Конспект открытого занятия по теме "ТРАНСПОРТ"
план-конспект занятия (обучение грамоте, старшая группа) по теме

Братчикова Надежда Сергеевна

Открытое занятие по формированию лексико – грамматических категорий по лексической теме «ТРАНСПОРТ». для старших, подготовительных групп

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_teme.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по теме "ТРАНСПОРТ"

Открытое занятие по формированию лексико – грамматических категорий по лексической теме «ТРАНСПОРТ». ДЛЯ старших, подготовительных групп

Программное содержание:
1. Закрепление знаний детей по лексической теме «Транспорт».
2. Упражнять детей в употреблении лексико-грамматических категорий:
• относительными прилагательными и наречиями;
• словообразование существительных путём сложения основ;
• употребление в речи приставочных глаголов;
• согласование порядковых числительных с существительными и прилагательными.
3. Воспитание у детей чувства взаимовыручки, взаимопомощи.

Ход занятия:
Организационный момент.

Входит расстроенный Незнайка (воспитатель)
Незнайка: Дети, я купил автомобиль, но для того чтобы им управлять, мне необходим какой то документ. Вы знаете, как он называется?
Дети: Права!
Незнайка: Точно, я вспомнил водительские права. Но для того чтобы мне их получить нужно, сдать экзамены по билетам. Ребята, вы мне поможете?
Дети: Да!
Незнайка: Здравствуйте, уважаемые члены комиссии! (все ребята здороваются) Я готов сдавать экзамен, а мои друзья мне помогут. Если мы правильно будем отвечать на вопросы, то комиссия оценит нас и поднимет звезды.
Незнайка: Билет первый
Употребление существительных в предложном падеже, образование относительных прилагательных, обозначающих виды транспорта
(картинки разных видов транспорта, карта «земля, вода, воздух)
Незнайка: Посмотрите внимательно на картинки. На чем можно передвигаться по воздуху?
Дети: По воздуху можно передвигаться на самолете, вертолете, воздушном шаре, ракете.
Незнайка: На чем можно ехать по дороге?
Дети: По дороге можно ехать на машине, автобусе, грузовике.
Незнайка: На чем можно передвигаться по воде?
Дети: По воде можно передвигаться на пароходе, паруснике, лодке.
Незнайка: На чем можно ехать по железной дороге?
Дети: По железной дороге можно ехать на поезде, электричке.
Незнайка: Как называется транспорт, на котором передвигаются по воздуху?
Дети: Транспорт, на котором передвигаются по воздуху, называется воздушным.
Незнайка: Как называется транспорт, на котором передвигаются по дороге?
Дети: Транспорт, на котором передвигаются по дороге, называется автодорожным.
Незнайка: Как называется транспорт, на котором передвигаются по воде?
Дети: Транспорт, на котором передвигаются по воде, называется водным.
Незнайка: Как называется транспорт, на котором передвигаются по железной дороге?
Дети: Транспорт, на котором передвигаются по железной дороге, называется железнодорожным.
(комиссия показывает звезды)
Незнайка: Билет второй.
Словообразование существительных путём сложения основ
Вот задачки мы решаем
И словечки получаем
Части слова мы слогаем
В играх транспорт повторяем.
(карточки с изображением основ слов)
Незнайка: само…плюс лёт … получаем Дети: Самолёт.
Само + кат Самокат
Везде + ход Вездеход
Луно + ход Луноход
Бензо + воз Бензовоз
Паро + ход Пароход
Паро + воз Паровоз
Звездо + лет Звездолет
Незнайка: Билет третий.
Образование сравнительной степени прилагательных и наречий.
Незнайка: Я начну предложение, а вы повторите и закончите.
Незнайка: Дети:
Самолет летит высоко, а ракета выше
Самолет летит далеко, а ракета дальше
Самолет летит быстро, а ракета быстрее
Самолет мощный, а ракета мощнее
Самолет большой, а ракета больше
Самолет тяжелый, а ракета тяжелее
Самолет просторный, а ракета просторнее
Самолет длинный, а ракета длиннее
Самолет быстроходный, а ракета быстроходней
Незнайка: Билет четвертый – вождение.
Употребление приставочных глаголов.
(макет дороги и машинка)
Незнайка: Дети:
Машина из гаража выехала
К мосту подъехала
На мост заехала
С моста съехала
Дерево объехала
По дороге поехала
В гараж въехала

Незнайка: Кто сможет повторить путь машины?
Незнайка: Ребята, мы с вами так успешно сдаем экзамены, что можно немножко отдохнуть.
(Физминутка - движения под музыку)
Незнайка: Отдохнули, теперь садитесь за столы и продолжим.


Билет пятый.
Согласование порядковых числительных с прилагательными и существительными
(мнемодорожки с изображением цифры, признака, транспорта)
Незнайка: Друзья, в этом билете нужно разгадать загадки на карточках.
1 слово – назвать число; 2 слово – это признак предмета, отвечает на вопрос какой, какая; 3 слово – вид транспорта.
Дети: Пять желтых такси.
Три почтовых вертолета.
Семь грузовых самолетов.
Два больших автобуса.
Девять пассажирских поездов.
Незнайка: И последний билет, нам нужно правильно ответить на вопросы, за каждый правильный ответ вы получаете – фишку. Если мы наберем больше 20 фишек, я получу права.
1. Про какой вид транспорта можно сказать «кто», а про какой «что»?
Автобус, собаки, машина, лошадь, поезд, верблюд.
2. Назовите ласково.
Образование и употребление уменьшительно-ласкательных форм имен существительных

Незнайка: Дети:
Паровоз паровозик
Корабль кораблик
Лодка лодочка
Тепловоз тепловозик
Катер катерок

3. Как называются:
• Повар на корабле? Кок
• Комнаты в поезде? Купе
• Окна в самолёте? Иллюминаторы
• Лестница, по которой на корабль понимаются пассажиры? Трап
• Колёса самолета? Шасси
4. Какую машину нужно пропускать первой и почему?
- снегоуборочная машина и скорая помощь (а если на дороге много снега?)
- грузовик, аварийная машина и молоковоз
5. Какое слово не подходит?
- колесо, колёсико, колос, колёсный
- билет, билетный, балет, билетик
Назовите сказочный, волшебный транспорт
Дети: Ковер – самолёт, помело, ступа, сапоги – скороходы, тапки у маленького Мука, тыква у Золушки, печь у Емели, бабочка у Дюймовочки, воздушный шарик у Вини-Пуха, конек – горбунок, волк, орёл, кит у Айболита.
Незнайка: На какой цвет светофора можно переходить дорогу?
Дети: Дорогу можно переходить на зелёный цвет.
Незнайка: Какой цвет светофора запрещает движение?
Дети: Если горит красный цвет дорогу переходить нельзя.
Незнайка: Что пешеходы делают на жёлтый свет светофора?
Дети: Пешеходы готовятся начать движение.
Незнайка: А как ещё можно перейти дорогу?
Дети: Дорогу можно перейти по «зебре», по подземному переходу, по дорожному знаку «пешеходный переход».
Незнайка: Ребята, давайте подсчитаем, сколько у нас фишек?
Комиссия: Незнайка, ты с ребятами сдал все экзамены, и мы тебе вручаем права.
Незнайка: Ура! Благодаря Вам, ребята, я получил права и теперь могу водить автомобиль, садитесь, я вас прокачу. Спасибо, что Вы были такие внимательные, умные, добрые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....

Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).

Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия

Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...