Конспект занятий по русскому языку. Тема: "Алфавит"подготовительная группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

о

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Тема: «Алфавит».

Цель: ознакомить с алфавитом (азбукой) и его ролью в жизни людей;формировать умения использовать алфавит на практике; способствовать развитию орфографической зоркости; расширять кругозор учащихся; развивать мышление, речь.

1.Чистописание.

Во время минутки чистописания у доски двое учащихся выполняют индивидуальную работу.

1)Вставь пропущенную букву.

Пру. , хле., сле., сне..

2)Вставь пропущенную букву.

Камыш., ч.й, щ.ка, ч.до.

На доске запись : а б в абв ( учитель объясняет написание букв и соединений).

Учитель: Какая буква на ваш взгляд «лишняя» и почему?

Рассмотрите закономерность и продолжите ряд букв.

Учитель: отгадайте загадки.

- Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья – хрипловатая.

(ворона)

- Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный.

(Арбуз)

- Дерево, про которое говорят «русская красавица» (берёза)

Дети записывают слова в тетрадь и проговаривают орфограммы.

арбуз берёза ворона

2.Сообщение темы, цели урока.

1) Буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке называются «алфавит».

2) Тема нашего урока «Алфавит».

3) Ребята, а что вы хотели бы узнать на уроке об алфавите?

(Учащиеся высказывают свои предложения- суждения)

4) Учитель подводит итог: цель нашего урока:

-узнать, как образовалось слово «алфавит»,

-для чего нужен алфавит,

- где применяют алфавит;

На доске учитель открывает план.

Изучая новый материал, мы будем совершенствовать орфографическую зоркость.

3.Изучение нового материала.

1)Учитель: что же такое алфавит? Дети высказывают свои предположения. Учитель обобщает и делает вывод.

(Алфавит- это последовательность букв русского языка.)

Учитель: Катя провела поисковую работу и узнала: как образовалось слово «алфавит».

Катя: Слово «алфавит» образовалось от названий первых греческих букв: альфа (а) и вита (в). По- другому можно сказать «азбука».

Учитель: А сколько же букв в алфавите?

Практическая работа. Учащиеся считают количество букв в алфавите.

Учитель: Для чего же нужен алфавит?

2)Анализ ситуаций.

Ситуация 1.При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке,т.е. по алфавиту. Попробуйте поставить слова по алфавиту.

Трава, дуб, жир, пальто. (До выполнения работы – назвать все орфограммы в словах).

Проверка: Сколько подчеркнули орфограмм? (самоконтроль).

Ситуация 2.Ребята, а если мы не знаем, как правильно пишется слово? Как поступить в этом случае? (Обратиться за помощью в словарь).

Учитель: Да, действительно. Попробуйте найти быстро в словаре слово «картофель». ( Трудно быстро выполнить задание). Для того, что бы быстро найти слово, в словаре слова записаны в алфавитном порядке.

Игра «Кто быстрее?» (Дети находят слово на определённую букву)

Физкультминутка.

Ситуация 3.Обратимся сейчас к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель берёт журнал, чтобы поставить оценку ученику. Быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете: почему? (Дети высказывают свои предположения. Конечно, уже опираются на «алфавит»).

Задание: напишите фамилия наших учеников в алфавитном порядке.

Богданова, Борисенкова. Проблемная ситуация: две фамилии начинаются на одну букву. (Предположения учащихся, объяснение учителя).

Самостоятельная работа по вариантам.

1 вариант. Вега, Васильев.

2 вариантКузьмина, Крылова.

Взаимопроверка. Дети обмениваются тетрадями.

Ситуация 4.Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, что библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?

Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря. Вам нужно поставить книги в алфавитном порядке. (У детей на парте карточки с фамилиями авторов. Карточки правильно разложить. С.Маршак,В.Бианки,А.Пушкин,Ш.Перро).

Проверка с доски.

3)Беседа: Для чего нужны книги? (Читать - много знать.)

4)Творческая работа. Составьте нераспространенное предложения о библиотеке, книгах и слова, что бы стояли в алфавитном порядке.

Вспомните: что такое предложение? (Ольга читает. Книга лежит.) Назовите главные члены предложения. Распространите предложение.

5) Самостоятельная разноуровневая работа. (Учащиеся выбирают и выполняют задание, которое им доступно.)

Учитель:

1 уровень:

У Бориса Заходера есть такие строки (записаны на доске)

Мне нужны такие вещи:

Молоток, напильник, клещи.

Названия инструментов запишите в алфавитном порядке.

2 уровень:

на доске картинки с изображением инструментов:

шило, игла, ножницы.

Написать название инструментов в алфавитном порядке.

4.Итог урока.

Что нового узнали на уроке? ( Опираясь на план, подводят итог урока.) С каким настроением вы уйдете с урока? Почему? Оцените свою работу. В тетради на полях учащиеся оценивают свою работу. Ставят знаки: +, -,?  + доволен работой, - не доволен, ? что-то не получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию в подготовительной группе "Родословная - старинная русская традиция"

Закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная; о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать...

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"

Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА  «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...

Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию в подготовительной группе. Тема: «Русский народный костюм»

Тема: «Русский народный костюм»Цель: формирование интереса к русскому прикладному искусству...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для дистанционного обучения .Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия  по развитию связной речи в подготовительной группе  для дистанционного обучения .Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак»...