ЗАНЯТИЕ Тема: буквы Е, е в начале слова
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
ЗАНЯТИЕ
Тема: буквы Е, е в начале слова
и после гласных
Цели:
Коррекционно-образовательные:
— познакомить с буквами Е, е;
— учить соотносить букву и звуки.
— обучать чтению слов с буквами Е, е в начале слова и после гласных;
— учить детей делить слова на слоги;
Коррекционно-развивающие:
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
— совершенствовать звуко-буквенный анализ;;
— упражнять в употреблении существительных—названий детенышей животных в единственном и множественном числе;
— упражнять в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа;
— развивать фонематические процессы;
— формировать навык письма букв Е, е.
— развивать зрительное восприятие.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга.
— воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарищей, не перебивая их.
Оборудование: предметные картинки; карточк для обозначения звуков и составления схем, буква Е, индивидуальные зеркала, тетради, «ягоды», надувные шарики, раскраски..
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «У кого—кто?
Выставляются картинки животных и их детенышей.
— Посмотри на картинку и скажи, у кого кто?
У зайчихи—… (зайчонок) А это ? (Зайчата.)
У волчицы—… (волчонок) А это ? (Волчата.)
У лосихи—… (лосенок) А это ? (Лосята.)
У медведицы—… (медвежонок) А это ? (Медвежата.)
У ежихи—… (ежонок) А это ? (Ежата.)
У волчицы—… (волчонок) А это ? (Волчата.)
У лисицы—… (лисенок) А это ? (Лисята.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ
Тема: буквы Е, е в начале слова
и после гласных
Цели:
Коррекционно-образовательные:
— познакомить с буквами Е, е;
— учить соотносить букву и звуки.
— обучать чтению слов с буквами Е, е в начале слова и после гласных;
— учить детей делить слова на слоги;
Коррекционно-развивающие:
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
— совершенствовать звуко-буквенный анализ;;
— упражнять в употреблении существительных—названий детенышей животных в единственном и множественном числе;
— упражнять в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа;
— развивать фонематические процессы;
— формировать навык письма букв Е, е.
— развивать зрительное восприятие.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга.
— воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарищей, не перебивая их.
Оборудование: предметные картинки; карточк для обозначения звуков и составления схем, буква Е, индивидуальные зеркала, тетради, «ягоды», надувные шарики, раскраски..
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «У кого—кто?
Выставляются картинки животных и их детенышей.
— Посмотри на картинку и скажи, у кого кто?
У зайчихи—… (зайчонок) А это ? (Зайчата.)
У волчицы—… (волчонок) А это ? (Волчата.)
У лосихи—… (лосенок) А это ? (Лосята.)
У медведицы—… (медвежонок) А это ? (Медвежата.)
У ежихи—… (ежонок) А это ? (Ежата.)
У волчицы—… (волчонок) А это ? (Волчата.)
У лисицы—… (лисенок) А это ? (Лисята.)
2. Развитие общей моторики. "На водопой". Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности, закрепление в речи существительных с суффиксами –онок, -ёнок.
Жарким днем, лесной тропой Звери шли на водопой | Дети идут друг за другом |
За мамой - слонихой топал слоненок | Топают |
За мамой - лисицей крался лисенок | Идут тихо крадучись |
За мамой - ежихой катился ежонок | Присели на четвереньки |
За мамой - медведицей шел медвежонок | Идут вперевалочку |
За мамою - белкой скакали бельчата | Скачут вприсядку |
За мамой зайчихой - косые зайчата | Скачут на прямых ногах |
Волчица вела за собою волчат | Ползут на четвереньках |
Все мамы и дети напиться хотят. | Имитируют лакание |
3. Массаж лица. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с зигзагообразными движениями:
Ходит пальчик по дорожке: | От середины лба к вискам. |
Вверх — вниз, вверх — вниз, | Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам). |
Будут розовыми щечки: | По мышцам щек (от крыльев носа к вискам). |
Вверх — вниз, вверх — вниз. Т. Куликовская | От середины подбородка к ушам. |
Массаж заканчивается поглаживанием.
4. Развитие артикуляционной моторики.
«Покусать верхнюю губу»
«Покусать нижнюю губу»
«Окошко» (рот) открыть — закрыть.
5. Объявление темы занятия. Знакомство с буквой Е
— К нам в гости пришел зверек, а какой, вы сами угадаете.
Немытое в рот ни за что не возьмёт,
И ты будь таким, как чистюля… (ЕНОТ)
— Правильно, Енот. Посмотрите, как пишется слово «ЕНОТ».
Логопед демонстрирует «ЕНОТ».
— Разделите слово ЕНОТ на слоги. Назовите первый слог. Назовите второй слог. Рассмотрите схему. Прочитайте второй слог. А первый слог е обозначается буквой Е.
— Рассмотрите буквы Е, е . Чем они похожи? Чем отличаются?
— Сколько элементов у большой буквы Е? Какие это элементы?
— Рассмотрите маленькую букву е. Сколько у нее элементов? Какие это элементы?
— Прорисуйте в воздухе букву Е (Самостоятельно. Если ребенок не справился с заданием, прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву.)
— Сложите букву из палочек. (Помогите ребенку при необходимости.)
— Прочитайте буквы в рамочке.
— Сколько букв Е (больших и маленьких) на рисунке?
— Мама Крошки Енота послала его за ежевикой. Дорога будет дальняя. Крошка Енот приглашает нас в это путешествие. Согласны?
— Да!
— Ну, тогда, в путь!
6. Упражнение в произношении с повышением и понижением голоса.
— Сначала нам нужно пройти по мосту, через глубокую реку. Идем и поем песенку «Е».
Буква Е поднимается и опускается по ступенькам.
— Когда вы пели песенку «Е», какие звуки вы произносили?
— [й] и [э].
— Правильно, Е состоит из двух звуков [й] и [э]. Если буква Е стоит в начале слова или после гласной, мы будем обозначать ее прямоугольником зелено-красного цвета.
Зеленый цвет обозначает всегда мягкий согласный звук [й], а красный цвет—гласный звук [э].
к з |
— А сейчас мы подошли к болоту. Посмотрите, кочки на болоте разных цветов. Нам нужно перебраться на другую сторону болота, но наступать нужно только на кочки, обозначающие букву «Е». (Красно—зеленые.)
Дети перепрыгивая с кочки на кочку перебираются на другую сторону болота.
7. Формирование грамматического строя речи. Употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
— Все перебрались? Молодцы! Каких животных вы видели?
— Лягушек, змей, цапель, лосей, журавлей, насекомых.
8. Звуко-буквенный анализ.
— Но прежде, чем идти дальше, нужно выполнить следующее задание: Прочтите слова. Рассмотрите схемы. Раскрасьте их.
ем ели поехали енот воет
к з | с | к з | к з | к с | к з | к с | к з | к з | к с | с | к с | к з | с |
9. Развитие фонематического слуха. «Эхо».
— Далее наш путь проходит через ущелье в горах. В горах живет Эхо. Эхо очень любит играть с путешественниками.
Проводится игра «Эхо».
— Я называю слово или букву, а вы повторяете только последний звук.
При произношении логопед утрированно выделяет последний звук.
Е…(Э-э-э)
Я…(А-а-а)
Ю…(У-у-у)
Ё…(О-о-о)
Новые (Э-э-э)
Моя (А-а-а)
Качаю…( У-у-у)
Твоё (О-о-о)
10. Упражнение для глаз.
— Молодцы! Справились с заданием. Далее наш путь пролегает через дремучий лес.
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?
(Сова)
Сова летит, | Поморгать глазами. |
Глазами вертит, | Обвести глазами круг. |
К нам подлетает | Посмотреть на нос. |
Наших деток пугает. | Зажмурить, а потом широко открыть глаза. |
— Что сова нам принесла? Тетради.
11. Письмо (Рабочая тетрадь)
а) Написать печатную букву Е до конца строки.
б) Обвести в кружок только правильно написанную букву Е.
в) Развитие зрительного внимания. Буква Е «заболела», мы ее вылечим (допишем)
12. Упражнение в произнесении.
— Произнесите чистоговорку о енотах
Ежевику мирно ели
Два енотика под елью.
13. Развитие мелкой моторики:
— Поможем Крошке Еноту собрать ежевику?
— Да!
Перед детьми рассыпаны «ягоды». Нужно собрать «ягоды» в лукошко беря их большим и указательным пальцами, затем большим и средним пальцами и т.д. сначала правой, затем левой рукой.
14. Работа над развитием дыхания и голоса.
— Пора возвращаться обратно. А возвращаться мы будем на воздушных шариках, которые нам подарил крошка Енот. Но сначала их нужно надуть.
Дети надувают воздушные шары. Логопед помогает их завязать.
15. Итог занятия.
— С какой буквой мы сегодня познакомились?
16. Рефлексия
Детям раздается раскраска енота.
— Если вам понравилось путешествие, раскрасьте рисунок разноцветными карандашами, если путешествие не понравилось, раскрасьте рисунок серым карандашом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-401980-1392064352.jpg)
Конспект индивидуального занятия Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».
Конспект индивидуального занятияТема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».Цели:1. Упражнять в правильном произнесении звука «Р» в слогах, словах и предложениях.2...
Конспект индивидуального логопедического занятия . Тема: Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, предложениях.
Интересное индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш в речи...
Индивидуальное коррекционное занятие. Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи.
Автоматизация звука Ш в слогах, словах, фразовой речи....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/28/picture-1140700-1556450028.jpg)
Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»
Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»Воспитатель: БЫСТРИЦКАЯ ЛЮДМИЛАКонспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»Тема: «Дифференциация Ш, Щ в слог...
Буква Я я в начале слова
Презентация по Обучению грамоте Маханевой....
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/04/picture-1519671-1712231690.jpg)
Презентация на тему: "Автоматизация звука [Л] в начале слова"
Данная разработка подойдет учителю-логопеду в работе над автоматизацией звука [Л] в начале слова....
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/04/picture-1519671-1712231690.jpg)
Презентация на тему: "Автоматизация звука [Р] в начале слова"
Данная разработка подойдет учителю-логопеду в работе над автоматизацией звука [Р] в начале слова....
Комментарии
ЗАНЯТИЕ Тема: буквы Е, е в начале слова
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР