Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Закрепление знаний детей о звуке, слоге, слове, о гласных и согласных звуках (твердых, мягких); закрепление умения определять положение звука в слове, находить звук, чаще встречающийся в стихотворении. Закрепление умения заменять слова путем замены одних звуков другими; закрепление умения работать со звуковыми схемами слов, умение производить звуко - буквенный анализ слов, продолжать совершенствовать чтение слогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_zvukov.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте
на тему: «Путешествие в страну звуков»
Программное содержание:
образовательные: закрепление знаний детей о звуке, слоге, слове, о гласных и согласных звуках (твердых, мягких); закрепление умения определять положение звука в слове, находить звук, чаще встречающийся в стихотворении. Закрепление умения заменять слова путем замены одних звуков другими; закрепление умения работать со звуковыми схемами слов, умение производить звуко - буквенный анализ слов, продолжать совершенствовать чтение слогов.
развивающие: развивать фонематический слух, грамматический строй речи. Продолжать развивать организационные умения: понимать цель задания, названную педагогом; работать по плану, предложенному педагогом; оценивать результат работы с помощью педагога, исправлять допущенные ошибки.
Развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи.
Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику.
воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, желание работать в коллективе, помогать друг другу.
Здоровьесберегающие: продолжать учить детей следить за своей осанкой; развивать органы дыхания: межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, укреплять диафрагму; правильно выполнять движения при игре с мячом.
Материалы к занятию:
демонстрационный: домики для звуков, материал для подготовки детей к обучению грамоте «Лесная Азбука».
раздаточный: листы с заданием для каждого ребенка (задание на определение место положения звука в слове, подбор звуковой схемы слова к определенной картинке), конверт с письмом, конверты с заданиями, мяч, карандаши зеленого, синего цвета, круги красного, синего, зеленого цвета для звуко – буквенного анализа.
- Ребята, сегодня к нам в группу почтальон принес письмо. Здесь написано, что оно детям группы «Солнышко» д/с №1.
-Давайте прочтем, что нам пишут: «Здравствуйте, ребята! Нам очень нравится с вами путешествовать! Мы с вами узнали очень многое и многому научились. Сегодня мы приглашаем вас в страну звуков, где вас ждут интересные задания и игры от нас. Мы уверенны, что вы справитесь, и выполните все задания. Вы очень способные, умные ребята! Удачи вам! Лисенок, Ежик, Мудрая Сова»
- Ну, что вы готовы отправиться в страну звуков? (Ответы детей)
-Сегодня в путешествие я предлагаю отправиться на воздушном шаре! Но с начало его необходимо надуть.
Дети встают в круг на ковре и повторяют за воспитателем:
- Воздух через нос легко вдыхается
И животик, словно, шарик, надувается.
Выдыхаем долго, сделав трубочкою рот
И сдувается, как шарик, наш живот.
- Вот мы и надули свои шары, а теперь полетели. (Дети идут по кругу)
- А теперь, подняли руки через стороны вверх, опустили со звуком Ш-Ш-Ш. Так наш шарик сдулся и приземлился на землю.
- Ребята, вот мы, и прилетели в страну звуков. (Дети осматриваются)
- Посмотрите, что это?
Дети подходят к мольберту, обращаю внимание на красный домик.
- Мы попали с вами на улицу Гласная. Почему она так называется? (Ответы детей)
- А на этой улице в этом красивом доме живут… Назовите жильцов этого дома. (Дети называют гласные звуки)
- Молодцы, ребята! Идем дальше.
Дети переходят к следующему мольберту.
- А теперь мы попадаем на другую улицу - Согласную. Здесь два домика. Ребята, как вы думаете, кто живет в синем домике? (Ответы детей)
- А кто живет в зеленом домике? (Ответы детей)
- Ребята, а чем звуки, которые живут на улице Гласная, отличаются от звуков улицы - Согласной? (гласные звуки поются, тянуться, а согласные произносятся коротко)
- Каждый звук обозначается определенной буквой. Ребята, скажите, чем звуки отличаются от букв? (Звуки - произносим и слышим, а буквы - видим и пишем)
- Звуки, хоть и живут на разных улицах, но они очень дружные и часто ходят, друг к другу в гости. Вот и сегодня они решили встретиться на лесной полянке и вместе с лесными жителями поиграть с нами.
- Согласный твердый звук [К] встретился с гласным звуком [А]. Что получилось? (Ответы детей)
- Правильно, слог [КА].
- Посмотрите и найдите изображения предметов в названиях, которых слышится слог [КА]? (Бабочка)
- Сколько слогов в этом слове? (три слога)
Воспитатель выставляет карточки со слогом [ПА]
- А теперь посмотрите и скажите, какие звуки встретились на лесной полянке? ( На лесной полянке встретились согласный твердый звук [П] и гласный звук [А])
- Давайте прочитаем этот слог.
Дети читают слог.
- Посмотрите и найдите изображение предмета в названии, которого слышится слог [ПА]? (Черепаха)
- Сколько слогов в этом слове? (четыре слога)
Воспитатель выставляет карточки со слогом [УТ]
- Посмотрите и скажите, какие звуки встретились на лесной полянке?
( На лесной полянке встретились гласный звук [У] и согласный твердый звук [Т]).
- Давайте прочитаем этот слог.
Дети читают слог.
- Найдите изображение предмета в названии, которого слышится слог [УТ]? (Утка)
- Сколько слогов в этом слове слышится? (два слога)
-Молодцы, ребята! Но нам надо идти дальше.
Дети проходят за столы.
- Ребята, посмотрите здесь конверт от Лисенка. Да, здесь стихотворение, которое сочинил сам Лисенок. Как интересно!
Воспитатель читает:
- Вот сколько слов я сумею назвать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковер,
Кладовка, калитка, комод, коридор.
Ребята, ответьте мне на вопрос
Что общего у всех этих названных слов? (Все слова начинаются со звука [К])
- Лисенок пишет, что мы попали на улицу «Карамельки». И название улицы на которую мы попали начинается со звука…? (Ответы детей)
- Лисенок предлагает нам выполнить очень интересное задание.
- Ребята, вам необходимо под каждой картинкой закрасить клеточку в соответствии с положением звука [К] в слове (в начале, середине, конце).
- Каким цветом обозначается этот звук? Почему? (синим)
- Правильно, синим карандашом вы закрашиваете соответствующие клеточки.
Дети выполняют задание.
- Молодцы, справились с заданием! А сейчас я предлагаю вам отправиться на улицу «Играйка» и поиграть в интересную игру.
Дети проходят на ковер, встают в круг.
- Сейчас я буду называть каждому из вас слово, а вы называть это слово наоборот, т.е. поменять слоги местами, например, и: « Ла-па – па-ла, ка-ша – ша-ка, му-ха – ха-му, Ма-ша – ша-ма, ко-ра – ра-ко, но-га – га-но, ра-ма – ма-ра, ши-на – на-ши, Па-ша – ша-па, ма-ма –ма-ма, но-ты –ты-но, ру-ка – ка-ру»
- Поиграли, отдохнули! Отправляемся дальше!
Дети проходят за столы.
- Мы попали на улицу «Загадочная» и здесь конверт.
- Ребята, здесь задание от Ежика – он приготовил нам загадки. Послушайте внимательно загадку и отгадайте ее:
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это - … (Кот)
- Правильно! А теперь Ежик предлагает вам выложить звуковую схему слова «кот», используя цветные круги.
Дети выкладывают слово, используя цветные круги для обозначения звуков.
- Сколько звуков в слове «кот»? Назовите их. (Ответы детей)
- Сколько слогов? (Ответы детей)
- Назовите первый звук? Почему? (Ответы детей)
- А второй (третий) звук? Почему? (Ответы детей)
- А сейчас послушайте и отгадайте следующую загадку:
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит? (Петух)
- Правильно! Выложите звуковую схему слова «петух», используя цветные круги.
Дети выкладывают слово, используя цветные круги для обозначения звуков.
- Сколько звуков в слове «петух»? Назовите их. (Ответы детей)
- Сколько слогов? (Ответы детей)
- Назовите первый звук? Почему? (Ответы детей)
- А второй (третий) звук? Почему? (Ответы детей)
- Молодцы, ребята! А сейчас мы немного отдохнем, поиграем в игру «Назови ласково».
Дети выходят на ковер и встают в круг.
- Я буду говорить слова со звуком [Ы] в конце слова, а вы будете называть их ласково, чтобы в конце слова появился звук [И]: зонты – зонтики, мосты – мостики, котлы – котелки, усы – усики, носы – носики, кусты – кустики, рыбы – рыбки, горы – горки, норы – норки, лапы – лапки, грибы – грибочки, блины –блинчики, зубы – зубки, цветы – цветочки.
Воспитатель называет слово и бросает мячик каждому ребенку по очереди.
- Молодцы! Наше путешествие продолжается, и мы отправляемся дальше.
Дети проходят за столы.
- Ребята, мы находимся на улице «Угадайка». И следующее задание нам приготовила Мудрая Сова. Перед вами на столе карточки с изображениями предметов и звуковой схемы слова. Определите, к какому слову она относится, и соедините линией.
Дети выполняют задание.
- Молодцы, ребята! Все задания выполнили, со всем справились. Пришло время возвращаться в детский сад.
Дети проходят на ковер.
- На чем, мы прилетели в страну звуков? (На воздушном шаре)
- Сейчас мы надуем свои воздушные шары и полетим в наш детский сад!
Дети встают в круг на ковре и повторяют за воспитателем:
Воздух через нос легко вдыхается
И животик, словно, шарик, надувается.
Выдыхаем долго, сделав трубочкою рот
И сдувается, как шарик, наш живот.
Вот мы и надули свои шары, а теперь полетели. (Дети идут по кругу)
- А теперь, подняли руки через стороны вверх, опустили со звуком Ш-Ш-Ш. Так наш шарик с дулся и приземлился на землю.
- Вот мы и в нашем детском саду, в нашей группе. Понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей)
- В какой стране мы сегодня побывали? (Ответы детей)
- Какие звуки живут в этой стране? (Ответы детей)
- Задание, какого героя вам больше всего понравилось? (Ответы детей)
- А какое задание вам показалось сложным? (Ответы детей)
- В какие игры мы играли? (Ответы детей)
- Вы сегодня все очень хорошо работали! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе
конспект по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе...
Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»
Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...
Конспект итоговой образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе "В стране красивой речи"
Чему научились дети старшей группы за год? Что узнали нового? Насколько они готовы к школе? Ответом на эти вопросы может стать итоговая НОД....
Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»
Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...
Конспект занятияпо развитию речи «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака».
Занятие проводила с детьми средней группы. Тема занятия «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака». Разрабатывая данный конспект занятия я прежде всего учитывала во...
Конспект по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок»
Конспект развлечение по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок»Задачи: -Учить называть слова с заданным звуком.- Развивать интонационную выразите...
Конспект по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе . Тема «Волшебница – зима»
Цель: Вовлечь детей в игровую деятельность. Уточнить знания детей о признаках зимы, по средствам понимания простейших причинно - следственных связей, через развитие речевой активности и акти...