Конспекты по развитию слухового восприятия у детей средней/старшей группы.
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа) по теме
В конспектах представлен начальный этап обучения детей с нарушениями речи развитию слухового восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
srednyaya_gruppa.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 1.
Тема: развитие слухового внимания и слухового восприятия
Цель: развитие слухового внимания и слухового восприятия на материале внеречевых звуков
Оборудование: ширма, бумага, ножницы, 2 стакана (1 с водой), молоток, колокольчик, дудочка, бубен, картинки на каждого ребенка с изображением колокольчика и дудочки, игрушки заяц и медведь.
Ход занятия.
1.Дети стоят вокруг педагога.
Педагог тихим голосом называет тех детей, которые могут сесть на свое место.
Тот, кого я назову, тихонько садится на свой стульчик (вполголоса: Саша, сядь…)
2.Сегодня мы с вами будем слушать разные звуки. Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать.
Игра «Молчанка».
Что вы услышали? (шаги, вода из-под крана капает, хлопнула дверь…) Вокруг вас много разных звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.
Игра «Что ты слышишь?»
Педагог переливает воду, стучит молотком, звенит колокольчиком, играет на дудочке, сминает бумагу, режет бумагу ножницами, озвучивая каждое свое действие.
А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.
Педагог за ширмой выполняет действия, а дети называют, что звучало.
Ребята, что вы сейчас слышали? Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет звучал. А кто мне ответит, чем же мы слушаем? (Ушами).
3. Раздается стук. Ой, ребята, похоже, к нам кто-то пришел. Кто же это? Из-за ширмы появляется заяц. Он плачет.
- Здравствуй, зайка. Почему ты плачешь, что случилось?
- У меня ушки заболели.
- А почему у тебя ушки заболели? Ты что, когда гулял, шапку забыл надеть, простудился?
- Да нет. Это медведь так громко кричал, когда со мной разговаривал, вот они и заболели.
Появляется медведь.
- Здравствуй, Миша. Зачем же ты так громко кричал, у зайца даже ушки разболелись от твоего крика.
- Я думал, он меня не слышит. Я так кричал, чтобы ему было все понятно. У меня самого даже горло заболело от того, что я громко говорил.
- Ну вот, у одного уши разболелись от громких звуков, у другого горло.
Ребята, как вы думаете, каким голосом нужно разговаривать, громким или спокойным? (Спокойным). Лучше будет понимать зайка, если мишка станет кричать?(Нет).
Ребята, а мы с вами будем беречь наши ушки?(Да). Станем мы кричать или будем разговаривать спокойно?(Спокойно).
4.Динамическая пауза «Будь внимательным».
Педагог предлагает детям при звоне бубна бежать на цыпочках, а при звонких хлопках по нему – маршировать, высоко поднимая ноги.
5.Игра «Что звучало»?
У каждого ребенка изображение дудочки и колокольчика. У педагога музыкальные инструменты дудочка и колокольчик.
Я спрячусь за ширму и буду по очереди играть на музыкальных инструментах, а вы должны показать картинку с инструментом, на котором я сейчас поиграю.
6.Итог. Оценка деятельности детей.
Что мы сегодня с вами делали? (Слушали). Чем мы слушали? (Ушами). Что мы слушали? (Звуки). Какие звуки вы слышали?(Как колокольчик звенел, как дудочка играла, как бубен звенел…)
Хорошо мы слушали? Все предметы отгадали? Не стучали, не кричали? Вам понравилось? Молодцы!
Занятие 2.
Тема: развитие слухового внимания и слухового восприятия
Цель: развитие слухового внимания и слухового восприятия на материале внеречевых звуков;
развитие чувства ритма
Оборудование: ширма, игрушки петрушка, заяц и медведь (лиса, волк, ежик) (или их костюмы), погремушка, барабан, колокольчик, дудочка, бубен, картинки на каждого ребенка с изображением колокольчика, дудочки и бубна, 5 карточек с изображением цыплят от 1 до 5.
Ход занятия.
1.Дети стоят вокруг педагога.
Педагог тихим голосом называет тех детей, которые могут сесть на свое место.
Тот, кого я назову, тихонько садится на свой стульчик (вполголоса: Саша, сядь, Маша, сядь; все девочки, сядьте; мальчики, сядьте)
2.Сегодня к нам в гости придут петрушка, зайка и мишка (это могут быть игрушки, а могут быть дети, которые выбираются из группы и переодеваются за ширмой. У петрушки - колпачок, у зайца – шапочка с ушками, у мишки – шапочка медведя).
Педагог предупреждает детей, что мишка придет с погремушкой, петрушка – с барабаном, зайка – с дудочкой. Дети должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, выбираются новые гости, и игра повторяется. Можно дать другие звучащие игрушки.
3.Игра «Что звучало»?
У каждого ребенка изображение дудочки, колокольчика и бубна. У педагога музыкальные инструменты дудочка, колокольчик и бубен.
Я спрячусь за ширму и буду по очереди играть на музыкальных инструментах, а вы должны показать картинку с инструментом, на котором я сейчас поиграю.
4.Динамическая пауза «Солнце или дождик».
Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет, светит солнышко, и
можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду медленно стучать в бубен. А если начнется дождь, я буду стучать быстро, и вы прячетесь в свои домики (дети садятся на корточки или на стульчики или бегут в общий домик).
5. Игра «Наседка и цыплята».
За стол садится наседка (педагог), перед ней стоят цыплята (дети). Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. На столе лежат карточки с нарисованными цыплятами от 1 до 5. Наседка просит одного из детей выбрать нужную карточку и пропищать столько раз, сколько постучала наседка. Например, наседка стучит 3 раза, ребенок выбирает карточку с 3 цыплятами, показывает ее детям и пищит: «пи-пи-пи». И т.д. Потом ведущим становится кто-нибудь из детей.
6.Итог. Оценка деятельности детей.
Что мы сегодня с вами делали? (Слушали). Чем мы слушали? (Ушами). Что мы слушали? (Звуки). Какие звуки вы слышали?(Как колокольчик звенел, как дудочка играла, как наседка стучала…)
Хорошо мы слушали? Все предметы отгадали? Не стучали, не кричали? Вам понравилось? Молодцы!
Занятие 3.
Тема: развитие слухового внимания и слухового восприятия
Цель: развитие слухового внимания и слухового восприятия на материале внеречевых звуков;
развитие чувства ритма
Оборудование: ширма, звуковые коробочки, игрушка медведь, полоски с точками от 1 до5 на каждого ребенка, колокольчик, барабан, дудочка, картинки на каждого ребенка с изображением колокольчика, барабана и дудочки.
Ход занятия.
1.Дети стоят вокруг педагога.
Педагог тихим голосом предлагает сесть тем детям, чье имя будет названо ласково.
2.Игра «Коробочки гремят».
На столе перед детьми стоят «звуковые коробочки».
Сегодня к нам в гости пришел Мишка и принес вот такие «звуковые коробочки». Все коробочки умеют издавать звуки; каждая коробочка гремит по-своему. Давайте послушаем.
Педагог показывает, как гремит каждая из них.
А теперь Миша погремит за ширмой, а вы отгадаете, какой коробочкой он гремел.
Педагог закрывает коробочки ширмой, гремит, потом ширму открывает. Дети угадывают, что гремело.
3. Игра «Капризный медвежонок».
Дети сидят за столами. Перед каждым ребенком несколько полосок с разным количеством точек.
Наш Мишка еще маленький. Поэтому он часто капризничает и топает ногами. Когда Мишка будет топать, посчитайте, сколько раз он топнул. Найдите на полоске столько же точек, сколько раз Миша топнул, и покажите мне эту полоску.
4.Динамическая пауза «Мишка косолапый».
Дети рассказывают стихотворение и вместе с педагогом выполняют соответствующие движения:
Мишка косолапый по лесу идет Шишки собирает, песенки поет.
Шишка отскочила, прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою – топ!
5.Игра «Поставь по порядку».
У каждого ребенка изображение дудочки, колокольчика и барабана. У педагога музыкальные инструменты дудочка, колокольчик и барабан.
Я буду играть,а вы внимательно слушайте, какая музыкальная игрушка звучит. Покажите мне картинку со звучащей музыкальной игрушкой. Положите картинку перед собой на стол. Послушайте внимательно, какая игрушка звучит после первой. Найдите и положите картинку с ее изображением. Определите, какая игрушка звучит последней. Найдите, положите и назовите картинку с музыкальным инструментом, который звучит последним.
Потом педагог меняет последовательность звучания инструментов.
6.Итог. Оценка деятельности детей.
Что мы сегодня с вами делали? (Слушали). Что мы слушали? (Звуки). Какие звуки вы слышали?(Как колокольчик звенел, как дудочка играла, как топал медвежонок…)
В какую игру вам понравилось играть больше всего? Молодцы!
Занятие 4.
Тема: развитие слухового внимания и фонематического восприятия
Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале внеречевых и речевых звуков;
Оборудование: магнитная доска; игрушки: медведь, волк, лиса, белочка; картинки с изображениями собаки, коровы, мухи, машины, листьев, змеи, комаров, петуха, курицы, лягушки, вороны, овечки, гуся; зеркала на каждого ребенка.
Ход занятия.
1.Дети стоят возле педагога.
Педагог стоит рядом с магнитной доской, держит в руках картинки, читает детям стихотворение и по ходу стихотворения выставляет картинки на магнитную доску.
Где-то собаки рычали: Ррр!
В стойле коровы мычали: Мммуу!
В комнате мухи жужжали: Жжж!
Мимо машины бежали: Трр!
Листья в лесу шумели: Ссс!
Змеи в лесу шипели: Шшш!
А комары все пели: Ззз!
А сейчас сядет тот, кто вспомнит, как рычали собаки? Какие звуки издавали коровы? Как жужжали мухи? Как шипели змеи? Какие звуки пели комары? А листья в лесу как шумели?
2.Игра «Эхо».
Поиграем в игру «Эхо», будто бы мы оказались с вами в лесу. Вы будете произносить звуки сначала громко, а затем тихо. Как кричат в лесу дети? Покричите громко: АУ! А теперь тихо: ау!
Аналогично: как лает собака, мяукает кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакает лягушка, каркает ворона, блеет овечка, гогочет гусь.
4.Динамическая пауза «Прогулка в лес». Ходьба с высоким подниманием колен. Перешагиваем через высокую
траву, перепрыгиваем через лужу (прыгаем на двух ногах).
Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о!
Налетел ветерок: ф-ф-ф!
Сели мы с вами на пенечки-стульчики и вдруг увидели…
5.Игра «На лесной полянке».
…как на лесной полянке собрались лиса, волк, мишка и белочка. Решили они показать друг другу, как хорошо они умеют петь.
Лисонька запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и.
Запомнили, как пели звери? Какой звук пропела лиса? Какой звук пропел волк? Какой звук пропел мишка? Какой звук пропела белочка?
А какой звук скажете вы, когда придете к врачу, и он попросит показать горло? (Ааа!) Как вы откроете ротик? (Широко). Чем мы произносим звуки? (Ртом). Правильно, наш ротик – это домик для звуков. Посмотрите в зеркало:
В домике этом красные двери (что это за красные двери? – правильно, это губы).
Рядом с дверями – белые звери (что за белые звери? – это зубы).
Любят зверушки конфеты и плюшки ( А вы любите конфеты и булочки?)
А еще в нашем домике есть потолочек. Поднимите язычок вверх и потрогайте потолочек язычком.
6.Итог. Оценка деятельности детей.
Вспомните, какие звуки мы с вами сегодня произносили? Как рычали собаки? А как шипели змеи? и т.д.
Чем мы произносим все эти звуки?
Вам понравилось произносить разные звуки? Молодцы!
Занятие 5.
Тема: развитие слухового внимания и фонематического восприятия
Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков;
Оборудование: игрушки: паровоз, кукла, бычок, мышка; экран; ширма.
Ход занятия.
1.Дети стоят вокруг педагога.
Педагог тихим голосом предлагает сесть тем детям, чье имя будет названо ласково.
2.Игра «Паровозики гудят».
Сегодня к нам в гости приехал паровозик.
Педагог показывает детям игрушечный паровоз и читает рифмовку:
Паровозик наш бежит
И гудит, гудит, гудит –
У-у-у!
Ребята, как гудит паровозик?
Большой паровоз гудит громко: УУУ! Погудите, как большой паровоз.
А маленький паровозик гудит тихо: ууу! Как гудит маленький паровозик?
Ребята, какой звук мы с вами произносили? (Звук у). Правильно, молодцы. Чем мы его произносили? (Ротиком). Какие губки у нас с вами были? Губки были вытянутые, как трубочка.
3.Игра «Повторяй-ка».
Выбирается ребенок из группы. К нам в гости пришел мальчик Алеша. Однажды он пришел к врачу. (Педагог может надеть шапочку врача). Врач попросил Алешу открыть ротик, чтобы показать свое горло. Алеша открыл рот широко-широко, и сказал: А-а-а. Как говорил Алеша? (А-а-а). Как он открывал свой ротик? (Широко). Какой звук сказал Алеша? (звук а).
А еще у Алеши была маленькая сестренка Анечка. Появляется кукла. Анечка проснулась утром, увидела, что мамы нет рядом, и заплакала: а-а-а! Как плакала Анечка? (а-а-а). Давайте ее успокоим. Не плачь, Анечка, пришла к тебе мамочка и покачала: А-а-а… Ребята покачайте куклу по очереди. Дети качают куклу и произносят звук а.
Молодцы. Ребята, кто мне скажет, какой звук мы произносили? (Звук а). Чем мы его говорили? (Ротиком). Как был ротик открыт? (Широко).
4.Динамическая пауза «Паровозик».
Дети становятся друг за другом. Теперь вы стали паровозиком. Когда я буду гудеть, как паровоз: ууу! – паровозик едет – вы бежите друг за другом. А если я скажу звук А! – паровозик должен сразу же остановиться, и вы останавливаетесь.
5.Игра «Положим малышей спать».
Наши игрушки устали и захотели спать. Послушайте внимательно и запомните, какие колыбельные песенки я для них спою.
Кукла-куколка, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
А-а, а-а, а-а.
На кроватке спит бычок,
Он улегся на бочок:
У-у, у-у, у-у.
Какую колыбельную песенку я пела для куклы(а-а), бычка?
А теперь отгадайте, для кого я спою песенку? (Педагог закрывает рот экраном, медленно и четко произносит звуки: а, у).
6.Итог. Оценка деятельности детей.
Вспомните, какие звуки мы с вами сегодня произносили? Как гудел паровозик? А как плакала Анечка? и т.д.
Чем мы произносим все эти звуки?
Вам понравилось произносить разные звуки? Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха
Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха...
Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".
Краткосрочный образовательный проект по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...
Конспект занятия по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха.
Конспект подгруппового занятияв старшей группе для детей с нарушением слухапо развитию слухового восприятия, обучению произношениюУчителя-дефектолога Мешковой Л.Н.ГБДОУ № 133 Выборгского района Ц...
Методическая разработка. Конспект занятия по развитию слухового восприятия и речи в младшей группе для детей с нарушением слуха.
Одной из форм работы с детьми с нарушениями слуха являются индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Целью работы является усиление слухового компонента в слухо-...
Технологическая карта (конспект) занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению в группе компенсирующей направленности слабослышащих и позднооглохших детей по теме "Насекомые".
Данная публикация представляет собой технологическую карту занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению в группе компенсирующей направленности слабослышащих и позднооглохших д...
Конспект занятия по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха
Конспект индивидуального занятия для ребёнка 5 лет с нарушением слуха...
Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В статье рассматриваются особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, приёмы развития слухового восприятия, использующиеся в коррекционно-р...