«Звук (Ц). Буква Цц».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте детей 6-7 лет.
Для учителей начальных классов.
Составила и провела Семенникова С.В.
Апрель 2011г.
Тема: «Звук (Ц). Буква Цц».
Программные задачи: Познакомить детей со звуком (ц) и буквой Цц. Учить делать звуковой анализ слова «цапля». Придумывать слова со звуком (ц) в начале, конце и середине слова. Придумывать предложения по картинке, где в словах есть звук (ц).
Материал: Предметные и сюжетные картинки. Тетради, ручки, кружочки для зукового анализа слова, изображение дуба с желудями, на которых изображены буквы. Наборное полотно, буквы.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, встают в круг.
– Сядет тот, у кого имя начинается с гласного звука. (Антон)
– У кого имя начинается с мягкого согласного звука. (Рената, Лиза, Дима).
-У кого имя начинается с твердого согласного звука. (Маша, Даша, Карина).
– Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним интересным звуком. Но прежде, посмотрите на это дерево. Кто знает, как оно называется? (Дуб).
- На этом дереве спрятались буквы, мы будем выполнять задания, а после каждого задания я буду открывать по одной букве и в конце занятия мы узнаем, что за слово у нас получилось.
– А теперь посмотрите на картинки и назовите, что на них изображено. (Дети называют).
- Какой одинаковый звук вы слышите в каждом слове? (Звук (Ц))
- Где слышится звук (ц) в слове ЦЫПЛЁНОК? ЗАЯЦ? ПОЛОТЕНЦЕ?
- Когда мы произносим звук (ц), кончик языка за нижними зубами, спинка языка прижимается к «бугоркам» за верхними зубами, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка.
- Произнесите Ц, теперь Антон произнеси Ц, Лера, Карина.
- Язык и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук (Ц). Гласный или согласный этот звук? (Согласный)
- Звонкий или глухой? (Звонкий)
- А ещё ребята он всегда твердый.
2.Придумайте, пожалуйста, слова со звуком (Ц) в начале слова, в конце слова, в середине.
(Открываем букву.)
3. Звуковой анализ слова.
Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка
Капнет с клюва капля
Кто же это?...(цапля)
- Кто это цапля? Где живет? Чем питается?
- Сколько слогов в слове цапля?
-Назовите первый слог, второй.
- Назовите все звуки в слове цапля по порядку.
- Назовите первый звук.
- Какой это звук?
- Каким кружочком мы его обозначим?
- Какой второй звук в слове ЦАААПЛЯ?
- Какой это звук? Каким кружочком мы его обозначим?
- Какой третий звук в слове ЦАПППЛЯ? Каким кружочком мы его обозначим?
- Какой это звук?
- Какой следующий звук, ЦАПЛЛЛЯ?
- Какой это звук? Какой кружочек нужно взять?
-Какой последний звук в слове ЦАПЛЯААА?
- Какой это звук? Обозначьте его кружочком.
- Сколько всего звуков в этом слове? (5)
-Сколько гласных? Назовите их.
- Сколько согласных? Назовите их
- Назовите твердые согласные звуки.
(Открываем букву.)
4. Игра «Светофор»
На столе лежат картинки, в названии которых встречается звук «ц».
- Если звук «Ц» в начале слова – красный свет.
- Звук «ц» в середине слова – желтый свет
-В конце слова – зеленый.
Воспитатель показывает красный свет, дети, у которых картинка со звуком в начале слова переходят на другую сторону и т. д.
(Открываем букву.)
5.Игра «Один – много».
(С мячом) Дети встают в полукруг.
Воспитатель говорит слова в единственном числе, а ребенок, которому бросили мяч – во множественном числе.
Например: ранец – ранцы
Птенец – птенцы
(Конец, лицо, огурец, овца, ножницы, танец, скворец, палец, заяц, месяц, птица).
-Во всех этих словах есть какой звук?
(Открываем букву.)
6. Знакомство с буквой.
- Звук «Ц» обозначается на письме буквой Цц. (Показ буквы)
- На что похожа эта буква?
- Давайте ее нарисуем.
Гимнастика для пальчиков.
Воспитатель показывает как нарисовать букву Ц на доске.
- Давайте попробуем нарисовать ее в воздухе, на ладошке.
_ А теперь нарисуйте букву в тетради, большую – столько раз, сколько хлопну я в ладоши. Маленькую столько – сколько пальцев у вас на правой руке.
(Работа в тетрадях)
- Хорошо, положили ручки.
(Открываем букву.)
7. Читаем сами.
-Ребята, а теперь попробуйте прочитать слоги с буквой «Ц».
На наборном полотне выложены слоги:
Ца, цо, цы, ци, цу, це.
Читаем хором.
Чтение слов со звуком «ц».
Воспитатель показывает карточку со словом, ребенок читает слово.
(овца, лицо, цыган, птица, заяц)
(Открываем букву.)
8. Придумай предложение.
У каждого ребенка на столе лежит сюжетная картинка.
- Ребята придумайте предложение по картинке, чтобы в предложении было слово со звуком «ц».
(Открываем букву.)
9. Буквы рассыпались
Воспитатель выкладывает на наборном полотне буквы.
- Ребята, посмотрите на буквы (КЕЦВОТ), нужно из них составить слово.
-Кто составил, скажет мне его на ушко.
-Правильно! Это цветок.
- А как будет называться профессия человека, который выращивает и ухаживает за цветами?
(Открываем букву.)
10. Итог.
Все задания вы сделали, а теперь посмотрите на наше дерево и скажите, какое слово было спрятано.
МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....