букв» образовательная область: речевое развитие
НОД по образовательной области: речевое развитие в старшей группе...
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И БУКВ» КОНСПЕКТ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ (КОМБИНИРОВАННОЙ) ГРУППЕ
Конструктивное взаимодействие с родителями – один из краеугольных камней успешной деятельности воспитателя. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Важно найти такую фо...