Звук М
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Терещенко Татьяна Владимировна

Конспект занятия для детей с ЗПР старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Звук М».

Программное содержание:

1. Чёткое произнесение и характеристика звука М.

2. Выделение первого и последнего согласного звука М.

3. воспроизведение слоговых рядов типа АМ – ОМ – УМ и т. д.

4. Звуковой анализ слогов АМ, УМ, ИМ, составление схем этих слогов.

5. Учить определять место звука в слове.

6. Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными в роде.

7. Составление предложений по опорным картинкам.

8. Развивать фонематический слух, внимание, память.

 Оборудование:

Предметные картинки: альбом, батон, гном, дом, дым, девочка, мак, муха, малина, майка. Панно. Зеркала.

Символы звуков. «Птичка» для определения места звука в слове.

Ход занятия:

- Ребята, давайте вспомним знакомые звуки по символам и назовём их.

Показ символов звуков А, У, И (дети называют, объясняют как догадались, что это именно этот звук).

- Какие это звуки? (гласные).

- Почему эти звуки гласные? (их можно петь и воздух выходит свободно, без преграды).

Показ символа звука Н (дети называют).

- Какой это звук? (согласный).

- Почему звук согласный? (его нельзя петь и воздух выходит с преградой).

- Сегодня мы познакомимся с новым звуком. Послушайте внимательно слова и скажите, какой звук есть в каждом слове: гром, ком, машина (звук М).

- Посмотрите в зеркало и произнесите звук М.

- Как вы думаете, какой это звук согласный или гласный? (согласный).

- Почему звук М согласный? (его нельзя петь и воздух выходит с преградой).

- Звук М обозначать будем таким символом: корова мычит – Му (показ символа).

- Давайте ещё раз произнесём звук М и скажем, как мы его произносим, твёрдо или мягко? (твёрдо).

- Раз звук произносим твёрдо, то в какой рубашке будет «мальчик»: в чёрной или в синей? (в чёрной).

- Положите руку на горлышко и произнесите звук М, дрожит горлышко? (да).

- Раз горлышко дрожит, то какой звук звонкий или глухой? (звонкий).

- Правильно, звук М звонкий. У «мальчика» на рубашке должен быть колокольчик или нет? (должен быть колокольчик).

Показ «мальчика» в чёрной рубашке с колокольчиком.

- Звук М – согласный, твёрдый, звонкий (хоровое проговаривание).

- Давайте посмотрим картинки и определим место звука в слове: в начале, в середине или в конце слова звучит звук. Я вам скажу по секрету, что есть картинка, в слове которой нет звука М (ребёнок называет картинку и определяет место звука в слове по «птичке», объясняет, почему звук слышится в начале или в конце слова).

- Молодцы, хорошо справились с заданием, давайте поиграем в игру «Мой – моя». Послушайте, как я скажу: моя малина. А теперь вы (ребёнок называет: мой мак, моя муха и т. д.).

- Ещё раз посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Закрывайте крепко глазки (Дети закрывают глаза, убираю картинку, дети отгадывают, какой картинки не стало. Меняю картинки местами, дети отгадывают, что изменилось).

- А сейчас будьте очень внимательны, слушайте и запоминайте АМ – ОМ – УМ. Никита, повтори. Так же с другими слоговыми рядами: МА – МО – МУ, ОМ – УМ – АМ.

- Послушайте, сколько звуков я скажу – АМ (2 звука). Какой первый звук? (А). Найдите и положите звук А. Какой второй звук? (М). Найдите и положите звук М. Давайте прочитаем, что получилось (АМ).  Назовите гласный звук. Назовите согласный звук.

Такой же звуковой анализ слогов УМ, ИМ.

Показ картинки девочки.

- Догадайтесь, как зовут эту девочку: Оля, Уля или Маша? (Маша). Как догадались? (в слове Маша есть звук М).

- Давайте про Машу составим предложения. Послушайте, как я скажу. У Маши мак. А теперь вы (дети составляют предложения).

- С каким звуком вы познакомились? Какой это звук?

- Вы были внимательны и поэтому хорошо справились с заданиями. Молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...